Школа 古流/流派

Тэнсинсё дэн Катори Синто рю 天真正伝香取神道流 - одна из старейших и важнейших школ боевых искусств (корю 古流 или рю 流派 ), сохранившаяся до наших дней. Это боевая доктрина, внедренная О-сэнсэем  Иидзаса Тёисай Иэнао 飯篠長威斎家直 в эпоху сёгуна Асикага Ёсимаса 足利義政 (1449 – 1472 годы). Школа всегда славилась мастерством учеников и особой точностью выполнения техник. В 1960 году она признана Национальным нематериальным достоянием японской культуры в префектуре Тиба 無形文化財.

В основе учения лежат принципы Буддизма 仏教 и Синтоизма 神道, а также Миккё 密教 школы Сингон 真言. Последователям, занимавшимся в школе, с самого начала не дозволялось сражаться с другими людьми или принимать вызов на поединок. Это правило соблюдается и по сей день. Высшим видом победы в стиле Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю является умение победить соперника, не применяя оружие.

Система подготовки по-прежнему чрезвычайно строга, а действующие правила необычны даже по японским меркам. Череда иэмото 家元 или сокэ 宗家, возглавлявших эту организацию, не прерывалась с самого ее основания. Число последователей в самой Японии невелико, что объясняется суровыми критериями отбора и необходимостью много времени уделять тренировкам. Однако, школа неимоверно популярна у иностранцев.

С самого основания Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю была закрытой организацией, и все ученики давали клятву хранить ее тайны. Сохранение секретов предусматривает и система обучения. Перед поступлением последователь клянется на крови (кэпан 血判), что будет смиренно выполнять все требования сэнсэя, и заверяет, что долгие годы жизни готов неустанно стремиться к тому, чтобы стать подлинным мастером фехтования. Поэтому в школе нет ни одного последователя, который по своему потенциалу не мог бы стать истинным мастером.

Предусмотрены три уровня подготовки. По окончании каждого из этих уровней последователю вручается свиток, подтверждающий его мастерство.

Тэнсинсё-дэн Катори Синто-рю является сого-будзюцу - комплексной боевой системой с обширной учебной программой. Техники включют  иайдзюцу 居合術 (мгновенное извлечение меча и моментальное нанесение удара), кэндзюцу 剣術 (техника владения длинным мечом), бодзюцу 棒術 (техника работы с длинным шестом), нагинатадзюцу 長刀術 (техника владения японской глефой или совней), кодатидзюцу 小太刀 (техника короткого меча), рёто 両刀 (техника использования двух мечей), содзюцу 槍術 (техника работы с копьем яри), сюрикэндзюцу 手裏剣術 (техника метания заточенных металлических сюрикэнов) и яварадзюцу (дословно: искусство гибкости - техника рукопашного боя). Кроме того, рю также включает: синобидзюцу 忍術 (техники и подготовительные работы для противодействия шпионажу и скрытному проникновению), тикудзёдзюцу 築城術 (изучение фортификации), сэндзёдзюцу 戦術 (тактики сражения); и эзотерические техники, такие как тэнмон тиригаку (геоматическое гадание) и ин-ё кигаку (дословно: «изучение инь-ян» - эзотерические практики, включающие изучение взаимодействие природных сил вселенной, а также искусство исцеления).

Исследования некоторых старых записей школы показывают, что не только различные разделы учебной программы, но также и целые системы оружия, такие как нагамакидзюцу 長巻 (боевые техники с нагамаки), тэссэндзюцу 鉄扇術 (боевые техники со стальным веером) и кюдзюцу (боевые техники стрельбы из лука) - были утеряны за её почти шестисотлетнюю историю.

Отакэ Рисукэ-сэнсэй неоднократно повторял, что, однажды утраченные, такие техники не могут быть возрождены, так как кудэн (передача - «устные инструкции»), которые придают формам жизнь, никогда не могут быть восстановлены, вне зависимости от того, насколько полные письменные описания техник сохранились. Отакэ Рисукэ-сэнсэй придерживается взгляда, что рю была создана в своей целостности в первом поколении, и каждая ката несет своего рода божественный и духовный смысл, дарованный ей происхождением от ками.

Эта духовная сила сохраняется только посредством непосредственной передачи от учителя к ученику. Кудэн всегда расценивался как нечто большее, чем сам факт передачи: это духовное начало, передаваемое от сердца учителя к сердцу ученика. Однако, учитывая, что документы рю из различных исторических периодов включают различное количество ката, различную организацию учебного процесса и даже оружие, определённо, что рю, в своей нынешней форме, возможно не была полностью описана О-сэнсэем Иидзаса Тёисаем Иэнао. Скорее всего, последующие поколения могли разработать свои собственные ката и тренировочные методы и включить их в свои линии школы.

Большинство ката Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю более длинные по сравнению с формами других сохранившихся рю, и объединяют огромное количество различных техник, необходимых для полной подготовки к битве. Движения очень быстрые, требующие хорошей выносливости, но, в то же время, выносливость сочетается с «гибкой» силой, скорее подобной бамбуку, чем дубу (из которого сделано большинство учебного оружия). Учитывая, что ката Тэнсинсё-дэн Катори Синто-рю являются наиболее хитроумными и сложными из когда-либо созданных, невозможно представить, что О-сэнсэй Иидзаса Тёисай Иэнао создал эту методику самостоятельно. Исследователь старых школ Японии  Эллис Амдур в частности пишет, что такое предположение «это как если бы нарезной мушкет предшествовал гладкоствольному».

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю 天真正伝香取神道流 также является своеобразной протошколой. На протяжении столетий в рамках этой боевой традиции формировались многие знаменитые стили боевых искусств, а еще ряд корю испытали заметное влияние этой школы. На картинке приведено генеалогическое древо традиционных школ:

Ниже перечислены важнейшие стили, которые, как считается, сформировались в том числе и на основе Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю 天真正伝香取神道流, а также основатели этих рю:

Синкагэ-рю 新陰流

Камиидзуми Исэ-но-ками Фудзивара-но-Нобуцуна 上泉伊勢守藤原信綱
Касима синто-рю 鹿島新当流 Цукахара Бокудэн Токомото 塚原卜伝高幹
Тэндо-рю 天道流 или Тэн-рю 天流 Сайто Дэнкибо Кацухидэ 斎藤伝鬼坊 (斉藤伝鬼房勝秀(忠秀)
Дзигэн-рю 示現流 Того Сигэкура Бидзэн но Ками 東郷肥前守重位
Хонма синто-рю 本間流  Хонма Масаёси 正义
Арима синто-рю 有馬新当流   Арима Мотонобу 有馬乾信 
Синдо мусо-рю 神道夢想流 Мусо Гонносукэ Кацуёси 夢想權之助勝吉
Мидзин-рю 微尘流  Нэгиси Токаку 根岸兎角
Ходзёин-рю 宝蔵院流  Ходзёин Какузембо Инэй 宝蔵院覚禅房胤栄
Иппа-рю 一羽流  Мороока Иппасай Кагэхиса (Цунэнари) 師岡一羽斎常成
Тэнсин сё-рю 天真正流  Кимура Яхэйдзи Нюдо 木村入道
Итто-рю 一刀流 Ито Иттосай Кагэхиса (Итто Байтукэн) 伊藤一刀斎景久
Синдо мунэн-рю 神道無念流  Фукуй Хёэмон Ёсихира 福井兵右衛門嘉平 

 

Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@katori.ru