Маричи-дэва 摩利支天

Мариситэн 摩利支天 (Маричи मरीचि) – Богиня Света, дочь Брахмы, одна из богов-дэва, издавна почиталась среди индийского народа. В буддизме она стала богиней-охранительницей.

Маричи - одно из проявлений  бодхисаттвы Тары,  богиня солнечного света и рассвета, супруга йидама Хаягривы в северном буддизме.   Тара — это женский принцип Будды, проявление мудрости и действенного сострадания всех Просветленных. Её благословение помогает развить доброту и любовь ко всем живым существам. Когда наш ум наполняется любовью, сорадостью и состраданием, переживается естественный покой и счастье, меняется мировосприятие, и жизнь наполянется глубоким смыслом.

В индуистской, буддийской и даосской тантре Маричи Деви олицетворяла рассвет и солнечный свет в целом: «Одетая в солнце, открывающая себя только мудрым, несущаяся по небу в повозке запряженной семью белыми свиньями, с различным оружием в шести руках». В Индии Маричи ассоциировалась с созвездием Большой Медведицы.  В индо-тибетском буддизме Маричи указывается обычно как супруга Хаягривы.  Хаягрива (санскр. hayagrIva, тиб. rta mgrin – букв. «Имеющий шею лошади», «С лошадиной шеей», или тиб. rta zhal – букв. «Лошадинолицый») – йидам и дхармапала в буддизме Ваджраяны.  Хаягрива относится к генезису Будды Амитабхи, считается гневным аспектом Будды Амитабхи, проявлением Падма-Херуки.  Один из эпитетов Хаягривы – Могущественный Лотос (тиб. pad ma dbang, pad ma dbang chen). В индо-тибетском (центральноазиатском) буддизме Маричи, или по-тибетски Одсер Чен-ма, считается Богиней рассвета, которую призывают на восходе солнца или в начале путешествия. Считается, что она защищает в дороге, оберегает от воров и бандитов. Так же, если жизненная энергия человека (тиб. La) была украдена каким-нибудь существом, Одсер Чен-ма поможет вернуть и восстановить ее.

В дальневостояном буддизме культ Маричи претерпел множество изменений и приобрел новое значение: покровительница боевых искусств. Так в Китае она была идентифицирована с Доу-Му - Матерью Большой Колесницы и Северной звезды, обладавшей воинским началом".  Даосы, отдавая должное эклектичности данного культа, использовали как имя Mo-li-chiH или Mo-li-zhi (Маричи) так и имя Chun-ti (Чанди - по ассоциации с Дургой Деви). Обеим формам совершались ритулы вплоть до китайской революции 1949 года. Но и сейчас они могут быть встречены в китайских буддийских храмах и даосских святилищах везде где по миру встречаются китайские общины...».

Пройдя через Тибет и Китай культ Хаягривы и Маричи дошел до Японии, где  Хаягрива - одна из ипостасей Боддхисаттвы Авалокитешвары (у японцев - Каннон 馬頭観音) - называется  Бату Каннон. Он предстает  в гневной форме, с оружием и иногда с лошадиной головой. Бату Каннон в японском буддизме также связан с Мариситэн. Средневековые японцы восприняли Маричи как божество войны, известны ее изображения в обличии мужчины с тремя ликами, восседающего на диком кабане. Именно в этом статусе она упоминается в клятве храма Катори: «Я обязуюсь неукоснительно следовать вышеуказанным статьям. Если я нарушу любую из этих статей, пусть покарает меня божество Мариситэн».  Из статьи А.М. Горбылева: «В настоящее время семья Иидзаса проживая на расстоянии около 1 километра к югу от храма Катори, где также расположен буддийский храм божеству Мариситэнсон (Маричи-дэва), которое с древних времен было воинским божеством и божеством-хранителем рода Иидзаса.»

Воины поклонялись Грозной Мариситэн, почитая ее как охраняющее божество. Были даже особые надписи вроде «Наму Мариситэн», которые в качестве заговора гравировались на мечах. До сих пор существует школа Тайси-рю кэндзюцу, основанная полководцем эпохи Воюющих Княжеств Марумэ Нагаёси. Тренировки и показательные выступления этой школы начинаются с чтения сутры Мариситэн.

Считалось, что молитвы Маричи дают верующему способность делать свое тело невидимым для чужих глаз. Невидимость не позволяет врагу схватить лазутчика, защищает от различных ран, травм и повреждений, а вера в Мариситэн ускоряет исполнение желаний и достижение целей. Чтобы получить от божества защиту и способность к невидимости подвижники школы Сингон предавались различным аскетическим практикам и молитвам. В городе Кога есть храм Абурахи-дзиндзя где местное божество является аватарой Мариситэн. Храм был популярен и среди буси и среди ниндзя.

В сборнике тайных наставлений ниндзя Ига и Кога – Бансэнсюкай, описан обряд для обретения невидимости «Онгё но дайдзи» включающий в себя чтение мантры Мариситэн «Ом Анити Мариси Эй Совака».

Конечно же, этот способ не позволяет на самом деле делать свое тело невидимым, тем не менее, не представляет сомнений, что совершение данной религиозной церемонии становится спусковым крючком, заставляющим сознание претерпевать некие изменения, трактуемые как переход из обыденного мира в некую трансцендентность.

Маричи изображается с телом желтого цвета, в Состоянии Радости (санск. Самбхогакая), у нее одно лицо и две руки; правая рука в мудрее высшего даяния протянута вперед, левая — спокойно держит сосуд с нектаром у основания тела. Спокойная, улыбающаяся, юная, она украшена развевающимися разноцветными шелками золотыми драгоценными украшениями — золотой короной и прочими знаками Бодхисаттвы; сидит на цветке лотоса, слегка вытянув правую ногу. Часто можно встретить изображения Маричи, где она едет в колеснице, запряженной семью кабанами. Она может изображаться в трехголовой форме, как супруга Хаягривы (яп. Бато Каннон). Цвет лица красный, жёлтый, или белый, в руках со стрелами, головой лошади, молитвенным колесом, мечом, также в с тремя глазами.

В Японии Богиня Маричи обычно изображается как красивая женщина, стоящая на цветке лотоса или как  гневное божество верхом на диком кабане, или как наездница на огненной колеснице с семью дикими кабанами.  У нее может быть одно, три, пять или шесть лиц и две, шесть, восемь, десять или двенадцать рук и  три глаза.






 

Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@katori.ru