Школы Будзюцу 武術

К XVII веку существовало более сотни различных будзюцу 武術 (じゅつ). Понятие бу уже в самых ранних японских текстах использовалось для обозначения военной области. Например, оно входит в состав таких слов, как буси 武士 (военная аристократия) и букэ сёйдзи 武家政治 (военное правление). Существует термин «бугэй» 武芸, буквально «военное искусство». Дзюцу примерно можно перевести как «метод», «искусство», «техника».

В Японии существовало много разнообразных видов оружия и вариантов его использования, из которых составлялись отдельные специализации, а слово дзюцу являлось составной частью названия каждой специализации. Например, специализация кэндзюцу 剣術, искусство владения мечом, состоит из слов дзюцу («искусство») и кэн («меч»). По принятой в современной Японии классификации, все боевые искусства делятся на традиционные воинские искусства 古流武術 корю будзюцу и так называемые современные боевые искусства 现代武道 (現代武道) гэндай будо. В целом в зависимости от специфики предмета канонизации их можно условно разделить на десять групп:

1. Гунпо    (буквально: «законы войны») - военная стратегия и оперативно-тактическое искусство :

  • Хэйхо 兵法 - военная стратегия
  • Сэндзёдзюцу или сэндзюцу 戦術 - тактика, управление и маневрирование войсками на поле боя
  • Сурэн 修練 - подготовка и тренировка войск (перемещения, построения, разбивка лагеря)
  • Гунгаку 軍学  - военное искусство как наука (теория военного искусства, изучение его принципов и природы)

Сюда же следует отнести и некоторые гораздо менее масштабные, но очень важные дисциплины, канонизированные в некоторых школах будзюцу:

  • Гумбай 軍配 (буквально «веер полководца») - управление войсками на поле боя при помощи полководческого веера
  • Гункай , дзинкай 陣貝, гунра, хорагай 法螺貝 - использование специальных раковин для подачи сигналов на поле боя

2. Суйгун - ведение войны на воде:

  • Сэнгунпо 戦軍法 - тактика морского боя
  • Сосэнпо - - подготовка и тренировка экипажей боевых кораблей
  • Суйгаку - искусство ведения военных действий на воде как наука

3. Тикудзёдзюцу 築城術 - фортификация:

Построение крепостей, замков, полевых укреплений, выбор подходящих мест для строительства при помощи гадания (фусуй 風水) и так далее.

4. Ниндзюцу 忍術 или нинпо 忍法 - военный шпионаж и разведка:

Полный набор методов агентурной (тёхо, кантё) и войсковой (сэкко) разведки, методы организации диверсий, тайных убийств. В состав ниндзюцу входит и целый ряд вспомогательных, но в то же время достаточно самостоятельных дисциплин:

  • Дзинтонпо 人遁法 - методы становиться невидимым
  • Синоби-ири 忍び入り- проникновение во вражеский лагерь
  • Интондзюцу 隠遁術 - методы ускользания от погони
  • Хэнсёдзюцу 変装術 - мастерство маскировки, персонации и внедрения
  • Каякудзюцу 火薬術 - (буквально искусство пороха) - использование огнестрельное оружия, пороха и взрывчатых веществ
  • Боряку 謀略 - тактика
  • Тохо 諜報 - буквально «секретная информация» - шпионаж
  • Суирэн 水練 - подготовка в воде
  • Тэнмон 天文/天門 - метеорология
  • Тимон 地文/地門 - география

5. Рукопашный бой без оружия:

Будзюцу, связанные с борьбой без оружия, ввиду большого количества элементов классифицировать особенно трудно.

Борьба без оружия без одежды:

Сюда входит лишь один элемент - борьба сумо
相撲. В древней Японии борьба была довольно примитивной.

Номи-но Сукунэ прибыл из Идзумо, и ему и Тайма-но Кэхая немедленно повелели бороться. Эти мужи встали друг напротив друга. Оба подняли ноги и пнули друг друга. И Номи-но Сукунэ сломал ударом ребра Кэхая, и ещё раз ударил и сломал ему поясницу. Посему земля Тайма-но Кэхая была захвачена и целиком отдана Номи-но Сукунэ.  «Нихонги» («Анналы Японии»)

Подобные состязания в «Нихонги» называются тикара-курабэ 力比べ — «соизмерение сил». Именно сила, а не техника и ловкость определяли победителя в схватке. В V—VI веках на основе тикара-курабэ сложилась популярная и ныне борьба гигантов — сумо, а точнее — его ранний вариант сумаи. К периоду Нара эта борьба получила широкое распространение. Именно к этому времени относятся достоверные сведения о проведении состязаний по сумо. Что касается техники тогдашнего сумо, то она, по-видимому, была довольно примитивна и включала в себя в основном толчки, сбивы, заваливания. Упор делался на силу. Борцы стремились путём специальной диеты увеличить собственный вес и, судя по изображениям, им это удавалось даже в те далекие, не вполне обеспеченные времена. На турнирах удары перестали применяться из-за их чрезвычайной опасности для здоровья, но в реальном бою борцы часто применяли удары руками и толчковый удар пяткой вперед. Так как победа в ритуальной схватке присуждалась борцу, бросившему противника наземь, то борьба в партере не велась и, соответственно, не изучалась.

Кумиути 組討 / 組打- борьба без оружия в доспехах; в зависимости от типа используемых доспехов и методов борьбы делится на:

  • Ёрои-кумиути 組討 / 組打. Примерно с X века, параллельно со становлением военного сословия самураев начала складываться специальная боевая система борьбы в доспехах — ёрои-кумиути (кумиути, ёрои-гуми). Во многом она походила на сумо — те же толчки и сваливания. Это легко объяснимо, ведь бойцы в сражениях носили доспехи, тяжесть которых с успехом заменяла искусственно нагнанный вес сумоиста. Да и громоздкие, похожие на коробки панцири мешали брать удобный захват. Тем не менее техника ёрои-кумиути была намного богаче. Здесь не было условных ограничений как в сумо — вести борьбу только стоя, ни в коем случае не падать на землю, не применять удары и оружие. Бойцы были вольны использовать любые приемы и способы — важен был лишь результат. Приемы ёрои-кумиути использовались во всех случаях, когда воин терял оружие — ронял его, ломал и т. п. В битвах X—XIII веков бой начинался с перестрелки из луков, за которой следовала встречная атака и противники тут же оказывались на земле. Меч в такой ситуации использовать было очень сложно — его попросту некогда было вынимать из ножен. Поэтому ёрои-кумиути пользовалось в те дни гораздо большим почётом, чем фехтование на больших мечах-тати. Зато короткий меч-кодати или кинжал-танто обладали большой популярностью, так как ими можно было воспользоваться в бою в стиле ёрои-кумиути. Основу ёрои-кумиути составляли различные борцовские приемы — захваты, броски, заломы, удушения — позволявшие эффективно вести бой с вооружённым и одетым в доспехи противником. При случае воины могли также использовать удары руками и ногами, но только как вспомогательное оружие — о вражеский доспех было проще отбить руку или ногу, чем нанести какой-нибудь вред. Главным в ёрои-кумиути было правильное использование бедер и силы конечностей. Достигалось это при помощи специального обоюдного симметричного захвата, который назывался ёцу-гуми — «четверное сцепление». В ёцу-гуми оба бойца плотно обхватывали друг друга, не хватаясь при этом руками за пластины доспехов. Такой захват помогал воину сохранять равновесие и мобильность и позволял эффективно контролировать действия противника.В любой удобный момент один или оба бойца были готовы мгновенно обнажить короткий меч или специальный кинжал для пробивания доспехов, называвшийся ёрои-доси. Ёрои-доси носили заткнутым за пояс на правом бедре, выхватывали его обычно левой рукой. Требовалось замечательное умение, чтобы контролировать противника одной рукой и поддерживать равновесие, пока вторая извлекала кинжал из ножен и пыталась поразить уязвимую, не прикрытую доспехами часть тела противника. Сделать это в свалке было крайне трудно, так как требовалось попасть в маленькую щель между пластинами, да ещё под строго определённым углом. В ёрои-кумиути часто применялись разнообразные броски с падением, в которых боец стремился использовать вес собственного тела и тяжесть доспехов, чтобы опрокинуть противника на землю. После броска он стремился навалиться всей массой сверху и использовал удержание, чтобы обессилить врага, а затем прикончить ударом кинжала. Мастера ёрои-кумиути стремились к максимально эффективному использованию особенностей конструкции японского доспеха. Так, при нападении сзади рывком за козырек шлема вверх, когда задняя пластина упиралась в основание шеи, можно было легко сломать шейные позвонки. Металлическое кольцо для крепления колчана на задней пластине панциря применялось в качестве удобной рукоятки при бросках через бедро. Как видно из описания техники ёрои-кумиути, этот вид борьбы был рассчитан в основном на столкновение один на один. В те времена, в X—XIII веках, сражения, как правило, превращались в колоссальные турниры с традиционными громогласными провозглашениями родословных, с театральными вызовами на бой. Самураи считали ниже своего достоинства сражаться с противником, не назвавшим своего имени и не имеющим благородного происхождения, не желали унижаться до того, чтобы убивать врага скопом, когда невозможно определить, кто же проявил большую доблесть в сражении. Все это предопределило специфический характер ёрои-кумиути как искусства побеждать в рукопашном поединке в доспехах. Его последователи не задумывались о необходимости предохраняться от нападения сзади. Сцепляясь с противником, они уже не могли реагировать на действия других противников… И зачастую оказывались жертвами этих недосмотров. На протяжении очень долгого времени — примерно с XI по XVI века — ёрои-кумиути являлось главной формой борьбы без оружия, но канонизировано оно было довольно поздно — в XIV—XV веках. Хотя ёрои-кумиути вошло в программу многих школ будзюцу, за первенство в его канонизации спорят две школы: Мусо тёкудэн-рю, по преданию основанная ещё в XIII веке легендарным буддийским монахом Икэйбо Тёхэн, и Цуцуми Ходзан-рю, созданная в XIV веке мастером по имени Цуцуми Ямасиро-но-ками Ходзан, учеником полу-легендарного основателя японских будзюцу дзэнского монаха Дзиона, которому принадлежит создание школы Нэн-рю.
  • Каттю-гуми 甲冑茱萸 -  искусство борьбы в тяжелых доспехах
  • Когусоку 小具足腰之廻 (коси-но-мавари) - борьба в легком доспехе когусоку. Начиная с середины XVI века японское искусство рукопашного боя без оружия претерпевает революционные изменения. Это было предопределено многими факторами. Изменился общий характер ведения боевых действий. Сражение этого периода — уже не грандиозный турнир, а столкновение армий, где роль индивидуального воина отходит на второй план перед коллективными действиями. Здесь никто не откликается на вызов на поединок, стальная конная масса попросту давит воина-одиночку, а стена копейщиков во мгновение ока превращает его в решето. Нападения сзади, вдесятером на одного становятся обычным делом. По сравнению с предыдущим периодом резко возросла численность армий, которые теперь комплектуются не только из благородных буси, но и из простолюдинов. Рост количества воинов в сочетании с новой маневренной тактикой ведут к изменению защитного вооружения, которое должно стать легче и дешевле. И в XVI веке появляется облегченный чешуйчатый доспех гусоку работы знаменитого мастера Мацунага Хисасигэ. Широкое распространение получает его сокращенная форма когусоку, состоящая только из грудной пластины, набедренника, наголенников и наручей, служившая для экипировки полчищ рядовых солдат-пехотинцев асигару («легконогие»). В результате всех этих перемен складывается новая система рукопашного боя в облегченном доспехе когусоку, известная под названиями когусоку и коси-но мавари («окружающее поясницу»). По сравнению с ёрои-кумиути арсенал когусоку был гораздо шире. Здесь и знакомые нам по дзюдо и айкидо броски через бедро, спину, плечо; оригинальные перевороты противника вниз головой с последующим опусканием черепом на мостовую; разнообразные подсечки; болевые приемы на локоть и колено, шейные позвонки. В когусоку уже довольно широко применялись удары, рассчитанные на поражение не прикрытых доспехом частей тела — почек (круговой удар кулаком в обход туловища), паха (удар типа «апперкот» под «юбку» доспеха), колена (удар ребром стопы) и т. п. Изобретение когусоку приписывается Такэноути Хисамори, который был силен духом, но мал ростом и слаб телом, а потому мечтал научиться побеждать более сильных и рослых противников за счёт ловкости и техники. Когусоку в тот период не вытеснило ёрои-кумиути, поскольку самураи высших рангов по-прежнему носили тяжелые доспехи, способные защитить даже от мушкетной пули. В результате многие школы бу-дзюцу ввели в свою программу оба этих вида рукопашного боя. Примером такой системы является известная школа Ягю Синган-рю, где четко разграничивается уровень асигару — когусоку, и уровень буси — ёрои-кумиути, а кроме того имеется ещё и дзю-дзюцу — то есть искусство ведения боя без оружия (или с малыми подручными видами оружия) и без доспехов, но это уже следующий этап эволюции японской борьбы.

Борьба без оружия в одежде:

Дзюдзюцу 柔術 - собственно японские методы борьбы. С окончанием междоусобных войн в начале XVII века в Японии установился долгожданный мир, и доспехи были навсегда уложены в сундуки. Это вызвало подлинную революцию в мире искусства боя без оружия. Все ограничения, связанные с ведением боя верхом, в доспехах, ушли в прошлое, и взгляду мастеров борьбы открылись невиданные доселе просторы бесчисленных интерпретаций. XVII век стал временем активного осмысления опыта, накопленного за долгие годы войн. Совершенствовалась техника борьбы, создавались фундаментальные теоретические работы по будзюцу. В результате родилась новая, изощренная система боя голыми руками, получившая имя дзюдзюцу (известна также под названиями явара, вадзюцу, тайдзюцу и т. п.) Это название, буквально обозначающее «искусство мягкости», полно глубокого смысла. В основу дзюдзюцу легла идея одоления противника — безоружного или вооружённого — при помощи упругой податливости, а не силы. Мастер дзю-дзюцу никогда не истощает в борьбе своих сил, а напротив старается измотать врага, чтобы легче было его победить. Он заставляет его делать резкие движения и ловко уворачивается от них. Не ставя жестких блоков, он проворно отступает, в результате противник, не встретив препятствия и повинуясь закону инерции, подается вперед. Пропустить силу противника мимо или перенаправить её, а когда она истощится, добавить своё усилие — вот сущность дзюдзюцу. Легенды утверждают, что впервые сформулировал принцип мягкой податливости врач из Нагасаки по имени Акаяма Сиробэй (в другой версии — Миура Ёсин), который в течение ряда лет изучал в Китае традиционную медицину. Там он познакомился с техникой бросков, болевых приемов и ударов системы, которую он называл хакуда. Вернувшись на родину, он основал частную школу боевого искусства, где начал преподавание техники хакуда. Однако монотонность тренировок привела к тому, что вскоре почти все ученики отвернулись от Акаямы. Через четыре года после открытия своего додзё врач закрыл его и удалился в буддийский монастырь для стодневной медитации. Как рассказывает легенда, однажды ранним морозным утром Акаяма вышел прогуляться в сад. Здесь его внимание привлекла замечательная картина: накануне выпал обильный снег, и у многих деревьев были сломаны ветви, только ива (по другим источникам — сакура) стояла как ни в чём не бывало — тяжелые комья снега просто соскальзывали с её упругих ветвей. Говорят, Акаяма при виде неповрежденных ветвей ивы пережил озарение. В один миг он понял, что противостоять силе силой бесполезно и губительно, нужно уклоняться от атаки, перенаправлять силу и использовать её себе на пользу. Этот всеобъемлющий принцип одоления силы мягкостью и податливостью лег в основу дальнейших исследований мастера, который вскоре сумел увеличить арсенал своей системы до 300 (по другим данным — до 70) приемов и создать свою собственную школу, которая после смерти учителя получила название Ёсин-рю:

  • Хобаку - методы захвата противника живьем в плен
  • Явара или дзю - «мягкая» борьба
  • Торидэ - буквально «хватающие руки», полицейская подсистема
  • Айкидзюцу 合気柔術 - разновидность дзюдзюцу, основанная на использовании внутренней энергии ки, боевая техника, являющаяся предшественником айкидо. Старинные документы говорят, что исходное айкидзюцу было разработано Минамото-но Ёсимицу 源義光 (1045 — 1127 годы), также известным как Синра Сабуро 新羅三郎, потомком в шестом поколении императора Сэйва 勢和天皇. В то время семья Минамото 源氏 была одним из главных правящих кланов Японии, и из неё вышли многие известные бойцы и правители. Хотя история приписывает создание айкидзюцу Ёсимицу, а некоторые источники и его старшему брату Ёсииэ, по всей видимости эта боевая система уже существовала ранее внутри клана, а братья её усовершенствовали и систематизировали. В старых документах говорится, что развитию айкидзюцу способствовало проводившееся Ёсимицу и его братом исследование на трупах строения костей и функционирования тела человека. Старший сын Ёсимицу, Ёсикиё, переехал в район, известный под названием Кай, основав новую ветвь семьи — «Кай Гэндзи Такэда». Семья Такэда 武田氏 развивала свои собственные уникальные формы боевых искусств с использованием различного оружия. Первое документальное описание техник айкидзюцу содержится в книге соратника Такэда Сингэна 武田信玄 — Ямамото Кансукэ 山本勘助 (1501—1561 годы, известен также под именем Харуюки) «Хэйхо Окуги Сё» 兵法奥義書 («Книга Секретов Военной Стратегии») написанной в 1580 году. В феврале 1582 года после тяжёлой битвы с превосходящими силами врагов Такэда Кацуёри 武田勝頼, последний из Такэда в провинции Кай, лишил себя жизни принятым у самураев методом сэппуку 切腹. К счастью, это секретное искусство не затерялось в веках благодаря Такэда Куницугу, перебравшемуся в провинцию Айдзу, где он передал свои знания верхушке клана самураев Айдзу. Новая ветвь Такэда, называвшаяся «Айдзу Такэда», учила многие последующие поколения последователей из клана Айдзу. Боевые искусства нигде не процветали так, как в районе Айдзу. В XVII веке насчитывалось 94 школы боевых искусств. Некоторые боевые искусства были доступны только для самураев самого высокого ранга, и считались Отомэ-рю (Госикиути) — секретными искусствами. Не допускалась ни передача этих систем последователям более низких уровней, ни техническое смешение стилей, а показательные выступления могли наблюдать только члены школы (Рюха). Боевые искусства, на которые распространялись эти ограничения, включали айкидзюцу и Айдзу Мидзогути Итто-рю. На протяжении десяти поколений в семье Такэда из Айдзу передавались и шлифовались боевые системы. По наследству эти знания получили дед и отец Такэды Сокаку  武田惣角 (1859 — 1943 годы). Основатели айкидо 合気道 и хапкидо 합기도Уэсиба Морихэй  植芝盛平 (1883 -  1969 годы) и Чхве Ён Суль 최용술 или 崔龍述 (1904 - 1986 годы) — изучали Дайто-рю айкидзюцу 大東流合気柔術 у Такэда Сокаку, а затем создали свои собственные школы: основатель айкидо — Морихэй Уэсиба, постарался выделить и рафинировать суть айки, а основатель хапкидо — Чхве Ён Суль добавил корейскую технику ударов ногами. Учителем Такэда Сокаку был Сайго Таномо, чей приёмный сын — Сайго Сиро, известный как ученик Кано Дзигоро 嘉納治五郎, прославился как «Гений дзюдо». Это стало предметом спора между сторонниками дзюдо и сторонниками айкидо/айкидзюцу/айкибудо. Сторонники дзюдо считают факт ученичества Сайго Сиро у Дзигоро Кано показателем превосходства дзюдо над айкидо/айкидзюцу/айкибудо, в то время как сторонники айкидо считают, что Дзигоро Кано тайно использовал айкидзюцу для прославления своей школы дзюдо, так как Сайго Сиро, будучи сыном Сайго Таномо, несомненно прекрасно владел айкидзюцу, и в поединках школы дзюдо против школ дзюдзюцу использовал именно айкидзюцу, а не дзюдо. В качестве доказательства своей правоты сторонники приводят тот факт, что Сайго Сиро использовал в своих поединках бросок яма-араси («горный вихрь»), которым другие ученики Дзигоро Кано не владели (и который отсутствует в современном спортивном дзюдо), при том что яма-араси изучается в школе Дайто-рю Айкидзюцу. В настоящее время термин «айкидзюцу» (合気術) используется многими современными школами дзюдзюцу для определения технического раздела с применением принципов айки 合気.
  • Тайдзюцу 体術  - Одни исследователи считают, что этим термином назывались методы физической подготовки, другие - что это упрощенное дзюдзюцу, лишенное ударов по уязвимым точкам и болевых приемов, и практикуемое в народе, третьи полагают, что это особые методы борьбы без оружия, использовавшиеся шпионами и разведчиками ниндзя, четвертые вообще считают, что тайдзюцу - это синоним дзюдзюцу. Тайдзюцу  - это и искусство ближнего боя без оружия, и поддержания здорового тела. Система тайдзюцу включает в себя практически все известные группы техник: удары руками и ногами, болевые выкручивания, броски, удушения и т. д., воплощает в себе традиции более чем тысячелетней истории развития японского искусства воинов-теней и, по всей вероятности, одна из немногих, которые ещё считают своей главной задачей развитие сознания, духа воина через изучение реальной боевой техники и психофизической практики. При поединке мастеров тайдзюцу высокого уровня малейшее движение зачастую решает исход боя, определяя победу или поражение. Даже если движение почти совершенно, одна маленькая ошибка иногда определяет жизнь или смерть. Тайдзюцу также одно из древних названий дзюдзюцу, а в современную эпоху — техника передвижений и поворотов, входящая составной частью в большинство боевых искусств Востока.
  • Вадзюцу или Яварадзюцу 和術 - искусство гармонии
  • Кудо 空道 — «путь пустоты» или «простой путь» или Дайдо Дзюку 大道塾 - «школа великого пути»

Китаизированные и псевдокитайские стили (кэмпо 拳法), характерной чертой которых было преобладание ударов руками и ногами над бросками. VIII—IX века стали весьма важной вехой в истории борьбы без оружия в стране Восходящего солнца. В это время усилились контакты с материком, и мощный культурный поток вместе с тысячами переселенцев хлынул из Китая и Кореи в Японию. Иммигранты привезли с собой свои оригинальные методы боя, в которых основное место отводилось разнообразным ударам руками и ногами, болевым приемам на суставы. В этой связи нужно упомянуть полу-легендарную школу сёсё-рю («школа всех наград»), сообщения о которой то появляются то исчезают в источниках XII—XIV веков. Создателем сёсё-рю считается выходец из знатного китайского иммигрантского рода, полководец Саканоуэ Тамурамаро, прославившийся своими победами над айнами. Спецификой этой школы было развитие исключительной силы руки и сверхзакалка ударных поверхностей, что, якобы, позволяло пробить стальную пластину панциря. Источники сообщают, что когда непобедимый военачальник конца XII века Минамото Ёсицунэ увидел работу мастера сёсё-рю, то был потрясен до глубины души. Заметный след в истории японской борьбы без оружия оставила и школа Тёсуй-рю, созданная Отомо Комаро, изучившим китайское кулачное искусство у мастера Цзяньчжэня, приехавшего в Японию в правление императора Кокэна (749—758). Позже, в середине XIV века самурай Урабэ-но Сукунэ Канэсада усовершенствовал её технику, добавив приемы китайского наставника Суньжэня Исю. Канэсада назвал искусство Тёсуй-рю дакэн-дзюцу — «искусство кулачных ударов». Техника безоружного поединка Тёсуй-рю легла в основу Куки Синдэн-рю — одной из самых влиятельных школ японских будзюцу.

  • Кикэндзюцу 危険術 - «опасные искусства», они включают:
  • Коппо 骨法 (буквально «учение о костях») - методы ломания костей
  • Гохо («сильное учение,» или кассацудзюцу - «искусство жизни и смерти») - использование малых и потайных видов оружия в сочетании с приемами дзюдзюцу и кэмпо
  • Коссидзюцу 箇所 (гэнкоцу, ситодзюцу) - методы поражения уязвимых точек нажатиями и ударами
  • Сёриндзи кэмпо 少林寺拳法 - система самозащиты, духовного совершенствования и физического воспитания

6. Рукопашный бой с использованием холодного оружия:

  • Кэндзюцу 剣術 («искусство меча»)- фехтование мечом; включая технику боя с коротким мечом-кодати 小太刀 (вакидзаси) и с двумя мечами - длинным и коротким (рёто 両刀). Зародилось около 1 200 лет тому назад с появлением класса воинов. Кэндзюцу представляет собой уникальное явление — дошедшее до нас из глубины веков искусство владения японским мечом. В отличие от кэндо, боевого пути, делающего упор на воспитании духа занимающегося, в кэндзюцу вместо до (пути) во главу угла ставится дзюцу (искусство). И акцент делается именно на мастерство владения оружием, в то время как воспитание характера является важной, но тем не менее сопутствующей дисциплиной. Как правило тренировки в кэндзюцу проводятся с использованием деревянных моделей мечей (боккэнов). Наиболее распространенным видом тренировки является выполнение ката, форм, в которых зашифрованы боевые ситуации. Путём многих тысяч повторений ката владение мечом усваивалось на уровне рефлексов, что позволяло фехтовальщику сражаться, не задумываясь. В кэндзюцу в основном работают с мечом, уже вынутым из ножен, поэтому предусматривается манера поведения, во всех отношениях жёсткая и агрессивная, угрожающая и демонстрирующая силу. Основное оружие в кэндзюцу — дайто (большой меч). При достижении определённого уровня подготовки занимающийся может также работать с коротким мечом — сёто, а также с двумя мечами, обычно длинным и коротким. Кэндзюцу можно найти в документах более чем пяти тысяч рю. Первых известных рю, развивающих кэндзюцу, было несколько — это Кагэ-рю, Касима-рю и другие. Ученики прошлых школ, преподавая кэн-дзюцу с целью заработка, создавали свои: Син Кагэ-рю, Катори-рю и др. Одной из простых и выживших в сложные времена школ, благодаря простому эффективному стилю и позволению обучать всех желающих, является Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, которую основал в 15 веке Иидзаса Тёисай Иэнао.
  • Тодзюцу 刀術 - техника фехтования мечами и ножами. В популярной японской литературе, имеющей отношение к иайдо, можно наткнуться на часто повторяемое утверждение, что семья [потомков] основателя, Катаяма, не любила термин «тодзюцу» 刀術, а предпочитала ему термин «кэндзюцу» 剣術. Их объяснение состояло в том, что слово «кэндзюцу» было гораздо более подходящим термином с философской точки зрения, а «тодзюцу» для них подразумевало простую технику убийства. В оригинальных документах семьи Катаяма можно найти такое объяснение (несколько перефразированное): «В этой традиции мы не используем слово тодзюцу, а говорим только слово кэндзюцу… это связано с тем, что кэн изначально был обоюдоострым оружием. В поединке одно лезвие направлено на противника, но другое — на нас самих, и мы должны понять, что тот, кого мы собираемся зарубить, только наполовину ответственен за конфликт.» Семья Катаяма очень сильно подчеркивала, что их «кэндзюцу» — это способ принести мир, и этот выбор слова «кэндзюцу» вместо «тодзюцу» означал для них очень многое, будучи способом выразить идею необходимости для нас признать свои недостатки и, в идеале, отказаться от конфликта (то есть насилия) как способа решения проблем. В настоящее время технику тодзюцу преподают в школе Араки-рю, которая было основана Араки Мудзинсаем Минамото-но Хидэнава в в 1573 году.
  • Иайдзюцу 居合術 - мгновение обнажение меча для защиты или контратаки, как правило в положении сидя
  • Баттодзюцу 抜刀術 - мгновенное обнажение меча для защиты или контратаки в нестандартном положении, например при ходьбе. В речи часто заменяется терминами иайдзюцу, баттодо, или иайдо. В отличие от кэндо и кэндзюцу, техники которых основывались на владении мечом, вынутым из ножен, в тренировке баттодзюцу акцент ставился на обнажении меча и одновременный с обнажением удар. Основа владения иайдо — быстрое и точное обнажение меча, поражение соперника, и возвращение меча в ножны. Баттодзюцу — как правило, несколько ударов после обнажения меча. Внимание в любой школе иайдо уделяется удару одновременно с обнажением (удар прямо из ножен, вместо обнажения меча и отвлечение противника разделяющимися действиями. Также называется баттокири, в переводе «рубящее обнажение»). Поэтому, изучающие баттодзюцу могут практиковаться в технике удара на материальных объектах (соломенные муляжи), тогда как в иайдо это практикуется редко.
  • Нагинатадзюцу 長刀術 или  薙刀術 - искусство фехтования нагинатой. Нагината — древковое оружие, родственное европейской глефе или русской совне, представляет собой закреплённый на длинной рукоятке изогнутый клинок, аналогичный японскому мечу. В настоящее время нагинатадзюцу в основном практикуется в форме современного боевого искусства (гэндай будо), называемого, по аналогии с используемым оружием, нагината なぎなた
  • Содзюцу 槍術 («искусство копья») — японское военное искусство владения копьём яри . Яри был популярным оружием в течение феодального периода Японии. Оно было дешевле в производстве и требовало меньше подготовки, чем другое оружие. Использовалось отрядами асигару в сочетании с применением огнестрельного оружия. Пик популярности содзюцу было сразу после монгольского нашествия 13-го века, так как монголы сами использовали копейщиков в большом количестве. Японцы в конечном счете модифицировали наконечники копья, что привело к рядя различных вариаций. Это позволило использовать копье как пешком, так и верхом на лошади, делать не только прямые выпады, но и рубящие и режущие удары
  • Камадзюцу — традиционное японское искусство ведения боя при помощи серпа — кама 鎌. Применение серпов и кос известно из давних времен во многих странах мира. В мирное время крестьяне использовали их в сельскохозяйственной деятельности, а на войне и во времена бунтов применяли в качестве оружия. В Японии, однако, сложилось особое боевое искусство, целиком посвященное использованию серпу — кама. Форма лезвия, длина рукояти, их размеры и способ соединения варьировались от школы к школе. Чаще всего серп представлял собой слегка изогнутое, довольно широкое стальное лезвие, заточенное только с той стороны, которая обращена внутрь, длиной от 13,5 до 16,5 см. Его вбивали под небольшим углом в рукоять, длиной от 36 до 55 см, изготовленную из прочного красного дуба. На торец рукояти для усиления надевали железное кольцо. В некоторых школах изучали технику боя и другим видом серпа, известным как «оо-гама» — «большой серп», или «нагацука-гама» — «серп на длинной рукояти». С его помощью можно было резать ноги людям и лошадям, обезглавливать всадников, отклонять уколы копий и удары мечей. В самурайских школах бугэй, которые рассматривали работу с кама, под камадзюцу подразумевалась конкретно работа с предметом, изготовленным профессиональным оружейником. Серп в таких школах рассматривался как хорошее «бронебойное» оружие, направленное на использование против оппонента в доспехах. Им подразумевалось наносить тяжёлые травмы, перерезать мышцы, сухожилия, жизненно важные вены и артерии при помощи лезвия. Серпы и косы, отличающиеся друг от друга длиной рукояти, размерами и степенью кривизны лезвия, способами его прикрепления к древку издавна использовали японские воины. Наиболее широкое распространение они получили на флоте, где их применяли в качестве багров для подтягивания вражеских лодок при абордаже и для обрубания морских водорослей, затруднявших ход судов на мелководье. Искусство камадзюцу присутствует в программе обучения таких школ, как Ямамото Мухэн-рю, Ягю Синган-рю, Иккан-рю, Иссин-рю, Касима Синкагэ-рю, Кэнтоку-рю и некоторых других. Также большой популярностью пользовались серпы у ниндзя. Как правило, они использовали оружие небольшого размера, которое можно было легко спрятать под одеждой. Ниндзя применяли серпы не только как оружие, но и в качестве инструмента для перерезания веревок заграждений и ловушек; нитей, прикрепленных к сигнальным трещоткам; для прорезания проходов в зарослях кустарника и в густом лесу.
  • Кусаригамадзюцу 鎖鎌術 («искусство кусаригама») - японское искусство ведения боя при помощи серпа на цепочке. Кусаригамадзюцу является характерной чертой таких школ боевых искусств, как Тэндо-рю (天道流), Кога-ха Курокава-рю Ниндзюцу (甲賀派黒川流忍術), Суйо-рю (水鷗流 居合 剣法'), Будзинкан и Синто Мусо-рю (神道夢想流). Точных фактов о происхождении кусаригама на сегодняшний день не имеется. Предположительно, данное оружие зародилось среди обычных крестьян, применявших кама ( — «серп») для резки таких растений, как рис, или травы для лошадей. Историк боевых искусств и автор книг Серж Мол датирует возникновение кама периодом Асука. Уже позже к серпу была добавлена цепь с утяжелителем (konpi). По некоторым предположениям, кусаригама как вид оружия возник в период Муромати. В период Эдо данное устройство было особенно популярным среди женщин. Кроме того, согласно одной из легенд, примерно в 1600-х годах в Японии проживал фехтовальщик Сисидо Байкэн (宍戸梅軒), известный мастер кусаригамадзюцу, и который в 1607 году был убит Миямото Мусаси. Кроме того, кусаригамадзюцу активно практиковалось различными кланами ниндзя во времена феодальной Японии. Различные школы кусаригамадзюцу используют кусаригама самых разнообразных форм. У некоторых цепь прикрепляется к ручке серпа, у других она находится возле лезвия, которое может быть как изогнутым, так и прямым. От особенностей строения кусаригама зависят методы его применения.
  • Дзин-гама - большим серпом-косой
  • Нитё-гама - парные серпы
  • Кусаридзюцу - искусство боя цепью
  • Тама-гусари - цепь с грузиком на одном конце
  • Фундо-гусари - цепь с грузилами на обоих концах
  • Гэкиган - кистень
  • Бодзюцу 棒術 «искусство шеста») - японское искусство ведения боя при помощи деревянной палки (棒 Бо — «палка», «посох»; 術 дзюцу — «искусство», «техника»). Под палкой чаще всего подразумевается бо. Сегодня бодзюцу обычно связывают с кобудо Окинавы или с японским корю будо, которое является одним из основных элементов классического военного обучения. В окинавском варианте оружие зачастую именуют как «kon». Техники работы с оружием в бодзюцу следуют философии, согласно которой бо является всего лишь «продолжением конечностей». По этой причине данное искусство зачастую включают в различные безоружные боевые системы или каратэ. Бодзюцу является одним из основных элементов Бугэй Дзюхаппан.
  • Дзёдзюцу - искусство боя палкой
  • Тэцубодзюцу  鉄棒術 («искусство тэцубо») — японское искусство ведения боя при помощи стальной дубинки тэцубо. Одним из древних видов оружия, попавшим в Японию в Азиатского континента, был сделанный из цельного железа предмет удлиненной формы, близкий к палке — тэцубо. Из-за своих размеров и веса обращаться с таким оружием было довольно трудно, поэтому возникла целая боевая дисциплина — тэцубодзюцу. Она преследовала цель развить физическую силу воина и обучить его техникам ведения боя при помощи стальной дубинки как на коне, так и в пешем строю. В основе тэцубодзюцу лежит принцип использования инерции, развиваемой оружием при движении по различным траекториям. Техники тэцубодзюцу применяли для нанесения сокрушительных ударов, разбивания доспехов, выбивания противника из седла, а иногда и в качестве портативного тарана. Не известно, какая воинская традиция формализовала использование тэцубо, однако использование этого вида оружия стало прерогативой лишь тех воинов, которые были достаточно сильны, чтобы овладеть им.
  • Дзиттэдзюцу 十手 - («искусство жезла»)- искусство боя металлической дубинкой с боковым отростком. Дзиттэдзюцу зародилось и получило своё развитие в Японии после прибытия в страну такого оружия, как сая. Данное искусство было разработано в основном для сотрудников правоохранительных органов Японии в период Эдо. Цели дзиттэдзюцу заключались в разоружении и задержании вооруженных (как правило — мечом) преступников без нанесения им тяжких телесных повреждений. Кроме того, дзюттэ применялось и для самозащиты, в частности для блокировки ударов противника. В свою программу обучения искусство работы с дзюттэ включают такие школы, как Иккаку-рю дзиттэдзюцу 一角流十手術, Кацудзин-рю (Katsujin-ryu) и Нагано-рю (Nagano-ryu). В 1900-х годах в Японии была разработана современная полицейская система рукопашного боя, получившая название Тайхо-дзюцу 逮捕術 («искусство ареста»). В её программу обучения вошло большое число разнообразных техник работы с дзюттэ, так как в создании системы участвовал Симидзу Такадзи 清水隆次, мастер Иккаку-рю дзиттэдзюцу.
  • Тэссэндзюцу 鉄扇 - искусство ведения боя при помощи боевого веера под названием тэссэн 鉄扇, популярное среди женщин, принадлежавших к сословию самураев в феодальной Японии. Тэссэндзюцу основано на использовании сплошного или сворачиваемого металлического веера, который оснащён 8-ю или 10-ю деревянными или железными спицами. Точная информация о происхождении вееров отсутствует. Японские веера, особенно довольно крупных размеров, были широко известны в древности за пределами Японии, а самое первое документированное упоминание о них содержится в хрониках правления императора Юряку (457 — 479 годы). Веера для личного пользования подразделяются на две группы:
  • жёсткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой — утива 団扇, или дансэн 断線
  • складной веер, по форме напоминающий сектор диска — оги , или сэнсу 扇子.
  • Изначально веера складного типа были очень популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Уже позже они были усовершенствованы под нужды военного сословия, пришедшего к власти. Предшественником боевого веера тэссэн является гумбай-утива 軍配団扇 — большой округлый веер, который применяли для подачи различных сигналов и команд. Впоследствии веера оснастили железными спицами, а рёбра укрепили лакировкой, тем самым превратив их в оружие. Самыми распространёнными видами боевых вееров являлись гунсэн 軍扇 и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн буси носили в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба оружия были удобным средством как для атаки, так и для защиты. Воин мог фехтовать им, вырывать меч из рук противника, зажимать лезвие между стальными ребрами веера или отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Ударной поверхностью веера являются его боковые части, кончик рукоятки и заострённые верхушки рёбер в открытом виде, придающие оружию режущие и ударные свойства. Во многих школах боевых искусств Японии проводилось обучение технике боя с таким веером — тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах. Такими школами являются Ягю Синкагэ-рю 柳生新陰流', Этиго-рю 越後流, Ягю-рю 柳生流 и Миякэ Синган-рю 三宅心眼流. Как и многие другие японские боевые искусства XV — XVI веков тэссэндзюцу достигли высокого уровня сложности. Знаменитый фехтовальщик и самурай конца XVI века Сасаки Кодзиро, по легенде, одолел нескольких противников исключительно при помощи одного лишь веера.На сегодняшний день искусство тэссэндзюцу преподаётся в таких школах дзюдзюцу, как Кираку-рю 気楽流鉄扇術, Сибукава-рю  渋川流柔術, Такэноути-рю 竹内流 и Катаяма Хоки-рю 伯耆流.
  • Содэгарамидзюцу 袖搦 - искусство боя багром. Содэгарами 袖搦 буквально «запутыватель рукавов» — японское древковое оружие, классифицируемое как боевой багор. Предназначалось для поимки преступников. На рукояти около 2 метров закреплялся наконечник с многочисленными шипами, направленными вперёд и назад. Также на древке у наконечника располагался ряд шипов, препятствующих противнику ухватиться за него. Вероятно, содэгарами является развитием длиннодревкового оружия ягара-могара, использовавшегося в военном флоте. Оружие отслеживается до китайского лан сянь, бытовавшего при династии Мин, используемого для обороны от японских пиратов. Содэгарами использовалось полицией Эдо для поимки преступников. Им старались запутать одежду преступника, чтобы потом его легче было обезоружить и поймать. Содэгарами вместе с сасуматой и цукубо составляли вооружение полиции Эдо
  • Сасуматадзюцу 刺股 - искусство боя двузубыми вилами. Сасумата 刺股 — японский боевой ухват, а также средство пожаротушения. Состоял из ухватообразного уплощённого по плоскости рукояти наконечника, насаженного на деревянное, нередко усиленное металлом древко длиною около 2 метров. Сасуматы появились в период Эдо, хотя некоторые относят их к Муромати. Подобная вещь существовала в Китае под названием chang jiao qian. Пожарные использовали сасуматы для демонтажа горящих зданий и подъёма лестниц. Наряду с содэгарами и цукубо сасуматы применялись полицией для задержания преступников. Наконечником старались поймать оружие противника или провести воздействие на ногу, шею или сустав, или зацепить часть одежды, чтобы задержать его, пока остальные не поймают и свяжут. На древке делались шипы, чтобы противник не мог ухватиться за него. Сасуматы изредка применяются в Японии и по сей день. Современные образцы — алюминиевые и без шипов на рукояти, держатся в школах, чтобы учителя могли защитить себя и учеников в случае нападения
  • Цукубодзюцу 突棒 - искусство боя с Т-образным боевым посохом
  • Тантодзюцу 短刀 - приемы боя ножом-танто, появившийся в Америке, псевдояпонский, современный термин, означающий техники рукопашного боя с применением ножа. Не существует традиционных дальневосточных школ боевых искусств, содержащих хоть сколько-нибудь ёмкую систему действий танто. Все техники представляют собой изолированые действия, копирующие основную технику стиля с поправкой на короткий клинок. Много экспериментировали с созданием систем боя с использованием ножей в школах госиндзюцу/дзюдзюцу периода Эдо, но попытки эти не оставили существенных следов, возможно из-за позднейшего доминирования дзюдо Кодокан. Современный термин, образовался как антитеза разделам противодействия нападающему с ножом, так называемым танто-дори 短刀捕り существующими в различных стилях будо. Часто приводимый в пример тантодзюцу японский стиль Такэноути-рю, оперирует термином кодати и его раздел техник с коротким мечом, входит в общий раздел торитэ/когусоку  捕手腰の廻(小具足組討), не выделяясь в самостоятельное дзюцу.
  • Яварадзюцу - искусство явара — японского кастета для нанесения тычковых ударов. Усиление удара руки с зажатым в неё предметом привело к появлению простого, но очень эффективного оружия — короткой палочки. Её длина составляет от 12 до 15 сантиметров, а диаметр колеблется в пределах 1—3 см. Она может быть сделана из разных твердых пород дерева. Может быть заточена с одной или двух сторон. В современном исполнении она может быть из пластика. Явары давно были известны в Китае и Японии. По-вьетнамски такая палочка называется «тюй». В Европе XVII века такого рода оружие как различного вида кастеты также пользовались популярностью среди участников тайных кланов аристократии. В этом виде оружия было немало разновидностей: разного рода замысловатых драгоценных перстней на пальцах в виде незаметного кастета, скрытых стилетов, зажимаемых между пальцами или спрятанных в трости. Но в чистом виде — как палочки (кастет) — явары использовались только в азиатских странах. В России такое оружие называлось «чижики» по аналогии с игрой в «чижа», где чижиком называлась заостренная палка, которую отбивали игроки. Бытовали и другие названия. Например, «чижик» проходил по общерусской классификации как «закладка», наряду с чугунными «чушками» и свинцовыми «ладошками». В некоторых кругах явара может быть известна как «царапка». Существовали и другие закладки, замаскированные под бытовые предметы. Наилучшие результаты в бою дает одновременное употребление двух таких палочек, по одной в каждой руке. При работе с яварами используются резкие выпады и перемещения, работа на разных уровнях, совмещение ударов рук, ног и всего тела. Разумеется, в этой роли может выступать не только отшлифованная, идеально ровная деревяшка, но и любой подходящий сучок или кусок ветки, карандаш, шариковая ручка, металлическая трубка и многое другое, вплоть до вилки и расчески. В процессе своей эволюции японский кастет значительно от своего прародителя, неважно, будь то ваджра или пестик, приобрел практичную форму, удобную для удержания в руке. На некоторых разновидностях явар стали появляться дополнительные элементы: шипы для фронтальных ударов, заостренные торцевые окончания.

7. Использование метательного оружия:

  • Кюдзюцу 弓術 - японское военное искусство владения луком юми. Практиковалось самураями в феодальной Японии. Хотя самураи более известны своим фехтованием катаной, на протяжении значительной части японской истории кюдзюцу считалось более важным навыком. В течение большей части периода Камакура и до периода Муромати (1185—1568) лук был символом профессионального воина, и образ жизни воина называли «путь коня и лука» 弓馬の道 кюба но мити. Одной из самых ранних официальных школ кюдзюцу с преподавание научного подхода к стрельбе из лука была Огасавара-рю 小笠原流, основанная в XIV веке. Практиковалась стрельба из лука во время езды на лошади на полном скаку (ябусамэ или кюбадзюцу). Лук (юми) имеет асимметричную форму и очень большие размеры. Его длина более двух метров, но в отличие от других луков, рукоять делит лук не пополам, а в пропорции один (низ) к двум (верх). Луки были сделаны из сочетания дерева и бамбука. Существовало много различных наконечников стрел для различных применений. В обучение входило стрельба одной тысячи стрел в день, а также ритуализированные техники, сфокусированные на различных этапах стрельбы и психологическом настрое, необходимом для каждого из них. Кроме того, многие специализированные тактики были разработаны для полков лучников. В 1543 в Японии появилась фитильная аркебуза, а вскоре Японии начали производить свои собственные версии (танэгасима) и внимание к мастерству кюдзюцу постепенно начало снижаться, так как танэгасима и яри (копье) стали главным оружием. Кюдзюцу в конце концов превратилась в современное кюдо 弓道, которое всё еще практикуется сегодня
  • Кися, кюбадзюцу 馬術 (или ябусамэ 流鏑馬) - искусство конной стрельбы из лука, наиболее популярное в Камакуре. Ябусамэ относится к корю — традиционным боевым искусствам Японии. Оно использовалось не только на войне, но также являлось частым состязанием во время профессиональных соревнований среди самураев. Ябусамэ возникло в XII веке, во время правления сёгуна Минамото-но Ёритомо, который превратил его из упражнения в рамках военной подготовки в синтоистскую традицию. Искусство сохранилось по сей день, однако сейчас существует только в виде спортивного зрелища. Наиболее крупное и известное состязание по нему проводится в Камакуре ежегодно 15—16 сентября. Дорожки для ябусамэ, как правило, имеют длину 2 тё (около 218 метров) и ширину приблизительно 2 метра. Расстояние от дорожки до мишени составляет 5 метров, а расположены мишени на высоте 2 метра. Дорожное полотно присыпано песком и опилками для безопасности наездников и лошадей. По левую сторону от дорожки расположены три деревянных мишени в форме квадратов со стороной около 50 сантиметров. По правую сторону от неё находятся места для зрителей. Стартовый сигнал наезднику подают два судьи в начале и в конце дорожки с помощью вееров. Около каждой мишени также находится судья, который подаёт сигнал о поражении мишени поднятием веера и возгласом тэкитю 的中 («в цель»). Конная стрельба из лука предшествует церемонии в храме и ритуальному очищению дорожки
  • Ханкю - применение малого «половинного лука»
  • Доки - применение катапульт, стреляющих большими стрелами и ядрами, при штурме вражеских укреплений
  • Сюрикэндзюцу 手裏剣術 - приемы метания различных лезвий, ножей, «звездочек», гвоздей, игл и т.д. — общий термин, подразумевающий традиционное японское искусство метания сюрикэнов. Под сюрикэном подразумевается небольшого размера холодное оружие, такое как металлические шипы, круглые пластинки, ножи 短刀, клинки в виде звёздочек, иглы, гвозди и тому подобное. Искусство сюрикэндзюцу входит в состав программы обучения многих школ комплексных боевых искусств Японии (в основном — ниндзюцу) и является дополнением к таким более распространенным учениям, как кэндзюцу, содзюцу и бодзюцу. Истоки развития сюрикэндзюцу зачастую относят к временам феодальной Японии и активности кланов ниндзя из-за отсутствия достоверной информации и документов об истории данного искусства. Техники метания сюрикэнов развивались в разное время различными мастерами, которые искали и разрабатывали собственные методы адаптации повседневных предметов в качестве метательного оружия. Это привело к созданию большого числа разнообразных школ сюрикэндзюцу и новых видов сюрикэнов. С внесением запрета на ношение мечей в период Мэйдзи популярность сюрикэндзюцу, как и многих других классических боевых искусств, значительно снизилось и едва ли не исчезло на рубеже ХХ-го века, так как Япония того времени стремилась к модернизации. Этому же явлению способствовала Вторая Мировая война, во время которой был установлен запрет многие боевые искусства. Однако, благодаря усилиям некоторых мастеров, в частности, Кандзи Нарусэ 成瀬関次 и Фудзита Сэйко 藤田西湖, писавших книги о сюрикэндзюцу и обучавших техникам его применения, а также немногим школам вроде Ягю Синган-рю 柳生心眼流, Катори Синто-рю, Кукисин-рю 九鬼神流, Такэда-рю Накамура Ха (Takeda Ryu Nakamura Ha) и Тогакурэ рю 戸隠流, искусство метания сюрикэнов избежало вымирания. В XXI-м веке сюрикэндзюцу обрело значительную популярность благодаря широкой доступности информации. Метание сюрикэнов вошло в программу обучения многих современных школ, не имеющих прямой исторической связи с этим искусством. Примером является додзё Ивама Айкидо 岩間合気道 из префектуры Ибараки, студенты которого изучают методы сюрикэндзюцу, разработанные мастером Морихиро Сайто (1928 — 2002 годы). Существуют как минимум два направления боевых искусств, основной специализацией которых является сюрикэндзюцу: Нэгиси-рю 根岸流 и современная школа Мэйфу Синкагэ-рю 明府真影流
  • Утинэ - метание специальных утяжеленных и оперенных стрел
  • Фукибаридзюцу 吹き針術 или фукиядзюцу 吹き矢術 — японское искусство метания игл хари при помощи духовой трубки фукибари 吹き針 или фукии 吹き矢. Использование духовых ружей в качестве охотничьего оружия известно человечеству с давних времен. Духовые трубки фукия применялись с давних времен японцами для охоты. Активное применение фукибари в качестве оружия против человека получило своё распространение в Японии лишь в средние века благодаря кланам ниндзя. Подобное оружие было крайне выгодно с точки зрения отсутствия шума при его применении. В основном для стрельбы использовали стрелы (иглы), отравленные ядом, так как серьёзного вреда они сами по себе не несли.
  • Фукумибаридзюцу - выплёвывание отравленных игл изо рта
  • Тоатэдзюцу - поражение противника с дистанции подручными средствами - засыпание глаз песком, специальными смесями, метание камней, ослепление при помощи зеркал и т.д.

8. Кадзюцу - применение огнестрельного оружия и зажигательных средств:

  • Ходзюцу 砲術 - применение огнестрельного оружия и артиллерии
  • Дзюнходзюцу - «неразвитое ходзюцу»; методы стрельбы стрелами, пулями и ракетами из труб, начиненных порохом
  • Норосидзюцу - применение сигнальных огней
  • Энка (или эммаку) - постановка дымовых завес для маскировки действий войск

9. Вспомогательные искусства:

  • Суйэйдзюцу 水泳術 («искусство плавания») - юэйдзюцу или суйэй 水泳 («водные техники») - методы боевого плавания в доспехах — общее понятие японского боевого искусства, посвящённого изучению различных боевых плавательных техник. В дословном переводе означает «искусство плавания в воде»: суй 水 — «вода»; эй 泳 — «плавать», «нырять»; дзюцу 術 — «искусство», «навыки». Высшим мастерством считалось умение плавать, используя одни ноги и одновременно стреляя из лука. Топографические отличия, влиявшие на глубину и течение речек и моря, повлекли за собой зарождения из числа воинов разных стилей купания. Конструкция японского доспеха, состоящего из кожаных пластин, усиленных металлом (в недорогих доспехах из металла, обклеенного кожей, состояли не все пластины — часть пластин была просто кожаной), обеспечивала лёгкий вес пехотного доспеха в 5—12 килограмм. Кроме того, обычно перед плаванием от доспеха оставляли лишь шлем и кирасу, а также надевали дополнительно «надувной» пояс из полых тыкв — уки-букуро. Суйэйдзюцу состоит из базовых техник фуми-аси (хождение в воде), инатоби, позволявшая воину выпрыгивать из воды, аси-гарами (борьба в воде).
  • Оёгидзюцу 泳ぎ術 - «искусство плавания в доспехах». Является одним из разделов суйэйдзюцу. Самураи Японии сражались, будучи одетыми в защитные доспехи. Для того чтобы воин успешно пересекал реки и озёра в броне, а также для ведения боевых действий на и в воде, самураев обучали различным техникам плавания. Помимо обычных доспехов оёгидзюцу включает обучение техникам плавания в тяжелых доспехах — каттю годзэн оёги 甲冑御前泳ぎ. Так, например, техника плавания в тяжелой защите присутствует в программе обучения школы Кобори-рю 小堀流踏水術
  • Каттю годзэн оёги 甲冑御前泳ぎ - искусство плавания в тяжелых доспехах
  • Фуми-аси (хождение в воде)
  • Инатоби - техники выпрыгивания из воды
  • Аси-гарами (борьба в воде)
  • Суйдзёхокодзюцу - организация и подготовка переправ, методы изготовления и использования плавсредств из подручного материала
  • Бадзюцу 馬術 - японское искусство верховой езды, являлось одной из боевых специализаций Японии. В бадзюцу входило обучение верховой езде, бой на лошади, прыжки с большой высоты, иногда уход за лошадьми. Это искусство родилось в Монголии, где воины считались отличными наездниками. В Японии лошади приобрели популярность в V—VI веках нашей эры, богатые самурайские кланы содержали конюшни, каждый клан владел своими техниками и секретами обращения с лошадьми. Самураев учили сражаться, находясь на лошади, для чего первоначально использовался длинный меч тати, а также нагината, яри, лук и стрелы. Тати прикреплялся к поясу таким образом, что враг зачастую получал смертельную рану без дополнительных действий со стороны наездника. В рамках суйбадзюцу 水馬術 (суй означает «вода») самураи обучались держаться на лошади, находясь в реке. По данным историка-япониста кандидата исторических наук А. М. Горбылева в настоящее время бадзюцу уцелело только в школе Огасавара-рю, школе синтоистского обряда ябусамэ Такэда-рю, традиции номаои Сома, скачках Камо курабэумо, а также в сохраняющихся при японском Министерстве императорского двора тренировочных методах верховой езды церемоний хоробики 琺瑯 и дакю 打毬 (конное поло).
  • Суйба - переправа через реки верхом на коне
  • Дакю 打毬 - вид самурайского «спорта» типа современного поло, предназначенный для овладения джигитовкой
  • Каттю 甲冑 - методы быстрого и правильного надевания доспехов
  • Тамэси 試し (или суэмоно) - методы тестирования меча разрубанием различных объектов
  • Сокурёдзюцу - определение расстояний и военная топография
  • Ходзёдзюцу 捕縄術 или Навадзюцу  縄術 - приёмы связывания противника при помощи веревки. Применялось на поле боя для захвата и конвоирования пленных, а в мирное время — при аресте преступников. В практике боевых искусств, ходзёдзюцу крайне редко выступало в качестве единственной изучаемой дисциплины, однако его можно было встретить как одну из частей учебной программы различных комплексных школ будо, зачастую в качестве углубленного изучения принципов и техник дзюдзюцу. Однако, с середины 1500-х и в конце 1800-х годов существовало более 150 школ ходзёдзюцу, каждая из которых обладала собственным набором инструментов и техник. Каждого человека надо было связать с учётом его телосложения, социального статуса, особенностей одежды, профессиональных навыков. Поэтому были разработаны специальные приёмы связывания для придворных аристократов, самураев, крестьян, торговцев, ремесленников, монахов, нищих и т. д. Кроме того, были учтены различия анатомического строения мужчин и женщин. Для связывания применялись специальные шнуры различной длины и толщины. Более короткий и толстый шнур, использовавшийся для первоначального связывания, назывался хаянава 早縄 («быстрая веревка»). Им просто и быстро скручивали сопротивляющуюся жертву. Затем, когда противник уже был обездвижен, использовалась хоннава 本縄 («основная веревка»), которая была на пару метров длиннее и тоньше (чем тоньше веревка, тем труднее развязать узел). Подготовленный надлежащим образом самурай мог связать свою жертву с поразительной скоростью и эффективностью. Технику ходзёдзюцу изучали практически во всех школах дзюдзюцу. Древнейшей школой, канонизировавшей её, считается Такэноути-рю 竹内流 или Хиносита Торидэ Кайдзан Такэноути-рю 日下捕手開山竹内流. Ходзёдзюцу нашло применение и в современной полиции. Главную роль в этом сыграл Симидзу Такадзи, работавший в полицейской технической комиссии и выступивший с инициативой приспособить некоторые традиционные приёмы для нужд полиции. В 1931 году Симидзу стал инструктором токийской полиции по ходзёдзюцу и организовал обучение этой технике всех патрульных полицейских. Специальные исследования, проведенные самим Симидзу в послевоенные годы, принесли некоторые изменения в классические методы ходзёдзюцу, сделав их более пригодными в современных условиях. Основу современного полицейского ходзёдзюцу составляет техника школы Иттацу-рю 一達流. Используются семь базовых приёмов: три техники связывания спереди и четыре сзади. Различные методы обеспечивают различную степень контроля над противником. Например, существуют методы, ограничивающие движение рук, не лишая их полной подвижности; позволяющие медленно ходить, но не бегать; способы полного обездвиживания. Одни узлы причиняют связанному боль, если он пытается бежать, а другие при попытке бегства ведут к потере сознания.
  • Хаягакэдзюцу - методы повышения скорости в ходьбе и беге
  • Карумидзюцу - искусство облегчения собственного веса для прыжков, лазанья

10. Синпо - методы морально-психологической подготовки:

  • Тайсоку - «брюшное дыхание»
  • Найкан - внутреннее созерцание, медитация
  • Сайминдзюцу 催眠術 - искусство гипноза
  • Сюнкан сайминдзюцу 瞬間催眠術 - методы мгновенного гипноза противника
  • Киайдзюцу 気合術 - учение об энергии ки и её использовании в военном деле, японское эзотерическое искусство управления собственным и вражеским психологическим и физическим состояниями при помощи различных техник, в частности с помощью боевого клича киай 気合. Во времена феодальной Японии считалось, что мастер, владеющий техниками киайдзюцу, мог при помощи крика (киай) как ранить, так и исцелить человека. Киай представляет собой сочетание двух иероглифов: ки 気 и ай 合, в дословном переводе означающих «энергия» или «дух» и «присоединение» или «применение». Следует отличать понятие киай от айки: то, что происходит внутри человека, излучаемая им аура, заключающаяся в выражении уверенности в себе, — это киай; воздействие, оказываемое этой аурой на врага, — это айки. Киай — это духовная энергия, в то время как айки — её физическая интерпретация. В основе философии киайдзюцу лежит идея о том, что разум следует за мощью тела, благодаря чему его сила проявляется внешне. Применение боевого клича киай преследует четыре важных аспекта:
  1. увеличение силы атаки за счёт правильного дыхания;
  2. деморализация противника за счёт испуга, удивления;
  3. демонстрация силы как тела, так и духа;
  4. избавление разума от страха, мотивация, повышение уверенности в себе и своих силах.

На сегодняшний день искусство киайдзюцу присутствует во многих школах боевых искусств в качестве вспомогательной техники (дыхательного упражнения) для увеличения силы выполняемых приёмов. В айкидо и дзюдзюцу киай применяется для отвлечения внимания противника от его первоначальной цели, что даёт возможность обороняющемуся легче и быстрее применить защитную технику


 

Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@katori.ru