Эдо-дзидай 江戸時代

Период Эдо 江戸時代 (Эдо-дзидай) — исторический период с 1603 по 1868 год, время правления клана Токугава 徳川氏. Начался с назначения Токугава Иэясу 徳川家康 сёгуном 将軍 в 1603 году. Завершён снятием с себя полномочий сёгуном Токугава Ёсинобу 徳川慶喜 в 1868 году. Характеризуется как время установления диктатуры Токугава, одновременно с этим и как переход от средневековых междоусобиц даймё 大名 (буквально: «большое имя») к полностью контролируемой стране.

В период Эдо произошло становление японского духа, появление национальной японской идеи, развитие экономики и чиновничьего аппарата. Период Эдо 江戸時代 — золотой век литературы и японской поэзии, Мацуо Басё 松尾芭蕉 является наиболее ярким представителем поэзии как этого периода, так и японской поэзии в целом. В результате политики самоизоляции сакоку 鎖国 (буквально «страна на цепи») практически весь Эдо-дзидай страна находилась за железным занавесом, не ведя торговли и не сообщаясь с другими странами (редкое исключение — Китай и Голландия). Католическое христианство жестоко подавлялось (восстание в Симабаре 島原の乱 Симабара но ран 1637—1638 годов).

Благодаря установлению внутреннего мира в Японии активно шёл процесс развития товарно-денежных отношений, обусловивший переход исторического процесса от средневековья к новому времени. Постепенно происходило изменение расстановки сил — экономическое и политическое влияние переходило от воинских домов (самурайское сословие) к торговым (купеческое сословие), что способствовало размыванию экономического и идеологического фундамента сёгуната Токугава 徳川幕府.

В то же время, быстрый рост численности населения и увеличение социального неравенства приводили к ухудшению положения простого народа и накоплению нестабильности внутри страны, к чему добавлялась сложившаяся вокруг неё международная напряжённость. В результате со временем у части господствующего класса начало складываться понимание невозможности выхода из сложившейся ситуации в рамках сохранения текущей хозяйственной системы и продолжения политики самоизоляции. К середине XIX века страна оказалась готова к совершению капиталистических преобразований, что и обусловило падение сёгуната, главную роль в котором сыграли политические и экономические, а не военные причины.

Образование сёгуната Токугава. Токугава Иэясу 徳川家康 и сёгунат в Эдо 江戸幕府 (Эдо бакуфу)

После смерти Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉 место общеяпонского лидера занял его вассал Токугава Иэясу 徳川家康. Его земли находились в регионе Канто 関東地方 (Канто-тихо, буквально «регион на восток от заставы») с центром в замке Эдо 江戸城 , который также известен под названием «Замок Тиёда» 千代田城. В 1600 году (5 год Кэйтё), заручившись поддержкой многих самурайских землевладельцев, Токугава разбил в битве при Сэкигахара 関ヶ原の戦い (Сэкигахара но татакай) оппозицию из западнояпонских даймё во главе с Исида Мицунари 石田三成.

В 1603 году Иэясу получил от императора пост большого сёгуна — покорителя варваров и основал новый сёгунат с центром в своей резиденции. В 1615 году он ликвидировал бывший род своего сюзерена Тоётоми и окончательно утвердил власть своего самурайского правительства. Время его существования и называют периодом Эдо (1603—1867 годы).

Мощь сёгуната держалась на его вассалах — хатамото 旗本 («под знамёнами» — самураи в прямом подчинении сёгуната Токугава) и гокэнинах 御家人 (служилый разряд мелкого японского дворянства), а также непосредственно на подконтрольных владениях, которые составляли одну четвертую всех земель Японии. Самурайское правительство обладало монопольным правом во внешней политике и чеканке монеты. При правлении 3-го сёгуна Токугавы Иэмицу 徳川家光 сформировался административный аппарат сёгунта.

Отношения сёгуната и даймё 大名

Самурайские властители, которые имели земли с доходом свыше 10 тысяч коку, назывались даймё и находились в сюзерен-вассальных отношениях с сёгуном. (Исторически коку определялся как среднее количество риса, потребляемое одним взрослым человеком в течение года. Вес 1 коку риса приблизительно равен 150 килограммам. Число коку риса являлось также основной мерой богатства и служило денежным эквивалентом в средневековой Японии. Например, размер жалованья самурая определялся в коку, доходность провинций тоже определялась в коку. Коку риса также использовался для определения грузоподъёмности судна — 50 коку риса (малые суда) и до 1000 коку риса у больших судов). Между даймё, которых в Японии насчитывалось 300 человек, была установлена иерархия по степени близости к дому сёгуна — родственники Токугавы (симпан 親藩 или しんぱん - «родной хан»), древние вассалы (фудай 譜代 - «исконный») и новые вассалы (тодзама 外様大名 - «посторонние даймё»).

Для всех самурайских землевладельцев правительство издало Букэ сёхатто 武家諸法度 «Закон о военных домах», согласно которому даймё 大名 не имели права без разрешения центра строить замки в своих землях и заключать друг с другом политические браки. Даймё, которые не придерживались этих запретов, лишались своих владений или переводились в менее прибыльные районы страны. Для контроля и поддержания финансового истощения самурайских феодалов сёгунат создал систему поочередных командировок, когда даймё должны были через каждый год прибывать в ставку в Эдо 江戸 и жить там в течение года. Кроме этого, по распоряжению правительства, самурайские землевладельцы должны были исполнять строительную и военную повинность в пользу центра. Однако, несмотря на такой политический и финансовый груз, феодалы имели полную свободу в управлении своими владениями. Эти владения, а также организация управления ими во главе с даймё назывались княжествами или ханами .

Кроме строгого контроля за регионами, сёгунат ограничил права императорского двора, превратив его в зависимую от самурайского правительства управленческую систему. Согласно «Законам об Императорском дворе и кугэ» правительство Эдо обязывалось финансово поддерживать двор, но в то же время ликвидировало его земельные владения в стране.

Внутренняя и внешняя политика сёгуната. Заграничная торговля

Токугава Иэясу 徳川家康 всячески поощрял торговлю. В 1604 году (9 год Кэйтё) по его приказу корабли западных даймё и купцов городов Сакаи и Нагасаки 長崎 (буквально: «длинный мыс»), которые торговали за границей, должны были получать официальные лицензии — грамоты с красными печатями сюин  朱印, чтобы за морем их судна не путали с пиратскими. Лицензированные корабли назывались сюинсэн и активно торговали на Тайване, Макао и разных регионах Юго-Восточной Азии.

Немало японцев, которые отправлялись за границу, поселялись там, образуя первые японские торговые колонии, ниппон-мати 日本町 («японские города»). На начало XVII века количество заморских японцев составляло около 10 000 человек. Наиболее известным среди них был Ямада Нагамаса 山田長政, который получил от Сиамского короля высокий чиновничий титул.

Ограничение торговли и запрещение христианства

На первых порах сёгунат способствовал торговым отношениям с зарубежными странами и приветливо относился к христианству. Благодаря этому казна правительства пополнялась, а количество японских христиан росло. Однако противостояние европейских стран на японском рынке, а именно необоснованные доносы и обвинения протестантских Англии и Голландии в адрес португальских и испанских купцов в попытках завоевать Японию через распространение христианства, заставили самурайское правительство пересмотреть свой внешнеполитический курс. В 1617 году (17 год Кэйтё) сёгунат издал запрет на исповедование христианства и прибытие испанских судов в Японию. Постепенно были наложены ограничения на выезд японских торговых лодок из страны. В 1635 году центральное правительство вообще запретило японцам покидать Японию или возвращаться в страну в случае пребывания за границей.

Восстание в Симабаре и политика сакоку 鎖国 (буквально «страна на цепи»)

В 1637 году (14 год Канъэй) на острове Кюсю 九州, полуострове Симабара 島原半島, вспыхнуло восстание местных крестьян-христиан из-за жестоких гонений на веру и непомерных поборов властей. Лидером выступления стал 15-летний самурай Амакуса Сиро 天草四郎  (1621 — 1638 годы), также известный под именем Масуда Сиро Токисада 益田四郎時貞. Напуганный размахом и успехами повстанцев, сёгунат выслал против них 120-тысячную армию и смог истребить их в следующем году. Эти события известны как восстание христиан в Симабаре 島原の乱 (Симабара но ран) в 16371638 годах. Проблемы на Симабаре подтолкнули правительство ускорить реализацию своего антихристианского курса. Была установлена система закрепления населения за местными буддистскими храмами, по которой все японцы в принудительном порядке должны регистрироваться в «журналах обновления веры» (сюмон аратамэ-тё) при региональных храмах, а во время командировок или переезда получать от них справки о своей принадлежности к буддийской общине.

В 1639 году (16 год Канъэй) сёгунат запретил португальским судам прибывать в Японию. Из всех европейских стран лишь Голландия, флот которой помог в подавлении христиан в Симабаре, получила разрешение самурайского правительства на торговлю. Японские власти переместила голландскую факторию из Хирадо 平戸 в искусственный остров-резервацию Дэдзима 出島, дословно «выдающийся, выпирающий остров») в Нагасаки 長崎.

Такая политика сёгуната, направленная на ограничение торговли, контактов с Западом и отъезда японцев заграницу, получила название сакоку 鎖国 (буквально «страна на цепи») — политика «закрытой страны». Её главной целью была стабилизация власти самурайского правительства в результате искоренения христианства в Японии. Частично изолировав страну, сёгунат продолжал торговлю с азиатскими странами и Голландией, но под своим пристальным монопольным контролем.

Международные отношения во времена «изоляции»

Дэдзима 出島 в Нагасаки 長崎 служила центром торговли с Голландией. Её корабли привозили в Японию шелковые нитки, ткани и книги из Китая, а также часы и учебники из Европы. Японцы экспортировали сначала сырье — медь и серебро, а впоследствии начали вывозить керамику имарияки. Сёгунат обязал главу голландской фактории составлять «Описание обычаев Голландии», благодаря которым узнавал о событиях за рубежом. Хотя голландцы монополизировали торговлю Японии с Европой и Китаем, купцы последнего иногда прибывали в Дэдзиму.

Отношения с Кореей, Рюкю и айнами

При жизни Иэясу были восстановлены отношения с Кореей, которые прервались из-за вторжения армий Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉 в эту страну. Японию стали регулярно посещать корейские посольства, которые знакомили островитян с достижениями корейской культуры. Центром торговли между обеими странами стал японский остров Цусима 対馬, владение рода Со 宗氏, потомков рода Корэмунэ 惟宗氏. По разрешению корейского правительства около 500 купцов этого острова имели свою факторию в южнокорейском городе Пусан 釜山. В начале XVII века самурайский род Симадзу 島津氏 из владений княжества Сацума 薩摩藩 завоевал королевство Рюкю 琉球王国, заставив тамошний монарший род Сё стать вассалом сёгунов Токугава. Японцы сохранили древний, но формальный вассалитет Рюкю от китайской империи Цин 大清國, используя королевство в качестве посредника в японо-китайской торговле. Центром отношений между Японией и Рюкю стала провинция Сацума 薩摩国.

Торговлей и обменом с айнскими «Землями Эдзо» ведали власти владений княжества Мацумаэ 松前藩 на юге Хоккайдо 北海道. Основными товарами экспорта айнов были морепродукты и кожи животных. Поскольку айны торговали также на северо-востоке Китая, через них в руки японцев попадалось немало китайских товаров, особенно ткани и одежда, которая получила название «айнской парчи». Японцы не всегда торговали честно, что было причиной ряда айнских восстаний. Самым мощным из них было выступление под руководством Сякусяина.

Общество периода Эдо 江戸時代. Сословная система

Японское общество XVII—XVIII веков было разделено на сословия по профессиональному признаку. Традиционная историография выделяет четыре основных сословия — военных, крестьян, ремесленников и торговцев (士農工商 Си-но-ко-сё), а новейшая несколько больше — самураи, крестьяне, мещане (ремесленники и торговцы), аристократы кугэ 公家, священнослужители храмов и святилищ.  Четыре сословия (воины, земледельцы, ремесленники и торговцы) — конфуцианское понятие, распространившееся из Китая в Японию (Си-но-ко-сё) и Корею: идеализированная система социальных отношений, заложенная в основу дальневосточного феодального общества. В Китае, будучи рациональным построением интеллектуалов, понятие четырех сословий не включало в себя военное сословие, придворных евнухов, а также наиболее презираемую группу «асоциальных элементов» — актёров и проституток-«певичек». В Японии понятие правящего класса си стало подразумевать не гражданскую бюрократию, но самураев — военную элиту.

Обществом управляли самураи-военные, которые отвечали за защиту страны и исполнение гражданских и административных функций. Привилегией военного положения было разрешение иметь фамилию и два самурайских меча. В свою очередь, содержание власти военных возлагалось на плечи крестьян и мещан, производителей продукции и стимуляторов товарооборота, в виде налогов. Сословная система позволяла поддерживать стабильность японского социума, в котором отдельные профессиональные группы дополняли друг друга. Она не имела наследственного характера и жестких границ, позволяя крестьянам и горожанам за выслуги становиться самураями, а самураям принимать в свои семьи детей из сельских или купеческих семей. Вне сословной системы находилась группа париев, так называемых «неприкасаемых» или «нелюдей», профессиональными занятиями которых были утилизация отходов, выделка кож и уборка. Эта группа была объектом презрения представителей различных сословий.

Высшее сословие «си» было неоднородно. Оно состояло из сёгуна и его ближайшего окружения, полностью сосредоточивших в своих руках политическую власть, и кугэ — аристократической знати, которая не имела земельных владений, не обладала ни экономической, ни политической властью и полностью зависела от сёгуна. Япония XVII века имела самый высокоорганизованный в Азии феодальный строй, основу которого составляло крестьянство («но»). Крестьяне были заинтересованы в хозяйственной деятельности, что способствовало укреплению их экономического положения и серьёзным достижениям в сельском хозяйстве. Последние ступени сословной лестницы занимало городское население «ко» (ремесленники) и «сё» (торговцы), юридически оно имело меньше прав, чем остальные сословия, но их богатство постепенно способствовало возрастанию влияния купцов и торговцев в обществе.

Существовали так же внесословные образования: хинин и эта. Несмотря на наличие сословной системы, для всех практических целей японское общество делилось на самураев и не самураев. Ремесленников и торговцев часто выделяли как «тёнин» 町人 («горожане»).

Буракумины 部落民  — одно из японских меньшинств, состоящее из потомков касты «нечистых» - особой средневековой касты «эта» 穢多, члены которой занимались забоем скота, выделкой кож, а также были мусорщиками и занимались другими грязными работами. Поскольку все эти занятия считались «нечистыми», принадлежащие к касте «буракуминов» должны были проживать в отдельных от остальных жителей Японии местах и им было запрещено вступать в брак с представителями иных сословий. Хотя в 1871 году кастовая система в Японии была отменена, представители этой касты по-прежнему подвергаются дискриминации в японском обществе.

Хинин 非人 — обозначение в Японии периода Эдо одной из каст неприкасаемых, чья работа была связана в первую очередь с попрошайничеством, а также охотой, рытьём могил, переносом императорских паланкинов, исполнением наказаний или изящными искусствами. В отличие от эта  穢多, другой касты неприкасаемых, хинин жили вместе с людьми остальных сословий, не в изолированных поселениях, а статус «хинин» обычно не наследовался, мог быть получен из-за проступков (хинин становились беглые крестьяне и выжившие после попытки самоубийства на почве несчастной любви) и мог быть снят после достаточного очищения. В некоторых местах к хинин причисляли такие маргинальные группы как странствующие монахи и ныряльщицы ама.

Хинин находились вне системы си-но-ко-сё, однако одновременно стояли в стороне от горных цыган и подобных низших сословий. К ним обращались по прозвищам (например, дворников в Эдо называли «Сиробэй», хотя в среде хинин у каждого из них было личное имя.

Ликвидирована система была через год после Реставрации Мэйдзи. К этому моменту население Японии насчитывало 30 090 000 человек, из которых самураи составляли 6,4 %, три других сословия — 90,62 %, внесословные — 1,73 %, и другие (придворная знать, монахи) — 1,25 %

Сёла

Японская экономика периода Эдо 江戸時代 была полунатуральной и зависела от поставок дани рисом. Её сбор проводили в селах местные чиновники — сельские головы нануси 名主 или сёя 庄屋, главы пятёрок и крестьянские делегаты, которые контролировали общинные пахотные земли, воды и горы, а также выполняли различные управленческие функции на селе. Большинство решений принимались коллегиально. Жители каждого села делились на пятёрки, члены которых находились в круговой поруке, совместно платя дань и предотвращая преступления. Между пятёрками одного села существовал обычай взаимопомощи.

Для стабилизации поставок дани рисом, сёгунат запрещал продажу земли и ограничивал крестьян, сосредоточивая их только на полевых работах и различных повинностях. Большинство сёл платили налоги вовремя, считая это государственным долгом. Однако иногда из-за непомерных поборов крестьяне жаловались даймё 大名 или непосредственно сёгунату, или, в крайнем случае, поднимали крестьянские бунты.

Города

В результате внедрения сословной системы и отрыва вассалов от земельных участков в провинции, самураи были переселены в призамковые города своих сюзеренов. Для обеспечения жизнедеятельности таких самурайских поселений к ним стали перемещаться ремесленники и купцы, которых стали называть мещанами. Власть накладывала на них денежные налоги на производство и перевозку. Самые богатые или известные горожане могли вступать в городскую управу и исполнять административную работу в городе.

Развитие экономики. Сельское хозяйство

С наступлением мирной жизни японцы начали активно развивать своё хозяйство. По приказам властей началось расширение старых и создание новых заливных полей, путём освоения целинных земель и проведения масштабных ирригационных работ у берегов рек и морей. За первые 100 лет существования самурайского правительства площадь всех пахотных земель возросла вдвое. Вместе с тем, увеличилась производительность труда благодаря появлению новых орудий — мотыги и тысячезубой молотилки, а также использованию удобрений — сушеных сардин и рапсового масла. Широкий размах получило выращивание торговых культур — конопли, хлопка, чая, рапса, красителей индиго и сафлора.

Промышленность и транспорт

Подъём сельского хозяйства способствовал развитию промышленности и увеличению населения. В результате разрастания призамковых поселений повысился спрос на древесину для строительства жилья, что дало толчок лесничеству и деревообработке. Также зародилось производственное рыболовство — в провинциях Ава 安房国 и Симоса 下総国 (современная префектура Тиба 千葉県) вылавливали сардину, в Тоса 土佐国 (современная префектура Коти 高知県) — пеламид и китов, в «землях Эдзо» — херингу и морскую капусту Комбу. Наряду с этим, на побережье провинций Внутреннего Японского моря 瀬戸内海 Сэто-Найкай получило развитие солеварение. Возрос спрос на изделия мастеров-лакировщиков уруси , гончаров и литейщиков.

Японские горняки открыли новые рудники золота на острове Садо 佐渡島 (современная префектура Ниигата 新潟県), серебра в районе Икуно провинции Сэтцу 摂津国 (современная префектура Хёго 兵庫県) и меди в местности Асио провинции Симоцукэ 下野国 (современная префектура Тотиги 栃木県). Из этих металлов чеканились монеты, которые были в обращении по всей Японии.

Сёгунат уделял должное внимание развитию транспортной инфраструктуры. В Японии были построены пять дорог, главной из которых была Токайдо 東海道— путь из Эдо 江戸 в Киото 京都. На этих дорогах равномерно были сооружены гостиные дворы для отдыха путешественников. Также была создана эффективная почтовая система с гонцами хикяку 飛脚 или ひきゃく (дословно: «быстроногий») . Кроме наземных путей приобрели большое значение водные, благодаря активной морской торговле между регионами.

Расцвет «трёх городов»

В период Эдо города Эдо 江戸, Осака 大阪 и Киото 京都 приобрели значение общеяпонских центров. Первый был резиденцией сёгуна и административно-политическим центром страны. Он считался главным городом самурайского правительства. На начало XVIII века Эдо, которое насчитывало миллион жителей, превратилось в крупнейший городской центр тогдашнего мира.

Осака 大阪 была городом купцов. Туда прибывали разнообразные товары со всей Японии. Благодаря этому город часто называли «кухней Поднебесной». Все ханы имели в Осаке свои склады-усадьбы кураясики, откуда продавали местным купцам рис и особые товары из своих владений. Разнообразная продукция, которая стекалась в этот город, перевозилась впоследствии в Эдо на кораблях.

Киото 京都 был столицей Японии и культурным центром страны. Он оставался центром монархии и императорского двора. Город славился ремёслами, которые нуждались в высокой художественной подготовке мастеров — декоративной росписью, оружейным делом, лакировкой уруси .

Кроме этих трёх городов особенно развились такие населенные пункты, как Нагасаки 長崎, Кагосима 鹿児島, Хиросима 広島, Мацуяма 松山, Нагоя 名古屋, Канадзава 金沢, Мито 水戸, Сэндай 仙台 и другие. Также возникали новые поселения вокруг гостиных дворов и храмов.

Эпоха Токугава Цунаёси 徳川綱吉 и культура Гэнроку 元禄. «Гражданское правление» Цунаёси

На середину XVII века правление сёгуната в Японии стабилизировалось. 5 сёгун Токугава Цунаёси 徳川綱吉 издал «Закон о сострадании живым существам», который запрещал выгонять нежелательных младенцев и стариков из дома, а также убивать любых животных — от собак до насекомых. Возведя храм Юсимасэйдо в честь Конфуция 孔子, он заботился о распространении конфуцианства в стране. Поскольку Цунаёси ценил науки, а не боевые искусства, его правление называют «гражданским».

Однако времена Цунаёси не были популярными в народе. За убийство собаки людей наказывали ссылкой на дальние острова, а любовь сёгуна к религии истощила казну из-за постоянного строительства храмов и святилищ. После смерти Цунаёси, в течение правления 6 и 7 сёгунов, их советник Араи Хакусэки 新井白石 (1657 — 1725 годы)  отменил «закон о сострадании» и наладил финансовую систему страны.

Культура Гэнроку

Со второй половины XVII — начала XVII века, в период Гэнроку 元禄, зародилась новая городская культура с центром в Киото 京都 и Осаке 大阪. Её называют культурой Гэнроку. В эти времена начали выходить иллюстрированные рассказы укиё-дзоси («Повести о бренном мире»), которые описывали повседневную жизнь жителей городов. Самым популярным издателем книг стал Ихара Сакусай. Японское кабуки 歌舞伎 (буквально: «песня, танец, мастерство», «искусное пение и танцы») превратилось из танца в театральное искусство. Кукольный театр нингё дзёрури 人形浄瑠璃 («нингё» — означает кукла и «дзёрури» — разновидность напеваемого рассказа) или бунраку 文楽 был реформирован драматургом Тикамацу Мондзаэмоном 近松門左衛門 (1653—1725 годы), который создал для него немало лирических пьес. Вместе с этим новое развитие получила поэзия в лице Мацуо Басё 松尾芭蕉, который превознёс хайку 俳句 до уровня искусства.

В изобразительном искусстве художник Огата Корин 尾形光琳 (1658 — 1716 годы) объединил традиционные приемы Таварая Сотацу 俵屋宗達 (1600 — 1643 годы) с новыми веяниями. Его знаменитым шедевром является панно «ширма ласточкиных цветов». В то же время появился новый популярный жанр гравюр укиё-э 浮世絵  (картины или образы изменчивого мира), основными темами которого стали обычаи и повседневность японского города. На этом поприще снискал славу художник Хисикава Моронобу 菱川師宣 (1618 - 1694 годы).

Развитие наук

Во времена правления сёгуната науки перестали быть достоянием элиты общества. Всё чаще к ним привлекались представители мещан и крестьян. Главным учением в среде самураев стало конфуцианство 儒學, а точнее его течение — чжусианство 朱熹, которое призывало подданных к верному служению и повиновению власти, а власть — к честному и преданному правлению. Начиная со времён Токугавы Иэясу 徳川家康, который способствовал деятельности ученого Хаяси Радзана 林羅山 (1583 — 1657 годы), чжусианство стало играть роль государственной идеологии. Под её влиянием оформился кодекс самурайской чести бусидо 武士道. Кроме чжусианского течения конфуцианства, в Японии было представлено янминское течение 陽明 в работах Накаэ Тюдзю и других.

В естественных науках особенно отличились Миядзаки Ясусада 宮崎安貞 (1623 — 1697 годы), который издал первую в Японии систематизированную работу по агрономии «Сборник произведений по сельскому хозяйству» и Сэки Такакадзу 関孝和 (1642 — 1708 годы), также известный как Сэки Кова 関孝和, который самостоятельно изобрёл способ решения уравнений и вычислил число пи. В целом, на конец XVII века уровень японских наук не уступал западным.

Вторая половина Периода Эдо 江戸時代

Реформы Кёхо и политика Танумы

С наступлением XVIII века возросло производство риса и появился спрос на товары первой необходимости в городах. Денежная экономика проникла в японскую деревню. Покупка инструментов и удобрений, разведение технических и садовых культур стали нормой. Из-за этого цены на рис упали, что породило хронический дефицит бюджета сёгуната и княжеств, финансы которых зависели от поставок натуральной дани. В 1716 году (1 год Кёхо) 8 сёгунат Токугава  Ёсимунэ 徳川吉宗 начал ряд преобразований, направленных на пополнение казны сёгуната. Они получили название «реформы годов Кёхо» 享保の改革 или きょうほうのかいかく Кёхо-но кайкаку. Для уменьшения расходов Ёсимунэ составил «Законы о сбережениях» расходов вассалов, а для увеличения прибыли установил дополнительный налог на рис для княжеств на пользу центрального правительства. Также, сёгун стимулировал освоение целинных земель и поднял налоги.

Кроме этого, Ёсимунэ издал «Утверждения положениях о судопроизводстве», в которых установил стандарты для рассмотрения судебных дел и позволил простолюдинам жаловаться на администрацию. В это же время были созданы первые городские пожарные службы в городе Эдо 江戸.

«Эпоха Танумы»

После сёгуна Ёсимунэ, который восстановил финансы правительства путём сосредоточения на натуральной экономике, его дело продолжил Танума Окицугу 田沼意次 (1719 — 1788 годы), высший чиновник сёгунатской администрации. Он пытался пополнить казну не рисом, а деньгами, способствуя торговле и развитию промышленности. Танума официально признал монопольные права японских картелей кабунакама 株仲間 или かぶなかま («общество с акциями») в обмен на уплату ими высоких налогов, а также инвестировал в освоение земель Хоккайдо 北海道. Несмотря на первоначальный успех его курса, Танума был впоследствии вынужден уйти в отставку. Вмешательство состоятельных купцов в политику повлекло распространение взяточничества в администрациях всех уровней и вызвало массовые протесты населения. В дополнение, мощное извержение вулкана Асаномаяма в 1783 году (3 году Тэммэй), которое принесло засуху и голод, стало причиной многочисленных крестьянских восстаний. Времена правления Танумы Окицугу называют «эпохой Танумы».

Реформы Кансэй и Тэмпо

Реформы Кансэй и эпоха Огосё

В 1787 году (7 году Тэммэй) на должность Танумы был назначен Мацудайра Саданобу 松平定信 (1759 — 1829 годы) - даймё княжества Сиракава (1783—1812 годы), председатель правительства страны в 1787—1793 годах, советник сёгуна (регент) в 1788—1793 годах. Он отрицал курс своего предшественника «обогащение через торговлю» и ставил в пример политику Ёсимунэ — «обогащение через сбережение». Мацудайра начал ряд преобразований, направленных на реформирование японской деревни. Его курс получил название «реформы годов Кансэй» 寛政の改革 или かんせいのかいかく (кансэй но кайкаку). Мацудайра силой возвращал крестьян на их родину из городов и ограничивал выращивание сельскохозяйственной продукции на продажу. Вместе с тем он стимулировал выращивание риса и возвёл в селах амбары для хранения на случай голода. Ради спасения вассалов сёгуната от ростовщической кабалы, Мацудайра отменил все их долговые обязательства, но вынудил самураев жить «экономно». В целом, реформы не решали проблем общества, а замораживали их, вызывая недовольство населения. После Мацудайры, делами правительства начал заниматься 11 сёгун Токугава Иэнари 徳川家斉. Он отменил политику сбережения и поддержки села, поведя курс на содействие торговле и развитию городов. Даже после своей прижизненной отставки с должности сёгуна он продолжал удерживать все реальные властные рычаги в своих руках. Его правление часто называют «эпохой Огосё», по названию его отставной резиденции и титула.

Голод и реформы Тэмпо

В первой половине XIX века Японию постигла череда бедствий — продолжавшиеся несколько лет неурожаи и массовый голод. Сёгунат не принял мер по спасению населения страны, а наоборот, приказал своим купцам скупать зерно и рис в провинциях для отправки в свою резиденцию в Эдо 江戸. Подобная позиция правительства вызвала протест не только среди простого люда, а даже военных-чиновников высокого ранга. Так, в 1837 году (8 год Тэмпо) в Осаке вспыхнуло восстание Осио Хэйхатиро 大塩平八郎の乱 (Осио Хэйхатиро но ран), чиновника местной управы, которое, хотя и было подавлено за один день, свидетельствовало, что сёгунат теряет поддержку среди тех, на ком он держится — самураев.

В 1841 году (12 год Тэмпо) правительство под руководством высокопоставленного чиновника Мидзуно Тадакуни 水野忠邦 (1794 — 1851 годы) попыталось исправить ситуацию. Был взят курс на восстановление села и подавление коммерции. Крестьянам приказали вернуться из городов домой и выращивать рис, торговать которым запрещалось. В свою очередь, акционерные общества купцов были распущены для сбития высоких цен на продукты питания. Чтобы сосредоточить население на производстве и сельском хозяйстве, были изданы «законы о сбережениях» и запреты на массовые гуляния, в том числе театр кабуки 歌舞伎 (буквально: «песня, танец, мастерство», «искусное пение и танцы»). Курс Мидзуно получил название «реформ Тэмпо» 天保の改革 или てんぽうのかいかく (тэмпо: но кайкаку), который продлился лишь 2 года ввиду своей непопулярности и неэффективности.

Одновременно преобразования продолжались и в княжествах. В частности западнояпонские княжества Сацума 薩摩藩 (современная префектура Кагосима 鹿児島県) и Тёсю 長州藩 (современная префектура Ямагути 山口県) смогли выйти из финансового кризиса путём привлечения к управлению талантливых самураев из низов и развитию торговли. Получив богатство и создав новый управленческий аппарат, оба княжества стали самыми влиятельными во всей Японии и получили возможность противостоять центральному правительству.

Вмешательство иностранных государств

С конца XVIII века у японских берегов начали часто появляться корабли иностранных государств, колониальных империй Запада. Японское правительство придерживалось изоляционной политики «закрытой страны», отказываясь вступать в сношения с Европой или Америкой, с недоверием относясь к ним.

В 1792 году (4 год Кансэй) посольство Российской империи во главе с Эриком (Кириллом) Густавовичем Лаксманом предложило японцам заключить торговый договор, но сёгунат отказался. Из страха перед иностранным вторжением с севера самурайское правительство поставило под свой непосредственный контроль остров Хоккайдо 北海道, который к тому времени находился во владении Мацуэ-хана.

Кроме России в Японию начали прибывать корабли Великобритании, которая начала погоню за колониями в Азии. В 1808 году (5 году Бунка) британский корабль «Фентон» атаковал голландскую факторию в Нагасаки 長崎, требуя её передачи и тем самым втягивая японское нейтральное правительство в конфликты далёкой Европы. Также японцев часто беспокоили судна США, которые требовали воды и топлива.

В ответ на агрессию и попрание японских законов сёгунат издал в 1825 году (8 году Бунсэй) «Закон об отражении иностранных кораблей», направленный на усиление береговой обороны и соблюдение курса изоляции. Против такой политики выступили ряд японских ученых-западников, такие как Такано Тёэй и Ватанабэ Кадзан, которым был известен настоящий военный потенциал иностранных государств и возможные последствия для Японии в случае войны с ними. Однако центральное правительство подавило эту оппозицию.

Еда японцев в XIX веке

Основой питания в период Эдо 江戸時代 были зерновые культуры. Одно и тоже слово обозначает в японском языке и приготовленный рис и еду вообще – гохан ご飯. Все прочее считалось дополнительной едой – окадзу. В те приемы пищи, когда зерновые не подавались, большинство семей ели суп мисо и маринованные овощи. В праздники подавали также соевый творог тофу 豆腐 и солёную рыбу, и там, где умели готовить это блюдо, по специальным случаям подавали вареный на пару белый рис с красными бобами.

Из имеющихся данных можно сделать заключение, что диета периода Токугава не была скудной и однообразной, но и ни роскошной и многообразной её тоже не назовешь. Даже в семьях самураев только хозяину подавали вареный рис или другие злаки с небольшим количеством рыбы или другого гарнира, в то время как остальные члены семьи и слуги питались супом, маринованными и, возможно, вареными овощами. Можно найти описания горный деревень, в которых фактически совсем не ели риса, поскольку его не выращивали и жители были слишком бедны, чтобы купить его на стороне. Устные предания содержат много подобных описаний повседневной жизни в конце XIX столетия, но словесные описания диеты того времени слишком недостоверны.

Было сделано как минимум две попытки оценить уровень питания этого периода, что весьма непросто, учитывая недостаток информации о типичной диете той эпохи. Однако, имеются доказательства (хотя и скудные), что характер питания со временем улучшился, так что количественные исследования, вероятно, представляют наибольший уровень питания, достигнутый в эпоху Токугава.

Наиболее претенциозные исследования были проведены для округа Хида префектуры Гифу и для княжества Тёсю в западном Хонсю. Данные для Хида относятся к 1874 году и включают 168 продуктов, как производимых в округе, так и импортируемых и экспортируемых. Разделив количество продуктов на количество населения и 365 дней, можно получить приблизительное количество продуктов, приходящихся в 1874 году в среднем на человека в день. Результаты исследования питания в Хида показывают выраженную зависимость питания от риса и проса, которая вела к дефициту некоторых витаминов и минералов, в особенности витаминов А и С, кальция, и железа. Диета была бедна белками и избыточна солью. Данная оценка была сделана при анализе основных причин смерти, известных из записей местного храма. Среди основных причин смерти были осложнения после родов (в которых мог играть роль дефицит кальция), мозговые кровоизлияния (связанные с большим потреблением соли) и эпидемии (частота которых увеличивалась от в целом недостаточного питания). Данные оценки относятся к горному региону, и авторы исследования признают, что многие продукты, которые потребляло население, не были включены в обзор. Это сладости, яйца, морские водоросли, некоторые виды грибов, и, конечно, дикая зелень, которую жители могли собирать на горных склонах. Эти продукты вряд ли увеличивали общую калорийность пищи, но могли улучшать её витаминный состав. Данные, доступные по округу Хида, говорят о среднем ежедневном потреблении приблизительно 1,850 ккал.

Расчеты для Хида приблизительно соответствуют питательному уровню диеты из Тёсю, которая в 1840-х годах соответствовала 1,664 ккал, получаемым из злаков (включая рис, ячмень, пшеницу, просо, гречу), соевых бобов, красных бобов и сладкого картофеля. Этот расчет не включает рыбу, морские водоросли, овощи, фрукты и сладости. Хотя рыба и овощи были незначительной частью питания, они почти наверняка добавляли в рацион дополнительную пару сотен калорий в день и играли важное значение в сбалансированности питания. К 1890 году японцы в этом регионе получали в среднем 1,902 ккал из зерновых, чуть больше, чем в подсчете для Хида десятью годами ранее. Что интересно в обоих подсчетах, так это то, что количество калорий, видимо, было достаточным для того времени, учитывая что в последние два десятилетия XIX столетия призывники императорской армии имели средний рост 156.5 сантиметров (или 5 футов и 1.5 дюйма). Также, необходимо учесть, что маленькие дети и пожилые люди употребляли меньше пищи, оставляя больше калорий взрослым мужчинам.

Культура Касэй

В середине XVIII века город Эдо 江戸 стал крупнейшим японским культурным центром страны, обогнав традиционные Киото 京都 и Осаку 大阪. Культура этого периода, которая сформировалась на основе городских обычаев Эдо, называют «культурой Касэй».

В литературе того времени приобрели популярность сатирические стихи сэнрю 川柳 (буквально: «речная ива») и кёка. Жители Эдо зачитывались комедийными рассказами «На своих двоих по Токайдосскому тракту» 東海道中膝栗毛 (Токайдо-тю хидзакуригэ) Дзиппэнся Икку 十返舎一九 и «Современными банями» 浮世風呂 (Укиё-буро) Сикитэя Самбы 式亭三馬, которые высмеивали жизнь японских простолюдинов. Также, получило признание развлекательное историко-фантастическое произведение Кёкутэя Бакина 曲亭馬琴 «Легенда о восьми псах-воинах клана Сатоми» 南総里見八犬伝 (Нансо Сатоми Хаккэндэн). В поэзии прославились Ёса Бусон 与謝蕪村 и Кобаяси Исса 小林一茶, также известен как Ятаро 弥太郎, которые были и художниками.

Театр кабуки 歌舞伎 (буквально: «песня, танец, мастерство», «искусное пение и танцы»), кукольный театр нингё дзёрури 人形浄瑠璃 («нингё» — означает кукла и «дзёрури» — разновидность напеваемого рассказа), комедийные рассказы ракуго 落語 (дословно «падающие слова») были на пике своей популярности. Дома куртизанок пользовались повышенным спросом. Практически каждый день проходили праздники, посвященные сотням храмов и святилищ города Эдо 江戸. Среди простого люда также распространился обычай паломничества к синтоистскому святилищу Исэ 伊勢神宮 и буддистским храмам Сикоку.

Конец XVIII — первая половина XIX века стали «золотым веком» цветных гравюр укиё-э 浮世絵 (картины или образы изменчивого мира). В эти времена прославились портретисты Китагава Утамаро 喜多川歌麿 (1753—1806 годы) и Тосюсай Сяраку 東洲斎写楽 и пейзажисты Кацусика Хокусай 葛飾北斎 (1760 — 1849 годы) и Утагава Хиросигэ 歌川広重 (1797—1858 годы). Их работы оказали значительное влияние на европейскую школу импрессионистов 2-й половины XIX века.

В противовес мещанским разноцветным гравюрам, среди самураев оставалась популярной традиционная монохромная живопись. Её традиции продолжали Икэ-но Тайга 池大雅 (1723 — 1776 годы) и Урагами Гёкудо 浦上玉堂 (1745 - 1820 годы).

Новые науки и идеи

С XVIII века в Японии начальное образование стало доступным для простолюдинов. Наряду с государственными и ханскими школами для самураев, существовали общественные школы тэракоя 寺子屋 («храмовая школа»), куда принимали всех без сословных ограничений. Главными предметами были чтение, письмо и арифметика. В самурайских школах преподавали отдельно основы конфуцианства. В целом, уровень образованности и грамотности в Японии был одним из самых высоких в мире.

Среди новых наук — «страноведение» кокугаку 国学 и «голландские науки» рангаку 蘭学. Первая занималась изучение японской уникальности и духа через японскую классику, а вторая — освоением достижений европейских точных и естественных наук.

Основы кокугаку были заложены Мотоори Норинага 本居宣長 (1730 — 1801 годы), который, исследуя «Кодзики» 古事記 («Записи о деяниях древности»), выдвинул теорию «несменяемости императорской династии Японии» 万世一系, обосновывая древность, уникальность и соответственно, верховенство японской монархии в мире. Идеи кокугаку оказали значительное влияние на городское и сельское население страны, будучи частично инкорпорированными в японское националистическое мировоззрение.

Толчком для развития рангаку стало разрешение 8 сёгуна Ёсимунэ завозить и изучать любые европейские книги, кроме религиозно-философской литературы. На их основе учёные Сугита Гэмпаку 杉田玄白 или すぎたげんぱく (1733 — 1817 годы) и Маэно Рётаку 前野良沢 (1723 — 1803 годы) перевели и издали «Кайтай синсё» 解体新書 (かいたいしんしょ «Новый учебник анатомии»), а исследователь Хирага Гэннай 平賀源内 (1728 — 1780 годы) самостоятельно изобрёл электрогенератор. Центром рангаку был город Нагасаки 長崎, где находилась голландская фактория. Именно там немецкий врач и энциклопедист Филипп Франц фон Зибольд (Philipp Franz Balthasar von Siebold; 1796 — 1866 годы) воспитал многих японских анатомов и врачей.

Кроме этого, особое развитие получила география. Так, исследователь Ино Тадатака 伊能忠敬 (1745 - 1818 годы), на основе своих наблюдений и знаний в области отечественной и заморской картографии составил первую точную карту Японского архипелага.

Начиная с конца XVIII века в связи с постепенным приближением государств Запада к Японии, в стране вспыхнула дискуссия о том, как защищать «божественные острова» от агрессивных иностранцев. Хаяси Хэй в «Беседах о войсках морских державах» советовал правительству придерживаться политики изоляции и укрепить город Эдо 江戸, поскольку хорошо оснащённые флоты иностранцев могли легко захватить его. Ему вторил, Аидзава Сэйсисай 会沢正志斎 (1782 — 1863 годы), который настаивал на изгнании «варваров» и почитании монархии. С другой стороны, историк Рай Санъё 頼山陽 в своей популярной «Неофициальной истории Японии» ставил под сомнение способность самурайского правительства противостоять Западу и намекал на необходимость восстановления в стране прямого императорского правления.

«Открытие» Японии. Визит Перри

В июне 1853 года (6 год Каэй) небольшая флотилия США из 4 военных кораблей из 100 пушками на борту под командованием командора Мэттью Кэлбрейта Перри (1794 — 1858 годы) прибыла в Японию, в бухту Урагава (современная префектура Канагава 神奈川県), рядом с заливом Эдо (ныне Токийский залив 東京湾). Перри передал японской стороне ультимативное письмо президента США с требованием открыть японские порты. Сообщив сёгунату, что прибудет в следующем году за ответом, командор вернулся на родину.

Самурайское правительство оказалось в смятении. Реальной вооруженной силы противостоять США оно не имело, но старалось придерживаться курса «закрытой страны». Главный ответственный за правительственные дела Абэ Масахиро 阿部正弘 (1819 — 1857 годы) провел общее собрание всех даймё Японии для выработки плана дальнейших действий, однако эффективного решения найдено не было. Сами же сборы вызвали падение авторитета сёгуната, прибавив веры местным самураям в том, что важные политические вопросы следует принимать коллегиально, а не единоличным решением чиновников Эдо.

Японско-американский «договор дружбы»

В январе 1854 года Мэтью Перри снова прибыл со своей флотилией в Японию. В результате переговоров сёгунат согласился на требования США и в марте того же года подписал Канагавский договор 神奈川条約 (Канагава дзёяку) или Японско-американский договор мира и дружбы 日米和親条約 (Нити-бэй васин дзёяку). С курсом изоляции было покончено, Япония «открывала» себя Западу. По этому договору самурайское правительство предоставляло разрешение судам США входить в порты Симода 下田 (современная префектура Сидзуока 静岡県) и Хакодатэ 函館 (современная губернаторство Хоккайдо 北海道), обязывался предоставлять им провизию и топливо, и позволял строительство консульства США в Симоде.

В 1856 году новоназначенный генеральный консул США в Японии, Таунзенд Харрис, начал требовать от японских властей подписания торгового договора между обеими странами. Чиновники сёгуната очередной раз не смогли проявить политическую волю, расколовшись на сторонников и оппонентов заключения очередной сделки с иностранцами. В результате, обе группы обратились за арбитражем в этом деле к императорскому двору в Киото 京都. Это был неслыханный шаг за всю 250-летнюю историю самурайского правительства, которому двор в своё время делегировал всю полноту власти. Такие действия сёгуната ещё больше подорвали его престиж в глазах населения, которое отныне видело киотского монарха единственным возможным спасителем Японии от «варварского порабощения».

Антиправительственная оппозиция. Заключение неравноправных договоров

В 1858 году (5 год Ансэй) сёгунат, не дождавшись разрешения императорского двора, самовольно заключил Японско-американский договор о дружбе и торговле, по которому открыл для судов США ещё 5 портов — Хакодатэ 函館, Йокогаму 横浜, Ниигату 新潟, Кобэ 神戸 и Нагасаки 長崎. Впоследствии подобные договоры были подписаны с Нидерландами, Россией, Великобританией и Францией. Эти договоры были неравноправными, поскольку японская сторона не могла судить иностранцев по своим законам, а также не имела права устанавливать пошлины на ввоз товаров из-за границы.

После подписания договоров среди японского населения, прежде всего самурайства, поднялся шквал критики сёгуната, который пренебрег мнением императора и капитулировал перед иностранными государствами. Сторонники политического курса за передачу полноты власти императору и поборники изгнания иностранцев объединились в одно движение Сонно Дзёи 尊皇攘夷 («Да здравствует Император, долой варваров!»). За резкие антиправительственные заявления около сотни лидеров движения были арестованы и казнены по приказу главного чиновника сёгуната, Ии Наосукэ 井伊直弼, который был ответственен за заключение договоров. Среди наказанных были известные на всю Японию мыслители — глава княжества Мито 水戸藩 Токугава Нариаки 徳川斉昭 и учёный из княжества Тёсю 長州藩 Ёсида Сёин 吉田松陰. Эти действия получили название «репрессии Ансэй».

Однако в 1860 году (1 году Манъэн) случился инцидент у ворот Сакурада 桜田門外の変 (Сакурада монгай-но хэн), в котором Ии Наосукэ 井伊直弼 был убит по дороге к замку Эдо 江戸城. Это убийство нанесло сильный удар по престижу сёгуната, а антиправительственная оппозиция получила новый приток сил. Её центром постепенно становилось западнояпонское княжекство Тёсю 長州藩. Его управленцы Такасуги Синсаку 高杉晋作 (1839 — 1867 годы) и Кидо Такаёси или Кидо Коин 木戸孝允 (1833—1877 годы), которые были учениками казненного Ёсиды Сёина 吉田松陰, наладили отношения с киотскими аристократами и склонили многих аристократов императорского двора к оппозиционному движению.

Вооруженные конфликты с иностранными государствами

Вместе с княжеством Тёсю 長州藩 влиятельной антиправительственной силой стало владение Сацума 薩摩藩. В 1862 году тамошние самураи зарубили британца, который нарушил местный обычай, пытаясь пробиться верхом на лошади через колонну японских воинов. Из-за этого инцидента вспыхнула так называемая сацумско-британская война 薩英戦争 (Сацу-Эй сэнсо 15 — 17 августа 1863 года), в которой столица Сацумы была разрушена, а Великобритания получила большую контрибуцию.

В связи с настойчивыми требованиями киотского двора «изгнать варваров» из Японии, в 1863 году (3 год Бункю) сёгунат отдал приказ всем ханам очистить страну от иностранцев. Пользуясь этим воины княжества Тёсю 長州藩 потопили иностранные торговые суда, которые зашли в порт Симоносеки 下関, развязав тем самым новую войну. В ответ, в следующем году объединенная флотилия Британии, Франции, США и Нидерландов атаковала нападавших и захватила прибрежные районы их владений. Тёсю проиграло эту войну, а иностранные государства, как и год назад, получили новые привилегии и контрибуцию.

Самураи из Тёсю 長州藩 и Сацумы 薩摩藩 были единственными в Японии, кто почувствовал на себе вооруженную преимущество Запада. Осознав, что политика «изгнания варваров» ведёт к открытому вооруженному конфликту, в котором японцам не победить, они тайно перешли на позиции «открытия страны» иностранцам. Они начали закупать оружие у западных государств, продолжая традиционную критику сёгуната.

Последние дни сёгуната. Союз княжеств Сацумы 薩摩藩 и Тёсю 長州藩

В конце 1863 года (3 год Бункю) для подавления антиправительственных сил во главе с Тёсю-ханом, сёгунат выгнал из императорского двора оппозиционеров и создал коалицию с ханом рода Токугава и княжества Айдзу. Правительство также сумело приобщить к этой коалиции Сацуму, тем самым изолировав политических противников. В следующем году сёгунат совершил карательный поход против княжества Тёсю 長州藩 и заставил его капитулировать. Однако вскоре самураи этого княжества под руководством Такасуги Синсаку 高杉晋作 (1839 — 1867 годы) и Кидо Такаёси или Кидо Коин 木戸孝允 (1833—1877 годы) сбросили проправительственных ставленников, и Тёсю вернулся на позиции лидера всеяпонской оппозиции.

Между тем, политикой Сацумы 薩摩藩 начали управлять Сайго Такамори (Таканага) 西郷隆盛(隆永)и Окубо Тосимити 大久保利通, которые начали перевооружение своих сил, учитывая горький опыт сацумско-английской войны. Они покинули правящую коалицию и перешли на позиции критики сёгуната.

В 1866 году (2 год Кэйо), при посредничестве самурая из княжества Тоса, Сакамото Рёмы 坂本龍馬, был заключен тайный союз ханов Сацума 薩摩 и Тёсю 長州. Целью союза стало свержение сёгуната и создание единой, унитарной, сильной Японии.

Ликвидация сёгуната

В 1866 году обстоятельства сложились в пользу антиправительственных сил. Новым сёгуном стал малоопытный Токугава Ёсинобу 徳川慶喜, а вместо симпатика сёгуната, покойного императора Комэя 孝明天皇, на трон взошёл 14-летний император Мэйдзи 明治天皇.

Ёсинобу считал, что поддерживать жизнеспособность управленческой системы Японии в форме сёгуната невозможно. Он планировал создать новое коллегиальное правительство из всех японских даймё 大名 во главе с императором, в котором род Токугава продолжал бы удерживать реальную власть в качестве премьер-министра 内閣総理大臣 (Найкаку со ри дайдзин). Исходя из этих идей, в октябре 1867 года Токугава Ёсинобу 徳川慶喜 вернул должность сёгуна и полноту политической власти японскому Императору.

Оппозиционеры только этого и ждали. Сайго Такамори 西郷隆盛, Окубо Тосимити 大久保利通 и Кидо Такаёси 木戸孝允, вместе с лидером дворцовых аристократов Ивакурой Томоми 岩倉具視 (1825—1883 годы), предложили императору выслать Ёсинобу и конфисковать все земли рода Токугава. В результате этого, в конце 1867 года был издан «Указ о реставрации Императорского правления» 王政復古の大号令 (О сэй фукко но дайго рэй), который провозглашал создание нового правительства во главе с императором, а идеалом государства определялась древняя унитарная и централизованная Япония VIII—X веков. Сёгунат Токугава 徳川幕府 ликвидировался, а семья Токугавы отстранялась от управления страной. Вместе с уничтожением сёгуната завершилась 260-летняя эпоха Эдо и эпоха доминирования самураев в японской политической жизни. Для Японии наступали новые времена модернизации и империализма — период Мэйдзи 明治時代 (Мэйдзи дзидай) — период в истории Японии с 23 октября 1868 года по 30 июля 1912 года, когда императором был Муцухито. Этот период ознаменовался отказом Японии от самоизоляции и становлением её как мировой державы.


Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@katori.ru