Буки 武器 - оружие самураев

武器が人を殺すんじゃない、人が人を殺すんだ

Оружие никогда не убивает человека, человек убивает другого человека

Воины древней Японии имели на вооружении, кроме всего прочего, меч и нож. Со временем мечи стали носить в паре: короткий и длинный, сохранив при этом еще и нож. Во времена сёгуната Асикага 足利幕府 (Асикага бакуфу) традиция носить два меча стала привилегией всех самураев — от младших пехотинцев-асигару 足軽 до самого сёгуна 将軍.

Такая пара мечей называется дайсё 大小, что означает большой и малый . Дайсё имеет две разновидности монтировки дзукури (цукури) 造り: для доспехов и для повседневной одежды. В первом случае большой меч называется дайто 大刀 или одати 大太刀 , и носится в специальных ножнах на левом боку, а малый сёто под названием вакидзаси 脇差 просто затыкается за пояс оби. Во втором случае большой меч называется катана или хондзаси 本差 и также затыкается за пояс режущей кромкой вверх в отличие от тати, который носился заточенной частью вниз на специальной «перевязи». Cамурай также имел танто 短刀 — короткий, около 30 сантиметров меч, или, скорее, кинжал, по форме повторяющий катана или вакидзаси. Кроме этого скромного набора, буси, готовясь к боевым действиям, запасался еще мининожами кодзука 小柄 (или когатана 小刀 ) и когай (длинная игла или шпилька).

У каждого из этих предметов свое специальное предназначение. Дайто или катана были основным боевым оружием, вакидзаси удобен для отрезания головы поверженного противника или — при противоположном исходе дела — для проведения сэппуку 切腹. Впрочем, для целей ритуального самоубийства был специальный предмет - кусунгобу 九寸五分 (девять сун, пять бу) — японский прямой тонкий кинжал с клинком длиной 29,7 сантиметра. Кодзука (когатана), который, как и когай, вставлялся в ножны дайто или эфес, использовался в походной жизни как обычный хозяйственный нож или, в крайнем случае, как метательное оружие. Когай применялся при еде, а также для выцарапывания иероглифов, подтягивания конской упряжи и был полезен как шпилька для волос. Его же втыкали в голову убитого врага, чтобы после боя можно было определить, от чьей руки тот пал, или укрепляли им эту голову на поясе победителя.

Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Кроме них никто не имел права на ношение пары мечей, и этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами сёгунов. Соответственным было и отношение воинов к дайсё. Самураи самым тщательнейшим образом следили за состоянием своего оружия и никогда не разлучались с ним.


Одними из древнейших видов оружия были лук и стрелы. Японский лук юми (или оюми) сохранил свою форму и размеры - от 180 до 220 сантиметров - с глубокой древности до наших дней. Его главная особенность заключается в том, что место, где накладывается стрела, расположено не в центре, как у большинства народов мира, а немного ниже. Сам лук изготавливался из многочисленных деревянных или бамбуковых планок, скрепленных между собой и обмотанных тростниковой бечевкой. Такая форма и конструкция позволяли добиться большей дальности стрельбы (до 300–350 метров) и в то же время давали возможность стрелять всаднику с лошади.

Стрелы я для юми использовались разные, в зависимости от назначения. Для каждого случая (боевая стрельба по противнику, охота, соревнования, передача сигналов или сообщений) воин мог выбрать специальную, предназначенную именно для этого случая стрелу. На тренировочных стрелах крепились наконечники из рога, кости или даже бамбука. Наконечники боевых стрел были металлическими. У хорошего воина в колчане обязательно были стрела со свистящим наконечником, которая оповещала о начале сражения, и стрела с именем владельца, которая выпускалась по особенно важной мишени. По такой фамильной стреле потом легко можно было найти победителя. При необходимости использовались и стрелы с легковоспламеняющимися наконечниками.

Колчанов тоже существовало несколько вариантов. Состоятельные воины носили два: один маленький, из ивовых ветвей — на боку, а второй — большой, тоже из ивы или из бамбука — на спине. Часто их еще обшивали снаружи мехом и украшали гербами или орнаментом.

Помимо лука и стрел буси имели на вооружении короткие и длинные копья, которые называются яри. Мастерство владения копьем ценилось так же высоко, как и владение луком или мечом. Древки для яри делали из специально отобранной древесины. Наконечники на копьях могли быть с обеих сторон, а иногда главное острие делалось с двумя и даже тремя лезвиями, крючьями или дополнялось выскакивающими иглами, часто отравленными.

Излюбленным оружием воинов-монахов сохэев 僧兵 была нагината 長刀/薙刀 — особого рода глефа или совня (у нас еще принято считать, что это алебарда), которой они также владели с удивительным мастерством. Пользовались самураи и кистенями — тигирики 契木, и железными двузубыми вилками — дзюттэ 十手, и некоторыми другими видами оружия.

Особняком в этом ряду стоят ружья или мушкеты-танэгасима 種子が島, появившиеся на островах впервые в середине ХVI века. В 1543 году судьба забросила португальцев к берегам Японии на остров Танэгасима, к югу от Кюсю. Местный даймё Токитака стал свидетелем того, как португальцы стреляют уток, и купил оба имевшихся у них ружья, несмотря на очень высокую цену, которую за них запросили. Через 10 лет ружья производились по всей Японии, а к 1600 году в Японии насчитывалось около 100 тысяч огнестрельных стволов. Все частные дружины, каждая самурайская армия имели в своем составе подразделения, вооруженные ружьями.


Основным наступательным оружием самурайских дружин средневековья были копьё и меч, применявшиеся для ближнего боя, и лук со стрелами, использовавшиеся в борьбе с противником на расстоянии.

Наибольшей ценностью для самурая был меч - и как вооружение профессионального воина, разящее врага и защищающее одновременно жизнь его обладателя, и как символ сословия воинов, эмблема доблести, чести, могущества и храбрости, неоднократно воспетый в легендах, рассказах, песнях и стихах.

В феодальных средневековых войнах всадники и пехотинцы применяли также копья яри   - короткие у конных самураев и длинные, около 4 - 6 метров, - у асигару - а также нагинаты. Последние особенно часто употреблялись не только самураями, но и монахами.

Начиная с XVI века в войсках феодалов распространились пушки и ружья с кремниевыми замками (тэппо 鉄炮), завезённые португальцами. Однако это оружие за 300 лет существования не претерпело почти никакого изменения и вплоть до 1860 года оставалось в том же исполнении, что и в XVI веке. При этом лук и особенно меч не были вытеснены огнестрельным оружием и продолжали оставаться основными в вооружении самурая.


 

Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@trafica.ru