Багу 馬具
Впервые лошади (по-японски ума 馬) появились в Японии в конце IV — начале V веков. Они были завезены с континента и всегда ценились очень высоко. Поэтому только благородные буси 武士, военная аристократия составляли конницу. Эти кони, или, скорее, пони, были очень низкорослыми, лохматыми и обладали необузданным нравом: так и норовили укусить седока за колени. Однако они были чрезвычайно выносливы, удивительно быстроходны и способны к совершению маневров высокой сложности. Это было особенно важно для Японии с ее горным ландшафтом, испещренным мелкими речками. Конскую сбрую багу 馬具 японцы во многом заимствовали у китайцев.
Верховая езда бадзюцу 馬術 была одним из важнейших умений средневекового самурая. Седло кура 鞍 и стремена абуми 鐙 делались, как и всё в Японии, очень тщательно и искусно. Лошадиная сбруя соответствовала знатности воина, изготавливалась из дерева, покрывалась лаком, расписывалась золотыми или серебряными узорами, и почти всегда имела камон семьи 家紋 – владельцев конюшни.
Седло вместе со всеми деталями, крепившимися к нему, называлось кура-гусоку 鞍具足 (или кура-но-бадзю), и на лучших экземплярах все детали отделывались в одном стиле. Седло имело высокие переднюю и заднюю луки, которые находились под прямым углом к седалищу кура-цубо 鞍壺. Кура располагалось довольно высоко на подушечке намэ и обычно делалось из 4 кусков лакированного дерева, укреплённого и украшенного металлом. К нему крепилась подпруга харуби, подушка и стремена абуми 鐙, а под седло клали потник кицукэ. Часто из-под седла свешивались длинные ленты, иногда с колокольчиками на концах, называвшиеся ханэ.
Самые древние стремена были простыми и подвешивались на длинных цепочках. Позднее, к началу IX века, стремя приобрело закрытый носок и удлинённую подошву-платформу сзади. Вскоре оно было ещё модифицировано — были убраны боковины носка, и получилось характерное стремя с открытой платформой, которым японцы пользовались до XIX века. Платформа была достаточно большой, чтобы поместилась вся нога всадника. Обычно стремена делались целиком из железа, но иногда из железного каркаса с деревянными вставками. Некоторые древние стремена (суиба-абуми) имели отверстия в платформе, чтобы вода, собиравшаяся в них при форсировании реки, могла выливаться. Стремена с четко выраженным ребром спереди назывались фукуро-абуми 梟鐙. В редких случаях стремена дополнялись стержнем, который шел от верхнего края к платформе и предохранял ногу от соскальзывания вбок.
Иногда седло и стремена украшали благожелательными или религиозными символами, например, 3 обезьяны (三猿 – «сандзару»): «Ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу» - буддийская защита от зла: «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нём, то я защищён от него». Часто на багу наносились также изображения демонов, животных и растений.
Управлять лошадью помогали удила куцува, нащёчники кангама-ита, нахрапник ханагава и поводья куцу-вадзура. Последние делались из шёлкового или хлопкового шнура и нередко были богато украшены. Уздечка часто дополнялась кисточками и в таком виде получила название ацу-буса. На голову лошади надевался намордник кутикаго, обычно ажурный железный. Помимо поводьев лошадью управляли с помощью гибкого прута мути, часто изготавливаемого из китового уса. Шпорами японцы не пользовались.
Как это ни странно, но доспехи для коня ума-ёрой появляются в Японии только в XVII веке. Если учесть, что с этого времени и до Реставрации Мэйдзи 明治維新 (Мэйдзи Исин) 1868 года, когда все доспехи отошли в прошлое, не было ни одной серьезной битвы, то станет ясно, что такие доспехи имели лишь парадное значение. Многие детали доспехов для коня были сделаны из кожи или даже папье-маше и лишь редкие экземпляры — из железа. В большинстве случаев доспехи делали из маленьких выпуклых чешуек кожи, обычно посеребренных и нашитых на ткань.
Полные доспехи состояли из больших прямоугольных секций накрупника (атобуса) с небольшим удлинением, закрывавшим хвост, двух треугольных секций, сошнурованных вместе вдоль гривы и образовывавших защиту шеи (канц), и, может быть, дополнительной пластины на груди, хотя существование последней сомнительно, так как среди сохранившихся экземпляров доспехов её нет. Более сложные варианты включали канц из металлических пластин и кольчуги и имели свисавшие с седла овальные кожаные пластины для защиты боков, соединявшие нагрудник с накрупником по бокам. Последние часто были богато декорированы и позолочены и иногда использовались без остальных частей доспехов. Голова лошади была покрыта наголовьем умадзура, часто сделанным просто из лакированного папье-маше, но иногда и стальным, в форме головы дракона или стилизованного изображения головы коня. Хвост лошади иногда убирали в мешок из яркой ткани, называемый обукуро. Все это крепилось завязками, прикриплявшими отдельные части к седлу и другим частям упряжи. Кроме того, имелись дополнительные завязки или пуговицы, соединявшие соседние секции доспехов.
В Японии на коня обычно садились справа, опираясь на пятку. Воин держал поводья в обеих руках, пока не сближался с противником на расстояние рукопашной схватки. В этот момент он зацеплял поводья за кольца на нагруднике и управлял лошадью коленями, а также смещая тело в нужном направлении. Та же техника использовалась и при верховой стрельбе из лука. Всадник приближался к противнику зигзагообразно, затрудняя вражеским лучникам возможность поразить его стрелой, при этом сам непрерывно посылал стрелы в их направлении. На близком расстоянии он пускал в ход копье яри или длинный меч, используя тактику постоянного вклинивания в группы врага, если только он не был вовлечен в поединок с другим конным воином. Натренированная лошадь настолько чувствовала своего хозяина, что инстинктивно, синхронно с движениями всадника, отскакивала, крутилась на задних ногах, подымалась на дыбы, чтобы поднять всадника для нанесения удара, или как бешеная бросалась в бой. Чтобы бесшумно подкрасться к противнику, уздечку обматывали тканью, а морду засовывали в специальный мешок, называвшийся баи. Ума также специально обучали форсировать реки и озера, которых на островах великое множество, причем технике верховой езды в воде обучали в прудах около площадок для верховой езды, которые окружали замки крупных феодалов.