Каса 笠
Неформальным и простым головным убором, который приобрел популярность у самураев еще с периода Хэйан была соломенная, коническая шляпа «каса» 笠 различных форм.
Каса 笠 — японский национальный головной убор. Представляет собой конусообразную шляпу. Возник в Японии в глубокой древности из-за муссонного климата с долгими сезонами дождей. Каса плетут из соломы, бамбука, камыша и осоки. Существует множество самых разных типов и форм таких шляп. Каса в Японии могли носить все сословия, но традиционно она ассоциируется с самураями, которые носили шляпы в повседневной жизни и в путешествии.
Также самураи пользовались шляпами амигаса, плетеными из соломы или бамбука. В такой шляпе было маленькое плетеное окошко, позволявшее скрывать лицо и при этом видеть окружающих. Традиционные японские шляпы 笠 (каса или гаса) - один из наиболее ярких и экзотических элементов восточной культуры.
Шляпы каса носили практически все слои японского населения - от крестьян и бродячих монахов до крупных даймё и самого сёгуна. Различных видов японских шляп насчитывается немалое количество, отличались они по форме, материалу, цвету и назначению. Объединяла их общая стилистика - достаточно крупный размер и своеобразная простота форм. И хотя на первый взгляд все они похожи как две плетёные корзины одна на другую, но присмотревшись можно увидеть вполне чёткие различия каждого вида гаса во всем их разнообразии.
Амигаса 編み笠 - наиболее часто упоминающийся вид широкополых шляп, общее обозначение «плетёных каса». Сегодня представляет собой круг из рисовой соломы, незначительно изогнутый или полностью сложенный пополам, прикрывающий лицо и одеваемый в основном танцовщицами на праздниках.
Фукаамигаса 深編み笠 или тэнгай 天蓋 - шляпы бродячих монахов комусо 虚無僧. Эти каса больше походили на большие корзины и полностью скрывали голову носящего. Передняя часть была выполнена из более редких стеблей, что позволяло монаху спокойно взирать на мир, будучи полностью неузнаваемым. Такими шляпами часто пользовались шпионы-ниндзя и агенты тайных служб сёгуната, фукаамигаса скрывала всё лицо человека, что позволяло оставаться тайному агенту неузнанным.
Сугэгаса 菅笠 - «шляпа из осоки» - наиболее простой вида каса, распространенный во всей Азии. Это обыкновенная коническая шляпа из тростника, соломы или бумаги, встретить её можно даже сегодня не только в Японии, но и Китае, Корее, Камбодже и ещё много где, хотя называться везде она будет по-разному. Такаока, префектура Тояма район Фукуока (бывший Фукуока-тё) является одним из основных производств шляпы из осаки. Здесь производят до 90% таких шляп в Японии.
Сандогаса 山道笠 - круглая шляпа для путешественников, с широкими загнутыми вниз полями и почти плоской вершиной. По форме напоминает сегмент сферы или срезанную верхушку яблока.
Дзингаса 陣笠 - «военная шляпа» - общее название военных головных уборов. Применялись различными слоями населения от самураев до простого народа; но особое распространение получили у асигару. Дзингаса часто играли роль шлемов, а посему иногда выполнялась из материала более прочного, нежели солома или бамбук - кожа, металл, драгоценная проволока или шелк. Отличительной особенностью являлась малая высота и очень широкие поля шлема. При этом поля и тулья были одним целым, а зачастую и неотличимы друг от друга. Металлические шлемы склёпывались из нескольких сегментов, в отличие от европейских капеллин (где поля приклёпывались к тулье). Рассчитывались они больше на защиту от солнечного света и осадков, чем от холодного оружия. Дзингасы обычно покрывались лаком (чаще — чёрным), снабжались подшлемниками в виде подушечек, на голове фиксировались подбородочным ремнём, прикреплённым к шлему через кольца. Иногда имели тканевую защиту шеи, прикрепляемую на дополнительные кольца. Особую популярность дзингаса получили с эпохи Эдо у военных и полицейских офицерских чинов. На «лбу» почти всегда имели метки «мон» - своего клана или рода. У низшего слоя самураев дзингаса были черного цвета, у среднего - алого, у высокопоставленных даймё - золотого.
Бадзёгаса – был скорее шлемом, а не шляпой, сделанным из металла или кожи для конных поездок. Характеризуется небольшим размером, и плавным изгибом полей.
Итимондзигаса 市女笠 - «плоская дзингаса» - практически плоская широкополая шляпа. Отличались плоской формой с небольшим возвышением в центре.
Топпайгаса - конические или пирамидальные каса, использовавшиеся в стрелковых (мушкетных) подразделениях.
Аяйгаса 綾藺笠 - соломенная шляпа ямабуси
Курумакаса 車笠 - конусообразная шляпа
Нуригаса 塗笠 - шляпа, покрытая черным лаком. Использовалась, как путниками, так и танцовщицами (в фудзи-мусумэ и так далее)
Тэцукаса 鉄笠 - шляпа, которую по легенде носил Уэсуги Кэнсин
Ханагаса 花笠 - шляпа, украшенная цветами, для танцовщиц
Мандзюгаса 饅頭笠 - широкая, но невысокая шляпа
Ягюкаса 柳生笠 - шляпа, изображенная на гербе семьи Ягю, круглой широкополой формы с выпуклой вершиной
Ториойгаса 鳥追笠 - плетеная шляпа из «блина», сложенного пополам
Такухацугаса 托鉢笠 - шляпы буддистских монахов, вариация сандогасы, но с заостренной вершиной. Наиболее близкое подобие - срезанная верхушка уже не яблока, а лимона
Адзирогаса 網代笠 - более углубленный вариант такухацугасы с практически аналогичной формой
Ронингаса 浪人笠 - шляпа бродяг-самураев, прикрывавшая все лицо. По форме напоминало абажур старинных ламп, передняя «стенка» имела частые отверстия для возможности смотреть. Часто подобные шляпы самураи надевали когда направлялись в кварталы развлечений – так как действующая мораль и правовые нормы запрещали самураям посещение подобных злачных мест. Ронингасы позволяли самураям оставаться неузнанными.