Юми 弓 - большой лук
Не менее важным, чем меч, на вооружении у самурая был большой лук (оюми или дайкю 大弓), а также вакю 和弓 («японский лук») или просто юми 弓 («лук»), сохранивший свои размеры и форму с древнейших времён. Наиболее характерными для больших японских луков было расположение места стрельбы, которое помещалось не в середине, а немного ниже центра. Уже у древнейших луков верхняя их часть имела 36 обмотанных тростником участков, помещавшихся ниже места, за которое брались рукой.
В отличие от более-менее унифицированной конструкции лука, колчаны для стрел были весьма разнообразны. В основном их изготовляли из дерева с матерчатой обивкой, плели из ивовых прутьев или бамбука. На войне самураи носили два колчана: на боку - маленький, сплетённый из ивы, и на спине - большой деревянный или бамбуковый. Спинной колчан прикреплялся сзади с таким расчётом, чтобы стрелы возвышались над плечом и их можно было легко выхватить одной рукой. Больше других был распространен колчан, обшитый снаружи мехом - эбира 箙.
В эпоху Гэмпэй 源平 и позже применялись также колчаны уцубо 靫, кувшинообразные цубо янагуи и плоские колчаны хира янагуи. К носящим ремням колчана подвешивался рулон с запасной тетивой гэн (弦) для лука. Однако чаще её прикрепляли к поясу, на котором носили меч. В комплект входил также кожаный нарукавник томо, предохранявший руку от удара тетивы.
Стрелам я (矢) в зависимости от их назначения (военные, охотничьи, учебные, сигнальные) придавались самые разнообразные формы. Материалом для наконечников служили железо, медь, рог или кость, бамбук. Боевые стрелы имели стальные наконечники, тренировочные - роговые (для стрельбы по соломенным мишеням) или деревянные (для упражнения при инуомоно - преследовании собак).
Перед началом битвы в воздух выпускалась свистящая стрела с насадкой из оленьего рога кабурая (蕪矢). Ею стреляли для вызова и оповещения неприятеля о начале боя.
Веретено стрелы делалось из ивы или бамбука; оперение состояло из 2 - 4 перьев орла.
Кроме обычных стрел, каждый самурай имел в своём колчане особую «родовую стрелу» с его собственным именем, которая не употреблялась как оружие. По этой стреле узнавали убитого на поле битвы, она забиралась победителем в качестве трофея.
О стрелках из лука были сложены в Японии легенды ещё в древние времена. В них превозносились боевые качества японских луков и искусство стрелков. В феодальное время лук становится основным оружием самурая. Среди 28 видов военных искусств XVII века искусство стрельбы из лука занимало первое место, а понятия «война» и «лук и стрелы» - юмия (弓矢) считались равнозначными. Даже с введением огнестрельного оружия лук не утратил своего значения, так как был более скорострельным и надёжным, нежели заряжающиеся со ствола пищали.
Наряду с зоркостью глаза лучник должен был обладать также большой силой и выносливостью. Выдержка, сила и меткость стрелков проверялась обычно во время тренировок, религиозных праздников и состязаний отдельных воинов. В этом плане наиболее показательны стрельбы Дайхати Вада, выпустившего в 1686 году в течении суток 8133 стрелы, и Масатоки, стрелявшего 19 мая 1852 года 10050 стрелами, 5383 из которых достигли цели.