Геральдические атрибуты

Мон , или монсё 紋章, мондокоро 紋所 или камон 家紋 - герб, эмблема - используется для идентификации человека и его семьи (рода, клана)

Хата-дзируси 旗印 - наиболее распространённый военный флаг с моном, крепился на перекладине

Нобори -  буквально: «знамя» - длинное узкое полотнище, фиксированное с трех сторон, познейшая модификация хата-дзируси 旗印, которая получила распространение в период Сэнгоку-дзидай 戦国時代, что означает «Эпоха воюющих провинций»

Сасимоно  指物, 差物 или 挿物 -  небольшие флаги для асигару 足軽 и самураев , крепились к спине или на лошади

Ума-дзируси 馬印 - массивные флаги, использовались для определения даймё 大名 (буквально: «большое имя») или полководца на поле боя, которые появились в период Сэнгоку дзидай. Существовало две разновидности - о-ума-дзируси 馬印 и  ко-ума-дзируси 馬印,  для более и менее знатных персон. О-ума-дзируси 馬印 был ядром действий на поле боя.

С появлением некоторого количества всевозможных опознавательных знаков понадобилось как-то выделяться и самим даймё. Для этого был придуманы особые штандарты — о-ума-дзируси («большой штандарт») и ко-ума-дзируси («малый штандарт»). Иногда они представляли собой флаги типа нобори, но чаще это были некие символические объемные знаки, порой весьма необычные.

Так, «большой штандарт» полководца Такэда Сингэна 武田信玄 (15211573 годы) имел вид типичного нобори тёмно-синего цвета с начертанным на нем изречением китайского полководца Сунь Цзы: «Быстрый, как ветер, смертельный, как огонь, молчаливый, как лес, твердый, как скала». Позже эти слова стали собственным девизом Сингэна. Первый объединитель страны полководец Ода Нобунага 織田信長 в качестве штандарта имел большой красный зонт. Токугава Иэясу 徳川家康 узнавали по большому золотому вееру, а Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉 по штандарту «тысяча тыкв» 千成瓢箪 (сэннарибётан), представлявшему собой огромную связку деревянных позолоченных тыкв, каждая из которых символизировала одну его победу на поле брани, хотя, нужно заметить справедливости ради, что побед у Тоётоми Хидэёси было, всё таки, меньше тысячи. Известны случаи, когда даймё приказывали поднимать над полем сражения на острие копья в качестве о-ума-дзируси свои шлемы, а так как они очень часто были нелепо и вычурно украшены, то их трудно было не заметить. Это был беспроигрышный ход — ведь то, как выглядел шлем господина, знала вся его армия.

Разумеется, на знаменах самураев превалировала буддистская и синтоистская символика. Токугава Иэясу 徳川家康, например, с гордостью носил хата-дзируси с девизом 厭離穢土欣求浄土 «Отвлекаясь от земной юдоли, радостно вступаем на праведный путь, ведущий в Чистую Землю», который принадлежал буддийской секте Дзёдо 浄土. Но были в Японии и штандарты с христианской символикой, и некоторые из них — в частности, флаг защитников замка Хара 原城 — сохранились до наших дней.

Среди японских геральдических атрибутов есть любопытное приспособление, не встечающиееся у воинов других стран - это своеобразный плащ хоро 母衣. Хоро использовали телохранители и курьеры еще в период Камакура 鎌倉時代 (1185-1333 годы) для защиты от стрел сбоку и сзади. Хоро имеет около 1.8 метра в длину, сделан из нескольких полос ткани, сшитых вместе с бахромой по верхней и нижней границе, получался своего рода мешок, который наполнялся воздухом когда самурай скакал на лошади. Оикаго おいかご (oikago) - каркас для  хоро, который, как считается, изобрел Хатакэяма Масанага 畠山政長 (1442 – 1493 годы) во время войны Онин 応仁の乱 (1467-1477 годы). Его делали из веток ивы или бамбука.

Хоро 母衣 крепился к шлему или нагруднику, а также к талии и имел мон владельца. Цвет хоро зависил от основных цветов клана. У Ода Нобунага 織田信長 - это были чёрный и красный. У Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉 - хоро были золотого и жёлтого цвета. Позднее хоро использовала и самурайская элита, это вызывало определенное уважение у противников, ведь самурай с хоро - заметная мишень. Хосокава Юсай 細川幽斎 (1534–1610 годы) писал в своем дневнике:

«При захвате головы воина с хоро, заверните её в шёлк хоро. В случае обычного воина, заверните её в шёлк сасимоно»

Разновидность хоро 母衣 используется в религиозной  церемонии, называемой хорохики 母衣引, где два всадника олицетворяют весну и осень. Они скачут по полю с развевающимися десятиметровыми вымпелами.


Эта статья основана на материале Куросукэ Арисада (Александра Андреевича Куршакова 1972-2013 годы).

На протяжении всей японской истории отличительным знакам - монам , камонам 家紋, мондокоро 紋所 - придавалось большое значение. Достоверно не известно, какой характер носили гербы в период древнеяпонского государства в IV-VII веках н.э. Первые сведения о них появились в период Нара 奈良時代 (Нара дзидай 709-794 годы), когда структура японского общества стала носить чётко выраженный иерархический характер. Система чиновничьих рангов, заимствованная из Китая, поделила все господствующее сословие на 12 ступеней, различающихся между собой даже цветом платья. Надо сказать, что идентификационное значение одежды в японском обществе сохранялось практически до конца XIX века.

Воины (буси 武士, или самураи ) поначалу не были представлены в сложившейся ранговой системе. До XII века это сословие, несмотря на свою силу, было презираемо высшим чиновничеством кугэ 公家, за что последнее и поплатилось в период смут годов Хогэн 保元の乱 (Хогэн но ран) 1156 года, годов Хэйдзи 平治の乱 (Хэйдзи-но ран) 1160 года и кровопролитной войны Минамото и Тайра (войны Гэмпэй 源平合戦 (по китайскому чтению первых иероглифов названий кланов Тайра 平家 («Хэйкэ») и Минамото 源家 («Гэнкэ»), как её называют в Японии, происходившей с 1180 до 1185 годы). После войны Гэмпэй и установилась диктатура военных – сёгунат, продолжавшаяся до Реставрации Мэйдзи 明治維新 (Мэйдзи Исин) 1869 года.

Битвы самураев X-XIII веков, как и рыцарские сражения в средневековой Европе, были прежде всего поединками воинов-одиночек. Чем более знатного человека победил самурай на поле боя, тем большую награду он получал от сюзерена. Чтобы определить ранг противника, достаточно было взглянуть на него, поскольку знатные самураи предпочитали определенные сочетания цвета доспеха и кафтана, надевавшегося под него - хитатарэ 直垂. Доспех знатного воина, сражавшегося на коне, о-ёрой  大鎧, плотно переплетался шёлковыми или кожаными шнурами различных цветов. Поскольку строение всех о-ёрой было практически одинаковым, доспехи классифицировали по типу и цвету шнуров. Шнуровка могла быть одноцветной и разноцветной, причем довольно сложного рисунка. В сочетании с цветом хитатарэ 直垂, которое часто украшали родовыми гербами, раскраска доспеха, часто богато украшенного золотом, позволяла легко обнаружить известного воина в пылу сражения и вызвать его на бой.

Другими отличительными признаками знатных самураев были кувагата и хоро. Кувагата クワガタ – медная, часто позолоченная накладка на переднюю поверхность шлема в виде двух высоких, расширяющихся на концах рогов. Во времена Минамото и Тайра её носили только военачальники, и лишь к концу XIV-XV веков кувагата получила более широкое распространение. Хоро 母衣 – аналог европейского плаща. Это была плотная хлопчатобумажная или шёлковая накидка, нижний конец которой заправляли за пояс так, чтобы при быстрой скачке на лошади она раздувалась подобно парусу. Кроме идентификационной функции (хоро обычно была ярких цветов и даже полосатая), по мнению некоторых исследователей, она также служила защитой от стрел, поскольку легкие японские стрелы я , сделанные из бамбука, в ней застревали. Подобный защитный элемент не был известен более нигде, кроме как в Японии. К XVI веку хоро стали натягивать на каркас оикаго おいかご из китового уса, чтобы она казалась развевающейся на ветру, в этом случае она явна теряла свою защитную функцию, но продолжала оставаться средством идентификации владельца. Ода Нобунага 織田信長 использовал два отряда гонцов (цукай), в одном из которых воины носили чёрные хоро, а в другом красные. Соответственно, отряд с красными хоро назывался Акахоро-сю 母衣衆, а с чёрными — Курохоро-сю 黒母衣衆. Гонцы же Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉 носили жёлтые хоро.

Надо сказать, что иногда знаки различия носили весьма оригинальный характер. В «Повести о доме Тайра» 平家物語 (Хайкэ моногатари) описан такой необычный способ идентификации: молодой самурай Кадзивара Кагэсуэ 梶原景季 (1162 - 1200 годы), идя на приступ вражеской крепости, воткнул себе в колчан ветку цветущей сакуры, чтобы отец не потерял его из виду. Кстати, эта предосторожность спасла ему жизнь, поскольку раненый Кагэсуэ был окружен врагами, жаждавшими его смерти, но отец, видя такой поворот событий, кинулся ему на помощь и спас сына.

Кроме индивидуальных отличительных знаков военные кланы, сложившиеся в IX-XI веках, уже имели знаки отличия, единые для всего рода. Это были знамена, известные как хата-дзируси 旗印 – длинное, узкое полотнище, верхней частью закрепленное на поперечной перекладине, которая, в свою очередь, крепилась за середину на вертикально установленном древке. Получалось подобие хоругви шириной 60-90 сантиметров и в 8-10 раз большей длины. Нижний конец обычно никак не закрепляли, и знамена свободно развевались на ветру, что широко представлено на иллюстрированных свитках того времени. Хата-дзируси Тайра 平家 («Хэйкэ») и Минамото 源家 («Гэнкэ») отличались только раскраской – первые имели знамена красного цвета, вторые белого. Кстати, эта особенность часто позволяла сравнивать войну Гэмпэй с войной Алой и Белой роз в Англии XV века.

В верхней части знамен рисовали родовой герб (камон 家紋 или просто мон ). Считается, что моны появились около 1100 года и сначала были распространены преимущественно в среде придворной аристократии. Первые гербы происходили, вероятно, от родоплеменных тотемов и носили растительно-животный характер. Так, гербом Тайра была бабочка-махаон 揚羽蝶 агэхатё, гербом Минамото – 笹竜胆 сасариндо - листья горечавки и цветы бамбука. Менее значимые кланы, бывшие вассалами одного из упомянутых, помещали свой мон на знамени принятого у сюзерена цвета.

Поначалу достаточно единообразные значки стали заметно меняться после знакомства японцев с тактикой монголов, предпринявших две попытки завоевания архипелага в XIII веке. Прекрасно организованные, отличавшиеся железной дисциплиной, взаимовыручкой и высоким боевым духом отряды монголов без труда одерживали победы над самураями-одиночками. Убедившись в преимуществе подобного способа ведения военных действий, с начала XIV века японцы стали сражаться в основном в пешем строю, используя длинные копья яри и большие деревянные щиты татэ .

Переносные щиты использовались исключительно для защиты стрелков – сначала лучников, потом и аркебузиров. Копейщики и меченосцы в поздней японской истории ручных щитов никогда не использовали. На щитах татэ , как правило окрашенных в белый цвет, помещали родовой герб и/или одну или несколько поперечных полос. Подобного рода рисунок, представляющий сочетание мона (идентификационный знак воюющей стороны) и одной/нескольких полос (опознавательный значок подразделения) характерен для всех остальных знаков отличия в японской истории, таких, например, как наплечные и нашлемные флажки, чехлы колчанов и заспинные знамена.

Еще одним предметом, использовавшимся в качестве основы для нанесения изображений, были особенные пологи дзинмаку 陣幕 или 軍幕, которыми огораживали ставку полководца. Они издревле использовались в качестве занавесок, отгораживающих одну часть дома от другой, место для знатных гостей при театральных представлениях и так далее. С XIV века дзинмаку прочно вошли в обиход военачальников. Их обычно шили из горизонтальных полос материи, числом 5, и в высоту дзинмаку достигали 2-2,5 метров. Между полосами оставляли несшитые участки — во-первых, они пропускали воздух и при сильном ветре не давали пологу опрокинуться, а во-вторых, через них можно было наблюдать за происходящим снаружи. Большинство дзинмаку 陣幕 / 軍幕 было белыми, с чёрным родовым гербом, нанесенным в центре каждого полога на средней полосе. К XVI веку, однако, военные занавесы всё чаще стали делать цветными — красными, синими, зелёными, жёлтыми, чёрными и сшитыми даже из полос разного цвета. На цветных дзинмаку гербы были белыми, жёлтыми, или отсутствовали совсем, позволяя отличить владельца по сочетанию цветов.

Практически одновременно с употреблением изображений на щитах татэ появились индивидуальные знаки различия. Еще во времена войны Гэмпэй самураи Минамото и Тайра иногда украшали свои доспехи ленточками принятых в каждом клане цветов. В XIV веке подобные ленточки превратились в содэдзируси 袖印 – нарукавные флажки и касадзируси 笠印 – нашлемные флажки. Типичный нарукавный флажок – прямоугольный кусок материи размерами 3-4 сун на 1 сяку (9-12 на 30.3 сантиметров), узким концом прицепленный к верхнему краю наплечника содэ . Касадзируси был практически такого же размера, но верхней частью оборачивался вокруг деревянной планки. За её концы привязывали шнурок, который пропускали сквозь кольцо на задней поверхности шлема. Название этого кольца, касадзируси-но-кан 笠標の鐶, прямо говорит о его предназначении. Однако, учитывая существование кольца на шлеме с незапамятных времен, а документированное применение касадзируси только с XIV века, нельзя исключить, что первоначально кольцо имело какую-то неизвестную нам функцию.

Что касается рисунка нарукавных и нашлемных значков, он был такого же типа, что и рисунок на щитах – сочетание мона и полос, но иногда нёс и какую-нибудь надпись (например, воззвание к божеству – 南無阿弥陀仏 - «Наму Амида Буцу!» — «Слава будде Амида!» или 幡菩薩 «Хатиман Дайбосацу» — «Великий будда Хатиман» (Хатиман – японский бог войны в синто).

Религиозные воззвания, часто одинаковые у обеих воюющих сторон, были призваны обеспечить победу или «подстраховаться» в случае поражения. Обычная окраска нарукавных и нашлемных флажков белая с чёрным или, реже, красным рисунком, однако они могли быть и других цветов. Так, в 1338 году, во время тяжелейших сражений между двумя ветвями императорского дома, 96-ой император - Го-Дайго 後醍醐天皇 пожаловал самым преданным самураям свое пурпурное нижнее платье, из которого те сделали себе касадзируси 笠印, ставшие отличительным знаком отряда телохранителей. Численность отряда составляла 800 человек. Конечно, нижнего платья императора, хотя и достаточно большого, вряд ли хватило бы на такое количество воинов. Здесь, вероятно, мы имеем дело с описанием действительно существовавшего отличительного знака, происхождению которого дано такое оригинальное объяснение.

В XV веке появился еще один опознавательный элемент в костюме воина – матерчатый чехол для колчана со стрелами. Колчаны раннего японского средневековья представляли собой низенькую сплетённую из соломы корзинку, крепившуюся на поясе справа. Легкие стрелы держались в ней за счет тяжелых наконечников. К описываемому периоду колчаны изменились, превратившись в закрытый футляр из дерева, кожи или папье-маше. Отверстие для изъятия стрел располагалось в нижней трети такого футляра, поскольку японцы вынимали стрелы не за оперение и через плечо, как европейцы, а взяв их непосредственно за ближайшую к наконечнику часть, приподняв и вытаскивая вперед и вниз. Такой футляр вскоре стали покрывать матерчатым чехлом с опознавательным рисунком – гербом и/или полосами. Знатные самураи могли иметь цветные чехлы – красные, оранжевые, пурпурные и светло-синие.

Расцветом различного рода опознавательных знаков можно считать «Период воюющих провинций» 戦国時代 (Сэнгоку дзидай). Начало его относят к войне годов Онин 応仁の乱 (1467-1477 годы), а конец к моменту основания сёгуната Токугавы 徳川幕府 (Токугава бакуфу) или сёгуната Эдо 江戸幕府 (Эдо бакуфу) в 1603 году. В это время Япония была поделена более чем на 200 самостоятельных княжеств, возникавших как грибы после дождя и так же стремительно исчезающих. Не проходило ни одного года без кровопролитных сражений. Стремясь увеличить свои армии, удельные князья, даймё 大名 (буквально: «большое имя»), рекрутировали в них крестьян, которых называли асигару 足軽 – «легконогие». Чтобы организовать, дисциплинировать эти массы и заставить их сражаться, нужна была изощренная система опознавательных знаков и сигналов. Самым большим изобретением в этой области стало появление заспинного знамени – сасимоно 指物, 差物 или 挿物. Похожие идентификационные знаки встречаются в истории лишь дважды: это знаменитые «крылья» польских гусар XV-XVI веках, которые служили отличием главнейших полков (хоругвей) и заспинные фигуры животных, использовавшиеся в государстве ацтеков как знаки воинского ранга. Однако, ни один из этих знаков не был так информативен, как сасимоно.

Сасимоно 指物, 差物 или 挿物 появились как минимум после 1485 года, когда впервые возник сам тип такого знамени. До этого времени повсеместно использовались только хоругвеобразные хата-дзируси 旗印, пока в провинции Ямасиро 山城国 не возник конфликт между двумя ветвями фамилии Хатакэяма 畠山氏. Естественно, используя один только родовой герб, противники не могли различить друг друга. Тогда одна из сторон изменила вид хата-дзируси: верхнюю поперечную планку стали крепить к древку за один конец. Такое знамя, напоминающее букву «Г», стали называть нобори .

Итак, основным типом сасимоно был нобори, только значительно уменьшенный в размерах. Средние размеры полотнища составляли 1 сяку в поперечнике (30.3 сантиметров) и 3-4 сяку в длину (90.9 - 121.2 сантиметров). Оно крепилось на легком и прочном каркасе из бамбука. Одевая эту конструкцию, нижний конец древка сначала пропускали через кольцо, располагавшееся на доспехах приблизительно посередине лопаток или чуть выше, а затем упирали в кожаный кармашек на уровне пояса сзади. Позднее, во второй половине XVI века, когда ношение сасимоно стало почти повсеместным, для держания заспинного знамени стали использовать узкий деревянный короб, четырехугольный в поперечном сечении, располагавшийся на задней части доспеха от пояса до лопаток.

Кроме прямоугольных сасимоно 指物, изредка встречались квадратные знамена, и совсем редко экзотические варианты — шесты с навершием в виде солнца или луны, тыквы, сделанной из дерева или папье-маше, родового герба, рогов, бунчуков и тому подобное. Вариантов было множество, но существовали такие сасимоно в единичных экземплярах. Их использовали самураи-командиры отрядов асигару, чтобы выделяться из массы своих воинов. Еще один вариант сасимоно мы можем видеть на гравюрах — это два или три древка, воткнутых в один держатель на спине воина или в специальные кармашки по бокам седла. Такие сасимоно имеют более узкое полотнище и тонкое древко в сравнении с обычными заспинными знаменами и чаще являются принадлежностью всадников.

Можно выделить несколько типов изображений на сасимоно. Прежде всего, это помещение в верхней части полотнища мона, как и на старых хата-дзируси 旗印. Без сомнения, это был самый распространенный рисунок. Вариантом такого знамени было изображение трех (гораздо реже двух или пяти) одинаковых объектов, симметрично располагающихся по высоте знамени. Если мон был один, под ним могли помещать одну или несколько поперечных или расположенных под углом полос (уже знакомый нам знак подразделения). Самая частая раскраска – чёрный рисунок на белом поле. Другими цветами, использовавшимися на белом, были красный, синий, коричневый и зелёный. Реже сасимоно было цветным – жёлтым, красным, чёрным, синим, зелёным. На таких знаменах изображения обычно контрастные, белые на темном фоне. Не обязательно цвет герба или другого изображения совпадал с цветом добавочных полос. Например, красное сасимоно с белым моном и чёрными полосами под ним вполне имело право на существование.

Другим популярным рисунком сасимоно 指物, 差物 или 挿物 было использование полос отдельно, без употребления герба. В некоторых случаях это стилизация мона, представленного, например, тремя поперечными чертами, вписанными в круг. Такие знамена носили воины Киккава Мотохару 吉川元春 (1530 - 1586 годы). В данном случае сасимоно – это рисунок герба, изъятого из своей циркулярной оболочки. В остальных случаях сочетание 2-3 цветов даже без использования мона могло говорить современникам о принадлежности войск к какому-то конкретному роду, предпочитавшему определенные цветовые сочетания.

Еще один тип изображений на знаменах близок к монам, но не относится к ним. Скорее всего, его можно определить как инициалы. Так, сасимоно с чёрным кругом в верхней части использовал Курода Нагамаса 黒田長政 (1600—1623 годы). Куро-да 黒田 по-японски значит «чёрное поле». Знамя с иероглифом «и» («колодец») носили самураи Ии Наомаса 井伊直政 (1561 – 1602 годы). Сподвижник Токугава Иэясу 徳川家康 Хонда Тадакацу 本多忠勝 (1548-1610 годы) имел на знаменах первый иероглиф его фамилии — «хон» («книга»), а известный воин и по совместительству монах Уэсуги Кэнсин 上杉謙信, владетель северной провинции Этиго 越後国, поместил на своих знаменах иероглиф «би» – первый иероглиф имени божества Тохати Бисямона 毘沙門, защищающего северную часть мира от врагов буддизма. В этих случаях легко узнаваемое изображение на знаменах позволяло определить принадлежность войска. В других случаях иероглифы помогали уточнить конкретное подразделение. Так, гвардия клана Ходзё 北条氏 имела сасимоно с родовым гербом в верхней части полотнища, под которым располагался один иероглиф, различный в каждом взводе (двадцать солдат). 48 взводов собирали в роты, которых всего было семь. В разных ротах цвета сасимоно были разными – жёлтыми, чёрными, синими, красными и белыми. Когда войско шло в походном порядке, иероглифы на знаменах складывались в стихотворение:

  • Краски боевых знамен впечатляют, но и они выцветают
  • В нашем мире ничто не длится вечно
  • Преодолей сегодня высокую гору жизненных заблуждений
  • И больше не будет пустых грез, не будет опьянения

Большие знамена, употреблявшиеся для обозначения полевой ставки феодального князя, даймё, и крупных воинских соединений, в XVI веке были нескольких типов. Самый старый, хата-дзируси 旗印, стал к этому времени и самым редким. Интересно, что он чаще использовался в самурайских родах, гордившихся своими древними корнями и как бы олицетворял благородное происхождение владельца.

Другой тип знамени, нобори , был распространен гораздо шире. Несмотря на разную форму, рисунки на обоих типах знамен были похожи. В отличие от монохромных, как правило, сасимоно, хата-дзируси и нобори чаще делали разноцветными. Родовой герб и здесь был самым распространенным рисунком, но отличительным цветам клана придавалось гораздо большее значение.

Так, знамена Ода Нобунага 織田信長 были жёлто-чёрные, Такаяма Укон 高山右近 бело-красные, Акэти Мицухидэ 明智光秀 бело-голубые. В клане Такэда 武田氏 предпочитали красные знамена. Эти особенности были характерны для даймё центральной и северо-восточной Японии. Однако на юго-востоке и острове Кюсю основная цветовая гамма оставалась чёрно-белой. Старые, знатные воинские роды Оути 大内氏 и Отомо 大友氏, и молодые, агрессивные Мори 毛利氏 и Симадзу 島津氏 имели белые знамена с чёрными фамильными гербами. Вариантом были такие же знамена, на которых изображение мона сопровождалось помещенными сверху или снизу надписями религиозного содержания.

Совершенно другой тип знамен самураев обычно обозначается как штандарт. Он называется ума-дзируси 馬印 – «лошадиное знамя». Такое необычное название восходит, вероятно, еще к древнеяпонской истории, когда, судя по литературным источникам, использовались какие-то знаки, сделанные из лошадиных хвостов. Упоминание об этом сохраняется еще в «Повести о годах Хогэн» 保元物語 (Хогэн моногатари), созданной в конце XII - начале XIII веков. Надо полагать, что такие знамена употреблялись и в средние века, но не были широко распространены.

В XVI веке стремление к легкой узнаваемости привело к образованию множества ума-дзируси 馬印 необычной формы. Так, Ода Нобунага 織田信長 имел в качестве главного штандарта (о-ума-дзируси 大馬印) огромный красный зонтик, а в качестве «малого» штандарта (ко-ума-дзируси 小馬印) красную кардинальскую шляпу на длинном шесте, Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉 употреблял древко, на конце которого была укреплена большая золотая тыква-горлянка, сделанная из дерева. По преданию, после каждой выигранной битвы (а он их не проигрывал) Хидэёси прибавлял к большой тыкве маленькую, так что со временем штандарт превратился в гроздь тыкв и приобрел фигуральное наименование «Тысяча тыкв» 千成瓢箪 (сэннарибётан). О-ума-дзируси 大馬印 Токугава Иэясу 徳川家康 был сделан в виде золотого веера с длинной стороны 1,5 метров, укрепленного на пятиметровом шесте, а ко-ума-дзируси 小馬印 — в виде медного диска, в верхней части которого было вырезано отверстие так, чтобы получился полумесяц с замкнутыми краями. Другими вариантами ума-дзируси 馬印 были шлемы на шесте, натянутые на каркас накидки хоро, пучки золоченых бумажных полос гохай, имевших ритуальное значение.

Однако большинство ума-дзируси представляли собой почти квадратное полотнище, прикрепленное на Г-образном древке. Оно называлось сихан 四半 (буквально: четверть). Обычно на сихан помещался не мон, а какой-нибудь другой знак. Это было нужно, поскольку гербы часто были похожи друг на друга и с большого расстояния их было трудно отличить. Самыми распространенными изображениями были рисунки солнца и луны. Первое, красного цвета, помещали на свои сихан 四半 Уэсуги Кэнсин 上杉謙信 (на синем фоне), Датэ Масамунэ 伊達政宗 (на белом фоне) и Токугава Иэясу 徳川家康 (в центре золотого веера). Жёлтое солнце использовал Уэсуги Кагэкацу 上杉景勝 (1556 — 1623 годы) – на синем фоне. Луну, белого цвета, несли чёрные ума-дзируси 馬印 Асано Нагасигэ 浅野長茂 (1588-1632 годы) и красные — Сакакибара Ясукацу 榊原康勝 (1590-1614 годы).

Те же элементы на нобори обычно группировали по три, реже по пять и по два, и в единичных случаях по семь и по девять. Так, три белых круга имели Отани Ёсицугу 大谷吉継 (1559-1600 годы) — на чёрном фоне, и Тодо Токатора 藤堂高虎 (1556-1630 годы) — на синем, красные круги на чёрном фоне Исида Мицунари 石田三成 (1559 — 1600 годы) и на белом — Сакаи Тадацугу 酒井忠次 (1527-1596 годы). Некоторые даймё 大名 имели чёрные круги на нобори — Тёсокабэ Моритика 長宗我部盛親 (1575 — 1615 годы) и Яманоути Кацутоё 山内一豊 (1546 – 1605 годы) на жёлтом фоне и Такэнака Сигэкадо 竹中重門 (1573 – 1631 годы) на белом. Синие круги несли белые нобори Тода Сигэмаса 戸田 重政 и Тэрасава Хиротака 寺沢広高.

Другими рисунками были монеты – чёрные круги с квадратным отверстием в центре – и яномэ 矢野目 («змеиный глаз») – кольцо с довольно толстыми краями. Нобори Ода Нобунага 織田信長 нёс силуэтные изображения трех чёрных монет на жёлтом фоне, а семья Санада 真田氏 имела квадратный сихан 四半 с изображением шести чёрных монет (по три монеты в два ряда), причем каждый полководец этого рода имел свой цвет знамени: зелёный, красный, розовый. Интересно, что «Шесть монет» были только военным гербом Санада, в мирной же жизни они использовали мон в виде стилизованной дикой утки (кари). Яномэ 矢野目 несли квадратные ума-дзируси 馬印 даймё Андо Сигэнага 安藤重長 (жёлтый на красном), Хори Тикаёси 堀親良 (белый на чёрном), Мацудайра Яматоноками 松平大和守 (белый на красном) и Мидзогути Нобунао 溝口宣直 (жёлтый на чёрном). Другие даймё 大名 имели на сихан 四半 равносторонние ромбы, также полые внутри (кугинуки). Это были Отавара Харукиё 大田原晴清 (белый на чёрном), Маэда Тоситака 前田利孝 (золотой на белом) и Хори Наоёри 堀直寄 (жёлтый на чёрном).

Другими распространенными знаками были веера (красный сдвоенный веер у Мацудайра 松平, красный веер с белым кругом у Сатакэ Ёсинобу 佐竹義宣), мицудомоэ (три «запятых», вписанных в круг), кюё («девять звезд» - девять кругов, один в центре и восемь вокруг него), хикирё (круг, перечеркнутый двумя или тремя горизонтальными чертами), священные ворота тории, свастики (монгара), и стилизованные изображения различных растений (цветков дыни, сливы, вишни, листьев дуба) и животных (уток, журавлей, зайцев).

Особого упоминания заслуживают различные изречения, помещавшиеся на знаменах. Кроме самого распространенного слогана 幡菩薩 «Хатиман Дайбосацу», надписи могли быть следующего содержания:

Знаменитый Такэда Сингэн 武田信玄 имел на тёмно-синем нобори золотые иероглифы, складывающиеся в цитату из древнекитайского сочинения Сунь-цзы: 疾如風、徐如林、侵掠如火、不動如山 Токи кото кадзэ но готоку, сидзуканару кото хаяси но готоку, окасикасумэру кото хи но готоку, угокадзару кото яма но готоси - «Быстрый как ветер, неторопливый как лес, беспощадный как огонь, неподвижный как гора». Сокращенно этот штандарт назывался «Фуринкадзан» 風林火山, что означает «Ветер, лес, огонь, гора», сокращение цитаты из «Искусства войны», которая в оригинале читалась так:

  • Глава 7, строка 13: 故其疾如風,其徐如林 - он [военачальник] стремителен, как ветер; он спокоен и медлителен, как лес;
  • Глава 7, строка 14: 侵掠如火,不動如山 - он вторгается и опустошает, как огонь; он неподвижен, как гора.

Передают, будто слова на знамени Сингэна начертал настоятель храма Эрин-дзи 恵林寺 Кайсэн Дзёки 快川紹喜. Само же знамя хранится и по сей день в синтоистском святилище Такэда дзиндзя 武田神社. За двести лет до Сингэна сторонник Южного двора Китабатакэ Акииэ 北畠顕家 (1318 – 1338 годы) также использовал эти слова древнего китайского стратега на своих стягах.

Кроме того, Сингэну приписывают и такие слова: Люди — это замок, каменная стена и ров. Сострадание — мой друг, ненависть — мой враг. (人は城、人は石垣、人は堀。情けは味方、仇は敵なり Хито ва сиро, хито ва исигаки, хито ва хори. Насакэ ва миката, ада ва тэки нари). Это изречение знаменитого военачальника показывает, что гораздо больше он полагался на преданность своих людей, чем на крепостные стены.

У Токугава Иэясу 徳川家康 был белый хата-дзируси 旗印, доставшийся от отца, с девизом буддийской секты «Чистой земли» 浄土 — «Энри Эдо Гонгу Дзёдо» 厭離穢土欣求浄土 («Отвлекаясь от земной юдоли, радостно вступаем на праведный путь, ведущий в Чистую Землю»).

Исида Мицунари 石田三成 имел на белом нобори девиз 大大大万吉 «Тайдайман тайдайкити», что можно примерно перевести как «Великая, огромная, десятитысячная удача». Иероглифы были сгруппированы кроссвордом и одновременно служили гербом владельца, что является исключительным случаем, поскольку иероглифы включались в герб весьма редко и обычно в сочетании с каким-либо рисунком.

Оути Ёситака 大内义隆, даймё провинций Суо 周防国 и Нагато 長門国, имел хата-дзируси с родовым гербом, которое несло следующую надпись: «Мёкэн – великий будда, Хатиман – великий будда, Великий храм светлейшего Императора, Сумиёси - великий бог, Сига - великий бог». Такие пространные лозунги, очень типичные для XIV-XV веках, ко времени Сэнгоку дзидай 戦国時代 почти исчезли со знамен самураев.

Интересную и редкую надпись имел на знамени известный самурай Бан Наоюки 塙直之 (1567-1615 годы), один из Семи Копий Сидзигатакэ 賤ヶ岳の七本槍. Был известен также под именем Бан Данъэмон 塙団右衛門. Он погиб, по-видимому, в летней кампании при Осака в 1615 году. На его белом нобори было начертано: «Хандан Уэмон», что означает «Правая дворцовая гвардия. Отряд сопровождения». Все три существовавших гвардии (лейб-гвардия, императорская гвардия и дворцовая гвардия) делились на правую и левую. К периоду Сэнгоку дзидай только гвардия Эмонфу 衛門府 (дворцовая) сохранило свое функциональное значение, так как была тесно связана с полицией. Возможно, либо сам Наоюки, либо кто-то из его предков служил в дворцовой гвардии и носил номинальный титул, звучавший подобным образом.

Таким образом, как в доспехах и вооружении, так и в различных средствах идентификации японские воины также проявляли свою неповторимую оригинальность. Мы можем проводить только приблизительные параллели со знаменами и другими идентификационными средствами их европейских и азиатских коллег. Некоторые средства идентификации самураев вообще не имеют аналогов в мировой истории.

Нобори и Хата-дзируси 旗印



 
Типичный образец двуцветного полосатого нобори, принадлежавший Акаси Тэрудзуми 明石全登 (1566–1618 годы) из провинции Мимасака 美作国 (1600 год)


 
Нобори Акэти Мицухидэ 明智光秀 (1526-1582 годы). На голубом фоне гербы Акэти 明智氏 – кикё 土岐桔梗

 

Нобори Бан Наоюки 塙直之 (1567-1615 годы). Надпись гласит: «Хандан Уэмон», что можно перевести как «Правая дворцовая гвардия. Отряд сопровождения»

 

Нобори Тёсокабэ Моритика 長宗我部盛親 (1575-1615 годы). Довольно типичное для нобори сочетание полос и мона, расположенного в таких случаях в верхней части полотнища

 

Очень необычное нобори, поскольку японские знамена редко несли более трех цветов. Принадлежало Ходзё Удзиясу 北条氏康 (1515-1571 годы)

 

Нобори Хонда Тадакацу 本多忠勝 (1548-1610 годы). Сочетание цветов, прямо противоположное знамени Тёсокабэ Моритика 長宗我部盛親. Вверху помещен иероглиф «хон», первый в фамилии Хонда

 

Нобори Хори Хидэмаса 堀秀政, также известный как Хори Кютаро 堀久太郎 (1553-1590 годы) с тремя гербами кугинуки. По другим данным, гербы были белого цвета. Типичный пример нобори с тремя элементами, расположенными симметрично. Такой рисунок часто встречался и на сасимоно

 

Нобори Исида Мицунари 石田三成 (1560-1600 годы) с его необычным гербом, сгруппированным из иероглифов 大大大万吉 «Тайдайман тайдайкити». Надпись можно перевести как «Великая, огромная, десятитысячная удача»

 

Нобори Киккава Мотохару 吉川元春 (1530 - 1586 годы). Три полосы на полотнище служат напоминанием о гербе Киккава 吉川氏 — круге, пересеченном тремя чертами (三つ引両мицухикирё). Воины Мотохару 元晴 носили такие же сасимоно

 

Еще один вариант знамени с тремя гербами умэ (цветками сливы). Принадлежал Маэда Тосииэ 前田利家 (1538-1599 годы)

 

Два варианта нобори Мори Хидэмото 毛利秀元 (1579-1660 годы). Во времена Мори Мотонари 毛利元就 знамена Мори были белыми, но начиная с Мори Тэрумото 毛利輝元 (1553 – 1625 годы), члены клана стали отдавать предпочтение сочетанию белого и красного цветов

 

Знамя Мори Мотонари 毛利元就 (1597-1571)

 

 

Нобори Отани Ёсицугу 大谷吉継 (первое) и Сакаи Тадацугу 酒井忠次 (второе) представляют разные сочетания цветов при использовании одного дизайна

 

Знаменитый нобори Ода Нобунага 織田信長 (1534-1582 годы) с тремя чёрными монетами на жёлтом фоне и японский рисунок, с которого сделана реконструкция (второе)

 

Хата-дзируси 旗印 Отомо Сорин 大友宗麟 (1530 – 1587 годы), также известный как Фудзивара но Ёсисигэ 藤原義鎮 и Отомо Ёсисигэ 大友義鎮, даймё Бунго 豊后国 и ревностного христианина, поэтому на полотнище герб и иероглиф «дзю» - десять, который японцы-христиане использовали вместо креста

 

Хата-дзируси Оути Ёситака 大内义隆, даймё Суо 周防国 и Нагато 長門国, украшенное родовым гербом и именами буддийских божеств. Надпись можно перевести как «Мёкэн – великий будда, Хатиман – великий будда, Великий храм светлейшего Императора, Сумиёси - великий бог, Сига - великий бог»

 

Нобори Сатакэ Ёсинобу 佐竹義宣 (1570-1633). Герб Сатакэ 佐竹氏 (веер с солнечным диском) наносили также на ума-дзируси 馬印 и сасимоно

 

Ещё один вариант полосатого нобори. Нобори очень часто были полосатыми, у разных феодалов менялись только цвета и число полос. Это принадлежало Такаяма Укон 高山右近 (1552-1615 годы)

 

Хата-дзируси Уэсуги Кэнсин 上杉謙信 (1530-1578) с солнечным диском на синем фоне

 

Нобори Симадзу Тоёхиса 島津豊久 (1570-1600 годы). Клан Симадзу 島津氏 имел белые и чёрные знамена с неизменным гербом мару-ни дзюмон-дзи (крест в круге), однако чаще они несли один или три герба

 

Знамя Имагава Ёсимото 今川義元 (1519-1560 годы). Типичный пример хата-дзируси 旗印, так они обычно выглядели в XIV-XV веках

 

Знамёна Такэда Сингэн 武田信玄 (1521-1573 годы)

Первое: Иероглифы составляют цитату из древнекитайского сочинения Сунь-цзы: 疾如風、徐如林、侵掠如火、不動如山 Токи кото кадзэ но готоку, сидзуканару кото хаяси но готоку, окасикасумэру кото хи но готоку, угокадзару кото яма но готоси - «Быстрый как ветер, неторопливый как лес, беспощадный как огонь, неподвижный как гора». Сокращенно этот штандарт назывался 風林火山 «Фуринкадзан», что означает «Ветер, лес, огонь, гора»

Второе: моны на красном фоне

 

Хата-дзируси Токугава Иэясу 徳川家康 (1543-1616 годы) с лозунгом буддийской секты «Дзёдо» 浄土. Надпись 厭離穢土欣求浄土 гласит: «Отвлекаясь от земной юдоли, радостно вступаем на праведный путь, ведущий в Чистую Землю»

 

Нобори Ии Наотака 井伊直孝 (1590-1659 годы) с надписью «Хатиман дайбосацу» 幡菩薩 («Великий будда Хатиман»)

 

Знамя Баба Нобуфуса 馬場信房 (1514-1575 годы)

 

Знамя Хосокава Тадаоки 細川忠興 (1564-1645 годы)

 

Знамя Икэда Нобутэру 池田信輝 (1536-1584 годы)

 

Знамя Курода Ёситака 黒田孝高 (1546 — 1604 годы), также известного под именем Курода Канбэй 黒田官兵衛

 

Знамя Сибата Кацуиэ 柴田勝家 (1530-1583 годы)

 

Хата-дзируси 旗印 Асикага Ёсиаки 足利義昭 (1537-1597 годы)

 

Знамя Симадзу Ёсихиса 島津義久 (1533-1611 годы)

 

Ума-дзируси 馬印

 

Уэсуги Кэнсин 上杉謙信 с иероглифом «би» (второе) Ходзё Цунасигэ 北条綱成 (1515-1587 годы) с надписью 八幡 «Хатиман» Хори Наоёри 堀直寄 (1577-1639 годы) с гербом кугинуки

 

Ии Наомаса 井伊直政 (1561-1602 годы) с иероглифом «и» - «колодец»

 

 

Такэда Кацуёри 武田勝頼 (1546-1582 годы) с иероглифом «тай» - «великий». Кацуёри имел еще одно похожее знамя, но чёрное с белым иероглифом

 

Имагава Ёсимото 今川義元 (1519-1560 годы) со стилизованным гребнем Сакакибара Ясукацу 榊原康勝 (1590-1614 годы) Санада Юкитака 真田幸隆 (1512-1574 годы) с «шестью монетами»

 

Необычные ума-дзируси, состоящие из медных дисков, укрепленных на шестах. Первый — Такигава Кадзумаса 滝川 一益 (1525 - 1586 годы), также известный как Саконсёгэн  左近将監, второй — Цуцуи Дзюнкэй 筒井順慶 (1549-1584 годы)

 

Ума-дзируси Хори Тикаёси 堀親良 (1580-1637 годы) с гербом яномэ 矢野目 («змеиный глаз») Токугава Иэясу 徳川家康 Тории Тадамаса 鳥居忠政 (1566-1628 годы) с воротами синтоистского храма 鳥居 «тории»  (буквально «птичий насест»)
 
Датэ Масамунэ 伊達政宗   Ходзё Удзиясу 北条氏康

 


 

Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@katori.ru