Хорагай 法螺貝 / дзинкай 陣貝

Хорагай 法螺貝 (horagai) или дзинкай 陣貝 (jinkai) - большие раковины в ажурных корзинах, которые применялись на островах в качестве горна на протяжении многих веков. Инструмент, который служил целому ряду целей на протяжении истории Японии, имеет несколько названий в зависимости от функций. Специальные школы до сих пор учат студентов играть традиционную музыку, связанную с этими раковинами.

На латинском языке ракушка называется Charonia tritonis - тритон Харония или Рог тритона. Ареал обитания моллюска в Тихом океане простирается от Филиппин до Окинавы. Живет тритон Харония на коралловых рифах на мелководье. Раковина моллюска довольно большая, длиной до 45 сантиметров, с овальным ярко-оранжевым устьем. В древнегреческом мифе Зевс наградил Пана Рогом тритона, которым тот издавал громкие звуки.

В отличие от большинства раковин из других частей мира, имеющих только один звук, японский хорагай или просто хора 法螺 может производить три или пять различных нот. Разная тональность звуков достигается за счет использования бронзовых, бамбуковых или деревянных мундштуков, которые крепятся к вершине шпиля ракушки. На морозе, который часто бывает в горных районах Японии, губы могут прилипать к металлической поверхности, поэтому часто используют именно деревянные или бамбуковые мундштуки. Процесс изготовления  хоры хранится в тайне,  он включает в себя и прикрепление мундштуков.

Хорагай используется монахами в религиозных целях, по крайней мере, тысячелетие и до сих пор применяется в некоторых ритуалах, таких  как Омидзутори お水取り (буквально: «связь с водой») - части красочной церемонии Суни-э 修二会 (дословно: «служба второго месяца») в Тодай-дзи  東大寺 в Нара 奈良, когда на балконе величественного храма монахи выставляют огромные факела, из которых сыпятся вниз на толпу искры. Тодай-дзи считается самым большим деревянным сооружением в мире, в нём находится гигантская бронзовая статуя Будды Вайрочаны 大日如来, (дайнити нёрай). Считается, что людей, попавших под  дождь из искр от священных факелов, весь год будет сопровождать удача. Изначально церемония Суни-э проводилась в феврале (отсюда и название), но сейчас проходит с 1 по 15 марта. Считается, что после нее в Нара наступает весна. Омидзутори - завершающий ночной обряд  двухнедельной церемонии. В сумерках священники заполняют два сосуда водой из священного источника, причём, один из сосудов содержит воду всех предыдущих ритуалов.  Часть воды  используют для того, чтобы омыть статую бодхисаттвы Каннон 観音, часть раздается людям - как святая исцеляющая вода. Целью всего этого праздника является искупление грехов и избавление от скверны. В этот день  вода, набранная из священного источника  обладает исцеляющей силой. Буддийские священники звуком раковин, барабанов и трещеток отгоняют злых духов. Звук раковины относится к восьми благоприятным чистым звукам в буддизме, поэтому раковины являются церемониальными  инструментами. А закрученная спираль раковины, как и буддийский символ " 卍" является символом вращающейся вселенной.

В эпоху войн, раковины, называемые дзинкай или «военные раковины» был одним из нескольких сигнальных устройств, которые использовали самураи. Большие хоры имели бронзовый или деревянный мундштук. Самураи применяли дзинкай для подачи боевых сигналов в сражениях. Многие дайме привлекали именно ямабуси служить  яку кай 貝役 - трубачами в их армиях. Глубокие монотонные резонирующие звуки ямабуси использовали для ретрансляции сообщений. Помещенная в корзину раковина давала сигналы войскам атаковать, отступать или изменить стратегию, таким же образом, что и горн или флюгельгорн в средневековой Европе. Дзинкай также имели функции, аналогичные барабанам или колоколам. Раковина служила для установки ритма на марше, обеспечивала «героическое сопровождения» для поощрения собственных войск и запугивания, а также введения в заблуждение противника. Звук хорагая часто используется в кинофильмах и телевизионных сериалах как символ, указывающий на предстоящее сражение.

Считается, что традиция использовать раковины в качестве горна индийского происхождения и вместе с буддизмом попала в Японию через Корею в период Нара (710 - 794 годы). Однако, некоторые иссдедователи пишут, что японская хора восходит скорее к тибетскому Дунг-Дкар (Dung-Dkar), звук которого был символом воззвания к миру буддийского закона. Дкар в Тибете применялся для вызова добрых духов, чтобы помочь вырастить скот и продукты питания, а так же для изгнания злых духов, которые вызывали заболевание и гибель. Такие раковины использовались задолго до того, как на Тибет проник буддизм, в частности в древней религии бон и имеют, возможно, еврейские корни.

Не исключено, что часть евреев из потерянных 10 колен Израиля через Великий шелковый путь занесли в Тибет свой древний духовой музыкальный инструмент шофар - бараний рог, в который трубят во время богослужений на еврейский Новый год (Рош Ха-Шана) и Судный день (Йом-Кипур). В древности рог использовался как сигнальный инструмент для созыва народа и возвещения важных событий, а также во время войн. Звуки шофара, по преданию, обрушили стены Иерихона (знаменитая иерихонская труба). Служители бон и японские монахи могли использовать раковины вместо бараньего рога. Впрочем, это всего лишь одна из теорий.


Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@katori.ru