Камон 家紋 - семейный герб

Надо признать, что западноевропейские гербы смотрятся эффектнее и «дороже», чем их аналоги - японские моны. Изображения золотых или серебряных корон и скипетров, драконов и грифов, львов и орлов, мечей и секир, подкрепленные соответствующими девизами, дают глазу больше пищи, нежели чёрно-белые ромбики, кружки и цветы. Однако ни по дизайну, ни по историческому значению камоны 家紋(«знак дома»), или просто моны («знак») - семейные гербы в Японии, не уступают прославленным рыцарским символам Западной Европы. Они проще, но эстетически изящней и утончённей.

 

Принято считать, что собственной символикой первой обзавелась японская императрица Суйко 粋子天皇 (554–628 годы), приказавшая украсить свои военные флаги определённым рисунком. Об этом поведал один из первых летописных памятников страны «Нихон сёки» 日本書紀 («Записанные кистью анналы Японии»). Двести лет спустя, в благословенный для развития национальной культуры период Хэйан 平安時代 (794–1185 годы), японские вельможи вновь обратились к обозначению семейной символики. Соперничество среди родов в то время находило выражение в романтических любовных похождениях, поэтических и художественных турнирах, в умении оценить и воспеть прекрасное. Поэтому благородные придворные для изображения семейного символа использовали не мечи и луки, а стилизованные картинки цветов хана , птиц тори и бабочек тё . В этом принципиальное отличие от европейского подхода к созданию родовых гербов, где изображались поверженные враги или орудия убийства, а собственный род чаще всего отождествлялся с хищником — воздушным или наземным. В этом плане японские моны выглядят миролюбивее, хотя, наверное, проще и монотоннее. Японцы в подавляющем большинстве случаев избегали кричащего снобизма и многоцветья, ограничиваясь монохромным рисунком.

По подсчетам знатоков японской геральдики существовало всего шесть основных тематических разновидностей монов: растения, животные, природные явления, предметы, изготовленные людьми, абстрактные рисунки и иероглифы или знаки. Самыми распространёнными были моны, производные от изображений флоры (цветы, деревья, листья, ягоды, фрукты, овощи или трава). Второй по распространённости группой являются изображения предметов, сделанных человеком - их около 120 наименований. В третью категорию включены изображения животных и насекомых (дикие гуси, журавли, утки, вороны, ласточки, голуби, лошади, олени, крабы, кошки, зайцы, черепахи, бабочки и стрекозы). Изображение животного выбиралось для герба в том случае, если с ним было связано какое-то семейное предание, событие. Иногда темой мона становилось изображение предмета, находившегося во владении семьи: соседней горы, реки, примечательного дерева или камня. Для явлений природы характерны схематические изображения гор, волн, песчаных дюн, молний, снега, солнца и луны. В других случаях мон становился напоминанием о славном предке. Но достаточно часто владельцев герба привлекал не заложенный в знаке смысл, а его декоративная сторона.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что во многих случаях японские самураи заимствовали тематику для своих монов из рисунков приглянувшихся тканей, в том числе со своих кимоно, с орнамента вееров, с украшения старых шкатулок. Особенно часто это происходило с цветочным орнаментом — графическим изображением цветов хризантемы, пиона, павлонии, глицинии. Понравившееся изображение наносилось на флаги данной семьи, на некоторую утварь, например, тарелки, лакированные чаши, сундуки, паланкины, на черепицу крыши, фонари, вывешивавшиеся в темное время суток у ворот дома, на оружие, лошадиную упряжь, одежду.

Первым из японцев, решившим отметить семейным моном свою одежду, был сёгун Ёсимицу Асикага 足利義満. Позднее это вошло сначала в моду, а затем и в правило. Камоном японцы помечают свое черное шелковое кимоно для торжественных выходов: свадьбы, похорон или официальных встреч. Гербовые знаки диаметром от 2 до 4 сантиметров наносятся в пяти местах — на груди, спине, между лопаток, и на каждом рукаве, но могут выступать, и как сплошные узоры, это называется «монцуки» 紋付き.

После Реставрации Мейдзи 明治維新 (Мэйдзи Исин) 1869 года и роспуска самурайского сословия, эта мода медленно пошла на убыль, хотя и не запрещалась, носить гербы стали в основном в императорской семье и семьях аристократов. После них, большую власть встране имели полицейские кланы и начавшие крепко формироваться семьи якудза.

После 2-й мировой войны, мастерство инкрустации вещей гербами вновь стало традиционным искусством и обрело свою славу в виде эмблем процветающих кампаний, росписей фонарей тёутин у входа в семейные заведения.

Наиболее известным моном в Японии является изображение цветка хризантемы с 16-ю лепестками. Этот знак зарезервирован за императорским домом. Императорский мон служит и государственным гербом. Например, изображения 16-лепестковой хризантемы украшают японские паспорта и банкноты. История знает лишь несколько исключений, когда императорский камон разрешено было использовать лицам, не принадлежавшим к семье правителя Японии. Такую привилегию посмертно получил в XIV веке Масасигэ Кусуноки 楠木正成 (1294-1336 годы) за беззаветную преданность императору Го-Дайго, а также Сайго Такамори 西郷 隆盛 (Таканага 隆永), известный политический деятель Реставрации Мэйдзи 明治維新 (Мэйдзи Исин), лидер антисёгунского движения. Хризантемовым моном стали пользоваться и некоторые религиозные учреждения — храмы и монастыри — в знак особого внимания и патронажа со стороны императорского дома.

При всем многообразии тем было создано лишь 350 базовых рисунков. Однако это позволяло бесконечно расширять число монов за счет вариаций одного дизайна. Достаточно было чуть-чуть модифицировать рисунок, например, добавить пару жилок в рисунке листка растения, лепесток в соцветие, сделать ту или иную черту рисунка шире или уже, поместить старый мон в круг или продублировать рисунок дважды, трижды, и получался новый камон. Делалось это в случае выделения второго или третьего сына из большой семьи (первенец, как правило, наследовал отцовский герб), усыновления и в других случаях, когда надо было подчеркнуть близкое родство, генеалогические корни. Нынешняя японская геральдика насчитывает около 7500 семейных гербов.

Обзавестись собственным моном разрешено было далеко не каждому японскому роду. Сначала это почетное право монополизировали члены императорской семьи, сёгуны и их ближайшие родственники, наиболее влиятельные придворные. Постепенно ряды обладателей камонов расширялись за счет попавших в фавор феодалов. Самураев, проявивших доблесть в бою, сёгун мог награждать лично составленным гербом или даже разрешать использовать свой — в знак близости к дому сёгуна. Традиционно камоны изображались на кимоно представителей благородного сословия. С обеих сторон кимоно могло быть изображено от одного до пяти камонов, кроме того, они могли быть изображены на рукавах и на спине. Женщины благородного происхождения имели право носить на одежде свой семейный камон, а не символ мужа, и передавать его по наследству дочерям. Камон может также изображаться на некоторых предметах, таких как занавеси или отделка паланкина. Камоны получили распространение и как символы, изображаемые на флажках влиятельных особ: даймё и самураев, на их шлемах кабуто и доспехах до. Камоны являются отчасти и статусными символами: более древние, простые камоны зачастую говорят о высоком статусе своего владельца, либо о большей торжественности одеяния.

Массовым употребление монов стало в Эпоху Воюющих провинций Сэнгоку дзидай (1467–1568 годы). В вооруженные междоусобицы втянулись практически все губернаторы, феодалы и монастыри. Униформы у воинов не было, поэтому на поле боя своих и чужих можно было различать только по укрепленным у них за спиной флагам с нарисованными на полотнищах монами. Но все равно, право на камон имели только придворные и воинское сословие. Ни крестьянам, ни ремесленникам, ни купцам не полагалось в то время иметь ни фамилии, ни тем более — семейного герба. Нарушать запрет решались только известные актеры театра Кабуки и не менее знаменитые куртизанки. В этом мы можем убедиться, рассматривая гравюры того периода. Лишь в XIX веке, к концу сёгунского правления, богатые купцы стали исподволь ставить на своих лавках, складах и товарах собственный мон. Как правило, разрешения на это они не имели, но власти в то время смотрели на подобное нарушение сквозь пальцы. И только после Реставрации Мэйдзи, завершившей период феодального развития Японии, сословные ограничения были отменены, и все желающие получили возможность обзавестись моном.

За прошедшие века межсемейные узы множились, ветвились. Это, естественно, отражалось и на камонах. Так, в определенных семьях есть традиция передавать семейный мон по женской линии. Женщина, выйдя замуж, сохраняла мон своей матери. Правда, во вновь образованной семье такой женский герб должен был быть по размеру несколько меньше мужского. В большинстве же случаев женщина, вошедшая в семью мужа, принимала его герб. Но возможны и сочетания монов — объединение в едином камоне геральдических символов как мужа, так и жены. У иных родовитых семей есть по нескольку, подчас до десяти, камонов — наследие славных предков. Для некоторых слоев населения страны обладание тем или иным гербом приобретало не только социальное, но и политическое значение.

Нередко семейные моны становились символикой, торговыми марками коммерческих компаний. Так, вероятно, всему миру известно изображение «трех бриллиантов» — некогда семейный, а ныне торговый знак «Мицубиси». Собственные моны есть у гангстерских группировок якудза. Сейчас для многих японцев их семейные моны в значительной степени утратили геральдический смысл и, как это было во времена древнего Хэйана, служат скорее элементами эстетики. В современной Японии практически каждая семья имеет свой камон, однако используются эти знаки довольно редко. Чаще для официальных и представительских нужд используются инкан 印鑑(«печать») — личная удостоверяющая красная печать, заменяющая подпись. В настоящее время камон прочно вошёл в обиход как символ японской старины, орнаментальный элемент оформления японских ресторанов, магазинов и предметов национальной утвари.

Клан в Японии не обязательно должен состоять из кровных родственников, если в любую отраслевую семью (ниндзя, гейши) попадал или покупался ребенок, он становился приемным сыном/дочерью со всеми правами на семейный герб.

Еще одна отличительная особенность, это то, что в семье могли заниматься только одним делом, которое продолжалось из поколения в поколение (отсюда и такое мастерство японцев во всех отраслях) и крайне редко, кто мог пойти против семейного дела, да и нужды особой не было.

Часто герб выбирался по аналогии с видом деятельности или по созвучию фамилии с названием эмблемы или вообще просто так, более твердые рамки существовали только для самураев, которым гербы присваивал сёгун.

Здесь приведены основные виды комонов и их примерные значения, однако список далеко не полный. Разнообразие комонов настолько велико, что перечислить даже 350 базовых рисуков проблематично:

  • Татибана-мон 橘紋 или тяноми-мон 茶の実紋 – листья и цветы мандарина - символ здоровья, бессмертия, мудрости и долголетия. Носили семьи хатамото 旗本 (дословно: «под знамёнами»)  – личной охраны и знаменосцев правящих военачальников, которые имели привилегии — право встречи с сёгуном и право носить оружие в его присутствии

  • Наси-мон 梨紋 - цветы груши - герб послов. Символ миролюбия и долголетия

  • Мацу-мон 松紋 – сосновые ветви, иглы и шишки. Символ мужества, выносливости и долголетия. Герб аристократов, позже актеров, гейш и ойран

  • Риндоу-мон 竜胆紋 - горечавка - символ верности, комон рода Минамото 源氏

  • Хаги-мон 萩紋 – магнолия – символ благородства и настойчивости

  • Мёга-мон 茗荷紋 или гё-мон 杏葉紋– имбирь или листья абрикоса (не различаются) – символ здоровья и долголетия

  • Тэйдзи-мон 丁字紋, тёудзи-мон 丁子紋 или надэсико-мон 撫子紋 - гвоздика китайская и обыкновенная – символ постоянства и верности

  • Басёу-мон 芭蕉紋, сюро-мон 棕櫚紋, дакисюро-мон 抱き棕櫚紋 или яси-мон 椰子紋 - листья пальмы – символ победителей

  • Мокко-мон 木瓜紋 или ури-мон 瓜紋 - цветы дыни – символ выживаемости. Комон клана Ода

  • Цута-мон 蔦紋 - плющ – символ верности и преданности

  • Хираги-мон 柊紋 – листья винограда – символ живучести и плодородия

  • Момо-мон 桃紋 – персик – символ долголетия

  • Фудзи-мон 藤紋 – глициния – символ здоровья и выносливости

  • Ботан-мон 牡丹紋 - пион – символ благополучия

  • Аса-мон 麻紋 – конопля – символ верности

  • Аой-мон 葵紋 - мальва – символ долговечности, герб клана Токугава и их многочисленных родственников

  • Аси-мон 芦紋 – тростник – символ почитания богов

  • Итёу-мон 銀杏紋 – гинкго - символ стойкости и долговечности

  • Инэ-мон 稲紋 – рис – символ изобилия и долголетия

  • Умэ-мон 梅紋 – слива – символ мужества

  • Каэдэ-мон или момидзи-мон 楓紋 - листья клена

  • Кадзи-мон 梶紋 – листья тутового дерева – символ здоровья, силы и благоразумия

  • Касива-мон 柏紋 - листья дуба – символ стойкости и смелости

  • Катабами-мон 片喰紋 – кислица, лесной щавель – символ чистоты и преданности

  • Кикё-мон 桔梗紋 - китайский колокольчик – символ постоянства и ответственности

  • Кику-мон 菊紋 – хризантема – символ солнца и японской нации. Герб императорской семьи и их родственников

  • Кири-мон 桐紋 – павлония – символ удачи и благоволения богов. Тоже герб потомков императорской семьи, мон школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю

  • Сакура-мон 桜紋 – цветы японской вишни – символ верности традициям

  • Суги-мон 杉紋 – кедр – символ силы и долговечности

  • Дайкон-мон 大根紋 – редис дайкон – символ благополучия и несгибаемости

  • Такэ-мон 竹紋 или саса-мон 笹紋 – бамбук – символ вечной молодости и неукротимой силы

  • Хасунохана-мон 蓮の花紋 - лотос – символ Будды и его учения

  • Ран-мон 蘭紋 – орхидея – символ упорности и стойкости

  • Асагао-мон 朝顔紋 – колокольчик – символ надежды («лицо утра») - герб появился только в эпоху Мэйдзи

  • Тэссэн-мон 鉄線紋 – клематис – символ твердой (железной) воли

  • Юйвата-мон 結綿紋 – хлопок – символ стабильности и преданности

  • Нантэн-мон 南天紋 - рябина, бузина – символ силы и храбрости

  • Тёу-мон 蝶紋 - бабочка – символ красоты и воздушности - мон аристократических родов эпохи Хэйан. Махон - камон клана Тайра

  • Таканоха-мон 鷹の羽紋 - перо ястреба – символ отваги. Камоны прославленных самурайских родов Асано 浅野氏, Асо 麻生氏, Кикути 菊池氏.

  • Цуру-мон 鶴紋 - журавль – символ долголетия. Например, мон рода Мори 森氏

  • Хато-мон 鳩紋 - голубь – символ мира и долголетия

  • Усаги-мон 兎紋 – заяц - символ бесстрашия и плодовитости

  • Кариганэ-мон 雁金紋 – денежный гусь – символ мужества и достатка

  • Карасу-мон 烏紋 - ворон – символ ловкости, связи с богами - мон священников-воинов, практикующих сюгэндо

  • Тэнрю-мон 天龍紋 или нитирэнсюрю-мон 日蓮宗竜紋 – священный небесный дракон – символ власти

  • Ума-мон 相馬繋ぎ馬紋 - лошадь – символ благородства и храбрости. Комон мастеров бадзюцу 馬術 - искусства верховой езды

  • Эби-мон 海老紋 - креветка – символ долголетия

  • Камэ-мон 亀紋 или киккоу-мон 亀甲紋 - черепаха и узоры панциря черепахи – символ мудрости и долголетия, а также избравших путь Дао

  • Хамагури-мон 蛤紋 - моллюски – символ гармонии и верности

  • Кэмуси-мон 毛虫紋 - гусеница – символ трансформации и бессмертия

  • Кани-мон 蟹紋 (часто используется в сочетании с цветами) - краб – символ упорства

  • Хо-мон 鳳凰紋 - феникс – символ верности и справедливости

  • Оги-мон 扇紋, гунбай-мон 軍配紋 или утива-мон 団扇紋 - формы веера – символ власти и военной мощи

  • Я-мон 矢紋 - стрелы – символ целеустремленности. Кланы лучников, соответственно, сломанная стрела может означать, что клан умеет справляться с лучниками

  • Масакири-мон 鉞紋 - топор – символ мощи и власти

  • Кама-мон 鎌紋 - кама (серп) – мон родов, специализирующихся на этом. Часто герб вооруженных крестьян и кланов ниндзя

  • Игэта-мон 井桁紋 или идзуцу-мон 井筒紋 - решетка-рамка – символ защиты и покровительства

  • Тории-мон 鳥居紋 или иори-мон 庵紋 - храм, ворота храма – герб буддийских и синтоистских священнослужителей

  • Ринбоу-мон 輪宝紋 - колесо сокровищ – буддийский символ вечности, истины и  благосостояния

  • Осики-мон 折敷紋 или  инрёу-мон 引两紋 - дары богам - пути к богу или связь миров. Одна черта – земля, вторая черта – люди, третья – небо или бог

  • Сиппоу-мон 七宝紋 - семь сокровищ буддизма - символ послушания богам

  • Исидатами-мон 石畳紋 - каменный тротуар-шахматка, символ твердой воли, мудрости – герб священников

  • Гионмамори-мон 祇園守紋, курусу-мон 久留守紋 и дзюумондзи-мон 十文字紋 – косой и прямой крест - герб, принявших христианство кланов и их вассалов. Кроме того, крест может обозначать число 10 и землю, как для крестьян, так и для землевладельцев

  • Томоэ-мон 巴紋 – круговорот - эмблема бога грома, символ вечности, объединения сил и карателей

  • Хиси-мон 菱紋 - алмаз – символ надежности – в том числе три алмаза - герб семейной кампании Мицубиси моторс

  • Мэюй-мон 目結紋 – глаз единства – символ мудрости и отваги

  • Ватигай-мон 輪違い紋 - смежные кольца – символ объединения, единства, вечности

  • Итимондзимицубоси-мон 一文字三星紋 - единица и звезды – символ военной мощи. Мон кланов Мори 毛利氏 и Ватанабэ 渡辺

  • Мандзи-мон (まんじ)  - вихрь, орнамент, крест, свастика. Буддистский символ совершенства  считается закрученным против часовой стрелки. Направленность коротких черточек влево олицетворяет движение, любовь, сострадание, а устремленность изгибов креста вправо связывается с постоянством, твёрдостью, разумом и силой. Таким образом, всякая односторонность является нарушением мировой гармонии и не может привести к вселенскому счастью. Любовь и сострадание без силы и твердости беспомощны, а сила и разум без милосердия и любви ведут к умножению зла. Мон рода Хатисука 蜂須賀氏

  • Цуки-мон 月紋 - луна – символ мужества и правды

  • Хи-мон 日紋 - солнце – символ национального духа

  • Яма-мон 山紋 или ямамодзи-мон 山文字紋 - гора – символ силы и целеустремленности

  • Сухама-мон 州浜紋 или Нами-мон 波紋 - волны – символ славы и морской боеспособности

  • Юки-мон 雪紋(ゆき)- снежинка – символ чистоты и преданности

  • Каминари-мон или инадзума-мон 稲妻紋 – молния-лабиринт-зигзаг – символ грозной силы


 

Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@trafica.ru