Синтоизм и буддизм
Синтоизм возник в древней Японии и является изначально японской религией. Буддизм был заимствован в Китае и появился на островах знчительно позже. Эти две основные японские религии успешно сосуществуют друг с другом, отвечая за разные стороны человеческой жизни: синтоизм соответствует нынешней жизни, а буддизм отвечает за потустороннюю. Например, обряд бракосочетания обычно происходит в синтоистском храме, а похоронный ритуал проводят буддийские священники.
Обычно житель страны Восходящего Солнца не является приверженцем какой-либо одной религии, он может заглянуть помолиться как в синтоистский или в буддийский храм, так и в католическую церковь. В повседневной жизни японец руководствуется конфуцианскими правилам, но при случае отдает должное и даосскому учению.
Эта странная для западного человек смесь религиозных воззрений имеет исторические причины. Изначальная японская религия – синтоизм, которая включает в себя обожествление предметов и явлений природы, а также культ предков. В синтоизме отсутствует основатель религии или пророк, а также нет строгих догм, поэтому каждый японец поклоняется духам ками по-своему. При этом вера в богов Синто не запрещает верование в богов других религий.
Такое устройство изначальной японской традиции способствовало появлению на островах других религий. Так в стране появился буддизм, пришедший из Индии через Корейский полуостров, из Китая пришли конфуцианство и даосизм, а в XVI веке португальцы начали проповедовать в Японии христианство.
При этом религии не враждовали между собой, а сливались в одно целое, создавая единый пантеон богов. Такая система религиозных взглядов сохранилась в Японии и по сей день.
Синтоизм 神道
Синто — «Путь Богов» — древнейшая религия Японии, культивирующаяся исключительно в этой стране. В основе ее лежит миф о возникновении мира, согласно которому Земля и императорский род ведут свое происхождение от богини Солнца Аматэрасу. Она - дочь прародительской божественной пары Идзанаги и Идзанами, создавших японские острова. Богиня Солнца ниспослала на землю своего внука Ниниги, потомкам которого поручила во веки веков править Японией, передав для них символы священной власти императоров - меч, ожерелье и зеркало, до сих пор хранящиеся в синтоистском святилище Исэ. Правнук Ниниги Дзимму-тэнно завоевал священную местность Ямато и основал там в 660 году до н. э. японское государство.
В Японии сегодня поклоняются бесчисленному количеству духов ками. В каждой деревне есть местный ками-покровитель. Никакого особенного разделения между ками и обычными людьми нет - есть множество мифов и легенд о браках людей и ками. Смерть осмысляется как переход в мир ками. Ребенок считается воплощением ками-предка 氏神 (удзигами), поэтому в Японии с большим уважением относятся к маленьким детям.
Ками делятся на добрых 福の神 (фуку-но-ками) и злых 擬つ神 (магацу-ками). Задача синтоиста - призвать побольше добрых духов и помириться со злыми. Синтоизм возник из древнего культа обожествления умерших предков и природы, при котором горы, реки, деревья или природные явления могли стать божествами (ками). Такие священные объекты ограждаются сплетенным из рисовой соломы и украшенным белыми бумажными флажками запретительным канатом. Внимание синтоистских божеств можно привлечь, дважды хлопнув в ладоши перед алтарем. Жертвоприношения и ритуальные обряды также настраивают ками на благосклонность и дружелюбие.
В принципе, добрые духи могут становиться злыми, если к ним обращаться недолжным образом. Поэтому по всей Японии во множестве храмов и часовен прихожане и священники приносят ками жертвы и молятся о помощи и поддержке. Вообще, все происходящее в мире в синтоизме объясняется индивидуальной волей ками, а не какими-либо законами или Судьбой.
Буддизм 仏教
Буддизм проник в Японию в середине VI века из Китая. Основой японского буддизма считается учение Махаяны 大乗 или северный буддизм. В Махаяне считается, что Спасение человека может достигаться не только его собственными усилиями, но и помощью уже достигших Просветления существ - Будд 仏陀 и Бодхисаттв 菩薩. С распространением буддизма в Китае, Тибете, Корее, Японии, Монголии, Бурятии, Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Лаосе, Кампучии, Вьетнаме существовавшие у местных народов религиозно-мифологические системы испытывали существенные изменения, при этом общая основа буддизма оставалась такой же, как и в Индии, - «Четыре благородные истины»: жизнь - это страдание, у страдания есть причина, страдание конечно и существует путь к прекращению страдания.
Если наибольшее влияние на буддизм в Китае оказали даосизм и связанные с ним верования, то японский буддизм - это синтез буддийских идей, мифологии синто и японской культуры. Характерной чертой сложившегося в результате сосуществования буддизма и синтоизма общего пантеона стала двуединость многих входящих в него божеств: тот или иной будда являл себя через определенное божество в синтоизме (например, Будда Вайрочана в образе богини Солнца Аматэрасу), сохраняя при этом собственные свойства и приобретая дополнительные свойства этого божества. Одним из главных действующих лиц буддийских мифов, преданий и легенд стала Бодхисаттва Каннон (санскритское «Будда безграничного сострадания»).
Дзэн 禅
Особняком стоит Дзэн, учение, основанное на Хинаяне 小乗. В дзэн-буддизме с его двумя важнейшими сектами Риндзай и Сото во главу угла ставится внутреннее просветление (сатори), которого можно достичь исключительно путем медитации, особенно с помощью практики дзадзэн — сидения в состоянии сосредоточения, созерцания. Молитвы и изучение сутр играют подчиненную роль (сото) или вообще никакой (ринд-зай). Большое значение имеет передача учения напрямую от учителя «дзэн» ученику с помощью парадоксальных вопросов коан, которыми наставник как бы стремится расшатать логическое мышление ученика и тем самым освободить его от ложной привязанности к миру вожделений и страданий. Благодаря своей аскетической направленности, воспитанию воли и сосредоточению на главном дзэн приобрел огромную притягательную силу для касты самураев и до сегодняшнего дня оказывает неослабевающее влияние на эететико-культурное развитие Японии.
Даосизм 道教 или 家
Сам по себе даосизм в Японии никогда особой популярностью не пользовался. Тем не менее, влияние китайских даосских легенд на японскую культуру и литературу весьма значительно. Основой учения Дао считается труд китайского философа Лао Цзы 老子 «Дао дэ дзин» 道德经 (道 дао - путь, 德 дэ - добродетель, 经 дзин - текст). Мироздание с точки зрения даосизма существует за счет неизяснимого Дао или До - «Пути», движущего и управляющего всем сущим. Следование законам Дао - это путь жизни и блаженства.
Практичные китайцы поняли даосизм как изучение законов природы и мироздания. Даосам - мудрецам, постигшим Дао, приписывалась вечная жизнь и разнообразные магические умения. Именно даосизм породил дальневосточную алхимию, основным интересом которой был не философский камень европейских алхимиков, а поиск эликсира бессмертия. Даосов, достигших бессмертия, называли сэннин 仙人. Считалось, что они, как ямабуси 山伏, живут отшельниками в горах. Разнообразные истории о великих даосах и о рецептах бессмертия пересекли море и стали очень популярны в Японии. Во многом именно на этих легендах основывается искусство Оммёдо 陰陽道 («Путь гармонии Инь и Ян») - японское искусство призвания и управления демонами, предсказания судьбы, астрологии, магического исцеления и так далее.
Конфуцианство 儒學 или 儒学
Учение китайского философа Конфуция 孔子 (551-479 до нашей эры) практически незаметно сегодня в официальной жизни страны, но оно во многом сформировало японский менталитет. Мораль, принципы управления государством и нормы повседневного поведения сложились под его влиянием. Зерно учения составляет идея о перенесении «законов неба» на взаимоотношения в семье, обществе и государстве. Отношения между правителем и подданным, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим братьями, а также между друзьями должны соответствовать отношениям между Солнцем и Луной и остальными небесными светилами. Они основываются на строгой субординации, гарантией которой является безоговорочная лояльность. Высшая цель всех стремлений - установление и поддержание гармонии, которая является на Земле отражением вечного миропорядка в космосе.
Христианство 基教
Христианство пришло в Японию в середине XVI века, вместе с католическими миссионерами Франсиско Хавьера. В результате активной деятельности португальских и испанских миссионеров, искусно использовавших в своих интересах политические амбиции местных феодалов, к началу XVII века число обращенных в католицизм достигло нескольких сотен тысяч человек. Знаменитый японский военачальник и князь Ода Нобунага 織田信長 поддержал христиан и сам принял эту веру, так как нашел в них материальную опору - поставки огнестрельного оружия - для борьбы со своими врагами. Особенно прочно христианство утвердилось на юге страны, на острове Кюсю , где появились христианские общины. Под лозунгами христианства вспыхивали крестьянские восстания, оно использовалось и местными князьями даймё - для ослабления своей зависимости от центра. Соответственно, карательные экспедиции сёгунов были направлены прежде всего против христиан. Их нещадно казнили, а иностранных миссионеров изгоняли из страны. После прихода к власти клана Токугава 徳川 с христианами стали безжалостно бороться. В 1611–1614 годах сёгун Токугава Иэясу издал указы о запрещении христианской религии, в 1624 году были запрещены въезд и проживание в Японии испанцев, а в 1639 году - и португальцев. Португальским кораблям, поскольку они доставляли христианских миссионеров, запрещалось даже приближаться к японским берегам. Христиане подвергались гонениям и преследованиям.
Христианство было запрещено и существовало лишь в виде тайного культа вплоть до Реставрации Мэйдзи 明治維新 в 1867 году, когда была объявлена свобода совести. Со второй половины ХIХ века Япония стала вновь ареной деятельности миссионеров, на этот раз не только католиков, но и протестантов. В 1859 году в Нагасаки обосновалась первая протестантская миссия. В Иокогаме в 1862 году были построены католическая, а в 1872 году и протестантская церкви. Появились и православные священники. Деятельность миссионеров становилась все оживленнее. Однако в конце ХIХ века на них снова обрушились гонения властей. Но после всех взлетов и падений за христианством сохранилась лишь третьестепенная роль. Деятельность апологетов христианства резко активизировалась в период оккупации Японии США после второй мировой войны, однако существенных успехов она не принесла. Влияние христианских церквей распространяется на относительно небольшую часть населения, преимущественно городского. В настоящее время только около одного процента населения Японии считают себя христианами. Тем не менее, такой атрибут христианства как венчание становится сейчас все более и более популярен, так как оказывается намного дешевле свадьбы по традиционному обряду. Многих из участвующих в христианских обрядах привлекает не религиозная, а эстетическая сторона богослужения.
Всего в Японии насчитывается около полутора миллионов христиан. Среди объединений христианских церквей, действующих в общеяпонском масштабе, самое крупное — Католический центральный совет (свыше 400 тысяч верующих, около 2 тысяч культовых учреждений, 2 тысячи священников). Численность адептов всех общеяпонских объединений протестантских церквей составляет около 500 тысяч человек. С 1861 года существует и Православная церковь, число приверженцев которой ныне не достигает и 10 тысяч человек. В Токио действует подворье Русской православной церкви. Треть верующих-христиан входит в местные объединения католических и протестантских церквей. В Японии постоянно находится свыше 5000 миссионеров, деятельность которых финансируется извне. Организации христианских церквей активно работают в сфере образования, социального обеспечения. На их долю приходится около 70 процентов находящихся в ведении религиозных организаций университетов и колледжей, две трети школ, свыше 60 процентов детских садов и 80 процентов больниц.
Секты 宗門
В японском языке много терминов, которые обозначают секты: сюха 宗派, кёуха 教派, маппа 末派, сюмон 宗門. На протяжении веков в Японии образовались многочисленные религиозные секты, которые мирно сосуществуют и сегодня. В буддизме школы Тэндай 天台宗 («Школа Небесной Опоры») магические формулы и ритуалы смешиваются с учениями народных целителей, тогда как популярный Дзёдо-буддизм (浄土 дзёдо - рай «Чистой Земли»), или ами-даизм, обещает спасение только путем молитвенного обращения к милостивому Будде Амиде, не прибегая к медитациям и изучению священных текстов.
Буддизм школы Сингон представляет собой скорее магическое учение аскетизма с ярко выраженными ритуальными церемониями. Самой массовой (30 млн. сторонников) является созданная еще в 1253 году секта Нитирэн, стоящая на позициях известного правопритязания на исключительность с подчеркнуто националистскими традициями. На ее почве в 1930 году родилось общественно-религиозное движение «Сока гаккай» («Общество установления ценностей»), которое своим фанатизмом, политической ангажированностью (партия «Комэйто») и расистской направленностью заметно отличается от обычно миролюбивых буддийских сект.
Уже в середине XIX века в Японии начался постепенный кризис традиционных религий. Синтоизм и буддизм перестают отвечать насущным религиозным потребностям многих и особенно молодых японцев. Поэтому на сцену начали выходить разнообразные новые секты разной степени радикализма. Для них характерны безусловный культ Учителей - руководителей сект, упрощение богослужения и вероучения, готовность верующих отдать все, что у них есть, включая жизнь, на благо секты, фанатизм, нетерпимость к другим религиям, вера в скорый Конец Света. Число приверженцев порой довольно странных новых сект и религиозных движений невелико. Они часто привлекают к себе внимание сенсационными выходками, несоразмерными с их истинной значимостью.
После Второй мировой войны эти группировки пытаются с помощью примитивных ответов и жестких методов сплотить вокруг себя своих сторонников-фанатиков. В этих явлениях уже трудно отыскать хоть что-то от столь типичной для Японии религиозной толерантности. Наиболее известной такой сектой является Аум Синрикё アウム真理教, основанная Асахарой Сёко. Впрочем, обычно секты не занимаются терроризмом и не особенно мешают жить тем, кто в них не входит.
Взаимовлияние религий
В вопросах религии Япония проявляет величайшую терпимость. Так, почти все японцы исповедуют синтоизм, но при этом принадлежат к одной из многочисленных буддийских общин, руководствуясь в жизни принципами конфуцианства. В отличие от культур стран Запада, в Японии наблюдается значительное пересечение и взаимовлияние всех ее религий. Несмотря на периодически вспыхивавшие религиозные конфликты и споры (обычно за близость к государственной власти), большую часть времени этим вероучениям приходилось сосуществовать. Особенно близко пересечение буддизма и синтоизма - часто один храм является местом поклонения и буддам, и ками.
В течение жизни японцы часто отправляют обряды разных религий в разных жизненных ситуациях. Скажем, женятся по христианскому обряду, а хоронят по буддийскому. Это совершенно естественно и не вызывает никаких трудностей. Связано это именно с тем, что религия прежде всего ассоциируется с определенной обрядностью (разного характера, эстетики и стоимости), и японцы просто проявляют завидную практичность.