Сингон 真言

Сингон-сю 真言宗 - одна из основных буддийских школ Японии, принадлежащая направлению ваджраяны или тантрического буддизма. Другое название: Сингон-дарани (санскритское мантра-дхарани), а также Томицу или Миккё 密教 («Тайное Учение»). Слово «сингон», по китайски 真言 - «чжэньянь», означает «истинное, правильное слово» или мантра मन्त्र - молитвенная формула. Школа возникла в период Хэйан 平安時代 (794—1185 годы). Основатель школы — монах Кукай 空海, также известный как Кобо Дайси 弘法大師 (Великий Магистр Распространения Преподавания).

Первым проповедником индийского тантрического буддизма - мицзуном 密宗 в Китае считается Шубхакарасимха (637—735 годы). Его имя по-китайски звучит как Шань Увэй 善無畏 (по японски Дзэммуи) — буквально: «Добрый и не имеющий страха». Он перевёл «Махавайрочана-сутру» с санскрита на китайский язык с помощью своего ученика И Сина 一行 (683—727 годы). Ваджрабодхи (Конготи 金剛智 (671—741 годы) перевёл «Ваджрашекхара-сутру». Его учеником стал Амогхаваджра (705—774 годы), а его преемником был Хуэй Го 惠果, по японски - Кэйка или Эка (746—805 годы) у которого и прошёл обучение Кукай.

В 804 году Кукай поехал в Китай, где изучал тантру и вернулся назад, привезя с собой большое количество текстов и буддийских изображений. На основе этих текстов монах разработал своё собственное учение и практику, связанную в первую очередь с буддой Вайрочана (Махавайрочана Татхагата).

Учение

Школа сингон концентрирует особое внимание на сутрах, которые происходят от Будды Махавайрочаны (Дайнити-нёрай 大日如来), который представляет собой высшее тело Будды (Дхармакая) и Высшую Реальность. Наиболее почитаемые сутры Махавайрочаны — «Сутра о Великом Солнце» (санскритское «Махавайрочана-сутра», 大毘盧遮那成仏神変加持経 или «Дайнити-кё» 大日経) и «Сутра об Алмазном Венце» (санскритское «Ваджрашекхара-сутра», «Конготё-гё» 金剛頂経). Будда Шакьямуни интерпретируется как одно из многих манифестаций Махавайрочаны.

Согласно трактату Кукая «Передача Дхармы» (на японском: «Фуходэн»), Ваджрасаттва получил учение непосредственно от Махавайрочаны и запечатал эти сутры в железной ступе в Южной Индии, а спустя 800 лет после Будды Шакьямуни, Нагарджуна (Рюдзю 龍樹) распечатал железную ступу и открыл сутры для людей.

Медитация в Сингон представляет собой сложный процесс активности тела, речи и ума, с использованием также «мандалы Мира Алмаза» (санскритское  वज्धातु, по японски конгокай 金剛界), «мандалы Мира Чрева»(санскритское गर्भकोश,  по японски тайдзокай 胎蔵界), созерцания полной луны, символа просветлённого ума. Всё это связано с разными манифестациями Будды Махавайрочаны.

В общем виде учение Сингон можно суммировать следующим образом:

  • в сердце каждого лежит трансцендентность Будды Махавайрочаны (по-японски Дайнити-нёрай), которая явлена в центре мандалы мира Чрева и Алмазной мандалы, используемых в искусстве Сингон для репрезентации космоса;
  • всякая реальность есть лишь эманация Дайнити, а все Будды и бодхисаттвы — лишь его манифестация;
  • постичь имманентность Дайнити означает понять возможность достижения телом состояния Будды.

Чтобы помочь верующему достичь реализации имманентности Дайнити, Сингон предписывает соблюдать три ритуальные практики:

  • медитация (самадхи) на две мандалы, которые иллюстрируют переход Дайнити в иные формы бытия;
  • повторение тайных «слов истины» (мантра; сингон), в которых заключается сущность сутр — оригинальных текстов учения Будды;
  • использование ритуальных жестов (мудра) для сотворения ритуала.

     

Иерархия учений в соответствии со школой Сингон

Кукай в своём сочинении «Хидзо Хояку» 秘蔵寶鑰 («Драгоценный ключ к тайной сокровищнице»)- части сочинения «Химицу мандара дзюдзюсин-рон» даёт следующую схему десяти стадий на пути к просветлению, характеризуя иерархию учений:

  • Низшие люди, рабы своих желаний. Их называют безумцами и сравнивают с баранами.
  • Наивные, невежественные как дети, но воздержанные, обладающие моралью. На этом уровне находится конфуцианство c учением о добродетели, милосердии и сыновьей почтительности.
  • Наивные, но бесстрашные, с добрыми устремлениями. К этой категории относятся даосы и индуисты, в первую очередь вайшешика и самкхья, то есть те, кто ищут перерождения на небесах. Их сравнивают с телёнком, следующим за матерью.
  • Шраваки в хинаяне, знающие об отсутствии «я» и понимающие учение Будды о пяти скандках. Их называют козлами или овцами.
  • Пратьекабудды в хинаяне, индивидуальные практики, сумевшие освободить себя от причинности и кармы, они уничтожают зерно невежества. Их называют оленями или носорогами.
  • Сознание махаяны — путь бодхисаттв, которые признали, что материальный мир - творение их собственного ума, они раскрывают единое сознание (алая-виджняна). Здесь имеется в виду йогачара, которая представлена в Японии школой Хоссо-сю.
  • Срединный путь, понимание своей нерождённости — Мадхъямака, признающая неотличимость материи от пустоты, определяющая два уровня истины и определяющее способы познания пустоты. Этот путь соответствует японской школе санрон.
  • Понимание единой природы сознания, всепронизывающей взаимосвязи явлений. Этот путь соответствует японской школе тэндай.
  • Понимание Высшего сознания дхармакаи. Этот путь соответствует японской школе кэгон.
  • Тантрическое видение абсолютно чистым умом, что соответствует школе сингон.

Махавайрочана Татхагата

Кукай интерпретировал Будду как Тело Дхармы (Дхармакая) Махавайрочана, который возвестил две сутры сингон. Идентификация Махавайрочаны с Телом Дхармы, то есть с Высшей Реальностью, была знаменательным шагом в буддийской философии, так как Тело Дхармы стало полностью трансцендентным. Все феномены (дхармы) указывают на Высшую Реальность, то есть Махавайрочану и в то же время являются выражением этой Реальности. Достижение просветления означает реализацию «сияющего сознания, наиболее тайного и святого».

Кукай учил, что человек изначально способен благодаря милосердию Махавайрочаны и индивидуальной практики в йога-самадхи здесь и сейчас почувствовать Реальность, стать Махавайрочаной.

В трактате «Разъяснение смысла утверждения «стать буддой в этом теле» Кукай объяснил свою трактовку Махавайрочаны, как Тело Дхармы, состоящее из 6 изначально имеющихся первоначал. При этом, оно имеет 3 составляющие: 6 Великих (Элементов), 4 Мандалы и 3 Тайны. Эти составляющие соответствуют «естеству», «виду» и «действию» Тела Дхармы Махавайрочаны. 6 Великих (Элементов) — это земля, вода, огонь, ветер (или воздух), пространство и сознание. Они формируют всех Будд, все психические и физические миры.

Четыре Мандалы, согласно Кукаю, это маха-мандала + Вселенная, то есть Махавайрочана с точки зрения его физического продолжения, самая-мандала - та же Вселенная с точки зрения присутствия «намерения» Махавайрочаны, дхарма-мандала — та же Вселенная с точки зрения развертывания истинности (дхармы), карма-мандала — та же Вселенная с точки зрения «активности» (кармы) Махавайрочаны. 3 Тайны — это сверхрациональные действия тела, речи и ума Махавайрочаны.

Особенности школы

Если тибетский буддизм был тесно связан с местной традицией бон, то школа сингон стала связана также с японской традицией Синто. Махавайрочана означает «Великое Сияющее Светило». Также как и в Синто, Великая Солнечная богиня Аматэрасу Оомиками 天照皇大神 — центральная фигура пантеона. В Средние века элементы местных японских верований (синто) и эзотерического буддизма школы сингон породили религиозное течение «Ребу-синто», в котором Аматэрасу и другие синтоистские божества (ками) считались манифестациями («превращенными телами», нирманакая) Будды Махавайрочаны.

Тантрический буддизм, в пантеон которого были включены многие божества индуизма подготовил почву для синто-буддийского синкретизма, а также способствовал формированию особого течения в буддизме — «сюгэндо» 修験道. В наше время главный храм сюгэндо (направления Тодзан) находится в принадлежащем школе Сингон монастыре Дайго-дзи 醍醐寺 в Киото.

Ветви школы сингон

В сингон существует два крупных направления: ортодоксальное направление Коги Сингон-сю (古義真言宗 - школа истинного слова старого смысла) и Синги Сингон-сю (新義真言宗 - школа истинного слова нового смысла).

Монах Какубан 覚鑁 (1095—1143) учредил на горе Коя-сан 高野山 в префектуре Вакаяма, где находилась со времени Кукая штаб-квартира школы, собственный центр Дай Дэмбоин, который не был признан официальным центром школы сингон — храмом Конгобу-дзи 金剛峯寺.

Последователь Какубана Райю 頼瑜 (1226—1304) основал новое направление с главным храмом Нэгоро-дзи 根来寺 в 25 километрах от горы Коя-сан. В 1585 Нэгоро-дзи был полностью уничтожен, после чего последователи Какубана основали два новых центра — храм Хасэ-дэра (направление Будзан) и храм Тисяку-ин (направление Тидзан).

Ортодоксальная школа Сингон представлена несколькими направлениями — Тодзи, Дайго, Дайкаку-дзи, Омуро (Нинна-дзи), Сэнню-дзи, Ямасина и Дзэнцу-дзи. В современной школе Сингон существует 45 ответвлений, которым подчинены примерно 13 тысяч храмов и монастырей, а общее число верующих приближается к 16 миллионам.

Главным буддийским храмом ветви Сингон-Ямасина является храм Кадзю-дзи 勧修寺, основанный в 900 году императором Дайго.


 

Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@katori.ru