Донн Ф. Дрэгер

Дональд Фредерик Дрэгер (Donald Frederick Draeger), более известный как Донн Дрэгер родился 15 апреля 1922 года и умер 20 октября 1982 года. Донн был известным в мире преподавателем, практиковавшим японские единоборства. Он - автор нескольких важных книг по боевым искусствам Азии. Дрэгер также помог сделать изучение боевых дисциплин и спортивных единоборств темой научных исследований.

Дональд «Донн» Фредерик Дрэгер родился в Милуоки, штат Висконсин. Его родители - Фрэнк Дрэгер и Ирма Поэтш - довольно рано развелись, и до 1940 года, то есть до 17 лет, Донн жил в Милуоки с отцом, мачехой Дорой и двумя сводными братьями. Он женился в городе Блюфилд, Западная Вирджиния 18 июня 1949 года. В течение следующих двух лет, у Дрэгера и его жены родилось двое сыновей, однако семья распалась весной 1951 года.

В 1956 году Дональда Дрэгера приняли в Джорджтаунский Университет в Вашингтоне. В 1959 году он был удостоен степени бакалавра и получил диплом Софийского Университета в Токио.

Донн умер 20 октября 1982 года в Медицинском центре для ветеранов в Милуоки. Причиной смерти были метастазы карциномы. Он был похоронен на национальном кладбище Вуд в Милуоки 25 октября 1982 года.

Военная служба

Дрэгер служил в корпусе морской пехоты США с 1943 по 1956 году. Он начал свою подготовку в пункте сбора новобранцев морской пехоты Сан-Диего в январе 1943 года. После окончания университета, он был принят в командное училище в казармы морской пехоты Куантико и начал службу вторым лейтенантом в апреле 1943 года.

Дрэгер, как специалист по связи, в октябре 1944 года был назначен в сигнальный батальон V десантного корпуса. В феврале и марте 1945 года сигнальный батальон участвовал в известной битве при Иво Дзиме.

В апреле 1945 года, Дрэгер получил звание первого лейтенанта и переведен в III десантный корпус, который готовили для планируемого вторжения в Японию. Однако, когда Тихоокеанская война закончилась в августе 1945 года, III десантный корпус вместо этого был расквартирован на севере Китая с целью принять капитуляцию японских солдат.

Донн Дрэгер вернулся в США весной 1946 года и служил в морском отряде в Иллинойсе, Мичигане и Висконсине.

В январе 1947 года он был переведен в Кэмп Лежен (Северная Каролина). Находясь в лагере Лежен, он был произведен в капитаны, командовал и тренировал базу как инструктор по дзюдо.

Летом 1951 года Дрэгер был отправлен в Корею, где он служил как офицер-связист в 1-й дивизии морской пехоты. В то время в его обязанности входило также обучение солдат дзюдо. В октябре 1952 года, Дрэгер был переведен в штаб корпуса морской пехоты. Он ушел со службы 30 июня 1956 года.

Боевые искусства

Донн Дрэгер, по сообщениям, начал свое обучение боевым искусствам в возрасте около 7 или 8 лет. Его первые тренировки была в секции джиу-джитсу, но вскоре он перешел в дзюдо и в 10 лет, как сообщается, достиг 2-го кю.

К 1948 году Донн Дрэгер получил 4-ый дан в дзюдо. В 1952 году он был одним из лидеров недавно созданной Американской федерации чёрных поясов по дзюдо. Это была первая организация этого вида единоборств национального уровня в Северной Америке и предтечей той ассоциации, которая впоследствии стала Федерацией дзюдо Соединенных Штатов.

Дрэгер официально представлял американское дзюдо на международных конкурсах, проводимых на Кубе и в Бельгии в 1953 году. В 1964 году он стал представителем Любительского атлетического союза дзюдо США в Японии, в ожидании включения дзюдо в программу Олимпиады 1964 года.

Донн также участвовал в деятельности организаций дзюдо в Японии. Например, в 1961 году, Дрэгер и британской дзюдоист Джон Корниш были первыми неяпонскими спортсменами, отобранными для демонстрации Укэ-но-ката в течение Всеяпонского чемпионата по дзюдо. Дрэгер стал членом Нихон кобудо синкокай, старейшей японской культурной организации для изучения и сохранения классических боевых искусств.

Донн Дрэгер был учителем боевых искусств Антона Гисинка (Anton Geesink), который выиграл золотую медаль по дзюдо на Олимпийских играх в Токио

Он был первым, неяпонским практиком Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю в течение 17 лет и достиг статуса инструктора (кёси мэнкё) в этой системе. Можно сказать, что именно Дрэгер открыл эту школу для иностранцев. Донн также занимал высокие посты в Синдо Мусо-рю и кэндо.

В середине 1960-х годов Дрэгер разочаровался во всем, что касалось организаций, участвующих в международной политике дзюдо. В конце 1960-х, он совершил ряд исследовательских поездок по Азии. В начале 1970-х он путешествует от Токио до Кона на Гавайях, где он надеялся создать международный научно-исследовательский центр  военной культуры. К сожалению, он умер прежде, чем этим планом суждено было свершиться.

Донн Дрэгер написал десятки книг и статей об азиатских боевых искусствах. Его наиболее известные книги - это, вероятно, - «Боевые искусства Азии» («Comprehensive Asian Fighting Arts»  написана вместе с Робертом В. Смитом в 1969 году) и «Боевые искусства и традиции Японии» («Martial Arts and Ways of Japan» в 3-х томах, 1973-1974,  серия состоит из «Классическое будзюцу», «Классическое будо», и «Современное будзюцу и будо» (Classical Bujutsu, Classical Budo, and Modern Bujutsu and Budo)). Исследования Дрэгера, его теории и концепции вдохновили целое поколение исследователей и практиков боевого искусства.

Дрэгер короткое время работал и в кино. В частности, он был координатором боевых искусств в фильме о Джеймсе Бонде «Живешь только дважды», где он также работал дублером актера Шона Коннери.

Живя в Японии, Донн собирал гравюры и в 2004 году часть этой коллекции была показана на выставке, организованной музеем азиатского искусства в Сиэтле.

Дрэгер-сан был другом Отакэ Рисукэ сэнсэя и портрет американца и сегодня висит в додзё Синбукан. Сэнсэй также хранит письма, которые Донн писал мастеру на японском языке.

Далее статья The Life and Times of American Martial Arts Pioneer Donn F. Draeger журналиста из «Блэк Бэлт» Пола Нюрса в моём переводе:

20 октября 1982 года мир боевых искусств потерял одну из своих самых активных и харизматичных фигур. Донн Ф. Дрэгер, офицер корпуса морской пехоты США (USMC) в отставке, кёси будо (учитель японских боевых искусств и путей), имеющий ранг мастера единоборств в добром десятке воинских систем, скончался от рака в возрасте 60 лет в своем родном штате Висконсин.

Дрэгера помнят сегодня, в основном, как автора более 30 книг и многочисленных статей об азиатских боевых традициях, а также как одного из наиболее квалифицированных и опытных западных последователей школ боевых искусств и путей. Часто повторяемая легенда, что он имел или обладал эквивалентом около 100 чёрных поясов, пожалуй, апокриф, но он, несомненно, являлся одним из наиболее опытных специалистов воинских искусств своего поколения а, возможно, и всех времен. Донн имел чёрный пояс шестой степени (шестой дан) по дзюдо; седьмой дан в дзёдзюцу (японская палка), кэндо и иайдо; и лицензию мэнкё в Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю будзюцу.

Но Дрэгер не был публичным человеком, и мало писал как о своём происхождении, так и о том, как он стал такой новаторской фигурой в западной истории боевых искусств. Более сосредоточенный на изучении и анализе, чем на продвижении самого себя, он, возможно, сделал наибольший вклад в исследование единоборств в виде реактивации хоплологии (hoplology) - научного изучения оружия и поведения человека, с которым он познакомился, прочитав работу сэра Ричарда Фрэнсиса Бёртона «Книга Меча» (Sir Richard Francis Burton’s «The Book of the Sword»). Этот труд, впервые опубликованный в 1882 году (и на сегодняшний день переизданный Dover Publications), является основным хоплологическим текстом, посвященным истории культуры меча с древнейших времен до римской эпохи. Эта книга оказала глубокое влияние на взгляды Дрэгера касательно оружия, систем боя и их места в мировой культуре. 

Новаторский подход Дрэгера в исследовании военной культуры, заслуживает особого внимания, как за его вклад, так и в качестве признания его широкого влияния. Ниже приводится краткая попытка изложения личной истории Донна Ф. Дрэгера. Материал взят из различных источников. Всякий раз, когда это возможно, факты были проверены и перепроверены, чтобы нарисовать максимально точный портрет одного из самых замечательных американцев своего поколения.

Начало пути

Дональд Фредерик Дрэгер (Donald Frederick Draeger) родился 15 апреля 1922 года, вероятно, в Милуоки, в семье, скорее всего, немецкого или голландского происхождения. Мало что известно о его семье - он, возможно, был единственным ребенком – хотя, предположительно, после смерти биологического отца, его мать снова вышла замуж, потому что у Донна был сводный брат по имени Гари (по другим данным Дрэгер жил с отцом, мачехой и двумя сводными братьями – примечание переводчика). Известно, что в детстве, Дрэгер увлекался спортом и природой, проводя летние месяцы с индейцами племени Чиппева (Chippewa) в пустыне в северной части штата Висконсин. Там он узнал различные аспекты жизни в естественных условиях (в оригинале используется слово Woodcraft – примечание переводчика) и снискал уважение взрослых соплеменников через его способность бороться и побеждать мальчиков старше, крупнее и сильнее, чем он сам.

Возможно, под влиянием индейцев Чиппева, в течение первой половины своей жизни, Дрэгер слыл заядлым охотником. Его первым серьезным увлечением было огнестрельное оружие. Покупка винтовки 22 калибра на деньги, заработанные случайными заработками, позволила прогрессировать от преследования мелкой дичи, до охоты на крупных животных и накопления более 40 трофейных голов, в том числе гризли и бурого медведя с Аляски. Позже, однако, Донн пришел к убеждению не убивать животных, кроме как для пропитания или когда это необходимо для самообороны. Он отказался от этого вида спорта и многое изменил в своем отношении к жизни.

Однако, в обращении с винтовкой,  ему практически не было равных. Со временем, Дрэгер стал настолько метким стрелком, что во время службы в морской пехоте США, он стрелял от бедра с такой же точностью, как и многие, кто стрелял с плеча. Только семейные обстоятельства помешали ему в составе команды морских пехотинцев (Marine marksmanship team) участвовать в национальных чемпионатах.

Корни боевых искусств

По большому счету, Дрэгер был настоящим атлетом, одним из немногих, кто обладает способностью и физическими кондициями для большинства начинаний. В зрелом возрасте его рост составлял 6 футов и 2 дюйма (188 сантиметров) при весе от 195 до 215 фунтов (от 88.5 до 97.5 килограмм). Ему повезло, у него были широкие кости и длинные большие руки (идеальные для захвата). Начиная практиковать джиу-джитсу (дзюдзюцу) в возрасте 7 лет в Чикаго, он вскоре перешел в секцию дзюдо и так быстро прогрессировал, что достиг второго кю (nikkyu) в возрасте 10 лет.

В самом начале его практики в дзюдо, Донн начал заниматься тяжелой атлетикой в качестве формы дополнительного обучения - в то время, когда использование больших весов большинством тренеров по борьбе не одобрялось. После собственных исследований в этой области, он начал использовать специальную систему звуков и приступил всерьез к занятиям со штангой. В конечном счете, Дрэгер получил телосложение, которое было предметом зависти многих культуристов. Роберт В. Смит (Robert W. Smith) рассказывал, что, живя в Вашингтоне, округ Колумбия, в начале 1950-ых, Донн настолько впечатлил функционеров от тяжелой атлетики  и  бодибилдинга, что они предложили ему участвовать в отборе на конкурс Мистер Америка, при условии, что он посвятит этому виду спорта всё своё время.

Выбрав дзюдо, Дрэгер отказался от заманчивого предложения и продолжал поднимать тяжести только для увеличения силы и большей эффективности в избранной деятельности. В начале, защищая методы использования веса для подготовки к спортивным соревнованиям, он повлиял на японцев, которые  также начали тренироваться с железом. Взяв в последствие Инокуму Исао (Inokuma Isao) под своё крылом, и став его личным тренером при подготовке к чемпионатам Японии, Олимпийским играм и чемпионатам мира, Донн увеличил вес спортсмена от 160 фунтов до более чем 190. Наиболее ощутимым результатом энергичного продвижения собственных методов Дрэгера в подготовке конкурентоспособных дзюдоистов может служить тот факт, что на сегодняшний день, все японские чемпионы по дзюдо используют тренировки с железом.

Собственное физическое мастерство Дрэгера было несомненным. Сильный и очень твердый - несмотря на то, с течением времени, травмы заставили его больше сосредоточиться на изучении корю (древних боевых традиций Японии) - даже в свои 50 лет, он был способен победить много дзюдоистов из Кодокан, моложе себя в половину. В 55 лет, он все еще мог присесть с 500 фунтами (более 226 килограмм) веса на плечах.

Военная карьера

Во время Великой депрессии, 15-летний Донн Дрэгер вступил в корпус морской пехоты США (U.S. Marine Corps). Продолжая свое образование – и, в конечном итоге, получив степень магистра в области электротехники - он смог стать кадровым офицером. Он видел бои в Тихом океане и участвовал в войне на территории Кореи, а также некоторое время служил в Маньчжурии. Он был в районе Шанхая в Китае, хотя его миссия там остается неясной. Из упоминаний в мемуарах Клива Вильяма Николь «Подвижный дзэн» (Clive William Nicol «Moving Zen»), можно с определенной долей уверенности предположить, что Дрэгер был на Иво Дзима во время знаменитого боя в феврале-марте 1945 года,  в котором погибли почти 26 000 американцев и более чем 22 000 японцев.

После войны, как молодой лейтенант морской пехоты и чёрный пояс по дзюдо, Дрэгер совершил свой первый визит в Японию в составе оккупационных сил. Хотя большинство японских боевых искусств были запрещены в первые послевоенные годы, он искал высококлассных профессионалов, таких как легендарный дзюдоист Масахико Кимура (Kimura Masahiko), у которого он надеялся обучаться. Несколько лет спустя, он учился непосредственно у Мифунэ Кюдзо, Сато Сидзуя и Ито Кадзуо (Mifune Kyuzo, Sato Shizuya and Ito Kazuo), ставших известными благодаря иллюстрациям для популярной книги Ито на английском языке «Это дзюдо» («This Is Judo»).

Известность в мире дзюдо привело Дрэгера в официальную военную коллегию Верховного командования союзных держав в Японии, где он помог решить статус и политическую ответственность различных японских боевых систем. Большинство искусств, которые были продемонстрированы были запрещены за то, что были связаны с милитаризмом, хотя с каратэ-до, например, как ни странно, запрет был снят.

Рассказывают как анекдот, что в то время член этой коллегии Дрэгер наблюдал, как каратисты Фунакоси Гитина (Gichin Funakoshi) демонстрировали свои ката в намеренно медленном темпе, чтобы сделать их похожими на формы физических упражнений линии китайского тайцзи-цюань. В качестве единственного члена совета, который понимал истинную природу и намерения каратэ-до, Дрэгер позже утверждал, что именно он позволил этому направлению «пройти» без ведома других членов коллегии.

Личная жизнь Донн Ф. Дрэгера остается загадочной, если не таинственной. Известно, что он был когда-то женат, возможно, также на военнослужащей, и что пара имела сына до того, как союз распался. Но это всё, что мы знаем на сегодняшний день об этой стороне его жизни. Подруги приходили и уходили, но ни одна не оставалась надолго после того, как понимала, что главной целью в жизни Донна были тренировки и изучение боевых искусств. Основное внимание он, как лазер, фокусировал на это, и для постоянных или, по-видимому, даже долгосрочных отношений такое положение вещей становилось проблемой.

Несмотря на то, что на первый взгляд, он был несколько эгоцентричным, неподтвержденная информация указывает на нечто совсем другое. Практически все те,  кто вступал в контакт с Дрэгером вспоминают его открытую и лёгкую манеру общаться - советовать, помогать или обучать без мысли о личной выгоде. В качестве одного из самых ранних послевоенных иностранных любителей боевых искусств Японии, Донн, кажется, действовал как истинный якорь и система поддержки для многих иностранных последователей,  которые приезжали учиться в 1960 - х и 1970 - х годах, помогая им приспособиться к жизни в незнакомой культуре.

В течение первых лет своего пребывания на японских островах, Дрэгер начал практиковать классические боевые искусства и ему было разрешено присоединиться к Кобудо Синко Кай (Kobudo Shinko Kai) - «Обществу изучения и развития старинных воинских искусств» - научно-исследовательской организации, в которой он был единственным иностранным представителем.  Сочтя фокус внимания общества слишком узким, он в конце концов откололся, чтобы сформировать то, что стало известно как Международный научно-исследовательский центр хоплологии (International Hoplology Research Center), ныне Международное хоплологическое общество (International Hoplology Society).

Хорошо образованный в различных областях и в частности, истории, антропологии, инженерии, социологии, физической культуре и культурных исследованиях, Дрэгер, тем не менее, испытал сильное сопротивление своим попыткам установить хоплологию как академическую дисциплину. Он столкнулся, в целом, с враждебно настроенной научной братией, которая была ошеломлена идеей формального изучения воинственного поведения в человеческой деятельности.  Дрэгера воспринимали как солдафона («jock» personality), типичного морского пехотинца, который увлекался скабрезными каламбурами и похабными частушками. Он не был принят серьезно профессиональным научным сообществом, которое посчитало Донна неинтеллектуальным. Тем не менее, свидетели случайных дебатов Дрэгера с профессиональными учеными утверждают, что он показывал себя очень хорошо в дискуссиях. Кроме того, его книги на эзотерические темы цитировались многими специалистами по Азии.

Коррекция курса

В то же время, Донн Дрегер продолжал свою карьеру в корпусе морской пехоты США. На некоторое время в начале 1950 - х он был направлен в Южную Америку от имени обоих ведомств (USMC и Государственного департамента) для проведения разведывательных мероприятий, а затем вернулся в США. Как специалист Межамериканского фонда обороны (Inter-American Defense Fund) в Вашингтоне, округ Колумбия, он регулярно занимался дзюдо в додзё Пентагона с такими стойкими приверженцами как Роберт В. Смит (Robert W. Smith) и капитан Джон Денора (John Denora). Он также продолжал тренировки по тяжелой атлетике и участвовал в создание первых ассоциаций дзюдо в Северной и Южной Америке.

Карьеры офицера было бы достаточно для любого человека, но только не для Дрэгера с его желанием упорно тренироваться в избранных искусствах. В Америке, он стал одним из основателей первой национальной организации дзюдо - Любительской ассоциации дзюдо (Amateur Judo Association), а затем играл определенную роль в создании Американской федерации черных поясов по дзюдо (Judo Black Belt Federation), которая стала Федерации дзюдо Соединенных Штатов (United States Judo Federation). Кроме того, он стал одним из основателей Панамериканской федерации дзюдо (Pan-American Judo Federation) и или основал, или помогал организовывать несколько клубов дзюдо в восточных штатах, таких как Ассоциация чёрных поясов восточного побережья (East Coast Black Belt Association). В течение многих лет он выступал в качестве связующего звена между японским  Институтом дзюдо Кодокан (Kodokan Judo Institute) и Федерации дзюдо Соединенных Штатов (United States Judo Federation). Позже, он представлял японское боевое искусство дзёдо в Малайзии и Америке, помогая создавать международные федерации.

Сокращение вооруженных сил США в послевоенный период означало, что Дрегеру не суждено было продолжать карьеру в морской пехоте. Возможно, именно сокращение в 1955 или 1956 году (а не выход в отставку, как это принято считать),  заставило Донна оставить службу после примерно 16 лет в звании капитана в мирное время (в военное - в звании майора).

После этого он переехал в Японию и начал карьеру в качестве студента, педагога и популяризатора боевых искусств, опубликовав ряд статей для журналов «Сила, здоровье и развитие мышц» («Strength and Health and Muscular Development») и написав первые западные непопулярные труды о Синдо Мусо-рю дзёдо (shindo muso-ryu jodo) и Кёкусинкай каратэ-до Масутацу Оямы. Его первая книга  «Методы обучения дзюдо: первоисточники» («Judo Training Methods: A Sourcebook»), в соавторстве с Исикава Такахико (Ishikawa Takahiko), была опубликована в 1961 году и недавно переиздана в издательстве Коданся (Kodansha).

Имея четвертый дан (yondan) по дзюдо к тому времени, как он прибыл в Японию, Дрегер провел свои годы в Тихоокеанский регионе наполненные живой жизнью, которая может быть иллюстрацией того, кто есть кто и кто чего достиг в боевых искусствах. Вникая в японский воинственный этос глубже, чем любой западный человек до и после него, он стал первым среди неяпонцев инструктором дзюдо института Кодокан (Kodokan Judo Institute, секция иностранцев); первым среди неяпонцев демонстрировал ката на Всеяпонском чемпионате по дзюдо (All-Japan Judo Championships) и Олимпийских игр 1964 года в Токио; первым неяпонцем, принявшим участие во Всеяпонском турнире обладателей высоких данов по дзюдо (All-Japan High-Dan-Holders Judo Tournament); и одним из первых неяпонцем - и, безусловно, первым белым – которому позволено было войти в корю. Он также стал первым иностранцем, которому разрешено было принимать участие в японских турнирах на дзюкэндо (jukendo - искусству штыкового боя), в конечном счете событий в его жизни было столько, что не понятно, как он всё успевал.

Донн Дрегер был более чем хорошо обученным и квалифицированным специалистом по боевым искусствам. В качестве автора и исследователя он выпустил нескольких десятков книг. К его чести, он создал произведения, которые считаются наиболее надежными и часто единственными источниками информации о боевых системах Азии на иностранном языке. Его самые известные книги «Боевые искусства Азии»» («Comprehensive Asian Fighting Arts» в соавторстве с другом и коллегой Робертом В. Смитом) и его знаменитый трехтомник «Боевые искусства и традиции Японии» («Martial Arts and Ways of Japan»,  серия состоит из «Классическое будзюцу», «Классическое будо», и «Современные будзюцу и будо» (Classical Bujutsu, Classical Budo, and Modern Bujutsu and Budo). В разное время, Дрегер также служил пишущим редактором Дзюдо Иллюстрейтед (Judo Illustrated), опубликовал несколько выпусков журнала под названием Интернациональные Единоборства (Martial Arts International) и учредил Хоплос (Hoplos), официальный орган Международного научно-исследовательского центра хоплологии (International Hoplology Research Center).

Даже его отдых, как правило, был посвящен боевым искусствам. К моменту его смерти, Донн накопил значительную коллекцию японских печатных оттисков, представляющих боевые системы, в частности джиу – джитсу (дзюдзюцу) и сумо. В 2004 году часть этих гравюр с изображением сумоистов, была передана его последователем (deshi) Филом Релником (Phil Relnick), который унаследовал их, и стала основой для хорошо известной выставки в Музее искусств Сиэтла (Seattle Art Museum). Она называлась «Больше, чем жизнь героев: гравюры борцов сумо из коллекции Донна Ф.  Дрэгера» (Larger Than Life Heroes: Prints of Sumo Wrestlers from the Donn F. Draeger Collection).

Последующие годы

В течение некоторого времени с начала до середины 1960-х годов, Донн Дрэгер жил с ещё несколькими жильцами в большом доме эпохи Мэйдзи в Итигая (Ichigaya - район Токио). Здание стало чем - то вроде станции (waystation) для изучающих боевые искусства в 60 - х, среди них дзюдоиста и каратиста Йона Блюминга (Jon Bluming) из Голландии, Джима Брегмана (Jim Bregman) из Соединенных Штатов и Дага Роджерса (Doug Rogers) из Канады, а также валлийского каратиста и писателя Клайва Вильяма Смита (Clive William Nicol), чей «Подвижный Дзэн» (Moving Zen) вызывает восхищение тем теперь легендарным периодом.

В то время в Японии, Дрэгер едва сводил концы с концами, живя на его военную пенсию, преподавание английского разговорного языка, инструктаж в Кодокане и, время от времени, на гонорары от съемок в качестве каскадера или координатора каскадеров для японских и зарубежных фильмов.  Его самая известная «роль» была работа дублера Шона Коннери в опусе о Джеймсе Бонде «Живешь только дважды» (You Only Live Twice 1967 года). Донн также сделал несколько падений для Джона Уэйна (John Wayne) во время шуточной сцены джиу - джитсу в «Варваре и гейше» Джона Хьюстона 1958 года (John Huston’s Barbarian and the Geisha).

Личные привычки Дрэгера были простыми и естественными. Презрев табак и алкоголь, он провел свои последние годы в небольшой двухкомнатной квартире в японском городке Нарита, в его жилище не было ни отопления, ни кондиционера.  Обычно Донн поднимался вместе с солнцем и бегал трусцой, часто вместе с местной бейсбольной командой. Как и многие развитые физически люди, когда он стал старше, то был весьма огорчен, узнав, что он не может бежать в ногу с молодыми игроками.

Не оставляя попыток утвердить хоплологию в качестве признанной академической дисциплины, Дрэгер преподавал этот предмет как приглашенный лектор в Университете штата Мэриленд и Университете штата Гавайи. Он также проводил приблизительно четыре месяца в году в Азии, посещая школы и изучая методы единоборств, которые он впоследствии анализировал, записывал и иногда опубликовывал.

Во время последней из таких поездок в 1979 году, несчастье настигло Дрэгера и его команду на острове Суматра. После посещения племени Ачех (Atjeh), оказалось, что вся группа была отравлена - возможно, намеренно - и в результате развилась тяжелая амёбная дизентерия, требующая госпитализации. Несмотря на то, что Донн оправился после болезни, он начал терять вес и становился всё более слабым. Его ноги опухли, вызывая сильную боль, и ему было трудно долго ходить или стоять. Серьезно тренироваться стало трудно, а затем и невозможно.

После повторных визитов в армейский медицинский центр  (Tripler Army Medical Center) в Гонолулу, было обнаружено, что у Дрэгера рак печени. Вернувшись в свой родной штат, чтобы умереть, он сначала жил со своим сводным братом, а затем переехал в больницу для ветеранов. Именно там 20 октября 1982 года, ровно через 92 года с того дня, как умер его герой сэр Ричард Ф. Бёртон, Донн Дрэгер скончался от метастаз рака. Он был похоронен на национальном кладбище Вуд (Wood National Cemetery) в Милуоки, ставшим последним домом в 50 акров более чем для 37000 американских ветеранов. Могила Дрэгера находится в секции 4, сайт 377.

Долговечное наследие

Донн Дрэгер ушёл - или «изменился», как говорят даоссы - но его наследие продолжает жить уже более чем поколение после его смерти. Его книги задают стандарты, его студенты продолжают обучение и исследования, а также его хоплологческие преемники пишут полную биография мастера.  Международный хоплологический научно-исследовательский центр (International Hoplology Research Center) стал Международным хоплологическим обществом (International Hoplology Society), которое продолжает издавать Hoplos и информационный бюллетень под названием Hop-lite. Его редактор Хантер Б. Армстронг (Hunter B. Armstrong), бывший ученик Дрэгера, который сопровождал его в нескольких научно - исследовательских поездках, по - прежнему увлечён задачей разработки хоплологии как научной дисциплины.

Так и должно быть. Как золотой стандарт для боевых искусств во всем мире, - компетентный, спокойный, прилежный, образованный и начитанный - Донн Дрэгер трансформировал западные единоборства из простого времяпрепровождения и технического изучения в официальные обширные научные исследования.

Являясь видной фигурой в мире единоборств, он осуществлял влияние, которое не может легко закончиться с его кончиной. Он будет продолжать освещать изучение международных боевых систем в обозримом будущем, обеспечивая безукоризненно выкованный портал в сложный мир боевых искусств.

Об авторе: Пол Нюрс (Paul Nurse) является независимым журналистом из Берлингтона, Онтарио, Канада. 


 

Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@katori.ru