Хэйан-дзидай 平安時代

Период Хэйан 平安時代 (Хэйан-дзидай) — период в истории Японии с 794 по 1185 год. Слово «хэйан» в переводе означает мир, спокойствие. Хэйан-дзидай начинается с переноса имперской столицы из Нары 奈良市 в город Хэйан-кё 平安京, современный Киото 京都市 и завершается морской битвой при Дан-но-ура 壇ノ浦の戦い (Дан-но-ура но татакай), в которой дом Минамото 源家 («Гэнкэ») разгромил дом Тайра 平家 («Хэйкэ»).

Выбор столицы

В 784 году император Камму 桓武天皇 решил перенести столицу из Нары 奈良市, тем самым он хотел уйти из-под нараставшего влияния и власти буддийского духовенства. В то время в Наре существовало 1600 буддийских храмов, 400 синтоистких святилищ.

Первоначально местом следующей столицы был выбран город Нагаокакё 長岡京 в провинции Ямасиро 山城国 Ямасиро но куни («Страна Ямасиро») или 城州 Дзёсю («провинция Ямасиро») - нынешняя префектура Киото 京都府. Ответственным за строительство новой столицы был назначен Фудзивара-но Танэцугу 藤原種継, представитель близкого к престолу влиятельного рода Фудзивара 藤原氏. Когда строительство было уже практически завершено, Танэцугу был убит младшим братом императора Саварой. Император Камму 桓武天皇 воспринял эти события как плохое предзнаменование и бросил проект, несмотря на тот факт, что на строительство ушли годовой национальный бюджет и почти 10 лет мучений 300 000 работников. Савару заморили голодом, его союзников по сговору убили или изгнали. Довольно любопытной является история о продолжительной болезни прямого наследника престола и внезапной смерти его матери, приписанные мести злого духа Савары, которого после смерти стали задабривать подношениями и перезахоронили в императорской усыпальнице в особом храме.

В итоге было выбрано новое место для столицы. Оно находилось в долинах рек Камо 鴨川 или 賀茂川и Кацура 葛川, связывавших планируемый город с оживлённой морской бухтой Нанива 難波, 浪華 или 浪花 (сегодня — Осака 大阪市). Изначально город получил название Хэйан-кё 平安京 — «Столица мира и спокойствия». Лишь много лет спустя его стали называть Киото 京都市 (буквально: «Столичный город»).

Структура города

Хэйан-кё, подобно своим предшественникам, был построен по образцу «сетчатой» застройки китайской столицы Чанъань 長安 (нынешний Сиань 西安), но он был защищён не стенами, а круговым рвом. Японцы заимствовали у Китая не только идею планировки, но и практику фэн-шуй 風水 (по-японски фусуй) — искусства выбора благоприятного места для строительства домов. Протекавшие рядом реки снабжали его пресной водой и соединяли с морем. Город был спроектирован в виде прямоугольника протяжённостью 4,5 километра с востока на запад и 5,2 километра с севера на юг, который был разбит по биссектрисе на две части улицей Судзаку Одзи 朱雀大路 («Улица Красной Птицы»), идущей с севера на юг. Улица была шириной 28 ё (примерно 84 метра), в её южной оконечности находились храмы, а в северном конце — великолепный дворец.

В городе было два рынка, расположенных симметрично в восточной и западной части города. Каждый из 1200 городских кварталов (бо) делился на 16 частей (тё) по 1450 квадратных метров. Из-за того, что город как бы спускался со склона холма, оказалось удобным провести вдоль улиц удобную систему водоснабжения. Все религиозные сооружения, за исключением двух храмов в южной части города, находились за пределами города.

Доминирование рода Фудзивара 藤原氏

Отсчёт доминирования рода Фудзивара идёт с 858 года, когда Фудзивара-но Ёсифуса 藤原良房 (глава клана) возвёл на трон своего сына, а самого себя сделал регентом. Все важнейшие посты в правительстве стали наследственными и их заняли члены рода Фудзивара. Была упразднена прежняя, заимствованная из Китая, система продвижения по службе путём сдачи экзаменов. Вошло в традицию женить императоров на женщинах из клана Фудзивара 藤原氏 и назначать кронпринцев только из этой императорской линии. Поэтому все государи эпохи Хэйан 平安時代 имели Фудзивара в роли дедушек, дядей, двоюродных братьев, шуринов, а также регентов, канцлеров и просто менторов. В конце Х века власть Фудзивара 藤原氏 доросла до таких размеров, что императоры назначались и отрекались от престола только по их воле. Пик могущества Фудзивара приходится на время регентства знаменитого аристократа Фудзивара-но Митинага 藤原道長 (9661028 годы). В 999 году его старшая дочь Сёси стала женой императора Итидзё 一場天皇, а в 1008 году у неё родился сын - будущий император Го-Итидзё 後一条天皇.

Вот как описывает знаменитая писательница, придворная дама Мурасаки Сикибу 紫式部 (978 — 1014 годы) в своём дневнике поведение Фудзивара-но Митинага при встречах с дочерью и внуком:

«Митинага навещал её [государыню] и ночью и на рассвете… Ребенок ещё ничего не понимал, но Митинагу это не смущало, он поднимал его на вытянутых руках и забавлялся с ним, услаждая своё сердце. А однажды мальчик вконец забылся, и Митинаге пришлось распустить пояс, чтобы высушить одежду на огне за помостом. „Глядите! — радостно восклицал он. Мальчишка меня обрызгал. Один брызгает, другой сушится — всё идёт как надо!“».

Клан Фудзивара 藤原氏 обладал огромным влиянием на тэнно вплоть до середины XII века. При этом следует помнить, что во-первых, на протяжении эпохи Хэйан 平安時代 были периоды, когда род Фудзивара не играл ведущей роли в государстве. Так, императоры Уда 宇田天皇 и Дайго 醍醐天皇 были самостоятельными лидерами, которые стремились уравновесить влияние рода Фудзивара, привлекая к управлению другие роды (Миёси 三好氏, Сугавара 菅原氏). Позиции Фудзивара также серьёзно пошатнулись после создания системы инсэй 院政. Во-вторых, род Фудзивара 藤原氏 нельзя считать монолитным и единым блоком, противостоящим тэнно и другим знатным родам. К середине IX века существовало четыре основных ветви этого клана, наиболее влиятельной была северная ветвь Фудзивара Хоккэ 藤原北家 (Не путать с северными Фудзивара, породнившимися с знатными родами эмиси 蝦夷). Многие Фудзивара служили в провинции, либо занимали незначительные должности в столице.

Одним из ярких эпизодов политической борьбы эпохи Хэйан является биография блистательного учёного, каллиграфа и государственного деятеля Сугавара-но Митидзанэ 菅原道真 (845—903 годы). Его предки отличались талантами и учёностью, дед был наставником императора Камму 桓武天皇. В 898 году, при императоре Уда 宇田天皇, Митидзанэ был назначен правым министром. Столь высокий пост занимался обычно значительно более родовитыми сановниками, прежде всего из клана Фудзивара 藤原氏. Его дочь стала одной из жён тэнно, а Митидзанэ в 901 году получил 2-й придворный ранг. Фудзивара в лице левого министра Фудзивара-но Токихира 藤原時平 оклеветали даровитого сановника, который якобы хотел свергнуть тэнно и возвести на трон своего внука. Сугавара-но Митидзанэ 菅原道真 был назначен на малозначительную должность в провинции, а фактически сослан и вскоре умер. Вслед за этим на императорскую родню и род Фудзивара 藤原氏посыпались неприятности. С 908 года начали умирать недруги Митидзанэ. В 909 году занемог Фудзивара-но Токихира 藤原時平. Лекарства ему не помогали и один из навестивших его увидел как из правого и левого уха министра вылезли головы голубых змей и возвестили страшные слова о намерении духа Митидзанэ отомстить. Вскоре 39-летний Токихира скончался, а затем умерли его дочь, бывшая наложницей государя, старший и средний сыновья. «Люди этого рода умирали до сорока лет и ни у кого не было потомства», — говорится в Китано Тэндзин энги.

Император, прочие царедворцы и все Фудзивара сильно перепугались. Чтобы задобрить дух Сугавара-но Митидзанэ 菅原道真, ему посмертно был дарован 1-й придворный ранг и должность дайдзё-дайдзина 太政大臣 («министра высшей политики»).

В 947 году в Китано около Хэйан-кё было построено синтоистское святилище, куда поместили его учёные труды. В 988 году он был признан божеством синто Тэмман-тэндзином, покровителем наук и каллиграфии. Его культ по сей день очень популярен среди японских студентов.

Структура государственного управления

В период Хэйан 平安時代 (Хэйан-дзидай) структура государственного управления, заимствованная из Китая в эпоху Нара 奈良時代 (Нара дзидай), подверглась значительным изменениям. Тип политической системы сложившийся в Японии к началу X века и просуществовавший почти до конца XII века в историографии называют «отё кокка» 王朝国家 (монархическое государство), в противоположность «рицурё кокка» — периода второй половины VII—VIII веков.

Социально-экономические изменения в Японии привели к необходимости дополнения законодательных сводов периода Нара Тайхо рицурё и Ёро рицурё. В 833 году комиссией под руководством правого министра Киёвара-но Нацуно 清原夏野 был создан текст с толкованиями гражданских статей рё («Рё-но гигэ» 令義解 из 10 свитков). Примерно в 877—886 годах по частной инициативе было составлено «Рё-но сюгэ» («Собрание комментариев к законам рё»). Два новых типа юридических актов — кяку и сики дополнили гражданские (рё) и уголовные (рицу) законы периода Нара. Кяку изменяли содержание рё, сики были внутриведомственными инструкциями. Знаменитым сборником кяку является «Руйдзю сандай кяку» («Классифицированный сборник нормативных установлений трёх периодов», начало X века). Сики собраны в «Энгисики» («Внутриведомственные инструкции периода Энги») из 50 свитков и 3300 статей.

При несовершеннолетнем императоре все важные дела решал регент сэссё 摂政 («берущий управление»), а при взрослом — кампаку 関白 (канцлер). Левый министр обладал основными властными полномочиями, во время его отсутствия его замещал правый министр. Соответственно, существовали левая и правая ревизионные канцелярии. Им, в свою очередь, подчинялись различные ведомства — церемониальное, налоговое, военное, судебное; палаты — музыкальная, наук и образования, посольств и монастырей; управления — финансовое, кавалерийское, флота, строительное, охотничье, кухонное, императорских гробниц, благовоний, вин, императорской родословной, тёмного и светлого начал (гадательно-заклинательное); отделения — надзора за охраной дворцовых ворот, дворцового убранства, швейное, ткачества, лаковых изделий, тюрем и другие.

В период Хэйан 平安時代 были созданы и новые органы, не предусмотренные в законах периода Нара. С участием тэнно стали проводиться дзин-но садамэ — совещания высшей знати в помещении левой дворцовой стражи. В 810 году была образована личная канцелярия императора куродо докоро, а в 816 году — кэбииситё 検非違使庁, обладавшее не только большой полицейско-административной властью, но и судебными полномочиями.

Со средины периода Хэйан всё больше проявляется тенденция к монополизации придворных должностей конкретными знатными родами, окончательно теряет своё значение идея назначения на пост после прохождения экзаменов. Тем самым завершается процесс аристократизации бюрократии. Важнейшие посты в эпоху Хэйан занимали в первую очередь не из-за особых заслуг или способностей, но по иному критерию: знатности происхождения. Хотя внутри каждого именитого клана существовала жёсткая конкуренция за «место под солнцем» в придворной иерархии. Таким образом, хэйанскую элиту формировали, во-первых, могущественные «столичные» аристократические фамилии, чьи отпрыски занимали важнейшие придворные должности. В 815 году были созданы «Синсэн сёдзироку» («Вновь составленные родовые списки»), в которые были внесены 1182 именитых рода, а на первом месте находились потомки Аматэрасу 天照大神, то есть императорский дом. Во-вторых, это средне- и низкоранговые аристократы (некоторые управители провинций, главы военных домов). В-третьих, это руководящая верхушка буддийских монастырей и синтоистских святилищ. В-четвёртых, это провинциальная знать.

С упадком надельной системы землевладения произошла реорганизация налоговой системы. Вместо подушного налогообложения людей, внесённых в подворные списки государства рицурё (это обязаны были делать уездные начальники, которые в Японии формировались из общинной знати — куни-но мияцуко), возникла налоговая система на основе поземельного налогообложения мё — хозяйств богатых крестьян. Налоги и повинности теперь стали собирать чиновники провинциальных управ (кокуга). Переделы земель раз в шесть лет между крестьянами прекратились, государственные земли стали сдаваться в аренду провинциальными управами богатым крестьянам (тато, мёсю) и землевладельцам (дого).

Резко повысилась роль провинциальных наместников кокуси 国司. Их должности были доходными, ведь они собирали налоги в казну. Столичные аристократы, получив место управителя, направляли вместо себя заместителя (мокудай). Лично отправлявшиеся в провинцию чиновники, назначенные кокуси, назывались дзурё 受領, ими обычно были средне- и низкоранговые аристократы.

Но государственная машина работала не так как хотелось бы. Чиновников намного больше волновали новые назначения при дворе, чем практические задачи управления страной. Многие деловые процедуры были упрощены или даже игнорировались.

«Правление бывших императоров»

В XI веке была создана система Инсэй 院政 (いんせい) - «Правления бывших императоров». Пытаясь уйти из-под тяжёлой руки рода Фудзивара, император добровольно отрекался от трона в пользу наследника, а сам в это время принимал монашеский сан и как бы удалялся от мира. На самом деле император-монах имел свой двор, стражу, придворных и так далее. В 1095 году появилась личная дружина отрёкшегося императора (хокумэн-но буси), в неё входили воины из провинций. Император был сильно стеснён в своём поведении ритуальными и религиозными ограничениями и табу как верховный жрец синто, а также придворным церемониалом как глава империи. Отрёкшийся тэнно обладал гораздо большей свободой действий.

Почти сто лет (с конца XI до конца XIII века) оказывали реальное влияние на дела правления императоры-иноки Сиракава 白川天皇, Тоба 鳥羽天皇 и Го-Сиракава 後白河天皇. Из своего уединения государь-инок пытался управлять государством, ведя борьбу с родом Фудзивара 藤原氏 за важнейшие посты в правительстве, новые земли, поместья. Система инсэй постепенно ослабила контроль Фудзивара.

Социально-экономические перемены

Под властью Фудзивара произошли и серьёзные социальные перемены в японском обществе. Ещё в период Нара 奈良時代 (Нара дзидай) правительство вводило в оборот новые земельные участки из-за нехватки государственных земель. Ради этого поддерживались любые усилия частных лиц, которые по закону могли получать поднятую целину в вечное владение. В результате этого в руках знати, монастырей и храмов оказались крупные земельные вотчины — сёэн 荘園/庄園 («имение», «угодья»). Таким образом, потерял практическое значение основной принцип реформ Тайка 大化の改新 тайка но кайсин («обновление Тайка»), идея которых была в выделении крестьянам равных наделов на каждого члена семьи в 5-летнюю аренду. В IX веке переделы земли перестали проводиться, тогда как ранее, по законам годов Тайхо и Ёро переделы крестьянских земель должны были осуществляться раз в шесть лет. В итоге наблюдался рост сектора частного землевладения, часто в ущерб государственной казне. Контроль центрального правительства над земельным фондом ослаб. Ранние сёэн 荘園/庄園 (VIII—IX века), как правило, не имели налогового иммунитета и платили налоги в казну. Государство первое время покровительствовало появлению храмовых сёэн, жалуя монастырям и святилищам земли для их нужд. Свои частные вотчины были не только у знатных родов, но и у императорского дома. При императорах Уда 宇田天皇 и Дайго 醍醐天皇 были обнародованы указы о сдерживании роста частного землевладения, которые однако не выполнялись.

В 1069 году были изданы новые законы о ликвидации сёэн, созданных после 1045 года, а также ликвидировались более ранние сёэн, созданные без соответствующих документов и разрешений. Вместе с тем, этот указ фактически признавал сёэн, оформленные должным образом. При императоре Сиракава 白川天皇 несколько раз проводились тотальные ревизии всех сёэн 荘園/庄園 (в том числе принадлежавших клану Фудзивара 藤原氏).

В IX веке налоговое бремя на территории сёэн 荘園/庄園 было для крестьян легче, чем на государственных землях. Это было одной из причин их массового переселения на земли сёэн. В сёэн 荘園/庄園 также существовала своеобразная практика социальной защиты для живущих в ней земледельцев и иных категорий населения: материальная помощь нуждающимся, наличие (в крупных сёэн) учреждений, куда помещались больные и многое другое.

Еда аристократов эпохи Хэйан 平安時代 (Хэйан-дзидай)

Высшие классы периода Хэйан питались два раза в день, вероятно, около 10 часов утра и в 4 часа вечера, иногда перекусывая между основными приемами пищи. Классическая японская трапеза аристократов состояла из 15-20 перемен небольших блюд. После краткого ознакомления с китайской кухней в начале IX столетия, придворное общество почти полностью вернулось к местной пище и способам её приготовления. Очищенный рис «гохан» 御飯 служил источником большей части калорий, получаемых с этой диетой. Его готовили разными способами – варили в воде, варили на пару и высушивали для путешествий, смешивали с другими злаками и овощами и готовили рисовые лепешки, или варили в небольшом количестве воды, чтобы получить «кашицу», которую иногда смешивали с красными бобами, фундуком или чем-то подобным. Основным блюдом на пирах был рис, вареный с тонкими ломтиками сладкого картофеля сацумаимо 薩摩芋 и ароматизированный амадзура あまづら – сладкой жидкостью, получаемой из вина. Традиционная японская кухня дифференцируется по времени года и региону. В каждое время года потребляется особая еда, и в каждой префектуре Японии существуют блюда, неизвестные другим префектурам.

Основным источником витаминов было достаточно большое количество овощей (баклажаны насу  茄子, ростки бамбука такэноку 竹の子 или, огурцы кюри 胡瓜, различная зелень, лопух гобё 牛蒡/牛旁/悪実, репчатый лук таманэги 玉葱, зелёный лук нира 韮/韭, редька дайкон 大根, различные бобовые), которые в основном употребляли в маринованном, вареном или пареном виде. Йод получали из морских водорослей в достаточном количестве.

Второй по значимости компонент японского питания, после риса, - рыба (по японски - ё или сакана 魚) и морепродукты хоя 海鞘. Японию омывают океан и моря, богатые рыбой. Жителям островов были известны более 10 тысяч видов морских животных, большая часть из которых съедобна. Однако, размер употребляемых в пищу морских животных обычно невелик, поэтому в японской кухне нет и не было понятия «основное блюдо». Источником белка служили в основном такие виды рыбы и ракообразных, как бонито (скумбриевидный тунец) по-японски кацуо カツオ, морской окунь хата ハタ, угорь унаги , карп кои , бранзина (сибас или дорада) буриму ブリーム, макрель саба , сардины иваси или , форель масу (произносится: мас) , снетки сирасу シラス, креветки эби 海老, кальмары ика 烏賊, медузы курагэ 海月 или 水母, крабы кани , и моллюски каи . Из-за трудностей в транспортировке большую часть рыбы потребляли вяленой, если только она не была добыта в близлежащих водах.

Официальные указы, вдохновленные буддийской религией, запрещали употребление в пищу мяса собак, обезьян, лошадей и буйволов, однако, обычаи разрешали употребление мяса кабанов и оленей, также как и фазанов (наиболее любимое) и другой дикой птицы, а также их яиц. К концу 12 столетия, однако, большая часть знати поддерживала свое существование в основном за счет растительной диеты и злаков, иногда с добавление очень небольшого количества рыбы. Потребление молока и двух местных продуктов, подобных сливочному маслу, которое было характерно для начала эпохи Хэйан, к этому времени уже закончилось вследствие экономических проблем. Это привело к тому, что обычное питание было бедно жирами.

Эту простую диету делали более сносной такие специи, как соль сио , смесь соли с луком, имбирь сёга 生姜/生薑/薑, чеснок ниньнику 蒜, 大蒜 или, уксус су , паста мисо 味噌 и рыбный соус и три подсластителя – мёд хатимицу 蜂蜜, амадзура и мармелад из клейкого риса нацумэ ナツメ. Привозной сахар сато 砂糖, если и был доступен, использовался почти исключительно как лекарство. Для специальных случаев служили различной формы «китайские пирожки» (карагаси 唐菓子), которые готовили из одного или нескольких видов муки и наполняли сладкой бобовой пастой, рисовым мармеладом, кусочками овощей или утиными яйцами, и обжаривали в кунжутном или ореховом масле. Груши наси , мандарины микан 蜜柑, хурма каки , японская мушмула (локва) бива  枇杷, сливы умэ  , гранаты закуро 石榴/柘榴 или 若榴, персики момо  , яблоки ринго 林檎, кедровые орехи мацу-но ми 松の実, фундук хэзэрунацу ヘーゼルナッツ, а также другие фрукты кудамоно 果物 и орехи нацу ナッツ были деликатесом, которые использовали, например, чтобы поднять аппетит немощных и больных людей. Другим редким деликатесом был колотый лёд кори , который летом хранили в специальных подвалах.

Появление самураев

К эпохе Хэйан 平安時代 (Хэйан-дзидай) относится становления самурайства (буси 武士). В период Нара действовала своего рода рекрутская система — на военную службу могли призываться взрослые мужчины, зарегистрированные в подворных списках (система «гундан хэйсисэй» 軍団兵士制). Получалось, что с каждой провинции можно было собрать примерно по тысяче солдат. Между тем число провинций в Нарской Японии составляло более 60. Такая огромная армия нужна была для сдерживания потенциальной угрозы со стороны империи Тан 唐朝 (Танчао) и отстаивания великодержавных интересов Японии в Корее. Однако в IX веке, с началом периода относительной внешней изоляции страны и ослабления империи Тан, необходимость в такой гигантской армии отпала сама собой.

В IX—X веках в восточных провинциях появились крупные вооружённые банды разбойников, серьёзно осложнившие поступление налогов в казну, произошли также мощные выступления против тэнно (мятеж Тайры-но Масакадо 平将門,  по прозвищу Сома Кодзиро 相馬小二郎). Соответственно центр предоставил наместникам провинций значительно большие военные полномочия. Если раньше надо было получить от дадзёкан 太政官 или Палаты большого государственного совета документ, позволяющий произвести набор солдат для конкретной военной акции хаппэй тёкуфу 発兵勅符, то теперь, на основании выдачи другого типа указов цуйбу кампу 追捕官符, наместникам управ позволили содержать военные отряды длительное время. Эти отряды и состояли из «первых самураев».

В эпоху Хэйан 平安時代 (Хэйан-дзидай) прекратился централизованный набор крестьян на военную службу и начался процесс формирования нового социального слоя — самураев. Изначально самураи именовались цувамоно , позднее буси 武士. Одно время историки утверждали, будто самураи произошли из богатых крестьян. Однако сейчас преобладает иное мнение: костяк появлявшихся самурайских дружин составляли средне- и низкоранговые аристократы, профессионально занимавшиеся военным делом (борьба с эмиси и шайками разбойников). Многие из них были представителями боковых ветвей знатных родов. Кроме того, в самураи попадали и не занятые земледелием охотники, рыбаки, отринутые обществом по разным причинам изгои.

Основные аристократические линии, занимавшие высшие ранги и посты при дворе, в период Хэйан всё больше брезговали заниматься «военным делом»: под воздействием буддизма распространилось представление о греховности убийства всего живого (при въезде в столицу воины совершали церемонию очищения). Первые самураи, как правило, вступали в отношения зависимости от столичных аристократов, служили чиновникам провинциальных управ кокуга 国衙 или в охране императорского двора (такигути-но муся). Главным оружием самураев периода Хэйан 平安時代, как и времени борьбы Тайра и Минамото, был не меч, а лук и стрелы, при этом они воевали верхом на коне. Очень популярно среди буси было ябусамэ 流鏑馬 — особое развлечение, заключавшееся в стрельбе из лука на скаку. Слой самураев также был неоднородным. Особо авторитетные и удачливые главы военных домов назывались букэ-но торё 武家の棟梁. Но даже они не получали придворный ранг выше четвёртого. Четвёртый ранг был присвоен представителям линии Фудзивара-но Хидэсато 藤原秀郷 по прозвищу Тавара Тота 俵藤太 («Мешок с рисом»), усмирителя мятежа Фудзивара-но Сумитомо 藤原純友, и представителям родов Сэйва Гэндзи 清和源氏 и Камму Хэйси 桓武平氏.

Таким образом, основатели военных домов были отпрысками боковых ветвей аристократических родов или происходили от самих императоров. У 52-го императора Сага 嵯峨天皇 (809—823 годы) было 50 детей. Те из них, которые родились не от официальных жён, получали новый титул — Минамото-но Асон 朝臣 и тем самым лишались статуса принца крови. Титул «асон» 朝臣 означает «слуга династии» и давался детям последующих императоров Сэйва 勢和天皇, Уда 宇田天皇, Дайго 醍醐天皇 и Мураками 村上天皇. Потомкам императора Камму 桓武天皇 (781—806 годы) жаловали титул Тайра-но Асон 朝臣. Дети других тэнно могли получить любой их этих двух титулов. Отсюда и произошли знаменитые дома Тайра 平家 («Хэйкэ») и Минамото 源家 («Гэнкэ»).

В то время как центральная власть слабела, эти семьи набирали собственные дружины для сбора налогов, поддержания порядка в своих владениях и защиты северных границ от вторжений. Хотя кланы военных аристократов повиновались приказам императорского двора, а размер их земельных владений зависел от его расположения, они постепенно превратились в грозную силу, периодически сражаясь друг с другом.

Мятеж Тайры-но Масакадо 平将門,  по прозвищу Сома Кодзиро 相馬小二郎

В середине периода Хэйан 平安時代 произошло крупномасштабное выступление против центральной власти — Смута годов Дзёхэй и Тэнгё 承平天慶の乱 Дзёхэй Тэнгё-но ран (936 — 941 годы). Мятеж против власти тэнно подняли Тайра-но Масакадо 平将門 и Фудзивара-но Сумитомо 藤原純友. В 935 году Тайра-но Масакадо 平将門,  по прозвищу Сома Кодзиро 相馬小二郎, обойденный родом Фудзивара 藤原氏 при назначении на должность полицмейстера столицы, поднял мятеж в районе Канто 関東地方 (Канто-тихо, буквально «регион на восток от заставы») и в 939 году провозгласил себя «новым императором» синно 新皇. Это уникальный случай в японской истории: ранее практически ни один из смутьянов и мятежников не претендовал на трон, а скорее позиционировал себя в качестве настоящего защитника интересов престола. Он учредил свой двор в местечке Исии провинции Симоса 下総国 («страна Симоса») или 北総州 Хокусосю - («провинция Северная Фуса») — исторической провинция в регионе Канто на востоке острова Хонсю 本州, самолично стал назначать чиновников и наместников провинций. Масакадо вступил в союз с Фудзивара-но Сумитомо 藤原純友, который поднял мятеж на западе империи (Масакадо обещал Сумитомо пост кампаку). Фудзивара-но Сумитомо 藤原純友, занимавший пост управителя провинции Иё 伊予国 Иё но куни («Страна Иё») или 予州 Ёсю («провинция Иё») — исторической провинции в округе Нанкайдо в восточной части острова Сикоку 四国, при поддержке пиратов Внутреннего Японского моря 瀬戸内海 Сэто-Найкай захватил резиденцию наместника на острове Кюсю 九州 город Дадзайфу 太宰府市. В 940—941 годах мятеж Масакадо удалось подавить лояльным тэнно войскам во главе с Тайра-но Садамори 平貞盛 и Фудзивара-но Хидэсато 藤原秀郷 по прозвищу Тавара Тота 俵藤太 («Мешок с рисом»). Сумитомо был разгромлен Минамото-но Цунэтомо 源経基, основателем знаменитого клана Сэйва Гэндзи 清和源氏. В японской историографии эти выступления рассматриваются как важное свидетельство роста могущества военных домов (букэ) и начала возвышения сословия буси (воинов). И мятежники, и их победители принадлежали к военным домам, Тайра-но Масакадо 平将門 иногда называют «первым самураем».

Войны с эмиси 蝦夷

В Хэйан-дзидай 平安時代 продолжалась экспансия японцев на север острова Хонсю 本州 (буквально: «главная область»), которая по-прежнему встречала ожесточённое сопротивление местных племен эмиси, эбису или эдзо 蝦夷 (буквально: «креветковые варвары»), также записывается 毛人 (дословно: «волосатые люди») — социокультурной этнической группы, которая проживала в северо-восточной Японии — регионах Канто и Тохоку — в течение IV—XII веков. После того как эмиси нанесли армии императора жестокое поражение в битве при Субусэ в 789 году, «главнокомандующим» в войне с «северными варварами» был назначен оказавшийся способным полководцем аристократ Саканоуэ-но Тамурамаро 坂上田村麻呂 (758811 годы). В 796 году он получил должности муцу-но ками 陸奥守, муцу адзэти 陸奥按察使 и тиндзю сёгуна 鎮守将軍, а в 797 году стал сэйи тайсёгуном 征夷大将軍, что означает «Великий полководец, карающий варваров». Тамурамаро предпринял несколько успешных походов против эмиси, построил на их землях две крепости Исава-но дзё 胆沢城 и Сива-дзё 胆沢城. Покорённых эмиси называли фусю 俘囚. В 804 году Фудзивара-но Оцугу 藤原大継 обратился к Императору Камму 桓武天皇, прося остановить военную компанию против эмиси по той причине, что она тяжким бременем ложится на плечи народа. Император внял увещеваниям сановника, и война была остановлена. Граница между империей и владениями эмиси в IX веке проходила примерно по территории центральных районов современных префектур Иватэ 岩手県 и Акита 秋田県 (буквально: «Осенние поля»).

«Двенадцатилетняя война»

В 1051 году на севере Японии в краю Осю 奥州 началась «двенадцатилетняя война» — конфликт могущественного северного рода Абэ с центральными властями. Этот конфликт в японской историографии называют Осю дзюнинэн кассэн 奥州十二年合戦 или дзэнкунэн-но эки 前九年の役. Дом Абэ 安倍氏 правил обширными районами провинции Муцу 陸奥国, первоначальное название Митинооку 道奥国 (также известна как Осю 奥州 или Рикусю 陸州) от имени императора, фактически пользуясь значительной автономией от центра. Относительно его происхождения до сих пор идут споры: одни считают, что Абэ были назначены центром руководить покорёнными эмиси, следовательно Абэ — эмиси. Другие полагают, что Абэ — отпрыски знатного столичного рода (тоже Абэ). Третьи уверены, что Абэ — военный дом местного происхождения, поступивший на службу к императорскому двору.

В середине XI века клан Абэ 安倍氏 перестал выплачивать налоги в императорскую казну. В 1051 году наместник провинции Муцу Фудзивара-но Нарито 藤原登任 выступил в поход для усмирения смутьянов, но был наголову ими разбит в битве при Оникирибэ 鬼切部の戦い. Тогда императорский двор сделал наместником Муцу 陸奥国 Минамото-но Ёриёси 源頼義 (988 - 1075 годы), военного аристократа из рода Сэйва Гэндзи 清和源氏 — потомков 56-го императора Сэйва 清和天皇. Ёриёси был способным военачальником, но и он не смог добиться быстрого успеха, война оказалась тяжёлой, и в ходе битвы при Киноми 黄海の戦い он потерпел поражение от Абэ-но Садато 安倍貞任. И лишь в 1062 году Ёриёси смог переломить ход кампании в свою пользу, заручившись помощью другого могущественного северного рода из провинции Дэва 出羽国 — рода Киёхара 清原, который прислал свои отряды для борьбы с Абэ. Одна за другой пали две твердыни Абэ — Куриягава-но саку 厨川柵 и Убато-но саку 嫗戸柵. Абэ-но Садато 安倍貞任 был казнён и двенадцатилетняя война завершена. Преобладающей силой на севере Японии стал род Киёхара, вознаграждённый императорским двором за оказанную поддержку. События этой войны описаны в военной повести «Муцу ваки» 陸奥話記 (Сказание о земле Муцу), которая переведена на русский язык В. Онищенко из университета Тохоку (город Сэндай) в 2005 году.

С начала XII века происходило постепенное возвышение дома Тайра. Тайра-но Тадамори 平忠盛 (1096 – 1153 годы) в 1129 году был назначен двором командующим по усмирению пиратов, в 1139 году он смог совладать с выступлением монахов Кофуку-дзи 興福寺. Сын Тадамори, Тайра-но Киёмори 平清盛, сумел упрочить позиции своего рода. В 1156 году, после смерти императора-монаха Тоба 鳥羽天皇, все крупнейшие знатные дома (Минамото 源氏, Тайра 平氏, Фудзивара 藤原氏) разделились на два лагеря: один выдвинул бывшего императора Сутоку 崇徳天皇 (сына Тоба) на роль наследника, другой — брата Сутоку — Го-Сиракава 後白河天皇 (сына Тоба от другой жены).

Началась «Смута Хогэн» 保元の乱 (Хогэн но ран) 1156 года. Минамото-но Ёситомо 源義朝 (1123-1160 годы) и Тайра-но Киёмори 平清盛 (1118-1181 годы) помогли Го-Сиракава 後白河天皇 стать тэнно. По итогам войны клан Тайра 平氏 упрочил своё положение и стал доминировать при дворе. Второй этап борьбы за власть — Смута Хэйдзи. В 1160 году Минамото-но Ёситомо 源義朝, подстрекаемый Фудзивара-но Нобуёри 藤原信頼 (1133 — 1160 годы), с 500 воинов напали на Го-Сиракава 後白河天皇 (тот был уже экс-императором) и его сына, объявленного императором Нидзё 二条天皇 и отвезли их во дворец Сандзёдэн на окраине Хэйан-кё 平安京 (Киото 京都市). Киёмори, которого не было в столице, вернулся назад, собрал около 1 000 дружинников и осадил дворец. Обоих императоров удалось выкрасть, переодев в женское платье, и дворец был взят штурмом. Эта смута зовется Хэйдзи-но ран 平治の乱.

Фудзивара Нобуёри 藤原信頼 был ранен из лука при бегстве и казнен, Минамото-но Ёситомо 源義朝 скрылся в восточных провинциях, но был схвачен и убит в ванной. В 1167 году Киёмори занял должность дайдзё дайдзин 太政大臣 («большой государственный министр» или «министр высшей политики»). Ближайшие родственники Киёмори получили высокие ранги и должности при дворе, клан Тайра получил в свои руки огромное количество вотчин (сёэн). В 1178 году дочь Киёмори, ставшая ранее супругой тэнно, родила ему сына (будущего императора Антоку 安徳天皇) и Киёмори сделался регентом сэссё 摂政 («берущий управление»). Между тем, Хэйкэ 平家 стали пренебрежительно относиться к прежней знати.

Третий этап борьбы за власть, который привёл к падению власти Хэйкэ и реваншу Гэндзи, начался в 1180 году. Шестилетний период внутренних междоусобиц, борьбы между родами Тайра и Минамото именуют «Смутой годов Дзисё и Дзюэй» (1180—1185 годы). К борьбе с Тайра первым призвал принц Мотихито-о 以仁王, также известный под именем Минамото-но Мотимицу 源以仁 и Такакура-но Мия 高倉宮 — второй сын экс-императора Го-Сиракава 後白河天皇, которого дважды обходили при избрании престолонаследника и который счёл себя несправедливо обойдённым при восшествии на трон внука Киёмори. Он, получив поддержку Минамото-но Ёримасы 源頼政, разослал в провинции указ о низложении императора Антоку и об усмирении Тайра. Отряд Минамото был разгромлен, сам Минамото-но Ёримаса 源頼政 совершил сэппуку в кумирне Феникса храма Бёдо-ин 平等院, оба его сына погибли, а сбежавшего принца Мотихито-o 以仁王 настигли и обезглавили на месте.

Тем временем поднял восстание против Тайра сосланный в Идзу Минамото-но Ёритомо 源頼朝 (1147-1199 годы). Сначала он потерпел поражение в битве при Исибасияма, но затем он быстро восстановил силы и перешёл в наступление, разгромив карательный корпус Хэйкэ в несостоявшемся сражении на реке Фудзи 富士川の戦い (Фудзигава но татакай). После этого боевые действия возглавляли его кузен Кисо Ёсинака 木曾義仲 и младший брат Минамото-но Ёсицунэ 源義経 (1159 — 1189 годы). В 1181 году глава рода Тайра, Киёмори, скончался от лихорадки.

В шестом свитке «Хэйкэ моногатари» 平家物語 «Повести о доме Тайра» (часть седьмая) о смерти Киёмори говорится так:

«Был Киёмори могуч и властен, по всей стране гремело его грозное имя, и все же, в одночасье в дым обратившись, рассеялся он в небесах над столицей. Лишь кости недолгое время ещё оставались, но вскоре прибрежный песок, играя, засыпал их, и кости, смешавшись с землею, рассыпались прахом».

Эта смерть нанесла огромный удар клану. В битве на перевале Курикара 倶利伽羅 Киса Ёсинака разбил силы Тайра, а в 1183 году изгнал Тайра из столицы, но затем, по приказу Ёритомо был разбит армией под началом Минамото-но Ёсицунэ и Минамото-но Нориёри 源範頼 (1156 – 1193 годы) и погиб. Кисо Ёсинака рассматривается многими историками не как подчиненный Ёритомо военный вождь, а как один из претендентов на власть над всей Японией.

После этого Ёсицунэ одержал блестящие победы в битвах при Ити-но тани 一の谷の戦い, Ясиме 八島の戦い и окончательно разбил Тайра в 1185 году в морском сражении при Дан-но-ура 壇ノ浦の戦い. Однако Ёритомо счел Ёсицунэ соперником в борьбе за власть и в конце концов в 1189 году погубил брата, бежавшего во владения «северных Фудзивара». Сделав резиденцией хорошо укрепленный прибрежный город Камакура 鎌倉, в 1192 году Минамото-но Ёритомо 源頼朝 получил титул «сэйи тайсёгун» 征夷大将軍, что означает «Великий воевода карающий варваров», положив начало семи векам военной диктатуры. В 1186 году Ёритомо уничтожил Минамото-но Юкииэ 源行家, а в 1193 году — Минамото-но Нориёри 源範頼. После этого его власть стала абсолютной. В 1199 году Ёритомо умер, упав с коня. Народная легенда утверждает, что конь взбрыкнул, завидев призрак Минамото-но Ёсицунэ 源義経.

Культура периода Хэйан 平安時代 (Хэйан-дзидай)

В конце Х века Императорский дворец перестал быть местом политических действий, он стал центром процветания культуры. Его покои были украшены произведениями искусств лучших мастеров. Часто устраивались празднества, на которые приглашались самые лучшие поэты того времени, проводились музыкальные и поэтические турниры, различные игры. Многие игры были заимствованны из Китая и требовали великолепного знания китайской культуры и поэзии.

Основным учебным заведением для детей аристократов была палата наук, находившаяся в подчинении у Церемониального ведомства. В неё входили 4 отделения: китайской классики, истории и словесности, юриспруденции, математики. Мужчина из знатной семьи должен был наизусть знать основные труды конфуцианских классиков и сочинения китайских историков. Чтобы принимать участие в дворцовых увеселениях, нужно было самому уметь слагать стихи, играть на нескольких музыкальных инструментах и иногда даже уметь расписывать в китайском или японском стиле веер или ширму. Несмотря на огромное влияние буддизма, хэйанское общество ориентировалось больше на стиль, чем на моральные принципы, а добродетельность стояла на втором плане после внешнего вида.

Требования для знатных женщин были проще. Они чаще всего были удалены от непосредственного участия в общественной жизни. Хотя жёны и наложницы императора обладали большим влиянием и угождение им было одним из основных занятий многих придворных.

В Х веке заканчивается процесс переосмысления и усвоения культуры, заимствованной из Китая. В конце IX века началась трёхсотлетняя изоляция Японии. В это время хэйанские аристократы создали неповторимую, собственную культуру, отталкиваясь от культурных традиций Кореи и Китая. В живописи большую популярность завоевал национальный стиль ямато-э 大和絵. Для мастеров ямато-э характерны яркие силуэтные изображения, горизонтальные свитки, иллюстрирующие аристократические романы, повести, в которых живопись перемежается с каллиграфией. Изменился характер архитектуры, в моду вошли старинные народные песни, исполнявшиеся по правилам гагаку 雅楽 (букально: «изысканная музыка»).

Литература в период Хэйан-дзидай 平安時代

Небывалых вершин достигла в эпоху Хэйан японская проза и поэзия. Огромное разнообразие прозаических жанров и высокое поэтическое мастерство делают литературу этого периода частью сокровищницы мировой культуры. Примерно в середине IX века в Японии появляются две слоговые азбуки хирагана 平仮名 и катакана 片仮名. Их изобретение позволило создать первые повествовательные произведения собственно на японском языке, так называемые моногатари 物語. Кана 仮名 — японская слоговая азбука, существующая в двух графических формах: катакана и хирагана дала возможность перевести письменность на национальную основу и дала мощный толчок к зарождению японской литературы. Исторические хроники «Нихон сёки» 日本書紀 (буквально: «Записанные кистью анналы Японии») или  «Нихонги́» 日本紀 («Анналы Японии») 720 года и «Сёку нихонги» 続日本紀 («продолжение Анналов Японии») писались на классическом китайском. К жанру моногатари относятся, например, «Повесть о старике Такэтори» - Такэтори-моногатари 竹取物語 («Сказание о резчике бамбука»), также известная как «Принцесса Кагуя» - Кагуя-химэ かぐや姫 («Сказание о принцессе Кагуя»), роман «Повесть о Гэндзи» (Гэндзи-моногатари 源氏物語), принадлежавший кисти писательницы Мурасаки Сикибу 紫式部 (978 — 1014 годы). В X—XI веках также были созданы «Повесть о прекрасной Отикубо» (Отикубо-моногатари 落窪物語) - японская сказка о Золушке, и «Повесть о дупле» (Уцухо-моногатари うつほ物語), в XI веке — «Пробуждение в полночь» (Ёру-но нэдзамэ), «Повесть о советнике Хамамацу» (Хамамацу-тюнагон моногатари), «Повесть о Сагоромо» (Сагоромо моногатари) и др. Среди повествований эпохи Хэйан 平安時代 особо выделяют ута-моногатари (поэтико-повествовательный жанр), состоящие как из прозаических текстов, так и стихотворений: «Повесть об Исэ»  伊勢物語 (いせものがたり) Исэ-моногатари, «Повесть о Ямато» 大和物語 Ямато-моногатари и другие.

В XI веке возникают исторические повествования рэкиси моногатари 歴史物語. Из них особой известностью пользуются «Повесть о процветании» (Эйга-моногатари 栄花物語) и «Повесть о великом зерцале» (Окагами 大鏡), в которых в центре внимания авторов — род Фудзивара 藤原氏 и императорский дом.

Создание поэтических антологий в эпоху Хэйан считалось делом государственной важности. Императоры покровительствовали талантливым поэтам. При дворе и в кругу аристократии повсеместно устраивались поэтические турниры утавасэ 歌合せ (うたあわせ), традиция их проведения сохранилась и в XX веке. При этом если всё большую популярность получало сочинение стихов собственно на японском, а не китайском языке. Шедевры японской поэзии дошли до нас в поэтическом сборнике «Кокин вакасю» 古今和歌集 или «Кокинсю» 古今集 («Собрание старых и новых японских песен»), составленном в начале X века по указанию 60-ого императора - Дайго 醍醐天皇, выдающимся поэтом и филологом Ки-но Цураюки 紀貫之. В начале 30-х годов X века по приказу Дайго составили новый сборник «Синсэн вакасю» 新撰和歌 («Вновь составленное собрание японских песен»). По распоряжению тэнно Мураками 村上天皇 в середине X века была создана очередная поэтическая антология «Госэн вакасю» 後撰和歌集 («Позднее составленное собрание японских песен»). Среди стихотворцев эпохи Хэйан были не только члены императорского дома, но и представители средней и низшей аристократии (таких было большинство).

Необычайного расцвета в период Хэйан достигла и дневниковая литература. Дневники вели могущественные царедворцы и низкоранговые аристократы, придворные фрейлины и многие другие. Кисти Ки-но Цураюки 紀貫之 принадлежал «Тоса никки» 土佐日記 / 土左日記 («Дневник путешествия из Тоса»), известен также дневник придворной дамы Митицуна-но Хаха 道綱 «Кагэро-никки» 蜻蛉日記 («Дневник эфемерной жизни», X век), дневник Мурасаки Сикибу 紫式部 и другие. Многие дневники всё же писались на китайском языке, прежде всего такие записи вели могущественные сановники (такие как Фудзивара-но Митинага 藤原道長). С появлением «Макура-но соси» 枕草子 («Записки у изголовья» писательницы Сэй-сёнагон 清少納言) возник новый прозаический жанр в литературе Японии — дзуйхицу («вслед за кистью») 随筆 — жанр, в котором автор записывает всё, что приходит ему в голову, не задумываясь о том, насколько это «литературно». Дзуйхицу может рассказывать о каком-то внезапном воспоминании, пришедшей в голову мысли, увиденной бытовой сценке.

В IX веке были написаны пять исторических хроник, составленных после «Нихон сёки»: «Сёку Нихонги» 続日本紀 («Продолжение Анналов Японии», 797 год), «Нихон коки» 日本後紀 («Последующие анналы Японии», 840 год), «Сёку Нихон коки» 続日本後紀 («Продолжение последующих анналов Японии», 869 год), «Нихон Монтоку тэнно дзицуроку» 日本文徳天皇実録 («Подлинные записи о царствовании японского императора Монтоку», 879 год), «Нихон сандай дзицуроку» 日本三代実録 («Подлинные записи о трех царствованиях в Японии», 901 год).

Буддизм в период Хэйан 平安時代

В IX веке в Японии появились сразу две новые буддийские школы: Тэндай 天台宗 (по-китайски: Тяньтай - «Школа Небесной Опоры») и Сингон 真言宗 - «чжэньянь», означает «истинное, правильное слово» или мантра मन्त्र - молитвенная формула.

Тэндай 天台宗

Японскую школу буддизма Тэндай 天台宗 основал монах Сайтё 最澄 (буквально: «Высшая Ясность» 767 - 822 годы) после путешествия в Китай. В Китае он побывал в буддийском центре школы Тяньтай на одноимённой горе в провинции Чжэцзян 天台 (по-японски — гора Тэндай, «небесная терраса»). Основным священным текстом школы, принесённым им в Японию, была «Сутра Лотоса» 妙法蓮華経 Мёхо рэнгэ кё, которая вместе с комментариями обобщала учение Будды и перечисляла необходимое для спасения:

  • все живые существа содержат в себе свет и частичку природы Будды и могут достичь спасения;
  • Будды и бодхисаттвы постоянно трудятся над тем, чтобы помогать делу спасения;
  • философия и медитация подобны двум крыльям спасения, необходимым для полёта.

Сайтё основал монастырь Энряку-дзи 延暦寺 к северо-востоку от Киото на горе Хиэй 比叡山 (Хиэй-дзан). Преемник Сайтё углубил эзотерическую сторону учения, а монастырь Энряку-дзи продолжил расширяться: к XII веку он стал очень богатым и насчитывал 3000 зданий и обширные земельные владения. Монастырь имел собственную армию воинственных монахов, чья сила опрокинула двор, который когда-то заботился о создании монастыря.

Сингон 真言宗

Школа Сингон 真言宗 («Истинное слово») — буддийская школа, ныне насчитывающая порядка 12 000 000 последователей и 12 000 храмов, разделяющихся на 47 маленьких школ. Основателем школы является Кукай 空海 - буквально: «Небо и Море» или «Море Пустоты»  (774-835 годы), также его называют Кобо Дайси 弘法大師 («Великий учитель — распространитель Дхармы»).

Кукай 空海, как и Сайтё 最澄, тоже в 804 году посетил Китай. Там он прибыл в Чанъань 長安, где его как своего блудного сына приветствовал знаменитый мастер Хуэй Го 惠果 (по-японски Кэйка или Эка), у которого он стал любимым учеником.

В общем виде учение Сингон можно суммировать следующим образом:

  • в сердце каждого лежит трансцендентность Будды Вайрочаны (по-японски Дайнити Нерай 大日如来), которая явлена в центре мандалы мира Чрева и Алмазной мандалы, используемых в искусстве Сингон для репрезентации космоса;
  • всякая реальность есть лишь эманация Дайнити, а все Будды и бодхисаттвы — лишь его манифестация;
  • постичь имманентность Дайнити означает понять возможность достижения телом состояния Будды.

Чтобы помочь верующему достичь реализации имманентности Дайнити, Сингон предписывает соблюдать три ритуальные практики:

  • медитация (самадхи) на две мандалы, которые иллюстрируют переход Дайнити в иные формы бытия;
  • повторение тайных «слов истины» (мантра или сингон), в которых заключается сущность сутр — оригинальных текстов учения Будды;
  • использование ритуальных жестов (мудра) для сотворения ритуала.

В 816 году Кукай основал монастырь Конгобу-дзи 金剛峯寺, на горе Коя 高野山 (современная префектура Вакаяма 和歌山県).

Чистая Земля 浄土 Дзёдо

Буддийская традиция «Чистой Земли» 浄土 Дзёдо пришла в Японию вместе с Хонэном 法然, который обучался в секте Тэндай 天台宗, но разочаровался в элитаризме Энряку-дзи 延暦寺. Хонэн был прозван «Великим учителем совершенного света» 円光大師 и «Великим учителем сияющего света» 明照大師.

Эта школа исповедует веру в Амиду, Будду Западного Рая (по японски — Дзёдо 浄土). Культ Амиды (Амида Нёрай 阿弥陀如来) был известен в Японии ещё до школ Тэндай и Сингон, но на протяжении столетий ограничивался узким кругом посвящённых. Массовое распространение началось в Х веке. Монахи, распространявшие его, проповедовали произношение слов «Нами Амида Буцу» 南無阿弥陀仏 (аббревиатура нэмбуцу 念仏) — «Я принимаю убеждение Будды Амиды».

Так как буддийская доктрина «маппо» (конца законов) учила, что настанет эпоха хаоса, когда спасение благодаря собственным усилиям и добродетелям станет невозможным, а в XII веке пришедшие к власти самураи учинили беспорядки, дезориентированные бедняки приняли это время именно за эпоху хаоса и кинулись исповедовать «Нэмбуцу» 念仏. Последователь «Чистой земли» Синран 親鸞 говорил, что для спасения необходимо всего один единственный раз произнести «Нэмбуцу» с искренностью. Последователи Синрана сформировали доминирующую группу в рамках традиции Амиды, школу Истинной Чистой Земли 浄土真宗 (Дзёдо Синсю), чья основная резиденция находится в месте погребения пепла Синрана — в храме Первой Клятвы в Хонган-дзи 本願寺 («Храм великого обета Будды»).

Деление на эры (эпохи или периоды)

  • 794—1192 — Период Хэйан 平安時代 (Хэйан-дзидай)
    • 782—806 — Энряку 延暦
    • 806—810 — Дайдо
    • 810—824 — Конин (период)
    • 824—834 — Тэнтё
    • 834—848 — Дзёва
    • 848—851 — Касё
    • 851—854 — Ниндзю
    • 854—857 — Сайко
    • 857—859 — Тэнъан
    • 859—877 — Дзёган
    • 877—885 — Гангё
    • 885—889 — Нинна
    • 889—898 — Кампё, Камбэй, Кампэ 寛平 (всепрощающий покой) — девиз правления (нэнго) японских императоров Уды и Дайго
    • 898—901 — Сётай 昌泰 (щедрый покой) — нэнго императора Дайго
    • 901—923 — Энги (период)
    • 923—931 — Энтё
    • 931—938 — Дзёхэй
    • 938—947 — Тэнгё
    • 947—957 — Тэнряку
    • 957—961 — Тэнтоку
    • 961—964 — Ова
    • 964—968 — Кохо
    • 968—970 — Анна
    • 970—973 — Тэнроку
    • 973—976 — Тэнъэн
    • 976—978 — Дзёгэн
    • 978—983 — Тэнгэн
    • 983—985 — Эйкан
    • 985—987 — Канна
    • 987—989 — Эйэн
    • 989—990 — Эйя
    • 990—995 — Сёряку
    • 995—999 — Тётоку
    • 999—1004 — Тёхо
    • 1004—1012 — Канко
    • 1012—1017 — Тёва
    • 1017—1021 — Каннин
    • 1021—1024 — Дзиан
    • 1024—1028 — Мандзю
    • 1028—1037 — Тёгэн
    • 1037—1040 — Тёряку
    • 1040—1044 — Тёкю
    • 1044—1046 — Кантоку
    • 1046—1053 — Эйсё
    • 1053—1058 — Тэнги
    • 1058—1065 — Кохэй
    • 1065—1069 — Дзиряку
    • 1069—1074 — Энкю
    • 1074—1077 — Дзёхо
    • 1077—1081 — Дзёряку
    • 1081—1084 — Эйхо
    • 1084—1087 — Отоку 応徳 — девиз правления императора Сиракава
    • 1087—1094 — Кандзи (период)
    • 1094—1096 — Кахо 嘉保 — нэнго императора Хорикава
    • 1096—1097 — Эйтё 永長 — нэнго императора Хорикава
    • 1097—1099 — Дзётоку
    • 1099—1104 — Кова
    • 1104—1106 — Тёдзи
    • 1106—1108 — Кадзё
    • 1108—1110 — Тэннин
    • 1110—1113 — Тэнъэй
    • 1113—1118 — Эйкю
    • 1118—1120 — Гэнъэй
    • 1120—1124 — Хоан
    • 1124—1126 — Тэндзи
    • 1126—1131 — Дайдзи
    • 1131—1132 — Тэнсё
    • 1132—1135 — Тёсё
    • 1135—1141 — Хоэн
    • 1141—1142 — Эйдзи
    • 1142—1144 — Кодзи (период)
    • 1144—1145 — Тэнъё
    • 1145—1151 — Кюан
    • 1151—1154 — Нимпё
    • 1154—1156 — Кюдзю
    • 1156—1159 — Хогэн
    • 1159—1160 — Хэйдзи
    • 1160—1161 — Эйряку
    • 1161—1163 — Охо
    • 1163—1165 — Тёкан
    • 1165—1166 — Эйман
    • 1166—1169 — Нинъан
    • 1169—1171 — Као
    • 1171—1175 — Дзёан
    • 1175—1177 — Ангэн
    • 1177—1181 — Дзисё
    • 1181—1182 — Ёва
    • 1182—1185 — Дзюэй
    • 1184—1185 — Гэнряку 元暦 (апрель 1184 — апрель 1185)   — девиз правления императора Го-Тоба

 

 

 

 

 

Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@katori.ru