Сэнгоку-дзидай 戦国時代
Период Сэнгоку 戦国時代 (Сэнгоку-дзидай), что означает «Эпоха воюющих провинций» — период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века. Начался потерей сёгунами 将軍 династии Асикага 足利氏 контроля над страной, что привело к децентрализации государственной власти («Война годов Онин» или Смута годов Онин» 応仁の乱 Онин но ран в 1467—1477 годах) и завершился установлением сёгуната Токугава 徳川幕府 (Токугава бакуфу) или сёгуната Эдо 江戸幕府 (Эдо бакуфу) в 1603 году. Часто другой датой начала периода считают 1493 год, год смерти Хатакэяма Масанага 畠山増永. Иногда концом этой эпохи считают изгнание последнего сёгуна из династии Асикага из Киото 京都 по повелению Ода Нобунага 織田信長, то есть 1573 год.
Период правления Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉 уже нельзя считать частью эпохи Сэнгоку (если можно, то с серьёзными оговорками, так как он смог завершить объединение страны и стал верховным её правителем, в отличие от Ода Нобунага 織田信長).
Вместе с тем многие исследователи выделяют особый период японской истории — период Адзути-Момояма 安土桃山時代, совпадающий с периодом пребывания у власти Ода Нобунага 織田信長 и Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉. Нет единой точки зрения и относительно датировок этой эпохи, некоторые историки называют период с 1479 по 1615 годы, другие — с 1573 по 1603 годы.
Войны за ресурсы
Страшная война Онин 応仁の乱 и последующий упадок центральной власти привели к хаосу и повсеместной войне. Каждый самурай, обладающий кучкой солдат и минимальным военным опытом, стремился урвать себе кусок земли, перешагивая через горы трупов, и владел им до тех пор, пока не становился жертвой более сильного буси. Ушли в небытие могущественные фамилии – Сиба 斯波氏, Ямана 山名氏, Хатакэяма 畠山氏, и им на смену пришли безвестные, но целеустремленные люди, сколотившие новые феоды с помощью меча, хитрости и жестокости.
Первым из пепла войны Онин поднялись Ходзё 北条氏. Этот род, основанный Ходзё Соун 北条早雲 (Исэ Синкуро Нагаудзи 1432 — 1519 годы) вначале владел всего двумя провинциями – Идзу 伊豆国 Идзу но куни («страна Идзу») или 豆州 Дзусю («провинция Идзу») и Сагами 相模国 Сагами но куни («Страна Сагами») или 相州 Сосю («провинция Сагами»). На пути к завоеванию области Канто 関東地方 (Канто-тихо, буквально «регион на восток от заставы») стояли все еще могучие кланы Уэсуги 上杉氏 и Асикага 足利氏. Разбив их в нескольких битвах, к 1540 году Ходзё овладели большей частью этой равнины – рисовой житницы страны. Позиции Уэсуги, однако, оставались сильны. Они решили вернуть себе форт Кавагоэ 川越城, занимавший ключевую позицию на границе земель Уэсуги и Ходзё. Осенью 1544 году объединенная армия Уэсуги и Асикага в несколько десятков тысяч человек осадила Кавагоэ-дзё 川越城, который защищало 3 000 человек.
Положение Ходзё 北条氏 еще больше осложнялось тем, что против них выступили западные соседи – кланы Имагава 今川氏 и Такэда 武田氏. Их войска вошли в провинцию Сагами 相模国 и угрожали замку Одавара 小田原城. Целая зима ушла на переговоры с Такэда и Имагава, пока наконец летом Такэда Сингэн не увел свою армию в Синано 信濃国. Глава рода Ходзё Удзиясу 北条氏康 (1515-1571 годы) немедленно двинулся с 8 000 самураев на выручку крепости Кавагоэ. В отчаянной ночной атаке он обрушился на лагерь осаждавших. Расслабленные долгой осадой, ошарашенные неожиданным нападением воины Уэсуги побежали. Эта блестящая операция принесла Удзиясу славу великого воина. Остатки клана Уэсуги он добил в 1551 году в битве при Хараи. Главный восточный противник был повержен.
На западе Ходзё не раз пришлось воевать с Имагава Ёсимото 今川義元 и Такэда Сингэн 武田信玄, пока три полководца не заключили союз, чтобы развязать себе руки в войнах с другими противниками. Триумвират, правда, был непрочным – в 1568 году на Удзиясу напал Сингэн и после нескольких сражений осадил Одавара-дзё 小田原城, но затем враги снова помирились, и в 1572 году, когда Сингэн отправился в поход на Киото 京都, в его войске уже был экспедиционный корпус Ходзё. Удзиясу скончался за год до этого, передав восемь провинций сыну Ходзё Удзимаса 北条氏政 (1538 — 1590 годы). Хотя тот не отличался талантами отца, современникам казалось, что Ходзё будут стоять вечно.
На западе Японии события развивались по-другому. Правившая в областях Суо и Нагато еще с конца XIV века семья Оути 大内氏 не утратила своей силы. Более того, после смерти в 1473 году Ямано Мотитоё Содзэн 山名持豊 («Красного монаха») влияние Оути Масахиро 大内政弘 (1446 — 1495 годы) в Киото возросло настолько, что еще его сын Оути Ёсиоки 大内義興 (1477-1528 годы) оставался властителем столицы. Удаленный от своих владений, он не заметил, как под боком вырос новый, сильный род – Амаго из Идзумо 尼子氏. Амаго Цунэхиса 尼子経久 (1458-1541 годы), талантливый воин и администратор, возвысился во время войны Онин, как многие другие даймё. В 1518 году он начал войну с Оути, которая продолжалась два года, и только возвращение Ёсиоки в свою столицу Ямагути привело к примирению. В 1522 году Цунэхиса снова двинул войска на земли Оути. Его путь пролегал через провинцию Аки 安芸国 (Аки но куни) или Гэйсю 芸州, которой владела семья Мори 毛利氏. Мори Мотонари 毛利元就 (1497-1571 годы) присоединился к Амаго и даже взял замок Кагамияма 鏡山城, но кампания провалилась. Союзники отступили, прекратив военные действия на несколько лет.
Когда после смерти Оути Ёсиоки 大内義興 ему унаследовал сын Ёситака 大内义隆 (1507 — 1551 годы), Мори Мотонари 毛利元就 решил еще раз попытать удачу и переметнулся к Оути. За это в 1540 году Амаго Харухиса 尼子晴久 (1514-1561 годы), сын Амаго Цунэхиса 尼子経久, осадил замок Корияма 郡山城 – столицу Мори. 8 000 защитников Корияма не смогли бы долго противостоять 30-ти тысячному войску противника, если бы на выручку не пришел вассал Оути Суэ Харуката 陶晴贤 (1521 — 1555 годы). Армия Амаго Харухиса была разбита. Через два года Оути и Мори с 30 тысячами воинов вступили в Идзумо 出雲国 Идзумо-но-куни и осадили столицу Амаго, замок Гассан-Тода 月山富田城, но из-за плохого снабжения и массового дезертирства вынуждены были отступить. Новому главе Оути война вскоре надоела, и он с головой ушел в развлечения, благо положение его княжества казалось прочным – европейцы, тогда же прибывшие в Японию, называли Оути Ёситака 大内义隆 «королем Ямагути», и были отчасти правы – Оути получили от императоров китайской династии Мин титул вана («короля») Японии, который раньше имели только сёгуны Асикага, и фактически единственные вели всю торговлю с Китаем. Однако нет ничего неизменного – в 1551 году праздный Ёситака был свергнут своим же вассалом Суэ Харуката 陶晴贤. Другим сильнейшим вассалом Оути оставался Мори Мотонари 毛利元就. Столкновение между бывшими друзьями стало неизбежным. Так и случилось – в 1555 году Мотонари заманил 20-ти тысячную армию Суэ на маленький островок Миядзима 宮島 («остров Храма») в Сэто-Найкай 瀬戸内海 (Внутреннем море), затем дождливой и ветреной ночью окружил его вдвое меньшим войском и нанес смертельный удар. Так, в 58-ми летнем возрасте, Мотонари стал повелителем западной Японии.
Остров Кюсю 九州 («девять областей»), располагавшийся к югу от владений Мори 毛利氏, к середине XVI века был поделен между тремя могущественными кланами – Отомо 大友氏 на северо-востоке, Рюдзодзи 龍造寺氏 на северо-западе и Симадзу 島津氏 на юге. Последние начали кампанию по завоеванию всего острова в 1556 году, захватив провинцию Осуми 大隅国 Осуми но куни («Страна Осуми») или 隅州 Гусю («провинция Осуми»), и в Хюга 日向国 Хюга но куни столкнулись с кланом Ито 伊東氏. Столица Ито, замок Садовара 佐土原城, был взят в 1578 году, и Симадзу вплотную придвинулись к границам Бунго 豊后国 Будзен-но Куни («страна Бунго»). Правителями Бунго с XII века были Отомо. Глава рода, Отомо Сорин 大友宗麟 (1530-1587 годы) присоединил к своим владениям север провинции Хюга и Будзэн и с 1558 по 1561 год провел несколько кампаний против Мори, владевших замком Модзи на северной оконечности Кюсю 九州. Однако Сорин не смог добиться спокойствия в своих владениях – вассалы семьи Отомо были ненадежны и много раз изменяли ему. В 1578 году армии Симадзу 島津氏 (30 тысяч человек) и Отомо 大友氏 (более 50 тысяч человек) встретились на реке Мимигава 耳川. Тавара Тикатака 田原親賢, командующий войском Отомо, атаковал Симадзу столь решительно, что те, потеряв множество командиров, дрогнули и отступили, но хладнокровный Симадзу Ёсихиса 島津義久 (1533-1611 годы) остановил своих самураев и ударил во фланг Отомо. Те были разбиты и бежали. Отомо Сорин 大友宗麟 вернулся в родную провинцию Бунго.
Еще одним врагом Симадзу оставался Рюдзодзи Таканобу 龍造寺隆信. Он приложил руку к падению дома Отомо 大友氏, отобрав у них в 1579 году провинцию Тикуго 筑後国 Тикуго но куни, и расправлялся с мелкими самурайскими кланами северо-запада Кюсю 九州. Когда угроза нависла над Арима Харунобу 有馬晴信 (1567—1612 годы), тот призвал на помощь Симадзу Ёсихиса 島津義久. Всего 3-х тысячное войско союзников окопалось на песчаной косе Окита-наватэ. 25 тысяч воинов Рюдзодзи наступали на них тремя колоннами, когда неожиданно были атакованы с фланга судами Арима, вооруженными португальскими пушками. Одна из колонн была смята, но другие продолжили наступление. Внезапно кучка меченосцев Симадзу ворвалась во вражеский лагерь и взяла голову Таканобу. Началась паника, солдаты Рюдзодзи побежали, а Симадзу стали владыками почти всего Кюсю.
Остров Сикоку 四国 («четыре земли») завоевала семья Тёсокабэ 長宗我部氏, мелких землевладельцев из Тоса 土佐国 Тоса но куни («Страна Тоса») или 土州 Досю («провинция Тоса»). Тёсокабэ Мототика 長宗我部元親 (1539-1599 годы) к 1573 году захватил всю провинцию Тоса, в 1579 году разбил армию клана Дои 土井氏, а в следующем году – Коно 河野氏, знаменитых еще с эпохи Намбокутё 南北朝時代 Намбоку-тё дзидай («период южного и северного дворов»), присоединив к своим владениям область Иё 伊予国 Иё но куни («Страна Иё») или 予州 Ёсю («провинция Иё»). В 1582 году Мототика присоединил Ава 阿房国 Ава но куни или Асю 阿州, а в 1583 - последнюю провинцию, Сануки 讃岐国, став единоличным правителем острова.
В центральных провинциях Японии, где не было свободных земель, даймё обладали примерно одинаковыми силами, и усиление кого-то из них мгновенно пресекалось слабым, но все-таки функционирующим сёгунатом. Поэтому местные феодалы не стремились расширить свои земли, а пошли по пути укрепления уже имеющихся владений. Характерный пример – провинция Этидзэн 越前国 или Эссю 越州, которой владел дом Асакура 朝倉氏 — потомки принца Кусакабэ, сына императора Тэмму. Асакура Такакагэ 朝倉孝景 (1428 — 1481 годы) настолько хорошо держал власть в своих руках, что почти 100 лет границы Этидзэн были неприступны. Он, кстати, оставил своим сыновьям ряд поучений, которые называют «Семнадцатью статьями Асакуры Тосикагэ» 朝仓敏景十七箇条 или «Настенными положениями Эйрина» 英林壁书. Асакура Тосикагэ 朝倉敏景 и Эйрин 英林 — это другие имена Асакуры Такакагэ, которому приписывают авторство «Статей». В положениях, в частности говорилось, что не следует домогаться дорогих и известных мечей, поскольку меч ценой в десять тысяч монет может быть побежден сотней копий по цене лишь в сто монет за каждое. В соседней провинции Мино 美濃国 или Носю 濃州 после войны Онин укрепился бывший торговец маслом Сайто Тосимаса или Сайто Досан 斎藤道三 (1494-1556 годы), принявший на старости лет монашество и сменивший имя. Человек крайне жестокий, прозванный мамуси – «гадюкой», полученному за измену сюзерену и частое использование военных хитростей, он правил провинцией твердой рукой и Мино подчинилась Ода Нобунага 織田信長 только после его смерти. Наконец, тремя провинциями на восточном берегу Японии, Суруга 駿河国, Тотоми 遠江国 и Микава 三河国, владел Имагава Ёсимото 今川義元 (1519-1560 годы). Близкий родственник рода Асикага 足利氏, он не был талантливым воином и администратором, но хороший урожай риса, который собирали его крестьяне, служил гарантией стабильности владений Имагава.
К середине XVI века кризис центральной власти был очевиден. Сёгуны из дома Асикага, полвека бывшие игрушками в руках своих бывших вассалов Оути 大内氏 и Хосокава 細川氏, а под конец и совсем безвестных Миёси 三好氏 и Мацунага 松永氏, потеряли контроль над событиями в стране. Тем не менее титул сёгуна и близость к императору оставались в глазах населения мандатом на управление Японией. Феодал, первым занявший столицу, автоматически становился властелином всей страны, естественно, если бы у него хватило ума и силы удержать эту власть. Оставался только один вопрос – кто рискнет первым двинуться на Киото 京都?
Центральные районы Японии
После смуты годов Онин-Буммэй контроль центральной власти над периферией ослаб. В конце 1480-х — начале 1490-х годов бакуфу 幕府 организовало два похода против Роккаку Такаёри 六角高頼, военного наместника (сюго) южной части провинции Оми 近江国 (центральный район Кинай), однако ожидаемого результата они не принесли. Бежавший в горы Такаёри всякий раз возвращал себе власть после ухода армии сёгуна.
Власть и авторитет сёгунов Асикага в период сэнгоку были подорваны. Почти все они оказались игрушками в руках своих вассалов и сановников и «царствовали, но не правили». Сёгуны в первой половине XVI века вынуждены подолгу были скитаться вдали от столицы, спасаясь от врагов. Им оставалось уповать только на тех вассалов бакуфу, которые из верности и благородства или желая использовать для упрочения своих позиций авторитет сёгуна, соглашались его поддержать или укрыть.
В 1493 году канрэй 管領 (своего рода «первый министр») Хосокава Масамото 細川政元 (1466 — 1507 годы) фактически совершил переворот, сместив Асикага Ёситанэ 足利義稙 и сделав сёгуном Асикага Ёсидзуми 足利義澄. В 1507 году сам Масамото был убит своими вассалами Косай Мотонага и Якусидзи Нагатада, недовольными его деспотической политикой. Произошел раскол в доме Хосокава — партия Хосокава Сумимото 細川澄元 (1489 — 1520 годы) поддерживала Ёсидзуми (сёгуна в Киото), партия Хосокава Такакуни 細川高国 — Ёситанэ (он же Ёсики) (смещённого ранее Масамото).
В 1509 году могущественный даймё из западных провинций Оути Ёсиоки 大内義興 (1477 — 1528 годы) выступил на стороне Асикага Ёситанэ 足利義稙 и двинулся во главе большой армии на Киото. Вместе с Хосокава Такакуни 細川高国 он восстановил на троне Ёситанэ. В 1511 году Асикага Ёсидзуми 足利義澄 умер.
Однако затем политическая ситуация осложнилась новой борьбой между двумя фракциями дома Хосокава. Во главе первой стоял Хосокава Такакуни 細川高国, предводителем другой был Хосокава Харумото 細川晴元 (1519 – 1563 годы). В 1518 году Оути Ёсиоки 大内義興 вернулся в свои владения и Такакуни стал фактически во главе бакуфу, занимая должности канрэй 管領 и сюго 守護 4-х провинций (Тамба 丹波国, Сэтцу 摂津国, Тоса 土佐国, Сануки 讃岐国).
В 1521 году Асикага Ёситанэ 足利義稙, фактически являвшийся марионеткой в руках Такакуни, бежал на Авадзи 淡路国, а затем в землю Ава 阿房国, где и умер. Тогда Такакуни посадил на его место Асикага Ёсихару 足利義晴 (сына покойного Ёсидзуми). Но в 1527 году всемогущий канрэй, атакованный войсками Миёси Мотонага 三好元长 и Хосокава Харумото 細川晴元, вынужден был бежать из Киото. В 1531 году в Сэтцу Хосокава Такакуни 細川高国 вынужден был покончить с собой. Фактическим главой военного правительства стал Хосокава Харумото 細川晴元. Но в 1543 году в борьбу с ним вступил Хосокава Удзицуна 細川氏綱 (1514 – 1564 годы), объявивший себя преемником Такакуни.
На сторону Удзицуна переметнулся могущественный вассал Харумото — Миёси Нагаёси 三好長慶 (1522 – 1564 годы), старший сын Миёси Мотонага 三好元长. В 1548 году последний изгнал из столицы сёгуна Ёсихару и Хосокава Харумото 細川晴元. Миёси Нагаёси превратился в самого сильного феодала центральных провинций Японии. Сферой его преобладающего влияния были провинции Ямасиро 山城国, Сэтцу 摂津国, Кавати 河内国, Идзуми 和泉国, Тамба 丹波国, Авадзи 淡路国, Ава 阿房国, Сануки 讃岐国. Однако легитимность власти Нагаёси, порвавшего с сёгуном и отказавшегося искать ему замену, была слабой. Он вынужден был постоянно отражать атаки врагов. В 1552 году Нагаёси примирился с сёгуном, но в следующем году вражда возобновилась.
В 1558 году Миёси Нагаёси 三好長慶 примирился с сыном Ёсихару, новым сёгуном Асикага Ёситэру 足利義輝. В 1564 году тонкий ценитель рэнга Нагаёси умер. Асикага Ёситэру 足利義輝 был сильной личностью и к тому же прекрасно владел мечом. Он часто перечил фактическим наследникам Нагаёси — трем его родичам (Миёси Масаясу 三好政康, Миёси Нагаюки 三好長逸 и Иванари Томомити 岩成友通 — так называемым 三好三人衆 «Миёси саннинсю»), с которыми первоначально в тесном союзе состоял Мацунага Хисахидэ 松永久秀, один из вассалов Нагаёси. В 1565 году воины Миёси саннинсю 三好三人衆 напали на Асикага Ёситэру 足利義輝, который, мужественно сражаясь, пал в неравной борьбе. Кандидатом на роль преемника стал Асикага Ёсихидэ 足利義秀, который однако вскоре вынужден был покинуть столицу под давлением Миёси Масаясу 三好政康.
В 1566 году Мацунага Хисахидэ 松永久秀 вступил в войну с Миёси саннинсю 三好三人衆. Тем временем Асикага Ёсиаки 足利義昭, брат погибшего в борьбе с наследниками Миёси Нагаёси 三好長慶 сёгуна, стал претендовать на роль его наследника. Он вернулся в мир после пострижения в монахи и призвал на помощь могущественных даймё Мори Мотонари 毛利元就, Такэда Харунобу Сингэн 武田信玄, Уэсуги Тэрутора 上杉輝虎 и Ходзё Удзимаса 北条氏政. В 1568 году сёгуном провозгласил себя Асикага Ёсихидэ 足利義秀, который однако вскоре умер из-за болезни, пробыв «великим полководцем — покорителем варваров» всего 7 месяцев (с февраля по сентябрь 1568 года). В том же 1568 году Ёсиаки стал 15-м и последним сёгуном при поддержке даймё из провинции Овари Ода Нобунага 織田信長.
Сэнгоку даймё 戦国大名
Сёгунат Асикага в конце XV — первой половине XVI вв. утратил контроль над большей частью территории страны. Настоящие правители из дома Хосокава 細川氏 или клана Миёси 三好氏, меняя по своей воле сёгунов, никак не могли (да и не желали) влиять на ситуацию в японских провинциях (кроме центрального района Кинай). На периферии тем временем возникли княжества, основанные сэнгоку даймё 戦国大名 («даймё эпохи гражданской войны»). Сэнгоку даймё происходили как от прежних военных наместников сюго 守護, так и были выходцами из рядов провинциальных магнатов. Некоторые сэнгоку даймё, как, например, Сайто Досан 斎藤道三 (1494 — 1556 годы), прозванный мамуси – «гадюкой», были неблагородного происхождения. Они вели между собой нескончаемые войны за территорию. Де-факто они были независимыми от сёгуна правителями своих земель, лишь формально получая от него титулы (часто в обмен на богатые подарки). Некоторые даймё самостоятельно приняли для своих владений особые кодексы законов — бункокухо 分国法. Факт принятия таких сводов законов как Имагава канамокуроку (создан Имагава Удзитика 今川氏親 (1473-1526 годы), дополнен Имагава Ёсимото 今川義元) и Косю хатто-но сидай (введён Такэда Сингэн 武田信玄) отражал усиление власти даймё. В то же время появление уложения законов могло свидетельствовать и об ослаблении позиций даймё. Наряду с кодексами законов правители княжеств создавали наставления и поучения для своих наследников и потомков, а также родичей и вассалов (какун). До нас дошли наставления Ходзё Соуна 北条早雲, Асакура Такакагэ 朝倉孝景 (1428 — 1481 годы) и так далее.
Внутренняя политика сэнгоку даймё предвосхитила многие реформы Токугава Иэясу 徳川家康, объединителя Японии. Размеры княжеств могли варьироваться: от нескольких уездов до нескольких провинций.
Даймё вели беспрестанные войны между собой до самого объединения страны под жесткой рукой Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉.
В это время себя проявили великие полководцы, такие как Такэда Сингэн 武田信玄. Когда Сингэн умер, Иэясу так вспоминал о нём в разговоре со своими вассалами:
Такие выдающиеся полководцы, как Сингэн рождаются редко. Я с детства во многом желал быть похожим на него. Именно Сингэн является для меня учителем войны. |
Прекрасно, когда в соседней стране есть сильный врагоду Это вынуждает твое сердце быть осторожным, старательным и взвешенным в каждом шаге. Благодаря этому управление [собственной страной] нормализуется, а правящий дом сплачивается. Когда же по соседству сильного врага нет, никто не будет интересоваться военным делом. И верхи, и низы [собственной страны] будут пренебрегать друг другом. Страх и стыд исчезнет из их сердец и [страна] ослабеет. |
Потому нет причин радоваться из смерти такого враждебного полководца как Сингэн. |
Также в период Сэнгоку было впервые массово применено огнестрельное оружие (аркебузы). Но это случилось не в 1575 году во время знаменитой битвы при Нагасино 長篠の戦い (Нагасино-но татакай), в которой участвовали войска сына Такэда Сингэн — Такэда Кацуёри 武田勝頼, а его противниками была объединённая армия Токугава Иэясу 徳川家康 и Ода Нобунага 織田信長. В этом сражении аркебузы не применялись массово. Из 18 тысяч солдат объединенного войска Ода-Токугава только 1 тысяч была вооружена аркебузами. Как указывает знаток японской военной истории Стивен Тёрнбулл (Stephen Turnbull. Nagashino 1575: Slaughter at the barricades. Osprey Publishing Ltd. 2000), в Японии португальские аркебузы появились в 1543 году. Впервые же аркебузы были применены воинами Мураками Ёсикиё 村上義清 в сражении при Уэдахара 上田原の戦い в 1548 году, когда Такэда Сингэн 武田信玄 потерпел от него поражение. Однако это были не португальские, а китайские аркебузы. Португальские аркебузы были впервые «опробованы на деле» Симадзу Такахиса 島津
Что касается императоров тэнно 天皇, то после войны Северного и Южного дворов в XIV веке, а затем укрепления власти сёгунов Асикага в XV веке, от их былой политической власти и экономического могущества почти ничего не осталось. Однако сохранялся их важный символический статус в рамках синто 神道. В 1500 году шесть недель не находилось средств, чтобы должным образом организовать похороны императора Го-Цутимикадо 後土御門天皇. Всё это время августейшее тело пребывало во дворце. А затем в течение 20 лет не могли найти средств для организации церемонии вступления на трон его преемника Го-Касивабара 後柏原天皇 (такой пример упадка власти тэнно приведен в книге cэра Джорджа Бэйли Сэнсома — английского дипломата и историка, специалиста в области исследования Японии на западе, члена орденов Британской империи, Святого Михаила и Святого Георгия - Sir George Bailey Sansom, GBE, KCMG (28 November 1883 – 8 March 1965) ).
Другой тэнно Го-Нара 後奈良天皇 будто бы обитал в деревянной хижине вместо дворца, а дети лепили пирожки из грязи около его дверей. Из-за крайней нужды он продавал прохожим свои автографы, а питаться ему приходилось рисовыми пирожками и собачьим супом.
Экономика в период Сэнгоку
Ещё одной важной особенностью Сэнгоку дзидай 戦国時代 является отмеченный в это время некоторый экономический рост. Даймё всеми силами стремились укрепить свое могущество, пополнить казну, усовершенствовать налоговую систему и увеличить собственные вооруженные силы. В результате активизировались торговые отношения и возникли первые коммерческие центры, такие города как Сакаи 堺, Хёго 兵庫 (нынешний Кобе 神戸), Кувана 桑名 и Хаката 博多, Ямагути 山口 (провинция Суо 周防国), Ономити 尾道 (провинция Хиго 肥後国). Столица же — Киото 京都 — стала национальным промышленным и коммерческим центром. Развитие городов в торговом и ремесленном отношении вело их к приобретению политической автономии. В 1543 году бакуфу берет заём у купцов из Сакаи, обеспеченный налогами с владений Асикага. Городу были дарованы многие привилегии. Однако степень автономии Сакаи 堺 и других городов была ниже по сравнению с обширными правами вольных городов Западной Европы. Росту богатства таких приморских городов как например Сакаи и Хёго способствовала торговля с империей Мин 大明帝國.
Большинство из активно развивавшихся городов находились на землях храмов или знатных аристократов или воинов. Так порт Хёго 兵庫 первоначально был частью вотчин (сёэн) Фудзивара, а позднее перешел во владение храма Кофуку-дзи 興福寺 (Нара 奈良).
По всей Японии возникали гильдии и корпорации торговцев и ремесленников - дза. Дза 座 или ざ («сидение», «место заседаний») — средневековые самоуправляемые корпорации, существовавшие с периода Хэйан до периода Мэйдзи. Среди них выделяют несколько видов: торгово-ремесленные и транспортные дза (аналоги европейских средневековых цехов), художественные и театральные дза (прихрамовые труппы), крестьянские дза (сельские советы) и монетные дза (монетные дворы). Эти объединения как правило находились под протекцией храмов или военной либо придворной знати, за что вынуждены были платить. Так монастырь секты Тэндай 天台宗 на горе Хиэй патронировал владельцев складов, святилище Ивасимидзу Хатимангу 石清水八幡宮 — торговцев маслом. Как правило, члены дза обладали монопольными правами на сбыт или продажу каких-либо товаров в определённом районе.
Торгово-ремесленные и транспортные дза
Дза формировались из японских торговцев, ремесленников и перевозчиков, которые объединялись в союзы по профессиональному признаку для увеличения прибыли от своего рода деятельности. Такие объединения, чтобы получить божественную или светскую протекцию своим действиям, признавали своими покровителями императорский двор тэнно 天皇, аристократов кугэ 公家, буддийские храмы, синтоистские святилища или сёгунат. В обмен на исполнение членами дза фиксированных повинностей или уплаты определённой части прибыли в пользу покровителя, последний давал дза монопольное право на производство, коммерческие операции и перевозку в пределах определённой территории, которая была подконтрольна ему, а также привилегию на сбор портовых платежей и дорожных пошлин в ней. Несмотря на формальную зависимость от своего покровителя, дза имели широкую внутреннюю автономию и разветвлённую систему рангов и должностей.
Одним из древнейших примеров дза является Ясэ-дза, созданный в 1092 году под покровительством храма Сёрэнъин в Киото, и Кадзи-дза (кузнечный цех), созданный в 1118 году под покровительством храма Тодайдзи в Наре.
С XIII века, в связи с углублением разделения труда и развитием товарооборота, дза начали организовываться по всей Японии. Хотя процесс оформления профессиональных корпораций принял общегосударственный масштаб, на протяжении следующих пяти веков наибольшее количество дза концентрировалось в столичном регионе Кинай. Причиной этого было то, что император и аристократы, которые выступали покровителями корпораций, жили преимущественно в японской столице Киото, центры основных буддийских школ также были собраны именно здесь.
Среди торгово-ремесленных объединений, которые охранялись центральной властью, а именно монаршим домом, и имели свои главные ячейки рядом с Киото, были Компай-дза (цех красильщиков индиго), Сюкуси-дза (бумажный цех), Отонэри-дза (ткацкий цех), Каётё-дза (цех носильщиков паланкинов), Хитарэ-дза (костюмный цех). В Исе находилась особенная корпорация — Суйгин-дза (ртутный цех), а под наблюдением императорского казначея пребывало отдельное объединение литейщиков в провинции Кавати.
Среди дза, которые патронировались аристократами, известны Хакуя-дза (цех позолоты) рода Коноэ, Сио-авасэмоно-дза (рыбный цех) рода Саёндзи, Аосо-дза (прядильный цех) рода Сандзёниси. Большинство таких корпораций располагались в районе Ситэнно-дзи 四天王寺 («храме Четырёх небесных владык»), провинциях Оми 近江国 и Этиго 越後国.
Немало профессиональных объединений работали под покровительством синтоистских святилищ. Среди них самыми крупными были Абура-дза (масляный цех) Ивасимидзу Хатимангу в городке Оямадзаки 大山崎, Сакэкодзи-дза (цех сакэ) священнослужителей Китано дзиндзя в западном Киото, корпорации Вата-дза (хлопковый цех), Нэригину-дза (шёлковый цех) и Дзайки-дза (деревообрабатывающий цех) Гион дзиндзя, Сомэн-дза (цех лапши) и Карагаса-дза (цех китайских головных уборов) Касуга Тайся в Наре 奈良 и Сио-дза (солеварный цех) Хиёси дзиндзя в городе Оми-Хатиман.
Буддийские храмы и монастыри также покровительствовали группам дза. Монастырь Энряку-дзи 延暦寺 из Сакамото был формальным патроном Оби-дза (цеха поясов), Гофуку-дза (цеха кимоно) и Ками-дза (бумажного цеха). Монастырь Кофуку-дзи 興福寺 из Нары покровительствовал Абура-дза (масляному цеху), Сио-дза (солеварному цеху), Доки-дза (гончарному цеху), Мокумэн-дза (хлопковому цеху) и Итаконго-дза (обувному цеху). Монастырь Ситэнно-дзи 四天王寺 из Кавати 河内国 был над Мусиро-дза (цехом соломенных подстилок) и Ками-дза (бумажным цехом).
Объединение кузнецов-мечников Татия-дза, находившееся в Киото, было под контролем сёгуната.
Существовали редкие случаи, когда ремесленные корпорации объединялись под эгидой сельских храмов, как Кодзи-дза (цех сакэ) в провинции Идзуми 和泉国 в селении Куротори.
В XVI веке, в период междоусобиц, торгово-ремесленные и транспортные профессиональные объединения дза постепенно ликвидировались провинциальными правителями даймё, которые ради роста своей хозяйственной силы способствовали свободной торговле в форме свободных и ежедневных ярмарок ракуити и свободных цехов ракудза. С началом периода Эдо 江戸時代 (1603—1867 годы) только небольшое количество крупных дза смогли уцелеть. Большинство из них переоформились в так называемые акционерные общества кабунакама 株仲間 или かぶなかま («общество с акциями»), которые монопольно управляли экономикой страны до средины XIX века. Крупнейшие из них превратились в монопольные синдикаты Японской империи — дзайбацу 財閥 (буквально: «собственность» — японский термин, означающий «денежный клан» или конгломерат) и кэйрэцу 系列 (буквально: «система», «серия», «ряд», «иерархический порядок») XIX—XX веков.
Художественные и театральные дза
В XIII—XIV веках музыканты, танцоры и певцы, которые выступали во время праздников и молебнов в крупных буддийских монастырях и синтоистских святилищах, также образовывали свои профессиональные объединения, называвшиеся дза. Такие объединения чаще всего пребывали под покровительством крупных монастырей и святилищ и получали от них монопольное право на проведение художественных и музыкальных мероприятий на территориях, которые определялись покровителем.
Особенно были известны четыре художественные корпорации, которые находились под патронатом Касуга дзиндзя — это Тоби-дза (позднее Хосё-дза), Юдзаки-дза (позднее Кандзэ-дза), Сакато-дза (позднее Конго-дза) и Эмман-дза (позднее Компару-дза). Кроме них были известны также объединения музыкантов под патронатом монастыря Ситэнно-дзи 四天王寺 и корпорация исполнителей танцев льва под покровительством святилища Гион дзиндзя. Также по всей Японии существовали разнообразные дза музыкантов и танцоров, которые одновременно занимались проповедованием и гаданием. Такие дза подчинялись столичному аристократическому Цутимикадо.
Начиная с конца XVI века большинство вышеупомянутых дза превратились в театральные труппы, дав начало школам японского театра но 能 (буквально: «мастерство, умение, талант»), а с XVII века — кабуки 歌舞伎 (буквально: «песня, танец, мастерство», «искусное пение и танцы»). Самые известные из них существуют по сей день под патронатом японского правительства, сохраняя свою средневековую иерархию и традиции исполнения театральных произведений.
Сельские дза
Со средины XIII века японские крестьяне создали свою форму самоуправления, которая называлась со 惣 — «союз». Она объединяла одно или несколько сёл района. Центром такого союза выступало районное синтоистское святилище или буддийский храм. Организацией праздников при этих учреждениях заведовала независимая сельская корпорация или совет — сон-дза (сельская дза), которая одновременно была главным руководящим органом вышеупомянутого сельского «союза» со.
Членами сельских дза были только мужчины из богатейших слоёв села. В зависимости от региона, они составляли единую корпорацию, где все имели равные права, или подразделялись на три возрастных группы — хон-дза (основная дза), син-дза (новая дза) и маго-дза (дза внуков). По принципу старшинства в сельской дза выбирали главу — дзато, который на протяжении года отвечал за организацию и проведение мероприятий «союза», а также заведовал её хозяйством. В качестве советников ему помогали сельские старшие жители отона и старейшины тосиёри. Сельская молодёжь вакасю имела право проверять деятельность дза, несла ответственность за охрану «союза» и следила за порядком во время праздников.
Сельская дза распоряжалась совместным имуществом сельского «союза», его водами и лесами, устанавливала правила и нормы поведения сёлах в виде законов окитэ, а также организовывала суды над нарушителями этих правил и норм и исполняла вынесенные приговоры. Все решения дза принимались коллегиально, на советах большинством голосов.
Начиная с XVII века средневековые самоуправляемые «союзы» со начали ликвидироваться силами сёгуната, который стремился полностью подчинить себе сёла. Это привело к выделению составляющих «союза» — малых сёл комура и «ограждений» гакиути — в отдельные самодостаточные сельские общины. Вместе с этим происходила трансформация сельских дза, право членства в которых получило всё мужское население поселения, независимо от достатка. Подобные перемены привели к постепенной формализации института сельских дза и их превращению в общесельские советы.
Другие дза
В период Эдо (1603—1867 годы) большинство средневековых торгово-ремесленных дза были распущены или трансформировались в корпорации нового типа — кабунакама 株仲間 или かぶなかま («общество с акциями»). Сёгунат сохранил название дза только за учреждениями, которые занимались изготовлением золотых и серебряных монет (Кин-дза и Гин-дза), весов (Хакари-дза), мер (Масу-дза), а также продавцами-монополистами риса (Комэ-дза). Такие дза пребывали под непосредственным контролем самурайского правительства.
В конце XIX века некоторые из них трансформировались в современные институты: Кин-дза была превращена в Монетный двор, а Хакари-дза — в Ведомство стандартов Японии.
Некоторым препятствием для развития торговли были многочисленные таможни и большое количество таможенных поборов во всех княжествах. Свою заставу стремился поставить практически каждый храм, землевладелец (будь то воин или столичный аристократ), чтобы взимать сборы с проезжавших мимо купцов, паломников или путешественников.
Культура периода Сэнгоку
В период Сэнгоку развивалась национальная культура. Дзэнские монахи несли свои знания в воинское сословие. Развивались различные направления искусства, необычайно популярными становятся в то время классическая китайская поэзия канси 康熙 и живопись суйбокуга 國畫. Владение хотя бы одним из этих искусств считается для воина если не обязательным, то желательным. Рэнга 連歌 (буквально: «совместное поэтическое творчество») и хайку 俳句 становятся классическими японскими видами искусства. Развиваются национальный театр, музыка, расцветает искусство чайной церемонии тяною 茶の湯 или «Пути чая» («Искусство чая») - тядо 茶道.
Новый взлет переживает аскетичная и прекрасная в своей простоте архитектура. Дзэнские сады камней и песка карэсансуй 枯山水 (буквально: «сухие горы и воды»), также сэкитэй 石庭 (буквально: «каменный сад») возникают именно в период Сэнгоку. Растут объёмы книгопечатания и очень популярными становятся книги, в том числе «Отоги-дзоси» 御伽草子 («занимательные рассказы») — сборник моралистических историй и «Кангисю» — сборник популярных песен.
Завершение периода Сэнгоку дзидай 戦国時代
В 1560 году на Киото двинулось войско Имагава Ёсимото 今川義元. Он хорошо подготовился к войне – 25-ти тысячная армия была отлично вооружена и дисциплинирована, а тылы прикрыты: кланы Ходзё 北条氏 и Такэда 武田氏 воевали с Уэсуги Кэнсин 上杉謙信. Ёсимото не хватало военного опыта, но и Киото казался не слишком далеким – от него отделяло всего три провинции. Ближайшей, Овари 尾張国, владел молодой Ода Нобунага 織田信長. С армией всего в несколько тысяч, он совсем не выглядел серьезным противником. Ёсимото легко взял два пограничных форта Ода, и наслаждался победой, осматривая отрубленные головы. Посреди летнего дня внезапно разыгралась гроза, и под проливным дождем и ураганным ветром в ставку Ёсимото близ деревни Окэхадзама ворвались 2 000 самураев Нобунага. Сам Ёсимото был заколот копьеносцем, а его армия бежала.
Ода Нобунага 織田信長, всю свою жизнь проведший в жестокой борьбе с соседями, был рад смерти опасного врага. Но еще больше радости принес ему новый союзник. Мирный договор с Нобунага заключил Токугава Иэясу 徳川家康, ранее служивший под знаменами Имагава Ёсимото 今川義元 и имевший права на провинцию Микава 三河国. Оставив Иэясу разбираться с восточными противниками, Нобунага обратил свой взгляд на запад – в конце концов, его от Киото отделяли только две провинции, Мино 美濃国 и Оми 近江国. Пока был жив Сайто (Тосимаса) Досан 斎藤道三, о покорении Мино было нечего и думать, однако он скончался в 1556 году. В 1564 году Нобунага штурмом взял Инабадзё 因幡城, родовой замок семьи Сайто 斉藤氏. При этом прославился один из военачальников Нобунага, Хасиба (Тоётоми) Хидэёси 豊臣秀吉, переправившись с отрядом через широкий ров с водой и атаковав задние ворота. Этому триумвирату, Нобунага, Хидэёси и Иэясу, суждено было покорить всю Японию.
В ноябре 1568 году Нобунага триумфально вошел в Киото 京都. У него был хороший повод – за помощью к нему обратился Асикага Ёсиаки 足利義昭, сын злодейски убитого в 1565 году сёгуна Ёситэру. Победитель выстроил два роскошных дворца, для сёгуна и для императора, продемонстрировав свою преданность трону. В глазах большинства феодалов, однако, он был не более чем выскочкой, временщиком, которого следовало приструнить. Врагов у Нобунага было множество – воинствующие сектанты Икко к югу от Киото, Такэда и Уэсуги на востоке и Мори на западе. Первыми же выступили северные соседи Нобунага – семьи Асаи и Асакура.
В 1570 году союзная армия Асакура Ёсикагэ и Асаи Нагамаса в 20 тысяч человек встала напротив войск Нобунага и Иэясу, у которых было 28 тысяч воинов. Противники сошлись в водах мелкой и широкой реки Анэгава. Отряд Асаи чуть не прорвался к ставке самого Нобунага, но был вовремя отбит силами Иэясу. Отступив с поля боя, Асаи и Асакура укрылись в своих провинциях. Разгромив северян, Нобунага кинулся на юг, против последнего «кукловода» сёгунов Асикага – Миёси Токэй, которого поддержали Икко-икки. Ода Нобунага 織田信長 метался, зажатый врагами со всех сторон, когда у него в тылу поднялись монахи Энряку-дзи. Разъяренный диктатор окружил эту обитель веры 30 тысячами солдат и началась бойня. Самураи поднимались по склонам горы, сжигая все на своем пути и не щадя ни единой жизни. Так в 1571 году был разрушен один из старейших и наиболее почитаемых в Японии монастырей.
Следующая опасность пришла с востока. В октябре 1572 году на столицу двинулся Такэда Сингэн 武田信玄. Осадив несколько крепостей Токугава Иэясу 徳川家康, Сингэн встретился с ним на равнине Микатагахара. Маленькое войско Токугава было разбито, сам Иэясу, чудом избежав смерти, бежал в свой замок Хамамацу. От штурма и верной гибели его спасла военная хитрость – приказав зажечь все огни и распахнув ворота, он привел противника в замешательство. Генералы Такэда, опасаясь засады, остановили наступление. Но это принесло только временную передышку. Весной Сингэн снова начал наступление, но внезапно заболел и скончался.
Воодушевленный его гибелью, Нобунага уничтожил Асаи и Асакура, взял укрепленный монастырь Нагасима секты Икко и осадил их главную крепость Исияма Хонгандзи. Осада была неудачной. Блокировать крепость с моря не удалось – осажденным подвозили продовольствие суда Мори, имевших лучший флот из всех княжеств. Нобунага выстроил несколько тяжелых, покрытых листовым железом и вооруженных крупнокалиберными аркебузами кораблей, но все-таки организовать полную блокаду монастыря не смог. Исияма Хонгандзи пал только в 1580 году.
Но до этого состоялась одна из самых примечательных битв не только в японской, но и мировой истории. В 1575 году против Нобунага выступил сын покойного Сингэн, Такэда Кацуёри 武田勝頼信 (1546-1582 годы). Две армии сошлись на равнине близ замка Нагасино. Нобунага в полной мере продемонстрировал свой военный талант, сделав ставку на мощь огнестрельного оружия. Великолепная кавалерия Такэда была уничтожена аркебузным огнем почти полностью. Единственным противником на востоке остался Уэсуги Кэнсин 上杉謙信, и после его смерти Нобунага двинул войска на запад, против могущественных Мори. Но его планам не суждено было осуществиться. В 1582 году случился Инцидент в храме Хонно-дзи во время которого Акэти Мицухидэ 明智光秀, предав своего господина, напал на него в храме, в Киото 京都. После смерти Нобунаги начались споры между видными военачальниками за пост правителя объединённой страны.
Мицухидэ правил недолго – узнав о смерти Нобунага, Хасиба (Тоётоми) Хидэёси 豊臣秀吉, воевавший на западе страны с Мори, тут же заключил мирный договор и кинулся к столице. Собрав около 40 тысяч человек, он разбил 16 тысяч солдат Акэти Мицухидэ в битве при Ямадзаки. Мицухидэ бежал с поля битвы, но был пойман крестьянами и забит насмерть. Посмертно он получил прозвище «тринадцатидневный сёгун».
Итак, снова встал вопрос более чем двадцатилетней давности – кто будет править Японией? Хидэёси, может быть, самый умелый полководец Нобунага, не был самым популярным. Кроме того, у Нобунага оставались несколько сыновей, и один из них, Нобутака, был очень привязан к другому полководцу отца, Сибата Кацуиэ. Они объявили войну Хидэёси. В начале 1583 году авангарды обеих армий, каждый в 6-7 тысяч человек, сошлись на узком перешейке между озерами Бива и Ёго, у форта Сидзугатакэ. Шел снег, фитили аркебуз гасли, и завязалась кровавая схватка копейщиков. Хидэёси победил, и его самураи осадили замок Кацуиэ. Закатив предсмертную пирушку, тот покончил с собой, и его примеру последовали около 80 домочадцев.
Тем временем Токугава Иэясу 徳川家康, укрывшись в своих владениях, размышлял, не примерить ли корону и ему. В следующем году он выступил против 80 тысяч солдат Хидэёси всего с 20 тысячами человек. Противники укрылись за линиями фортов и две недели наблюдали друг за другом, пока отряд Хидэёси под командой Икэда Нобутэру не отправился пограбить родную провинцию Иэясу Микава. Токугава немедленно выступил всеми силами и разбил Нобутэру у деревни Нагакутэ. Но против всего войска Хидэёси он был бессилен. Следуя благоразумию, Иэясу подчинился Хидэёси.
Так в 1585 году Хасиба Хидэёси овладел всей центральной Японией. На западе у него был мирный договор с Мори, на востоке – с Токугава. С такими союзниками можно было замахнуться на большее. Первым пал остров Сикоку. Три корпуса Хидэёси, в 20 тысяч, 15 тысяч, и 25 тысяч человек высадились на остров с трех разных направлений. Тёсокабэ Мототика был окружен и отступил в свои владения. Хидэёси щедро оставил ему родную провинцию Тоса, а остальные поделил между своими соратниками.
Следующим был остров Кюсю 九州. Симадзу казались грозными противниками. За два десятилетия они подчинили весь остров и не собирались его отдавать. Кроме того, жители Кюсю 九州 традиционно видели в центральной власти непримиримого врага и в случае необходимости могли встать против завоевателя как один человек. Но Хидэёси нашел лазейку – его попросили о защите загнанные в свои земли Отомо. Хидэёси собрал огромную армию в 300 тысяч человек, и, как и в предыдущем случае, высадился с нескольких направлений. После кровопролитных сражений у замков Фунай, Такасиро и Садовара армия Симадзу в 100 тысяч человек отступила в провинцию Сацума на юге острова. Мудрый Хидэёси привлек на свою сторону всех союзников Симадзу, и те, оставшись с диктатором один на один, сдались. Симадзу Ёсихиса постригся в монахи. Провинции острова опять были поделены между полководцами Хидэёси.
Теперь он обратился на восток. Восемь провинций Канто еще держали в своих руках Ходзё, засевшие в неприступном Одавара. Хидэёси, впрочем, и не собирался его брать. Собрав около 210 тысяч воинов, против которых Ходзё едва могли выставить 44 тысяч, Хидэёси осадил Одавара. Три месяца осаждавшие пили сакэ, устраивали чайные церемонии и играли в шашки, пока отчаявшийся Ходзё Удзимаса 北条氏政 не покончил с собой. Канто подчинилось Хидэёси. В том же году власть Хидэёси признал последний противник, даймё северной провинции Муцу Датэ Масамунэ, самоуверенный и жестокий – после того, как на его земли вступило 200 тыс. войско. Так, через восемь лет после смерти Ода Нобунага 織田信長, овладевшего Киото и центральными провинциями, Хидэёси стал правителем всей Японии. Он получил от императора аристократическую фамилию Тоётоми, но сёгуном никогда не был – не позволяло низкое происхождение. Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉 скончался в 1598 году, оставив малолетнего наследника и совет из пяти регентов, которому поручил присматривать за сыном – и друг за другом.
К моменту смерти Хидэёси самым богатым даймё был Токугава Иэясу 徳川家康. Последний из великой троицы, он решил изменить завещанию Хидэёси. В 1600 году Япония разделилась на два лагеря. За Иэясу, старого солдата и соратника великих Нобунага и Хидэёси, стояли опытные, верные командиры Ии Наомаса, Хонда Тадакацу, и молодые, но не менее опытные Като Киёмаса, Курода Нагамаса, Хосокава Тадаоки. В тылу у него оставался Уэсуги Кагэкацу, сохранивший верность наследнику Хидэёси. Западный лагерь возглавлял придворный Хидэёси, Исида Мицунари. У него не было такого военного опыта, как у Иэясу, но его поддержали ветераны Корейской войны – Мори Тэрумото, его лучшие полководцы Кобаякава Хидэаки и Киккава Хироиэ, Тёсокабэ Моритика, сын Мототика, Симадзу Ёсихира и Кониси Юкинага. Решающее сражение произошло 21 октября 1600 году у деревушки Сэкигахара. Численность Западной армии составляла 80 тыс.чел., Восточной – 74 тыс. чел. Оба войска бились не на жизнь, а на смерть. Исход сражения решил стоявший на правом фланге Западной армии Кобаякава Хидэаки. Он заключил тайное соглашение с Иэясу и во время сражения нанес удар во фланг армии Мицунари. Битва завершилась победой Иэясу. Теперь, после многих лет ожидания, у его ног лежала вся Япония.
Среди историков нет единого мнения относительно хронологических рамок Сэнгоку дзидай 戦国時代. Есть точка зрения, согласно которой конец сэнгоку следует датировать 1573 годом, когда последний сёгун из династии Асикага (Асикага Ёсиаки 足利義昭) был изгнан Нобунага из Киото 京都. Однако фактически в 1573 году, и, тем более, в 1568 году, Нобунага был лишь одним из вероятных претендентов на роль фактического правителя Японии. Кто знает, стал бы он объединителем страны, если бы в 1573 году выдающийся полководец Такэда Сингэн 武田信玄 не умер, а продолжил бы исполнение приказа Ёсиаки по усмирению Нобунага.
Существует точка зрения о том, что Ода Нобунага 織田信長 практически завершил объединение страны. Однако на момент его смерти в 1582 году огромные области оставались ему неподконтрольны — остров Кюсю 九州, где стремительно росло могущество клана Симадзу 島津氏, остров Сикоку 四国, которым завладел дом Тёсокабэ 長宗我部氏. В западных провинциях Нобунага и его полководцы вели изнурительную войну с кланом Мори 毛利氏. В области Канто господствовал дом Ходзё 北条氏, а на севере — Датэ 伊達氏 (не будем упоминать других японских даймё, не столь могущественных). Концом периода сэнгоку многие также считают 1590 год, когда после осады огромной армией Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉 пал замок Одавара 小田原城 — столица княжества Ходзё (Го-Ходзё). В марте 1590 года Тоётоми Хидэёси вместе с огромным войском, численностью более 20-ти тысяч человек, окружил замок. Осада длилась в течение 100 дней, во время неё Ходзё Удзимаса покончил жизнь самоубийством и обороной руководил Нагатика Нарита 成田長親, у которого на тот момент осталось не более 500 воинов. Так в июле 1590 года замок был захвачен Тоётоми Хидэёси, а клан Ходзё — уничтожен. По мотивам исторической осады в 2011 году снят японский фильм «Плавающий замок» 傀儡之城.
Сохранилось письмо, написанное Хидэёси в лагере под Одавара-дзё своей жене:
Теперь мы удерживаем врагов как птиц в клетке, поэтому, пожалуйста, не беспокойся… Мы встали в двухстах или трёхстах метрах, окружили Одавара двойным рвом, и не позволим бежать ни единому человеку. Все воины восьми восточных провинций заперты внутри, и если мы разрушим Одавара, дорога в Дэва и Муцу открыта. Это треть всей Японии, и хотя я старею, я должен думать о будущем и сделать всё для страны. Поэтому я намерен совершить славные дела и готов к долгой осаде, с запасами, и золотом, и серебром в изобилии, чтобы вернуться со славой и оставить о себе добрую память. Я желаю, чтобы ты поняла это и рассказала всем.(17 мая 1590 года)