Якудза やくざ

Якудза ヤクザ или やくざ, известные также как гокудо 極道 — члены соперничающих между собой групп традиционной организованной преступности в Японии, а также общее название таких групп. Согласно книге рекордов Гиннесса в наши дни якудза являются самым значительным криминальным феноменом в мире.

Иностранная пресса обычно называет якудза «японской мафией». В любой стране живут не только законопослушные граждане и преступность есть везде - однако далеко не во всей странах она принимает подлинно организованный характер, когда криминальная организация контролирует легальный бизнес, власть в ней может передаваться по наследству, а значение банде придают официальные структуры.

Из всех своих аналогов (триады Юго-Восточной Азии, итальянской мафии, американских гангстеров, российских братков) японские якудза やくざ - пожалуй, самые организованные и законопослушные, как это ни странно звучит в приложении к преступникам. Возможно, это связано с тем, что верховная власть в Японии всегда ставила своей задачей контроль над страной, часто закрывая глаза на способы, которыми достигался мир и спокойствие.

Полиция и власть контролируют легальный бизнес, якудза - нелегальный и полулегальный. Якудза не ссорились с властью, власть неофициально и даже иногда официально поддерживала их - лишь бы был порядок. Современные якудза гордо возводят свою историю к трем группам полукриминальных сообществ средневековой Японии: городским стражам мати-ёкко 町奴, коробейникам тэкия 的屋 и профессиональным игрокам бакуто 博徒.

Мати-ёкко 町奴

После установления в начале XVII века правления Токугава в стране наступил долгожданный мир. Однако далеко не все были этим довольны. Полмиллиона самураев, воинов с боевым опытом, оказались на улице в результате сокращения штатов в армиях сёгуна и даймё. Не имея других средств к существованию, многие из них стали организовываться в банды и нападать на мирных путников и торговцев, грабить деревни и даже города. Сами они издевательски называли себя хатамото-якко 旗本奴 («слуги сёгуна»), но народ дал им прозвище кабуки-моно 歌舞伎者 («клоуны, сумасшедшие») - за странные костюмы, прически и густой военный сленг.

На плохо вооруженную и обученную полицию, умеющую только утихомиривать пьяных, надежды у простых людей было мало. Спецслужба клана Токугава также занималась другим - боролась с настоящими и вымышленными врагами государства. Крестьяне и горожане остались с распоясавшимися бандитами один на один. Как это часто бывает, лечение оказалось немногим хуже болезни. Началось создание отрядов самообороны мати-ёкко 町奴 («городские стражи»), призванных бороться с кабуки-моно. Проблема заключалась в том, что в эти отряды шли отнюдь не самые доблестные и честные люди. Их костяк составили вчерашние и нынешние городские хулиганы, задиры, игроки - только такие люди могли решиться бросить повседневные дела и взять в руки оружие. Хотя мати-ёкко 町奴 действительно одержали несколько побед над кабуки-моно и пользовались за это большим уважением народа (о них даже слагались песни и легенды), большую часть времени они играли в азартные игры, пили и совершали преступления, лишь немногим менее дерзкие, чем бесчинства бывших самураев. Однако простым людям жаловаться было уже некому.

Тэкия 的屋

С давних времен по Японии бродили люди, продававшие сначала зелья и снадобья, затем - всякую всячину, от еды до ксилографий. Первоначально они назывались яси (香具師/野師/弥四 знахари), а затем, когда их бизнес расширился, - тэкия 的屋 («коробейники»). В бизнесе тэкия руководствовались знаменитым «Не обманешь - не продашь». Они торговали всем, но очень редко - качественными товарами. Чтобы спасаться от грабителей и разгневанных клиентов, во времена Токугава тэкия начали организовываться в большие группы. Именно среди них родилась классическая схема власти якудза やくざ: оябун 親分 («шеф»), вакагасира 若頭 («второй человек, заместитель»), офицеры, рядовые и ученики.

Коробейники в основном торговали на рынках и ярмарках. Чтобы обеспечить себе лучшие условия, они начали брать эти рынки под свой контроль и обеспечивать там порядок. Они распределяли торговые места, собирали деньги за охрану, ловили карманников. С середины XVIII века организации тэкия были признаны властями – оябуны получили должность управляющих рынками и самурайские права: иметь фамилию и носить два меча.

Бакуто 博徒

В отличие от созданных снизу организаций мати-ёкко 町奴 и тэкия 的屋, организации профессиональных игроков бакуто 博徒 с самого начала создавались под контролем сверху. Правительство Токугава нанимало игроков в азартные игры, чтобы они развлекали рабочих, занятых на государственных стройках (дороги, системы ирригации и так далее), а заодно и возвращали в казну значительную часть зарплаты строителей. Из всех трех групп бакуто были наиболее криминализованы. Во-первых, многие из них совершали преступления и имели соответствующие татуировки, например, за каждое нарушение закона на запястье татуировался черный круг. Со временем большие татуировки стали для якудза испытанием силы воли - полная цветная татуировка спины занимала около 100 часов. Во-вторых, именно бакуто придумали обряд юбицумэ 指爪 - отрезание фаланги пальца. Провинившийся бакуто отрезал себе фалангу мизинца в знак того, что уже не может так твердо, как раньше, держать меч или карты. За последующие преступления либо отрезалась следующая фаланга мизинца или первая фаланга другого пальца. Чаще же провинившегося просто выгоняли из банды. В-третьих, слово «якудза» пришло именно из жаргона бакуто. Основной игрой, в которую они играли, была ойтё-кабу 大一株 - аналог «Баккары» «21» или американского «Блэкджека». Игроку сдавались три карты, и набранные им очки считались по последней цифре суммы значений карт. Комбинация «я-ку-са» 八-九-三 (8-9-3) давала в сумме 20, а по очкам - 0. Это был худший результат и одна из худших комбинаций. Поэтому на сленге бакуто якудза значило нечто избыточное, ненужное, бесполезное. Со временем это слово начало использоваться и в отношении самих бакуто.

Реформы в стиле якудза

Падение режима Токугава и начало реформ в европейском стиле подстегнуло развитие преступности. С одной стороны, такой традиционный бизнес как азартные игры пережил крах - с ними начали активно бороться. С другой стороны, расцвела мелкая и средняя торговля. В результате разрозненные группировки тэкия и бакуто (мати-ёкко  к тому времени уже были расформированы) объединились и начали изменяться вместе со страной. Особое значение для якудза имело введение демократических институтов. Политическая борьба стала идеальным поприщем для применения талантов якудза - обман, шантаж, подкуп и запугивание избирателей, даже заказные убийства - в обмен на всю эту помощь политики предоставили якудза относительную свободу действий.

Самая большая дружба у якудза завязалась с ультранационалистами и милитаристами - их стиль импонировал друг другу. В обмен на услуги по легализации якудза поставляли людей для милитаристских организаций. Однако, когда началась Вторая мировая война, терпеть двоевластие военные уже не могли. Большая часть якудза либо забрали в армию, либо посадили в тюрьму. Администрация оккупационных войск также считала якудза своими врагами. Однако поделать они мало что могли - дефицит самого необходимого привел к расцвету черного рынка и появления четвертой группы предтеч современных якудза - гурэнтай 愚連隊 («бандитов»). Собственно, гурэнтай и были первыми якудза в современном смысле слова. Они осмыслили весь опыт предшественников и взяли большую часть власти в стране в свои руки - американцы ведь уничтожили верхний слой японской администрации. В первую очередь гурэнтай контролировали черный рынок, но занимались всем, за что им платили деньги. В результате в 1950 году американская администрация официально признала, что не может защитить простых японцев от якудза.

Якудза нового времени уже не носили мечи. Они предпочитали ножи и пистолеты. Насмотревшись американских фильмов, они начали одеваться как гангстеры: черные костюмы и галстуки, белые рубашки, короткие стрижки, темные очки. Они вели жестокие войны друг с другом и терроризировали мирное население. К 1963 году численность якудза превысила численность японских Сил Самообороны: 184 тысячи членов в 5200 группировок.

Нужен был человек, который бы смог утихомирить якудза. Им оказался Кодама Ёсио 児玉誉士夫 , бывший член ультранационалистической группировки и шпион в Восточной Азии, во время войны - контр-адмирал и советник премьер-министра. Когда вместе с другими членами правительства Кодама был заключен американцами в тюрьму, он начал сотрудничать с американской разведкой. Сначала Кодама использовал свои связи, чтобы примирить американцев с якудза. Затем, уже в 1960-х, он был посредником между крупнейшими кланами, чтобы объединить их усилия во имя Японии и против коммунистической угрозы. Именно трудами Кодамы система кланов якудза приобрела вид, в котором существует до сих пор.

Организация якудза

В основе организации якудза лежит традиционная для Японии мужская клановая организация: «отец - дети» и «старшие братья - младшие братья». Глава клана называется оябун 親分 - шеф или кумитё 組長 - старший начальник. Он - начальник всех и над всеми. Далее в иерархии следуют сайко комон 最古顧問 (старший советник), со-хомбутё 素本部長 (глава штаб-квартиры), вакагасира 若頭 (второй человек, заместитель), фуку-хомбутё 副本部長 (помощник шефа). Все они командуют некоторым количеством банд, и их влияние определяется количеством подотчетных штыков. Если кумитё погибает, один из его подчиненных занимает его место.

Также кумитё подчиняются комон 顧問 (советники), сингиин 診察議員 (консультанты), кумитё хисё 組長秘書 (секретари) и кайкэй 会計 (бухгалтеры). Непосредственно банды состоят из старших бригадиров сятэй 舎弟 (младшие братья), младших бригадиров вакасю 若衆  (юнцы) и простых якудза. В каждую из них входит примерно от 20 до 200 человек. Соответственно, в клан могут входить десятки тысяч якудза. Такой клан может контролировать несколько городов.

Существуют и независимые банды, не входящие в кланы. Однако создать такую банду исключительно трудно - вся территория уже поделена. Одинокий же якудза выжить не может вообще. При приеме в клан совершается обряд сакадзуки - шеф и новый член клана пьют из одной чашечки сакэ. Так они становятся членами одной семьи. Для узнавания друг друга и отличения от толпы якудза часто носят значки с даймон 大文字 - эмблемой, гербом клана. Якудза-руководители имеют право носить золотые даймон. Якудза уже в течение столетий используют обширные татуировки, как знак принадлежности к какой-либо банде, а также чтобы обозначить своё положение в группе. Кроме того, при вступлении в якудза крестьяне и ремесленники получали новые, воинственно звучащие имена, такие как Тигр и журавль, Девять драконов, Ревущая буря и тому подобное, которые затем наносились в виде картин на спину или грудь. Всё это часто дополнялось художественными излишествами и нередко узорами покрывалось всё тело вплоть до головы, кистей рук и ступней, а также область гениталий. Такая татуировка, выполненная «в цвете», называется ирэдзуми, означает «инъекция тушью»   и имеет множество написаний (入れ墨, 入墨, 紋身, 刺花, 剳青, 黥 или 刺青).  

Принципы якудза

В политическом смысле якудза обычно считают себя ультраправыми. Они выступают за традиционные семейные ценности, за возвращение политики милитаризма, за возрождение самурайских традиций. Для якудза очень важно разделение на якудза и катаги (気質 - «лохов»), всех, кто не является якудза. Поскольку якудза возводят свою историю к защитникам справедливости, традиционные законы якудза запрещают убивать катаги. Все остальное: рэкет, шантаж, грабеж, изнасилование разрешается. Также можно убивать катаги, угрожающих деятельности клана. Разумеется, якудза разрешается убивать других якудза. В случае войн между кланами дело иногда доходит до использования тэпподама 鉄砲騙 - киллеров-камикадзе.

В клан якудза не входят женщины. Якудза вообще не доверяют женщинам - они считают, что женщины должны сидеть дома и заботиться о семье. В клане уважают только кумитё 組長 (жен). Их называют «старшие сестры» 姉さん (анэ-сан) и иногда с ними советуются, если кумитё в тюрьме или в больнице. Прочие же женщины, особенно не связанные с якудза, считаются подстилками, и обращаются с ними соответственно.

Самое главное для якудза - личная честь, считающаяся производной от чести клана. Якудза не переносят, когда их оскорбляют или унижают. За экзотическими исключениями, якудза никогда не признают ошибок и не оправдываются. В случае совершения якудза ошибки, приведшей к «потере лица», он обязан её искупить, при этом он отрубает себе фалангу пальца с помощью танто и молотка. Как правило, начинают с первой фаланги мизинца левой руки. Этот ритуал берёт своё начало ещё с тех времён, когда меч был жизненно необходим. С каждой потерянной фалангой владение мечом становилось хуже, и так до тех пор, пока, наконец, управляться с мечом становилось совершенно невозможно. У старых якудза часто отсутствуют некоторые фаланги пальцев, что они скрывают с помощью протезов, чтобы не выдавать свою принадлежность к уголовному миру. Значительно более радикальным видом расплаты является сэппуку, ритуальное самоубийство путём вспарывания живота. 

Молодым якудза предписывается ничего не желать для себя и работать только на благо клана. Взаимопомощь и поддержка друг друга также считается очень важной. Если якудза попадает в тюрьму, весь клан пытается помочь ему освободиться. Прикрыть коллегу считается большой доблестью.

Кланы якудза с большими традициями любят изображать из себя защитников обездоленных. Так Ямагути-гуми 山 口組, один из самых больших кланов со штаб-квартирой в Кобе 神戸, оказал родному городу большую помощь после землетрясения 1995 года.

Бизнес якудза

Разные кланы и шайки специализируются на разных бизнесах - это зависит от истории конкретного клана или банды. Наиболее популярны: рэкет, контроль проституции, игорный бизнес. Почти любой мелкий или средний бизнесмен не раз сталкивается с якудза, контролирующими территорию, на которой он работает.

Более крупные кланы активно участвуют в политике и финансовой жизни, как незаконно, так и вполне легально. Они выбивают долги, по заказу срывают собрания акционеров, отмывают деньги, инвестируют бизнес. Той же Ямагути-гуми принадлежит один из высочайших небоскребов Кобе. С давних времен якудза тесно сотрудничают, иногда и воюют, с преступными группировками национальных меньшинств: корейцев и китайцев. Последние, в частности, непременные партнеры якудза по наркобизнесу - на территории Японии наркотики не производятся, поэтому их приходится ввозить из-за границы.

Якудза в искусстве

Жизнь и бизнес якудза - традиционные темы японского жанрового кино и манги 漫画 (в аниме アニメ они встречаются достаточно редко). Для японского менталитета непреклонные люди, не уважающие ничего, кроме законов семьи и чести, - любимые трагические герои, единственное оставшееся воплощение подлинно самурайского духа. С другой стороны, они - преступники, мешающие людям спокойно жить и работать, считающие себя хозяевами жизни. Самый известный певец якудза за пределами Японии - современный режиссер и актер Такэси Китано. Его отец Китано Кикудзиро был связан с якудза, и мальчик практически вырос в их окружении. В дальнейшем это нашло отражение во многих фильмах.

Настоящее и будущее якудза

В 1992 году правительство Японии приняло Акт о предотвращении незаконных действий членов преступных группировок. Помимо прочих мер, этот закон явно запретил защитный рэкет, бывший главным бизнесом якудза, и определил понятие борёкудан 暴力団 (преступной группировки), ранее отсутствовавшее в законодательстве. В частности, к таким группировкам были отнесены любые собрания, более определенного процента членов которых имеют судимости. Этот закон вызвал бурю протестов со стороны якудза, их семей (жены и дочери известных якудза даже провели демонстрацию в центре Токио) и политиков и юристов, прикормленных якудза. Они упирали, в частности, на конституционные нормы о свободе собраний и объединений.

Тем не менее, правительство осталось твердо в своем намерении хотя бы внешне бороться с якудза. В этом его поддержала и общественность, которой диктат якудза и их непрошеная «помощь» уже изрядно надоели. За пределами группировок людей с татуировками и в пижонских костюмах по возможности третируют - например, не пускают в рестораны и общественные бани.

Однако куда большую проблему для якудза представляет японский экономический кризис, начавшийся в начале 1990-х и продолжающийся до сих пор. В результате его страдает и бизнесы якудза, потихоньку сжимающиеся в размере. Многих якудза низшего звена даже увольняют с работы, что становится для них сущим бедствием - ведь ничего другого они делать не умеют. Тем не менее, хотя отдельные якудза и несут жизненные и финансовые потери, нельзя сказать, что сама их система обречена. К сожалению, пока существует нелегальный бизнес и пока государство не способно полноценно защищать бизнес легальный, для организованной преступности всегда найдется лазейка.

Жаргон якудза

  • Оядзи 親爺/老爺/親父 (Oyaji) - отец, начальник
  • Кёдай 兄弟 (Kyoudai) - брат, коллега
  • Камбу 幹部 (Kanbu) - начальство, якудза высокого ранга
  • Досу ドス (Dosu) - самурайский меч, все еще используемое некоторыми якудза оружие
  • Тяка 茶菓 (Chaka) или Хадзики 弾き (Hajiki) - огнестрельное оружие (обычно - пистолеты)
  • Сябу しゃぶ (Shabu) - наркотики
  • Номия 飲み屋 (Nomiya) - нелегальное букмекерство на ипподроме. Часто не только нелегальное, но и нечестное. Букмекеры-номия легко могут отказаться выплачивать выигрыш
  • Киритори 切取り (Kiritori) - выбивание долгов
  • Юсури 揺り (Yusuri) - шантаж
  • Цуцумотасэ 美人局 (Tsutsumotase) - «Хипес» - форма вымогательства. Женщина приводит «лоха» домой, а затем является «оскорбленный муж» и требует отступного
  • Сэнсо 戦争 (Senso) - война кланов якудза
  • Тэути 手打ち (Teuchi) - перемирие в войне кланов
  • Сацу (Satsu) или Пори ポリ (Pori) - полици
  • Фуда (Fuda) - ордер на арест или обыск
  • Кагэтёфу 陰貼付 (Kagechoufu) - денежная помощь, которую оказывает клан якудза попавшему в тюрьму

 

Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@trafica.ru