Рэкси 歴史 - история
В истории Японии периоды, когда страна была изолирована от остального мира, чередуются с периодами относительно более тесных отношений Страны Восходящего Солнца с другими государствами.
Ниже представлена краткая история Японии от древних времен до современной эпохи. Следует отметить, что специалисты пока не пришли к единому мнению относительно точных дат периодизации.
Основные периоды истории Японии
ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА 岩宿時代 (КОДАЙ)
Эпоха Дзёмон 縄文 (VI – I тысячелетия до нашей эры)
Наиболее ранняя японская культура. Термин «дзёмон» 縄文 дословно означает «след от верёвки» - таким образом, период в истории получил наименование по названию техники украшения глиняной посуды и фигурок своеобразным шнуровым орнаментом. Первобытные племена, жившие на территории островов, занимались охотой (狩り кари), рыболовством (釣り цури) и собирательством. Изготовление глиняной посуды происходит без использования гончарного круга. Этот период примерно соответствует мезолиту и неолиту.
Эпоха Яёй 弥生 (300 год до н.э. – 250 год н.э.)
Своё название период получил в честь района Токио 東京, где археологи обнаружили первые артефакты и предметы, сохранившиеся с этой эпохи. Появляется земледелие (農業 ноогё - рисосеяние) и разведение домашнего скота. Из соседних государств - Китая и Кореи японцами заимствуются орудия труда и оружие, сделанные из бронзы (караканэ 唐金), а позднее из железа (куроганэ 黒金). Появляется правящий класс воинов (буси 武士). С появлением сельского хозяйства племенные союзы начали создавать первые японские государства. Центром страны ненадолго стал Кюсю 九州. Китайские путешественники времен правления династий Хань и Вэй сообщали, что в те годы правительницей страны (точнее, одного из наиболее влиятельных племенных союзов Кюсю) была жрица по имени Пимико или Химико. Позднее центр правления переместился к востоку, на плодородные земли района Кинай 畿内 (ныне - Кансай 関西). Страна начала объединяться под властью племени Ямато 大和, правившего в одноименной провинции (ныне - префектура Нара 奈良県). Традиционно начало правления первого императора Дзимму 神武天皇 относят к 660 году до н.э. Однако современные историки датируют основание династии Ямато серединой первого века до н.э.
Эпоха Ямато (250 – 710 годы)
Этот период также называют периодом Кофун 古墳 (250 – 538 годы), так как в те времена для захоронения правителей строились большие курганы (кофун 古墳). Временной отрезок с 538 по 710 годы носит также название Асука.
Япония оформляется в единое государство. В период Ямато страна простиралась от острова Кюсю 九州 до полей Киная 畿内, но еще не включала районы Канто 関東 и Тохоку 東北大. Япония также контролировала небольшую часть юга Кореи. Благодаря этому обстоятельству и дружеским отношениям с корейским государством Пэкчё влияние Китая и Кореи в стране росло. Даже когда Япония в 662 году полностью потеряла свои позиции на Корейском полуострове, влияние материковых государств осталось достаточно сильным.
Император правил, живя в столице. Она, в свою очередь, переезжала вместе с каждым новым правителем - обычай запрещал императору жить там, где находилась могила его предшественника. Со временем реальная политическая власть оказалась в руках могущественного клана Сога 曾我, а императору осталась только роль верховного жреца синтоизма. Такая ситуация сохраняется в Японии по сей день - император исполняет важнейшие религиозные обряды, а политическая власть находится в руках министров, сёгунов 将軍, парламента и так далее.
Начало распространения буддизма (буккё 仏教). Новая религия была привезена в Японию между 538 и 552 годами и приветствовалась частью правящего класса. Однако жреческая синтоистская аристократия всячески препятствовала распространению Дхармы. Поэтому появление буддизма сопровождалось серьезными конфликтами и даже войнами. Огромную роль в распространении буддизма сыграл принц Сётоку-тайси 聖徳太子 - регент в период правления первой императрицы Суйко 粋子天皇. В 604 году он написал Кэмпо-дзюусити-дзё 憲法十七条 («Уложение семнадцати статей»), в котором проповедовал буддизм и китайские идеалы государственности. В последнее время, впрочем, авторство принца рядом ученых отрицается. В конце концов буддизм обрел большое количество последователей в высших слоях общества и стал государственной религией. Однако простые крестьяне ещё долго не могли усвоить его сложных догм.
В 645 году Накатоми-но-Каматари 中臣鎌足 привел к власти аристократический клан Фудзивара 籐原氏, который фактически правил Японией вплоть до прихода к власти в XI веке военных самурайских кланов. В том же году были проведены реформы Тайка 大化改新 (Тайка но кайсин 大化の改新): внедрены китайские схемы устройства государственного аппарата и администрации, все земли были выкуплены государством и поровну разделены между крестьянами, введена новая система налогообложения по китайскому образцу. Тогда же из Китая и Кореи в Японию пришли даосизм докё 道教 (家), конфуцианство дзюгаку 儒學 (儒学) и иероглифика - кандзи 漢字.
В 701 году император Момму 文武天皇 принял «Кодекс Тайхо» 大宝律令 (Тайхо рицурё от японского Тайхо — «Великое сокровище») - первое известное нам по хроникам законодательное уложение в Японии. В нем провозглашалось право императора на все земли и народ Японии. Кодекс послужил развитию института дворянства и созданию централизованного управления в государстве.
Эпоха Нара 奈良時代 (710 - 794 годы)
В городе Нара 奈良 основана постоянная столица Японии. Новый город был построен по образцу китайской столицы. Написана история государства, начиная с мифических времен. В Наре были сооружены самые большие в стране буддийские монастыри и храмы. Вскоре их политическое влияние настолько усилилось, что ради сохранения власти императора столица была перенесена в 784 году в город Нагаока 長岡, а в 794 году - в Хэйан-кё 平安京 (нынешний Киото 京都市), где и оставалась на протяжении тысячи лет.
Одним из характерных признаков периодов Нара и Хэйан был уход от слепого копирования всего китайского и подъем национального самосознания. Даже когда влияние Китая было еще сильно, многие из привезенных извне идей и учреждений были «японизированы»: к примеру, было создано несколько дополнительных министерств, ведавших специфически японскими нуждами.
В искусстве также росла популярность национальных культурных традиций. Разработка азбук кана 仮名 сделала возможным создание литературных произведений на японском языке.
Эпоха Хэйан (794 - 1185 годы)
Столица Японии переносится в город Хэйан-кё 平安京 (современный Киото 京都市). В этот период набрало силу несколько новых буддийских школ, заимствованных из Китая, но прошедших «японизацию». Появление монастырей. Возникновение буддийской секты Чистой Земли (浄土 Дзёдо).
Упор в реформах Тайка был сделан на новую систему управления землей и налоговую систему, однако нововведенные высокие налоги вынуждали обедневших крестьян продавать свои наделы и становиться арендаторами у крупных землевладельцев. Кроме того, многие аристократы и буддийские монастыри добились разрешения не платить налоги. В результате доходы государства постоянно снижались, и через несколько веков власть фактически перешла из рук императора в руки крупных независимых землевладельцев. Клан Фудзивара 藤原氏 в течение нескольких веков периода Хэйан контролировал политическую ситуацию в стране, выдавая девушек из своего рода замуж за императоров и занимая все больше постов в столице и провинции. Влияние клана достигло апогея в 1016 году, когда Фудзивара-но Митинага 藤原道長 стал регентом кампаку 関白. В результате господства Фудзивара в правительстве постоянно оказывались неспособные к управлению люди. Власть уже не могла поддерживать порядок в стране, поэтому многие землевладельцы нанимали самураев 侍 для защиты своей собственности. Влияние военных неуклонно росло, особенно в Восточной Японии.
В X—XII веках в процессе феодальных междоусобиц окончательно оформились владетельные роды, предводительствовавшие значительными военными силами, которые лишь номинально числились на императорской службе. К тому времени сложились и устои неписаного морального кодекса самурая «Кюба-но мити» 弓馬の道 («Путь лука и скакуна»), позже превратившегося в свод заповедей «Бусидо» 武士道, переводится как «Путь Благородного Воина».
Власть клана Фудзивара 藤原氏 закончилась в 1068 году, когда новый император Го-Сандзё 後三条 решил управлять страной самостоятельно и Фудзивара не смогли подчинить его своей власти. В 1086 году Го-Сандзё отрекся от престола и стал монахом, но продолжал править страной из монастыря. Началась эпоха инсэй 院政 («императоров-иноков»). Императоры-иноки оказывали политическое влияние вплоть до 1156 года, когда Японию возглавил Тайра-но Киёмори 平清盛.
В XII веке особенно выделялись два влиятельных военных клана: кланы Минамото 源 (или Гэндзи 源氏) и Тайра 平 (или Хэйкэ 平家). Тайра заняли множество государственных постов во время правления клана Фудзивара. С другой стороны, клан Минамото приобрел большой военный опыт, завоевав для Японии часть земель на севере острова Хонсю в ходе Девятилетней (1050 - 1059 годы) и Трехлетней (1083 - 1087 годы) войн. После восстания Хэйдзи 兵刃 в 1159 году - битвы за власть между двумя кланами, Тайра-но Киёмори 平清盛 возглавил страну и правил ею с 1168 по 1178 год, полностью подчинив себе императора. Основными противниками Тайра были клан Минамото и буддийские монастыри. Последние создали целые армии монахов-бойцов (сохэй и ямабуси), которые постоянно нарушали общественное спокойствие смутами и междоусобными войнами. После смерти Киёмори кланы Тайра и Минамото в ходе борьбы за власть развязали войну Гэмпэй 源平合戦 (1180 - 1185 годы). Клан Минамото одержал победу, и страну возглавил Минамото-но Ёритомо 源頼朝.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (ТЮСЕЙ)
Эпоха Камакура (1185 - 1333 годы)
В 1192 году, после нейтрализации всех своих потенциальных противников, включая некоторых членов семьи, Минамото-но Ёритомо 源頼朝 был провозглашен сёгуном 将軍 - военным правителем. Новое правительство было основано в его родном городе Камакура 鎌倉 (буквально: «сарай для серпов»). Сёгунат был организован проще, чем администрация по китайскому образцу, а потому работал намного эффективнее. Однако после смерти первого сёгуна в 1199 году начались войны между сёгунатом Камакура и императорским двором в Киото. Эта борьба за власть прекратилась только во время смуты Дзёкю 承久の変 1221 года, когда войска сёгуна наголову разбили армию императора. Правители (сиккэн 執権) из клана Ходзё 北条 в Камакуре взяли Японию под свой контроль. Перераспределяя земли, захваченные во время переворота, они заручились расположением абсолютного большинства влиятельных людей страны. Император и остатки правительства в Киото полностью потеряли власть.
Влияние Китая сохранялось и в этот период. Появились новые буддийские течения: учение Дзэн 禅 было привезено из Китая в 1191 году и приобрело большое число последователей среди самураев, лидирующего класса того времени. Другая буддийская школа - радикальная и нетерпимая секта Сутры Лотоса 法華宗 - была основана монахом Нитирэном 日蓮 в 1253 году. Впоследствии ее переименовали в секту Нитирэн (Нитирэн сю 日蓮宗). Ее отличали враждебное отношение к другим буддийским учениям и ярко выраженный национализм.
В 1232 году был принят Дзёэй сикимоку 貞永式目 («Свод законов») или Госэйбай сикимоку 御成敗式目 (Госэйбай сикидзё 御成敗式条 «Список наказаний»). Он установил особую значимость верности господину и предназначался для борьбы с падением нравственности и дисциплины. Клан Ходзё 北条 контролировал всю страну, и любая попытка мятежа немедленно пресекалась. Сёгуны оставались в Камакуре и не имели особой власти, а их представители находились в Киото и Западной Японии. Губернаторы и полиция жестко держали в руках власть в провинции.
Регенты клана Ходзё смогли обеспечить несколько десятилетий мира и экономического процветания, пока Японии не начали угрожать внешние враги. В 1259 году монголы завоевали Китай и начали интересоваться островами. Они послали правительству Камакура несколько письменных ультиматумов, но японцы не были намерены сдаваться без боя. В 1274 году монгольские войска предприняли первую попытку завоевать остров Кюсю. Однако после нескольких часов боя флотилия была вынуждена отступить - начался сильнейший шторм. Эта буря спасла страну, так как у японцев не было шансов против огромной и хорошо вооруженной монгольской армии. После основательных приготовлений японцы были способны противостоять второй интервенции монголов в 1281 году. Однако снова захватчики были вынуждены отступить из-за плохой погоды. Остров Кюсю готовился и к третьему нападению, но у монголов к тому времени появилось слишком много проблем на континенте, чтобы продолжать думать о завоевании Японии. Результаты многолетних военных приготовлений были губительны для правительства Камакура, так как не приносили прибыли и требовали больших расходов. Сражавшиеся за регентов влиятельные военачальники ждали наград и пожалований, но казна была практически пуста. Именно финансовые проблемы и снижение доверия со стороны власть имущих стали важнейшими из причин падения правительства Камакура.
Реставрация Кэмму 建武新政 (1333-1336 годы)
Короткий перид с 1333 по 1336 год в японской истории принято называть Реставрацией Кэмму 建武新政 (Кэмму но синсэй — «Новое правление лет Кэмму»). Однако многие историки относят этот период либо к периоду Камакура, либо к эпохе Муромати. Отсюда различные даты, которые можно увидеть в исторических и культурных источниках.
Эпоха Муромати (1336 - 1573 годы)
К 1333 году влияние регентов Ходзё упало настолько, что император Го-Дайго 後醍醐天皇 смог восстановить прежнюю власть императора и сместить сёгунат Камакура. Однако возрожденные во время Реставрации Кэмму 建武新政 (Кэмму но синсэй — «Новое правление лет Кэмму») в 1334 году имперские министерства долго не просуществовали из-за устаревшего государственного аппарата, а некомпетентные министры не нашли поддержки среди могущественных землевладельцев. Асикага Такаудзи 足利尊氏, ранее сражавшийся вместе с императором, восстал против двора и завоевал Киото в 1336 году. Го-Дайго бежал на юг в Ёсино 吉野 и основал там Южный двор 南朝. В то же время в Киото взошел на престол другой император Комё 光明天皇. Это стало возможным в результате спора о наследовании между двумя ветвями имперской семьи после смерти императора Го-Сага 御嵯峨天皇 в 1272 году. В 1338 году Такаудзи 尊氏 сам назначил себя сёгуном и основал в Киото новое правительство. Район Муромати 室町, где с 1378 года находились правительственные здания, дал название всему историческому периоду.
Два императорских двора (Южный и Северный 南北朝) просуществовали в Японии более полувека. Они вели бесконечные войны друг против друга. Обычно Северный двор 北朝 оказывался сильнее, но все же Южному двору 南朝 удалось несколько раз ненадолго захватить Киото. Южный двор окончательно сдался в 1392 году, и страна снова объединилась под властью императора и сёгунов Асикага 足利. В период правления сёгуна по имени Асикага Ёсимицу 足利義満 (1368 - 1408 годы) сёгунат Муромати еще мог контролировать центральные провинции, но потерял свое влияние на остальных землях. Ёсимицу установил хорошие торговые связи с Китаем династии Мин. Внутренний валовой продукт рос за счет развития сельского хозяйства и новой, более эффективной схемы наследования. Как следствие, развивалась торговля, появлялись новые города и социальные группы.
В течении XV и XVI веков влияние сёгунов клана Асикага 足利氏 и правительства в Киото практически свелось к нулю. Новыми игроками на политической сцене периода Муромати стали небольшие кланы воинов-землевладельцев - «дзи-самураи» 地侍. Начав объединяться, они быстро превзошли по силе губернаторов и полицию, а некоторые распространили свое влияние на целые провинции. Этих новых феодалов называли «даймё» (大名). Они поделили между собой Японию и несколько десятков лет безостановочно сражались друг с другом. Этот период называется Сэнгоку дзидай 戦国時代 - «Воюющих провинций». Самыми влиятельными даймё были Такэда 竹田, Уэсуги 上杉 и Ходзё 北条 на востоке и Оути 大内, Мори 毛利 и Хосокава 细川 на западе.
В 1542 году первые португальские купцы и миссионеры-иезуиты появились на Кюсю и привезли в Японию огнестрельное оружие и христианство (киристокё キリスト教). Иезуит Франциск Ксавье приехал в Киото с миссией в 1549-1550 годах. Многие даймё приняли христианство, так как были заинтересованы в развитии торговых отношений с заокеанскими странами (в первую очередь речь шла о закупках оружия). Миссия на Кюсю успешно расширяла свое влияние.
В середине XVI века даймё все чаще и чаще стремились получить власть над всей страной. Самым везучим из них оказался Ода Нобунага 織田信長. В 1559 Нобунага получил в управление провинцию Овари 尾張 (район современного города Нагоя 名古屋). Как и многие другие даймё, он мечтал объединить Японию. Благодаря своим стратегически удачно расположенным владениям в 1568 году ему удалось захватить столицу. Обосновавшись в Киото, Ода 織田 продолжил уничтожать своих врагов. Против него были некоторые воинственные буддийские школы, особенно секта Икко, которая фактически правила несколькими провинциями. В 1571 году Набунага полностью разрушил монастырь Энряку-дзи 延暦寺. Его противостояние с сектой Икко продолжалось до 1580 года. Одновременно с этим в 1573 году Ода сверг сёгунат Муромати.
Эпоха Адзути Момояма (1573 - 1603 годы)
Оде Нобунаге крупно повезло с двумя его самыми опасными противниками на востоке: Такэда Сингэн 竹田晴信 и Уэсуги Кэнсин 上杉謙信 умерли, не успев сразиться с войсками Нобунаги. После смерти Сингэна Ода разбил клан Такэда 竹田 в битве при Нагасино 長篠 в 1575 году, активно используя огнестрельное оружие, купленное у европейцев.
В 1582 году генерал Акэти 明智 убил Оду и захватил его замок Адзути 安土. Однако власть Нобунаги унаследовал Тоётоми Хидэёси 豊臣秀吉, сподвижник покойного, разгромивший войска Акэти 明智. Хидэёси быстро уничтожил своих противников. Он подчинил себе северные провинции и остров Сикоку 四国 в 1583, а также Кюсю 九州 в 1587 годах. В 1590 году Япония была окончательно объединена после победы над кланом Ходзё в сражении при Одавара 小田原. Стараясь установить контроль над всей страной, Тоётоми Хидэёси разрушил множество замков, выстроенных по всей стране во времена гражданских войн. В 1588 году он конфисковал все оружие у крестьян и монахов в ходе так называемой «Охоты за мечам». Он запретил самураям заниматься земледелием и заставил их переселиться в города. Введение четких границ между классами усилило контроль правительства над народом. К тому же, в 1583 году началась ревизия всех земель государства, а в 1590 году была проведена перепись населения. Тогда же было завершено строительство огромного замка Тоётоми в городе Осака 大阪.
В 1587 году Хидэёси своим указом изгнал всех христианских миссионеров. Однако францисканцы в 1593 году смогли вернуться в Японию, а иезуиты сохранили свои позиции на западе страны. В 1597 году Хидэёси усилил преследование христианских миссионеров, запретил менять веру и, в качестве предупреждения, казнил 26 францисканцев. Он считал, что христианская церковь может помешать установлению полного контроля над обществом; к тому же, многие иезуиты и францисканцы совершенно нетерпимо относились к традиционным религиям: синтоизму и буддизму.
Следующей целью Хидэёси после объединения страны был захват Китая. В 1592 году армия Японии вторглась в Корею и за несколько недель оккупировала Сеул, однако уже в следующем году была разбита армией Китая. Хидэёси упорствовал и не сдавался до последнего поражения и вывода войск из Кореи в 1598 году. В том же году он умер.
РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (КИНСЭЙ)
Эпоха Эдо (1603 - 1868 годы)
Токугава Иэясу 徳川家康, сподвижник Тоётоми Хидэёси и Оды Нобунаги, взял власть в свои руки как наиболее влиятельный человек в Японии. Когда Хидэёси умирал, он попросил Иэясу вечно заботиться о его сыне-наследнике Хидэёри 秀頼 и семье Тоётоми 豊臣. Разумеется, Токугава нарушил свое обещание и не поддержал наследника Хидэёси, так как хотел править страной сам. В битве при Сэкигахара 関ヶ原 в 1600 году Иэясу разбил сторонников Хидэёри и других своих противников с запада. Таким образом он получил неограниченную власть над государством. В 1603 году властью императора Иэясу был провозглашен сёгуном. Он основал свое правительство в Эдо 江戸 (в переводе: «поселение у гавани», ныне - Токио 東京 или «восточная столица»). Сёгунат Токугава правил Японией на протяжении 250 лет.
Иэясу контролировал всю страну. Он умело распределил землю между даймё: наиболее верные вассалы, те, кто поддерживал его еще до битвы при Сэкигахара, получили стратегически более важные участки. Для полного контроля над обществом в период Эдо была создана система из 5-ти классов: на вершине социальной пирамиды стояли самураи, затем шли крестьяне, ремесленники и купцы. Парии - «эта» 依他, занимавшиеся самой грязной по буддийским канонам работой, образовывали самый дискриминированный, пятый класс. Гражданам страны запрещалось менять свой социальный статус.
Сёгун Иэясу продолжил развивать международные торговые отношения. Он установил торговые связи с Англией и Германией. В то же время в 1614 году он добился полного запрещения христианства, чтобы предотвратить опасное влияние извне. По всей стране начались преследования христиан. После уничтожения клана Тоётоми 豊臣 в 1615 году и взятия Осаки Иэясу и его наследники практически не имели противников, и период Эдо можно назвать временем мира. Воины - самураи обучались не только боевым искусствам, но и литературе, философии, искусству. Дзэн-буддизм и неоконфуцианство распространяли среди них принципы самодисциплины, морали и преданности.
В 1633 году в Японии начинается период самоизоляции. Сёгун Иэмицу 家康 запретил дальние плавания и почти полностью изолировал Японию в 1639 году, ограничив связи с внешним миром торговлей с Китаем и Голландией через порт города Нагасаки. Были запрещены все иностранные книги. Благодаря изоляции улучшалось качество местной сельскохозяйственной продукции, развивался внутренний рынок, процветала культура. Среди городского населения набирали популярность такие формы искусства, как театр кабуки 歌舞伎 и укиё-э 浮世絵 - картинки на бытовые темы. Правительство Токугава оставалось стабильным на протяжении веков, однако со временем его положение становилось все более шатким. Купечество развивалось настолько быстро, что вскоре многие самураи стали от него финансово зависеть. В результате классовые различия между купцами и самураями сглаживались, а могущество последних постепенно приходило в упадок. К тому же, высокие налоги и голод послужили причиной роста числа восстаний крестьян.
В 1720 году был снят запрет на иностранную литературу, и в Японии распространились новые философские учения из Китая и Германии. В конце XVIII века начало нарастать давление со стороны остального мира. Сначала Россия безуспешно попыталась установить торговые отношения с Японией. Ее примеру в XIX веке последовали европейские государства и США. Американскому офицеру, коммодору Пэрри, в 1853 и 1854 годах силой удалось заставить японское правительство открыть несколько портов для морской торговли, однако внешние торговые отношения все равно оставались незначительными до Реставрации Мэйдзи 明治維新 в 1868 году.
Действия Перри породили волну антизападных настроений и критики в отношении сёгуната Токугава, а так же рост движения в поддержку реставрации императорской власти. Антизападное и проимперское движение «Сонно Дзёи» 尊皇王攘夷 («Да здравствует император! Смерть варварам!)» широко распространилось среди самураев провинций Тёсю и Сацума 薩摩. Более сдержанные политики, впрочем, поняли значение достижений науки и военного искусства Запада и предпочли открыть Японию внешнему миру. Вскоре и консерваторы, приняв участие в нескольких битвах с европейским и американским флотами, также осознали преимущества новых технологий.
НОВОЕ ВРЕМЯ (КИН-ГЭНДАЙ)
Эпоха Мэйдзи (1868 - 1912 годы)
В 1867-1868 годах правительство Токугава под давлением военных ушло со сцены, и власть императора Мэйдзи 明治 была восстановлена. После Реставрации император покинул Киото и переселился в новую столицу - Токио. Политическая власть перешла из рук сёгуната Токугава в руки небольшой группировки знати и бывших самураев.
Новая Япония решительно начала догонять Запад в экономическом и военном отношениях. Масштабные реформы прошли по всей стране. Для Японии было чрезвычайно важно сравняться в военном отношении с империалистическими государствами. Ведь, как и другие азиатские страны, Японию вынуждали подписывать невыгодные соглашения силой. Была введена всеобщая воинская повинность, сухопутная армия была реорганизована по образцу прусских войск, а флот - по образцу британских ВМС.
Новое правительство мечтало сделать Японию демократической страной всеобщего равенства. Границы между социальными классами, созданными сёгунатом Токугава, были стерты. Наиболее недовольны этой реформой были самураи, потому что потеряли все свои привилегии. Также были провозглашены гарантии прав человека. В 1873 году была объявлена свобода религии. Ради стабилизации нового правительства все прежние феодалы-даймё должны были вернуть свои земли императору, получив взамен солидные денежные компенсации. Этот процесс завершился к 1870 году. Затем страна была поделена на префектуры.
Япония получила свою первую Конституцию в 1889 году. Появился парламент, но император сохранил свою независимость: он стоял во главе армии, флота, исполнительной и законодательной власти. Однако основная политическая власть осталась в руках членов Гэнро 元老 - император Мэйдзи 明治 соглашался с большинством их действий. Политические партии пока не имели достаточного влияния, в первую очередь - из-за постоянных внутренних раздоров.
Система образования реформировалась сначала по французскому, а затем по германскому образцу. Было введено обязательное начальное образование. Примерно после 20-30 лет интенсивной «западизации» правительство прислушалось к консерваторам и националистам: в программах образовательных учреждений был сделан упор на изучение и почитание конфуцианства и синтоизма, включая культ самого императора. Ради ускорения преобразования Японии из сельскохозяйственной страны в индустриальную часть студентов отправилась на Запад изучать науки и языки, а для обучения остальных были приглашены иностранные преподаватели. Огромные средства были вложены в развитие транспорта и средств связи. Правительство поддерживало развитие бизнеса и промышленности, особенно монополий-дзайбацу 財閥 - японских олигархий.
До Второй мировой войны быстрее всего развивалась текстильная промышленность. Условия труда на фабриках были плохими, а появившиеся либеральные и социалистические движения безжалостно подавлялись правящей группировкой Гэнро, состоявшей из ближайших сподвижников императора - новых японских олигархов. Огромные бюджетные траты привели к финансовому кризису середины 1880-х, за которым последовала реформа денежной системы и учреждение Банка Японии 日本銀行.
Конфликт между Китаем и Японией из-за раздела сфер влияния в Корее привел к Японо-китайской войне 日清戦争 1894-1895 годов. Японцы победили и захватили Тайвань, но западные государства вынудили их вернуть остальные завоеванные территории Китаю. Это заставило японскую армию и флот ускорить перевооружение. Новый конфликт интересов в Китае и Манчжурии, на этот раз с Россией, привел к Русско-японской войне 日露戦争 1904-1905 годов. Япония выиграла и эту войну, увеличив свою территорию и приобретя международное уважение. Позднее Япония усилила свое влияние в Корее и присоединила ее в 1910 году. Эти военные успехи привели к небывалому подъему национализма.
В 1912 году император Мэйдзи умер. Эра правления Гэнро завершилась.
Эпоха Тайсё 大正(1912 - 1926 годы)
Во время правления слабого императора Тайсё 大正 (1912 - 1926) политическая власть постепенно переходила от олигархов из Гэнро к парламенту и демократическим партиям. В Первую мировую войну Япония присоединилась к Антанте, но в сражениях с германскими войсками в Восточной Азии сыграла весьма незначительную роль.
После войны экономическая ситуация в Японии ухудшилась. Великое землетрясение в Канто 関東大震災 1923 года, разрушившее города Токио и Йокогама, и Всемирный экономический кризис 1929 года поставили страну на край пропасти.
Эпоха Сёва 昭和 (1926 - 1989 годы)
Одним из путей решения проблем Японии была территориальная экспансия: после войны западные страны имели колонии по всему миру. В 1930-е годы военные установили почти полный контроль над правительством, в то же время сохраняя независимость от него. Их политические враги были убиты, коммунизм преследовался. Идеологическая обработка и цензура в образовании и средствах массовой информации были ужесточены. Позднее офицеры армии и флота заняли много важных правительственных кабинетов и даже пост премьер-министра.
Главной целью экспансии Японии был Китай. Ранее японское правительство вынуждало Китай совершать экономически и политически невыгодные для него действия. К тому же, много японцев ранее эмигрировали в Китай, особенно в Манчжурию. В 1931 году японская армия оккупировала Манчжурию. На следующий год марионеточное государство Манчжоу-го 満州国 было объявлено протекторатом Японии. В том же году японские ВВС начали бомбить Шанхай, якобы защищая японцев, живущих в Китае, от антияпонского движения. В 1933 году Япония вышла из Лиги Наций, так как ее жестко критиковали за действия в Китае. В июле 1937 года началась Вторая японо-китайская война 日中戦争. Небольшой инцидент перерос в полномасштабные военные действия, причем армия действовала независимо от более умеренного правительства Японии. Японские войска полностью оккупировали побережье Китая и зверствовали по отношению к местному населению, особенно после взятия Нанкина 南京焼き. Однако китайское правительство не сдавалось, и война продолжалась до 1945 года.
Следующим шагом Японии было завоевание Юго-Восточной Азии и установление «Великого пояса азиатского процветания» 大東亜共栄圏, а также освобождение Северо-Восточной Азии от европейцев. В 1940 году Япония оккупировала французский Индокитай (Вьетнам) и присоединилась к Оси - союзу Германии и Италии. Эти действия ускорили разгорание конфликта между Японией, США и Великобританией, устроивших Японии нефтяной бойкот. Поэтому японское правительство решило захватить голландскую Восточную Индию (Индонезию) - регион, богатый нефтью, рискуя развязать войну с США и Великобританией. В декабре 1941 года Япония напала на США в Перл-Харборе и за полгода распространила свой контроль на огромную территорию - до границ Индии на западе и Новой Гвинеи на юге.
Поворотным пунктом Тихоокеанской войны стала битва при атолле Мидуэй в июне 1942 года. Перехватив и расшифровав радиограммы японской армии, военные силы США смогли победить и нанести противнику огромный урон. После этого сражения союзники постепенно отвоевали все захваченные Японией территории. В 1944 году начались мощные бомбардировки страны, и в отчаянии японцы начали использовать против союзников летчиков-самоубийц - камикадзе 神風. Война была закончена на Окинаве 沖縄 в 1945 году. 27 июля 1945 года союзники предложили Японии подписать Потсдамскую декларацию о капитуляции, угрожая продолжить уничтожение государства. Но военные и не думали сдаваться, даже после того, как США сбросили две атомные бомбы на Хиросиму 広島 и Нагасаки 長崎 6 и 9 августа, и после объявления Советским Союзом войны Японии 8 августа. Однако 14 августа более трезвомыслящий император Хирохито 裕仁 принял решение о безоговорочной капитуляции.
После Второй мировой войны 第二次大戦 Япония была полностью разорена. Все крупные города (исключая Киото), промышленность, транспортные и информационные сети были разрушены. Оккупация Японии силами союзников началась в августе 1945 года и закончилась в апреле 1952 года. Операция преимущественно была разработана и проведена силами армии США под командованием генерала Мак-Артура.
Территория Японии после войны напоминала 1868 год - без Курильских островов 千島列島, оккупированных Советским Союзом, и островов Рюкю 琉球, включая остров Окинава 沖縄, находящихся под контролем США. Остатки японской военной машины были уничтожены. В 1948 году был проведен Токийский процесс - аналог Нюрнбергского. Свыше 500 военных офицеров совершили самоубийство сразу после капитуляции Японии, сотни других были приговорены к смерти решениями международного трибунала. Однако император Хирохито не был объявлен военным преступником. Целью Мак-Артура было создание стабильной демократии. Поэтому в 1947 году вступила в силу новая Конституция. Император утрачивал всю свою политическую и военную власть, но оставался символом государства. Гарантировались всеобщее избирательное право и другие права человека. Мак-Артур децентрализовал экономику, раздробив финансовые группы и другие крупные компании, реформировал систему образования и полицию. Земельная реформа устранила крупное землевладение. Кроме того, государство было полностью отделено от синтоизма. Также Японии было запрещено начинать войны и даже иметь свою армию.
Военное сотрудничество Японии и союзников было выгодным обеим сторонам. Поток критики начал нарастать только после того, как США усилили действия по защите своих интересов в холодной войне: пересмотрев свое отношение к коммунизму, они расположили дополнительные военные базы на островах и принуждали Японию создать собственные силы обороны страны в нарушении Конституции. С другой стороны, многие консервативно мыслящие японцы поддерживали инициативу пересмотра Конституции.
Оккупация закончилась с вступлением в силу в 1952 году мирного договора. Вскоре правящая партия консерваторов под руководством премьер-министра Ёсиды 吉田 провела через парламент закон о предотвращении подрывной деятельности против государства. Десять тысяч человек, обвиненных в симпатии к коммунизму, были смещены с занимаемых ими постов в правительстве, промышленности и прессе. В 1954 году были созданы Японские силы самообороны, в том же году прошел масштабный показательный военный парад.
После Корейской войны экономика Японии быстро восстанавливалась. Объем экспорта неуклонно рос. Возникший дисбаланс в торговых отношениях с другими странами, особенно с США, стал в дальнейшем поводом для многочисленных конфликтов. Подъем экономики укрепил позиции правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) и повысил уровень жизни населения. Однако, за все эти достижения пришлось заплатить загрязнением окружающей среды.
Отношения между Японией и Советским Союзом нормализовались в 1956 году, между Японией и Китаем - в 1972 году. В том же году остров Окинава 沖縄 был возвращен Японии (ранее он был оккупирован США).
Топливный кризис 1973 года больно ударил по экономике островного государства, зависящей от внешних поставок нефти. Япония отреагировала на это бурным развитием рынка высоких технологий.
Эпоха Хэйсэй 平成 - «Мир и Спокойствие» (1989 – настоящее время)
Экономическая реконструкция. Япония становится одним из мировых лидеров в сфере высоких технологий и автомобилестроения. В 1980-х страна продемонстрировала чудеса экономического процветания. Однако, в начале 1990-х в Японии начался экономический и политический кризис, продолжающийся по сей день. Впрочем, это не мешает государству входить в Большую Восьмерку (семь самых развитых стран мира плюс Россия).