Монахи и отшельники
СОХЭЙ 僧兵
Сохэй 僧兵 - буквально «монах-солдат» - буддийские воины-монахи феодальной Японии. В определённые моменты истории они обладали значительной властью и вынуждали тем самым имперское и военное правительства к сотрудничеству. Они были похожи на горных аскетов ямабуси 山伏, но в отличие от отшельников, сохэй были организованы в крупные армии или подразделения.
Наиболее известен их монастырь Энряку-дзи 延暦寺 на горе Хиэй 比叡山, неподалёку от Киото 京都. Монастырь был основан в конце VIII — начале IX веков монахом Сайтё 最澄 (767—822 годы), носившим также имя Дэнгё-дайси 伝教大師, который создал в Японии школу Тэндай 天台宗 («Школа Небесной Опоры») на базе одноимённой китайской школы Тяньтай. Это один из самых влиятельных монастырей японской истории, он до сих пор является центром школы Тэндай, которая была особенно популярна среди японской аристократии, этот монастырь послужил основой для образования других школ буддизма, в частности школ Чистых Земель 浄土, Дзэн 禅 и Нитирэн 日蓮.
В 806 году Сайтё 最澄, опираясь на поддержку императора Камму 桓武天皇, создал орден из ста учеников. Монахи обязаны были провести двенадцать лет в строгой дисциплине, медитациях и обучении. Лучшие ученики получали места в монастыре, другие получали должности при правительстве и дворе. В период расцвета Энряку-дзи 延暦寺 представлял собой громадный храмовый комплекс из 3000 храмовых сооружений и огромной армией монахов-воинов, которые вступали временами в ожесточённые битвы с другими монастырями и политическими лидерами. В X веке разыгрался диспут между учениками монахов Эннина 圓仁 и Энтина 圓珍 школы Тэндай 天台宗 («Школа Небесной Опоры»). Диспуты переросли в вооружённое противостояние, с одной стороны стояли монахи с горы Хиэй (山門 - саммон, Монашеский орден), а с другой — монахи храма Мии-дэра (寺門 - дзимон, Храмовый орден). Сначала воины использовались для регулирования дискуссий, но потом монастыри стали наращивать армии, набирая наёмников, и проводили военные операции, и даже угрожали столице, выдвигая свои требования. Много общих черт сохэй имели с воинами-монахами из Германии (Тевтонский орден) или другими религиозными орденами. В этом смысле воины сохэи похожи на ордена, которые принимали участие в крестовых походах - сохэй не работали как отдельные лица, или даже как члены отдельных храмов, а скорее как воины большого братства или монашеского ордена.
В 1571 году военачальник Ода Нобунага 織田信長, реализуя свою программу по объединению страны, наведения стабильности и ликвидации мятежей, прекратил существование буддийских армий, взяв штурмом храм Энряку-дзи 延暦寺. Храм был разрушен и прекратил существование. Лишь через 30-40 лет после смены власти светилище было реставрировано. Сейчас храмовый комплекс состоит из трёх частей — Тодо 東堂 (Восточный зал) где располагался ранее настоятель монастыря, Сайто 西堂 (Западный зал), где также находился ушедший в отставку настоятель, и Ёкава 横川. Наиболее важные храмы и сооружения находятся в Тодо.
ЯМАБУСИ 山伏
Ямабуси 山伏 - буквально «скрывающийся в горах» (山 — гора, 伏 — скрываться) - горные отшельники в Древней Японии, в основном представители буддийских школ Сингон 真言宗 и Тэндай 天台宗, сформировавших свободное сообщество и изначально слабо связанных с буддийскими святилищами и монастырями. Синтоизм почитал горы как священное место, где живут ками 神 и куда удаляются души мертвых. Чтобы зайти в подобное святое место, человек должен достаточно «очиститься». Поэтому простые смертные не смели приближаться к этим местам. В качестве средств для достижения необходимой чистоты, почитались буддийская и даосская магия. Все это породило особый вид горных отшельников, называемых «ямабуси». Сочетая синтоистские верования с буддийскими и даосскими практиками, они стали выполнять роль божественных почтальонов. Если кто-то хотел обратиться к божествам, он мог передать свою мольбу ямабуси, а тот поднимался в горы и зачитывал мольбу ками. Однако, власти стремились сами контролировать данную идеологическую сферу, поэтому не признавали статуса ямабуси и подвергали их гонениям. В конце периода Нара 奈良時代 (710 - 784 годы) в горы стали уходить и официальные монахи, недовольные коррупцией среди буддистов и их чрезмерным вмешательством в государственные дела. Их стали называть святыми мудрецами (хидзири). Среди них были и основатели двух первых буддийских школ Японии - Сингон 真言宗 и Тэндай 天台宗.
Такие аскеты были известны в Японии под разными именами: кэндзя (賢者 «мудрец»), сюгэндзя (修験者 «горный отшельник»). Они славились своими магическими умениями, почитались как лекари и медиумы мико (神子 «волхвы»). Как уже было отмечено, многие из ямабуси были адептами школы Сингон — одной из ветвей эзотерического буддизма, в соответствии с догматами которого просветление можно обрести через отшельничество, самосозерцание, изучение природы и созерцание мандалы. Школы Сингон 真言宗 и Тэндай 天台宗 в одинаковой степени рассматривали горы как идеальное место для отшельничества и созерцания природы. Однако в своих горных убежищах монахи-ямабуси занимались не только созерцанием. Они также изучали ряд боевых искусств, что изначально было вызвано необходимостью защиты от горных разбойников. Впоследствии ямабуси применяли своё мастерство, участвуя в битвах даймё. Всё это принесло ямабуси славу великолепных воинов.
Ввиду возросшей репутации ямабуси как духовных учителей и хорошей организации их братства, многие духовные предводители-ямабуси стали получать высокие духовные чины в дворцовой иерархии, что, в свою очередь, усилило их политическое влияние. В период Нанбоку-тё ямабуси начали организовываться в особые отряды, управляемые из головных монастырей школ буддизма, к которым принадлежали воины-отшельники. Они помогали императору Го-Дайго 後醍醐 в его попытках свергнуть правление сёгунатa Камакура, показав при этом боевую выучку, способную противостоять профессиональной армии самураев.
В период Сэнгоку ямабуси присутствовали среди советников при дворах и армиях практически всех владетельных японских правителей. Некоторые из них присоединились к Такэде Сингэну 武田信玄, чтобы помочь Оде Нобунага 織田信長 в борьбе против Уэсуга Кэнсина 上杉謙信 в 1568 году, тогда как другие, включая настоятеля Сэссаи Тёро, были советниками при дворе Токугава Иэясу 徳川家康. Многие сражались против Нобунага, который, разбив ямабуси, положил конец временам монахов-воинов. Ямабуси, как и было принято для обученных воинов того времени, великолепно владели луком и мечами, отдавая, однако, предпочтение нагината 長刀(薙刀).
Считается также, что ямабуси практиковали ниндзюцу 忍術, и вообще имели довольно тесные отношения с синоби, которых даже нанимали для выполнения особых поручений.