Нэцкэ 根付 и окимоно 置物
Нэцкэ 根付 — маленькая символическая резная фигурка, сделаная, в основном, из слоновой кости или дерева. В древности японцы использовали нэцкэ для прикрепления ключей или кошелька к поясу кимоно, но также фигурки служили еще и в качестве украшения одежды. В Японии первые нэцкэ появились во второй половине XVI — начале XVII веков.
Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелка на традиционной японской одежде кимоно 着物 и косодэ 帯鉗, которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости называемые сагэмоно 下げ物. Ёмкости могли иметь форму маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички инро, которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру одзимэ.
Инро крепились к оби - поясу кимоно с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси 紐解 — отверстий, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, фигурки служили одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды
Нэцкэ не следует путать с окимоно 置き物 или 置物— миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцкэ и по оформлению, и по сюжетам, и, нередко, по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций. Слово окимоно (дословно — «поставленная вещь») является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин окимоно употребляется в связи с нэцкэ, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и — редко — из дерева. Такие окимоно возникли позже — не ранее XIX века и создавались они мастерами, основной специальностью которых была резьба нэцкэ.
С давних времен фигурки различались по типологии и формам.
Катабори 形彫 – это самый известны и знакомый для многих вид нэцкэ. Небольшие резные фигуры, изображающие животных и людей, многофигурные группы. Этот вид пользовался особенной популярностью в XVIII - XIX веках.
Анабори 穴彫 – подгруппа катабори. Эти нэцкэ изготавливались из раковины, внутри которой создавались сюжетные линии.
Саси 差 – эта форма является одной из древнейших. Эти нэцкэ, сделанные в форме бруска с ушком для шнурка. Они могли быть выполнены из разный материалов, но в основном изготавливались из дерева. Способ применения этого вида нэцкэ отличался от других.
Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и чо-то подобное. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса оби.
Обычно саси считают одной из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом.
Ещё одна близкая аналогия саси — приспособление оби - хасами, изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет.
Первые нэцкэ-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами. Позже, в период развитого искусства нэцкэ, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
Маска 面 (мэн) – уменьшенная копия маски Ноо. Это самая большая группа нэцкэ. Своими свойствами маска очень похожа на вид катабори.
Мандзю 饅頭 – нэцкэ сделаные из слоновой кости и имеющие форму круга. Иногда мандзю делались из двух полукругов или из двух половинок. Изображение делается гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю. Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.
Итараку – нэцкэ изготовленные из тростника или проволоки, плелись в виде коробок тыкв и других форм.
Рюса 柳左 — вариант формы мандзю. Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы.
Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса 柳左 (работал в 1780 годы), по имени которого форма и названа.
Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854—1860 годов), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцкэ были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, с катабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
Кагамибута 鏡蓋 — тоже сходна с мандзю, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцкэ обычно принадлежит мастеру по металлу.
Окимоно 置き物 или 置物 (оки моно буквально: «вещь для того чтобы ставить [на обозрение]») «резная фигурка») — произведение японского декоративно-прикладного искусства, статуэтка, предназначенная для украшения интерьера. Исторически термином окимоно обозначались небольшие скульптуры или декоративные объекты, располагаемые в токонома традиционного японского жилища. В традиционном европейском понимании окимоно — это статуэтка.
В широком смысле к окимоно относится все, что поставлено на полку для украшения интерьера: резные фигурки из кости, куклы, вазы для цветов и так далее. Нередко окимоно по сюжету, выразительным средствам и размерам приближаются к нэцкэ, но, в отличие от них, не имеют отверстия для шнура и могут быть использованы в исключительно декоративных целях. Примером традиционного окимоно может служить фигурка Дарума.
Окимоно как вид миниатюрной пластики, предназначенной для украшения жилья, получили распространение приблизительно в XVI веке, когда в архитектуре жилища становится принятым устройство специальной ниши токонома, в которой помещали красивый свиток, икебану или маленькие статуэтки будд и бодхисаттв. Со временем сюжетно-тематический репертуар миниатюрной пластики расширился, и уже в гравюрах эпохи Эдо (1603—1866) можно видеть в качестве окимоно фигурки святых, монахов, животных шестидесятеричного цикла, семи божеств счастья. Такие фигурки приобретались не только с целью привлечь удачу, но и на память о паломничестве в отдаленный храм, и в качестве подарка, и просто ради украшения интерьера.
После революции Мэйдзи 1866—1869 годов Япония, вступив на путь модернизации, принимает участие во всемирных промышленных выставках. На всемирной выставке в Вене среди предметов, представляющих достижения, культурные традиции и ремесла страны, были окимоно, вырезанные из слоновой кости. Учитывая масштабы выставочного зала, японские резчики увеличили размер статуэток. Так появился тот вид окимоно, который стал предметом коллекционирования на Западе.
Реформы Мэйдзи, установившие европейское платье в качестве официальной одежды, обессмыслили изготовление нэцкэ. Резчики обратились к окимоно, на которые после ряда Всемирных выставок повысился спрос на арт-рынках Европы и США. Интерес европейцев к миниатюрной пластике определил новые требования к скульптуркам из кости, предназначавшимся теперь для украшения европейских интерьеров. Размеры окимоно стали значительно больше (от 20 до 50 сантиметров), поверхность их тщательно обрабатывалась, а главное — к европейскому зрителю требовалось обращаться на понятном ему пластическом языке. Так возник феномен японского реализма, в русле которого работали мастера окимоно. Японские сюжеты находили воплощение в достоверных, поражающих тщательностью моделировки формы, статуэтках. Пластические традиции, развивавшиеся в Европе в течение веков, японские резчики освоили за десятилетия.
В течение ХХ века в связи с мировыми войнами, экономическими кризисами и запретом на добычу слоновой кости количество мастеров-резчиков резко сократилось. Высокая себестоимость работ (для изготовления одной фигурки требовалось от нескольких месяцев до нескольких лет) сделала невозможной продажу на внутреннем рынке. Переориентация исключительно на экспорт привела к снижению художественного уровня окимоно: повторялись модели, ухудшилось пластическое свойство объектов.
В основном окимоно изготавливаются из дерева, слоновой кости, бронзы и серебра. Нередки комбинации этих материалов. Для придания большего декоративного эффекта мастера использовали инкрустацию перламутром, эмалями, кораллом, использовали золотой лак. Наиболее ценными считаются изделия из слоновой кости, иногда тонированные раствором чая и украшенные гравированным орнаментом.
Резчиками окимоно чаще всего являлись мастера нэцкэ и скульпторы, специализировавшиеся на изготовлении статуй для буддийских храмов. Введение европейской одежды в качестве официальной и закрытие множества буддийских монастырей привело оставшихся без работы резчиков в ряды мастеров окимоно. Они привнесли в этот вид искусства и привычные сюжеты, модели, композиционные решения, приемы резьбы. С другой стороны, круг сюжетов определялся и спросом европейских покупателей.
Наиболее популярные сюжеты:
- боги, персонажи народных верований синто, фантастические существа (Семь богов счастья, черти, Тэннага и Асинага);
- персонажи буддийского и лаосского пантеонов (Будда, Бодхисаттва Канон, архаты, сэннины);
- исторические персоны (Бодхидхарма, Конфуций, Ёсицунэ и Бэнкэй);
- герои японских и китайских сказок и легенд (Момотаро, Урасима Таро, Чжун Куй);
- крестьяне, рыбаки;
- музыканты, актёры, сарумаваси (дрессировщики обезьян), каллиграфы, художники, поэты;
- старики с детьми, женщины с детьми, игры детей;
- животные, птицы, насекомые, морская фауна;
- овощи, фрукты.