Предисловие Отакэ Рисукэ

Истоки японского военного искусства (гунгаку хэйхо 軍楽兵法) прослеживаются по крайней мере до периода Нара (645-794 годы). В процессе развития японская военная стратегия испытывала сильное влияние со стороны буддизма, возникшего в Индии и пришедшего в Японию через Китай, и японской национальной религии Синто. Японская военная стратегия включает в себя также многие идеи китайской философии, в частности, концепции Инь и Ян и Пяти Первоэлементов, а также магии при помощи особых звуковых формул. Высокосинкретическая природа японской военной стратегии позволила японскому народу создать великолепное военное искусство.

В этой книге я хочу представить читателю традиционную школу Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. Эта школа является истоком большинства классических японских школ воинских искусств, и, соответственно, с этой школы начинаются многие традиционные японские воинские искусства будзюцу.

Со времени кодификации приемов Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю прошло уже почти шестьсот лет, и на протяжении этого долгого времени они держались в секрете. Очень интересно, каким образом столь длительное время приемы могли сохраняться неизменными. Одним из ответов на этот вопрос будет секретность знаний школы, которая была закрыта для широкой публики, а также то, что фундаментальное учение школы призывает соединить хэйхо 兵法 (воинское искусство) с хэйхо 平法 (учением о мире). В согласии с этой доктриной, воинский закон - это закон природы.

Тот факт, что Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю смогла сохранить свою чистую форму на протяжении нескольких веков, послужил причиной признания этой школы национальным достоянием Японии.

Когда я размышляю о том, что сегодня происходит в мире, я могу лишь сожалеть, что люди повсюду слишком жаждут того, что они считают новым, полностью пренебрегая старым. Они никогда не осознают, что отрицаемое ими, все больше и больше, на самом деле, может быть весьма полезным. Тем не менее, эта тенденция действительно имеет место в мире современных будо. Количество занимающихся будо растет, но лишь некоторые компетентные наставники пытаются передать им истинные ценности будо. Но, что самое прискорбное, так это то, что большинство форм будо, которые преподаются в настоящее время, сильно отличаются по форме и по духу от классических боевых искусств. Современные будо утратили свой изначальный аромат и превратились в обычное развлекательное времяпрепровождение для широкой публики.

Какие же факторы предопределили эту ситуацию? Одна из главных причин - это то, что современные представители будо знакомы лишь с очень малой частью традиционных классических учений, они рассматривают будо и преподают его с точки зрения современных представлений о физическом образовании и, более того, подпирают эту часть гораздо более важного целого организацией и ценностями западных игр и спорта. И делается это лишь с цепью сделать их интерпретацию будо более привлекательной в глазах зарубежной аудитории.

Кроме того, еще одним минусом в нынешней ситуации является то, что исконный дух классических воинских искусств не воспринимается как часть нашей повседневной жизни, в результате чего, классические воинские ценности пребывают в упадке. Когда мы дискутируем о японской истории, мы не можем упустить из вида тот факт, что военная форма правления (сёгунат) составляет большую часть этой истории. И очень горько видеть, как гордые традиции воинской культуры понемногу исчезают. При таких обстоятельствах вполне нормально, что я ощущаю естественную потребность передать учение Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю в его правильной форме последующим поколениям.

Недавно я узнал о попытках некоторых людей возродить корю, древние школы классических воинских искусств. Говоря об этом, важно, чтобы эти люди помнили, что им следует придерживаться традиционных ценностей, то есть передавать культурное достояние классических школ без искажений, в их изначальных формах. Если же учение будо будет распространяться без внимания к классическим принципам и ценностям, без присущего им духа дисциплины, с мыслями лишь о коммерческой выгоде или иных материальных результатах, то я боюсь, что такой подход нанесет непоправимый вред традиционным ценностям классических будзюцу.

Поскольку я глубоко озабочен будущим классических воинских традиций, я пишу эту книгу. И, несмотря на недостаток знаний и способностей, я попытаюсь показать вам часть классического будзюцу школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, которую столь долго скрывали от глаз людских.

Однако я должен повторить, что представители этой школы не допустят каких-либо изменений в программе или методике обучения, которые господствовали на протяжении многих веков.

Пользуясь этой возможностью, я хотел бы выразить мою глубочайшую признательность почетному сокэ (патриарх, верховный мастер) господину Иидзасе Сюриносукэ Ясусаде, который любезно согласился написать предисловие к этой книге, а также Хаяси Ядзаэмону - моему покойному учителю.

Я также хотел бы выразить свою сердечную благодарность господину Донну Дрэгеру, который является кёси (наставник) Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, госпоже Синоцука Тэруэ и господину Нунокава Кёитиро за их самоотверженные усилия в переводе моей рукописи на английский язык. Кроме того, я хотел бы поблагодарить всех людей, которые сотрудничали со мной во время подготовки этой книги к публикации.

Отакэ Рисукэ Минамото-но Такэюки Миясимо 大竹利典源健之 , префектура Тиба, декабрь 1976 года

         


 

 

Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@trafica.ru