Ин 陰 и Ё 陽

Концепция Ин-ё (ин и ё ), более известная как Инь и Ян (китайский традиционный 陰陽, упрощенный 阴阳) — одна из основных концепций древнекитайской натурфилософии.

Учение об Инь и Ян составляет одну из теоретических основ традиционной китайской медицины. Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются как взаимодействие между двумя началами, которые представляют собой различные аспекты единой действительности.

В древнекитайской мифологии и натурфилософии тёмное начало (Инь) и противоположное ему светлое начало (Ян) выступают всегда в парном сочетании. Первоначально Инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при распространении бинарной классификации Инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, чётных чисел и тому подобное. А Ян, первоначально, возможно, означавшее светлый (южный) склон горы, соответственно стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечётные числа. К числу древнейших подобных парных символов, по мнению некоторых учёных (шведского синолога-линвиста Бернхарда Карлгрена (подлинное имя Klas Bernhard Johannes Karlgren; на китайском 高本漢, 15 октября 1889, Йёнчёпинг — 20 октября 1978, Стокгольм), относятся раковины-каури (женское начало - Инь) и нефрит (мужское начало - Ян). Предполагают, что в основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и о фаллическом культе. Эта древнейшая символика, подчёркивающая дуализм мужского и женского начал, получила, по мнению Карлгрена, иконографическое выражение на древних бронзовых сосудах в виде фаллосообразных выступов и вульвообразных овалов.

Не позднее чем с эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать небо как воплощение Ян, а землю - Инь. Весь процесс мироздания и бытия рассматривался китайцами как результат взаимодействия, но не противоборства Инь и Ян, которые стремятся друг к другу, причём кульминацией этого считается полное слияние неба и земли. Система Инь-Ян была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения, широко использовалась даосами и в народной религии для классификации духов, при гаданиях и предзнаменованиях.

Философская концепция

В «Книге перемен» («И цзин») Ян и Инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. Книга Перемен (более правильно Канон Перемен - И цзин (китайский традиционный 易經, упрощенный 易经; также известно под названием «Чжоу И» — 周易, предположительно, по названию эпохи Чжоу во время которой была написана наиболее авторитетная редакция. По другому предположению иероглиф Чжоу () понимается как «цикл, кругооборот», иероглиф И () как «перемены», таким образом «Чжоу И» — означает цикличность перемен. И-цзин является наиболее ранним из известных истории китайских философских текстов. Принят конфуцианской традицией в II веке до н. э. как один из канонов конфуцианского Пятикнижия.

В процессе развития китайской философии Ян и Инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного. Исключительно абстрактное значение Инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о «ли» (китайское ) — абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил Инь-ян, которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил Инь-ян — непременный элемент диалектических построений в китайской философии. В V-III веках до н. э. в древнем Китае существовала философская школа Инь Ян цзя. Представления об Инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки.

Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по Инь и Ян свойствам у китайцев и японцев различаются. В новояпонской религии омото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё) и Мидзу (вода, ин).

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции — Ян и Инь, которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее Инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а Ян — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:

    Чистая субстанция Ян претворяется в небе; мутная субстанция Инь претворяется в земле… Небо — это субстанция Ян, а земля — это субстанция Инь. Солнце — это субстанция Ян, а Луна — это субстанция Инь… Субстанция Инь — это покой, а субстанция Ян — это подвижность. Субстанция Ян рождает, а субстанция Инь взращивает. Субстанция Ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция Инь формирует телесную форму.

Пять стихий как порождение Инь и Ян

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) — У-син: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» — вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).

Медицина и Инь Ян

Жизнь – это гармония Ян и Инь. Любая болезнь – это дисбаланс между двумя энергиями, нарушение течения этих энергий. Если преобладает Ян и ослабевает Инь, тогда у человека повышается температура, краснеет лицо, его глаза блестят. Либо он впадает в беспокойное состояние: излишне громко и возбуждённо говорит, у него учащается пульс, дыхание очень шумное, глубокое, могут возникать судороги, излишнее напряжение мышц. Такие люди подвержены кровоизлиянию в мозг и параличам, у них бывают запоры, они склонны к бессоннице. Боли, возникающие в теле, всегда резкие, сильные, но кратковременные, схваткообразные.

Если преобладает Инь и ослабевает Ян, человека бьёт озноб, он бледнеет, лицо приобретает землистый оттенок, говорит он слабым и глухим голосом, у него холодные руки и ноги, дыхание слабое, поверхностное, а в конечностях слабость, либо неподвижность, очень редкий пульс. Такие люди подвержены лихорадкам, кашлю, онемению ног, у них бывает жидкий стул, склонность к сонливости, боли в теле постоянные, глухие и ноющие. Человек, у которого Ян и Инь в равновесии, не может заразиться, даже если находится в очаге заразной болезни.

Инь и Ян в теле человека не могут находиться в постоянно неизменном состоянии (как и в любой другой системе). Пока он жив — он меняется каждый миг. Поэтому соотношение Ян и Инь всегда колеблется и это нормально. Плохо, когда баланс Инь и Ян нарушается сильно.

В основе практической медицины Древнего Востока лежит философское учение, о том, что в картине мира реален только поток превращений, бесчисленных метаморфоз, в которых непрестанно и вечно обновляется весь мир. Ни один момент времени ни похож на другой. Ничто в мире не существует обособленно, в отрыве друг от друга и, более того, связи между вещами определяют положение самих вещей. Таким образом, даже самая малая вещь имеет во вселенной своё переплетение с другими вещами.

Мудрецы древнего Китая говорили: «Вся тьма вещей как раскинутая сеть, и в ней не найти ни начала, ни конца». Реальный мир китайские мудрецы определили как Хаос, под которым понимается бесконечное богатство разнообразия. Для описания взаимодействия всех вещей во вселенной сложилось логически последовательное учение о двух мировых силах: силы Ян, символизирующей мужское, светлое, деятельное начало, тепло, и силы Инь, символизирующей женское начало, тьму, покой, холод.

Основные противоположные свойства Ян и Инь символизировались древними философами как огонь (Ян) и вода (Инь), то есть Ян по своим свойствам подобен огню и характеризуется признаками: светлое, горячее, направленное вверх и наружу. Инь по своему свойству подобен воде и характеризуется признаками: тусклое, холодное, направленное вниз и внутрь. Отсюда следует, что в природе всё, обладающее покоем, холодное, медленное, имеющее пониженную функцию относится к Инь; всё что имеет противоположные характеристики: подвижное, горячее, расположенное внешне и вверху, имеющее повышенную функцию - относится к Ян.

Это философское учение легло в основу практической медицины Древнего Востока. Основные утверждения теории Ян и Инь позволяют описать мир во всём его многообразии, а также сложные физиологические и патологические явления в организме:

  • всё существующее во вселенной имеет два противоположных начала Ян и Инь (любое явление имеет состояние покоя и активности, любой предмет имеет верх и низ и так далее)
  • Ян и Инь имеют множество значений, и они взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимопревращаемы.

    Так, например, два противоположных начала: день и ночь, жара и холод, движение и покой, полный и пустой, внешний и внутренний и так далее

Человеческий организм также разделяется на две противоположности:

  • Ян - верхняя часть тела, его поверхность, спина, шесть полых органов
  • Инь - внутренняя часть тела, живот, пять плотных органов, кровь

Вследствие своей противоположности, Ян и Инь взаимно ограничивают и контролируют развитие и деятельность друг друга и при определённых условиях каждая из противоположностей может меняться на обратную ей, развиваясь внутри себя и это соответствует объективной реальности. При ослаблении одной стороны наступает усиление другой. Так, например, нарушение в организме равновесия между Инь и Ян приводит к развитию болезни или к смерти.

Противоположность двух начал Ян и Инь является относительной и определяется только сравнением: ткани и органы человеческого организма могут принадлежать к Ян или Инь в зависимости от их взаимного расположения и функций.

При взаимодействии Ян и Инь имеют относительную самостоятельность, так как в них можно выделить составляющие его элементы, взаимодействующие между собой и развивающиеся внутри себя. Так, например, сутки можно разделить на день (Ян) и ночь (Инь), день в свою очередь можно разделить на первую половину (Ян в Ян) и вторую половину (Инь в Ян), ночь можно разделить на вечер (Ян в Инь) и саму ночь (Инь в Инь). Если тело рассматривается как единое целое, то его поверхность и конечности относятся к Ян, а внутренние органы к Инь. Но в тоже время поверхность тела и конечности можно разделить на Ян и Инь. Так, например, кожа и подкожная клетчатка относятся к Ян (Ян в Ян), мышцы и кости по отношению поверхности тела относятся к Инь (Инь в Ян). Во внутренних органах, называемых Чжан-Фу органами, также можно выделить Ян и Инь. (Ян и Инь Почек, Ян и Инь Селезёнки и так далее).

Деление органов на две составляющие Ян и Инь очень важно для диагностики и выбора лечения. Под Ян понимают участие органа в регуляции нейрогенного фактора, его функциональную активность и жизненную Энергию, под Инь при этом понимают степень участия в регуляции органа гуморального фактора.

Взаимообусловленность Ян и Инь означает, что они сосуществуют в едином организме, опираясь друг на друга. Так, например, в организме структура относится к Инь, а функции - к Ян. Структура является материальной основой функции, а функция - это отражение существования структуры и движущая сила её развития. Функциональная деятельность организма требует затраты питательных веществ, что соответствует процессу усиления Ян и ослаблению Инь, а накопление питательных веществ требует определённой функциональной активности и приводит к ослаблению Ян и усилению Инь. При нормальных условиях между этими противоположностями поддерживается относительное равновесие (гармония), а при патологии наступает нарушение гармонии, что может стать причиной заболевания. Применительно к древневосточной медицине это означает, что, поскольку заболевание возникает при нарушение равновесия между Ян и Инь в организме, то главной целью лечения должно быть возвращение Ян и Инь к состоянию относительного динамического равновесия.

Гармония Ян и Инь изображается в виде круга, который разделяется волнистой линией на светлую и тёмную половины. Внешняя окружность символизирует смешение всего в круговороте мирового Хаоса. Волнистая линия обозначает взаимное вытеснение и взаимное порождение Ян и Инь. Светлая точка на тёмном поле и тёмная точка на светлом поле означают соответственно присутствие Ян внутри Инь и присутствие Инь внутри Ян. Кроме того, эта эмблема (монада) ориентирована в пространстве и во времени: Ян зарождается на северо-востоке в зимнюю пору и достигает расцвета летом, а Инь рождается на юго-западе, то есть в конце лета, и достигает кульминации зимой, то есть на севере.

Взаимопревращение Ян и Инь означает, что при определённых условиях каждое из двух начал внутри предмета может превратиться в противоположность. Так, например, после продолжительной высокой температуры может произойти резкое понижение температуры, что вызывает ощущение холода в конечностях, нитевидный пульс, бледность кожного покрова, то есть развиваются симптомы, указывающие, что фактор Ян, вызвавший болезнь, переходит в фактор Инь. И к этому новому состоянию должно быть применено уже другое лечение.

Таким образом, все виды отношений Ян и Инь: взаимоотрицание, взаимосвязанность, взаимообусловленность, взаимопревращаемость создают многообразие постоянно меняющегося мира, его единство и гармонию и их взаимовлияние является и причиной, и следствием.

Согласно теории Ян и Инь в человеческом организме  различают:
анатомические (морфологические)  структуры - Инь, а их функции -  Ян.; 

деятельность организма - Ян, а пищевые вещества - Инь;
Инь сохраняется внутри и является материальной основой для Ян.
 
Древневосточные врачи, казалось бы, обладая примитивными знаниями, сумели на основании различных изменений на поверхности тела выявить функциональные связи всего организма в целом и это не утратило своего значения до настоящего времени. Так например, нельзя оспаривать  функциональные связи между почками и мочевым пузырём, между печенью и желчным пузырём, между желудком и толстой кишкой.
 
Использование теории Ян и Инь в китайской традиционной медицине является обязательным при диагностике патологии и при выборе методов лечения. Применительно к современной  западной медицине, восстановление нарушенного баланса (гармонии)  между Ян и Инь является задачей восстановления гомеостаза путём стимуляции защитных сил организма и может быть использована в современной медицине как модель целостного подхода к человеческому организму, как диалектический подход к пониманию состояния здоровья и болезни.
 
Соотношение Ян и Инь
 
Ян
Инь
Вселенная
солнце
луна
Времена года
лето
зима
Сутки
день(6-18)
ночь (18-6)
День
утро
полдень
Ночь
вторая половина ночи
первая половина ночи
Метеофакторы
жара
ветер
холод
влажность
Организм в целом
функциональная активность
анатомические структуры
Анатомические структуры
кожа
подкожная клетчатка
мышцы
кости
внутренние органы
 
Наружная поверхность тела
наружная поверхность конечностей
спина
верхняя часть туловища (выше талии)
 
внутренняя поверхность конечностей
грудь, живот
нижняя часть туловища (ниже талии)
Внутренние органы
Фу органы
Чжан органы
Отдельные органы
Ян составляющая органа
Инь составляющая органа
Функциональная активность организма
повышена
понижена
Температура тела
повышена
понижена
Обмен веществ
повышен
понижен
Артериальное давление
повышено
понижено
Состояние вегетативной нервной системы
симпатикотония
ваготония
Цвет кожного покрова
гиперемированные
бледные
Цвет мочи
жёлтая
светлая
Характер стула
спастический запор
диарея
Количество слюны
сниженное
гиперсаливация
Отношение к температуре окружающей среды
непереносимость жары
предпочтение холода
непереносимость холода
предпочтение тепла
Продукты питания
мясо, орехи
арбуз
Вкус продуктов и трав при фитотерапии.
острый
сладкий
кислый
горький
Другие качества продуктов и трав
теплые
сухие
холодные
жидкие
 
Как рассматривалось выше, в основе нормальной деятельности организма  находится уравновешенное состояние между Ян и Инь, их гармония. Нарушение этой гармонии ведёт к патологии, которая проявляется в усилении или в ослаблении того или иного начала Ян или Инь.
Все процессы, происходящие  в организме человека,  и стадии жизни (зачатие, рождение, рост, упадок и смерть) можно описать с помощью Инь-Ян . Например:
Юность –Ян, поздние дни –Инь; При вдохе грудная клетка расширяется – фаза Ян, выдох – фаза Инь. Активность человека –Ян, расслабленность, отдых –Инь.
Инь – это материальная основа, ткань для преобразующей силы Ян, которая реорганизует и регенерирует. Пища (Инь) преобразуется в процессе обмена вещества (Ян) в иное вещество и энергию (тепло и метаболическая активность).
Внутренние органы тела, защищённые от внешних воздействий, являются Инь по отношению к коже и мускулам, находящимся снаружи, –Ян.
Нижняя часть тела соприкасается с землёй, как бы уходит в неё корнями, - это Инь, верхняя часть тела – Ян. Переднюю часть тела можно защитить руками, сложенными на груди и прижатыми к животу ногами (Инь), тогда как задняя часть тела остаётся относительно открытой (Ян).
Внешняя поверхность человеческого тела (кожа, волосы, поверхностные нервы и кровеносные сосуд) – Ян, внутреннее строение (внутренние органы, кости, головной и спинной мозг) – являются основой жизнедеятельности –Инь.
Внутренние органы дифференцируются на полые - Ян (Желудок, Желчный пузырь, Тонкий кишечник, Толстый кишечник и Мочевой пузырь), которые выполняют функции пищеварения и выделения и плотные (монолитные) - Инь (Сердце, Печень, Селезёнка, Лёгкое и Почка), которые выполняют функции ассимиляции и хранения. Плотные органы   можно сравнить со скалой, которая поглощая свет, хранит его энергию в виде тепла, а полые органы можно сравнить с колесом водяной мельницы, которое способно преобразовывать движение воды в рабочую энергию. Сравнение достаточно ярко показывает, что нагретая скала не может работать, а водяное колесо само не может накапливать энергию.
Но всегда следует помнить, что Инь и Ян относительные, а не абсолютные обозначения: Сердце – плотный орган, а значит Инь, тем не менее, преодолевает сжатие при выталкивании крови через сосуды и поэтому Ян. Таким образом, существует и такое понятие, как Ян в Инь.  Другими словами, можно сказать, что каждый орган имеет две составляющие Инь и Ян. Например: Ян и Инь Сердца (Ян в Инь и Инь в Инь); Ян и Инь Желудка (Ян в Инь и Инь в Ян) и так далее Это очень важно для понимания синдромов поражения органов, а следовательно для правильной диагностики и лечения. Сразу же следует отметить, что соотношение Ян и Инь в различных органах не одинаковы.
В процессе человеческой жизни необходимо поддерживать равновесие между внутренним процессом питания себя (Инь) и внешней деятельностью (Ян). В современной лихорадочной деятельности часто человеком пренебрегается  необходимость уделять определённое время на восстановление себя: излишняя работа, слишком усердные занятия сексом – приводит к перенапряжению Ян. Тело не может долго расходовать больше, чем возмещать. Следствием чрезмерной деятельности могут наступить проблемы с мышцами, суставами, костями, сердцем, вплоть до серьёзных, таких как сердечный приступ. С другой стороны, повышенное внимание к вопросу внутреннего здоровья может означать, что акцент смещён на фазу Инь, то есть накопление и человек становится инертным и не способен к полноценной деятельности. Кроме того, атрофируются без тренировок мышцы, сердечно-сосудистая система ослабляется. Возникшее противоречие можно снять достижением равновесия, что означает подвижность, разнообразие, умеренность и гармонию с собственными ритмами и потребностями.
Основываясь на характере и особенностей строения тела, некоторых людей можно определить по Ян–Инь типу, но обычно проявляются и те и другие свойства. Быть Инь – значит любить спокойную, простую, прохладную среду, обладать умеренной способностью в еде, в работе. Для типа Инь характерны регулярные периоды для отдыха и восполнения сил, постепенное развитие болезней и продолжительное сохранение её симптомов. Инь может прожить дольше, так как его образ жизни и среда относительно свободны от стрессов. Ян -  тип предпочитает стимулирующую, сложную среду, действует быстро и импульсивно, сильно страдает во время болезни, но потом быстро выздоравливает. Личность в которой больше Ян, склонна дольше страдать от дурного обращения и пренебрежения.   Называя кого-либо Ян или Инь типом, не подразумевается, что кто-то слаб, силён или болен. Соотнесение с моделью Ян-Инь помогает наблюдать за течением жизни человека и прогнозировать кто и как будет переносить болезнь и на основе модели Ян-Инь анализировать стадии заболевания. Когда заболевание развивается быстро, остро  – Ян стадия, при переходе в хроническую форму – Инь стадия. Обычно острые заболевания поражают поверхностные функции, или поверхность тела и если заболевание подавляет сопротивление тела и проникает внутрь в более глубокие слои,  оно переходит в Инь стадию, внутреннюю. Явные острые симптомы являются болезнью избытка, а избыток принадлежит Ян, слабые и расплывчатые симптомы- следствие недостатка, который принадлежит Инь.
Выделяют два типа патогенных факторов Ян и Инь.
 
Варианты синдромов поражения (объяснение в тексте)
 
При проникновении патогенного фактора типа Инь (2) происходит преобладание Инь и повреждение Ян, что называется синдромом «холода типа избытка».
При действии патогенного фактора типа Ян (3), происходит преобладание Ян и повреждение Инь, что проявляется синдромом «жара типа избытка».
При истощении собственного Ян (4), происходит относительное преобладание Инь – синдром «холода типа недостатка», и наоборот при истощении собственного Инь (5) происходит преобладание Ян или синдром «жара типа недостатка» .
При дефиците Инь следует уменьшать Ян и прогревать Инь и наоборот, то есть лечить Инь при расстройстве Ян и лечить Ян при расстройстве Инь.
Одновременный дефицит Ян и Инь называется «взаимным опустошением Инь и Ян. Может возникнуть при длительном голодании, в результате чего происходит ослабление Селезёнки (Ян) и дефицит крови (Инь), то есть ослабление Чи вследствие недостаточного влияния Ян на Инь.
 
Некоторые синдромы Ян и Инь заболеваний
Ян  (синдромы полноты)
Инь (синдромы пустоты)
Заболевание острая стадия
Хроническое
Боль острая, недавняя, прерывистая, дневная, усиливающаяся при ходьбе, от тепла при надавливании, уменьшается при холоде.
Характер боли: скручивающаяся, стреляющая, колющая, пульсирующая, чувство электрического тока, поверхностная, локальная и меняющая локализацию.
Боль хроническая, давняя (застарелая), постоянная, ночная, уменьшается при движении, в тепле, при надавливании, усиливается от холода.
Характер боли: глубокая, диффузная, костная, рассредоточенная (разлитая), тупая, чувство жжения, ушиб, контузия, постоянная локализация.
Состояние больного: возбуждён, активен, неудержимая речь, глаза живые подвижные, сон поверхностный, длительный.
Больной апатичен, пассивен, молчалив, глаза тусклые полуоткрыты малоподвижные, сон глубокий короткий.
Голос громкий, брадикардия.
Голос тихий, тахикардия.
Кожа красная, сухая, не шелушащаяся, зуд.
Цвет лица яркий.
Слизистые влажные.
Ногти эластичные.
Волосы на голове мягкие блестящие, на теле хорошо выражены.
Кожа бледная, влажная, пастозная отёчная.
Цвет лица бледный.
Слизистые сухие.
Ногти ломкие.
Волосы на голове сухие, без блеска, на теле слабо выражены.
Парестезии конечностей, контрактура, склонность к судорогам, спазмам.
Вялость конечностей, слабость, дряблость мышц,  атония, тремор пальцев.
Дыхание громкое, замедленное.
Дыхание короткое, тихое, учащённое.
Запор, задержка мочи.
Понос, недержание мочи.
Чаще высокая температура тела, потребность в прохладе (раскрывается).
Чаще субфебрильная температура, потребность в тепле (укутывается).
Функция потовых желёз повышается при физической нагрузке, жажда, предпочитает холодное питьё, небольшая потливость.
Сильная потливость, жажды нет, предпочитает теплое питьё.
Чувство переполнения при пальпации живота, прикосновения неприятны.
Живот мягкий, прикосновения приятны.
Язык красны, налёт толстый, жёлтый.
Язык бледный, налёт белый, тонкий.
Пульс сильный, напряжённый, поверхностный, трудно подавляемый.
Пульс слабый, мягкий, глубокий, легко подавляемый.
Утомляемость медленная.
Сопротивляемость организма нормальная.
Реабилитация медленная.
Утомляемость быстрая.
Сопротивляемость пониженная.
Реабилитация быстрая.
Тело коренастое, подкожная жировая клетчатка хорошо выражена.
Тело астеничное, худощавое, подкожная жировая клетчатка слабо выражена.
Менструальный цикл короткий, выделения скудные.
Менструальный цикл длительный, выделения обильные.
Тип болезни устанавливается по превалированию Ян или Инь симптомов.  Если сумма Ян симптомов больше, то надо начинать лечение с седативного воздействия. Если сумма Инь симптомов больше, то используется тонизация.

 


 

 

 

 

 

 

 

Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@katori.ru