Заблуждения о самураях

Перевод оригинального поста «Some Misconception About the Samurai» с форума сайта http://www.samurai-archives.com

Самураи ненавидели ружья, называя их «оружием трусов»

Голливудские продюсеры и режиссёры, а вслед за ними и широкая публика, сошлись во мнении, что самураи были вооруженными мечами героями давно ушедших времён. Ружья просто не вписываются в эту картину, а следовательно, настоящие самураи не должны были их использовать.

В действительности, японские воины-буси использовали огнестрельное оружие эффективнее, чем их европейские современники XVI века, а кузнецы на островах производили качественные и весьма красивые экземпляры. Битва при Нагасино 長篠の戦い (Нагасино-но татакай) 28 июня 1575 года, в котором ружья выкосили атакующую самурайскую конницу, является одним из наиболее известных и значимых сражений в истории Японии. Буси совсем не были упрямцами. На самом деле, они были известны своей приспособляемостью. Монгольское вторжение, китайская придворная культура, и активное западноевропейское влияние – в то или иное время всё это оказывало воздействие на островное государство.  Кимоно, один из знаменитых символов Японии, пришло из Китая в период Хэйан 平安時代. Никакой разницы между этим событием и ввозом португальскими моряками нового, эффективного оружия, называемого мушкетом или аркебузой (по-японски: тэппо 鉄砲, танэгасима 種子島 или хинавадзю 火縄銃) не было. Не имеет значения, насколько японцы были привязаны к своим лукам – они не могли проигнорировать тот факт, что ружья, при определенных условиях, несомненно превосходили излюбленный ими вид метательного вооружения.

В Японии использовалось несколько форм огнестрельного оружия, начиная со старинного фитильного ружья, до больших ручных пищалей и, хотя и редких, но полноценных пушек, которые обычно доставали с потерпевших крушение у берегов страны европейских кораблей. Все виды оружия использовались с удивительной эффективностью. Один из великих даймё 大名 (буквально: «большое имя») эпохи Сэнгоку дзидай 戦国時代, Ода Нобунага 織田信長, был признанным мастером ружейной тактики. Другие военначальники, такие, как Такэда Сигэн 武田信玄, Токугава Иэясу 徳川家康 и Датэ Масамунэ 伊達政宗, были также хорошо известны благодаря использованию снайперов, окопной артиллерии и, иногда, огромного числа аркебузиров — с ошеломляющими результатами.

Считается также, что поскольку огнестрельное оружие в основном использовали пешие солдаты асигару 足軽 (буквально: «легконогие»), самураи должны были презирать ружья. На самом деле, асигару были обычным расходным материалом для того, чтобы учить их чему-то более сложному. Но это не значит, что самураи не учились использовать ружья. В действительности, они овладевали этой наукой в гораздо более глубокой степени, чем асигару. Стоит также заметить, в сражении того буси, кому доверили стрелковый отряд, мог превзойти только тот самурай, который взял голову противника в индивидуальном поединке.

Все самураи следовали рыцарскому этическому кодексу, известному как бусидо 武士道

С тех пор как книги с названиями «Хагакурэ: книга самурая» 葉隠聞書 и «Будо Сёсинсю: кодекс самурая» появились на прилавках, считается, что все воины следовали бусидо, иначе они не были настоящими самураями. Но это совершенно не так...

Бусидо 武士道 дословно переводится как «Путь Воина». Однако, бусидо было продуктом эпохи Эдо 江戸時代, предназначением которого было держать самураев в повиновении к феодалам-даймё, которым воины и служили. Эдо дзидай был 250-ти летним периодом мира под управлением последнего сёгуната, который пришел на смену периоду Воюющих провинций (более известному как Сэнгоку дзидай 戦国時代). Сёгунат в течение этого периода находился в параноидальном состоянии. В конце концов, это был уже третий сёгунат, и предыдущие два закончились войнами. В этот период было применено несколько новых мер, направленных на поддержание порядка – например, даймё должны были проводить часть своего времени в столице сёгуната городе Эдо 江戸 (современный Токио 東京). Это делалось для того, что бы держать непокорных даймё вроде кланов Симадзу 島津氏 или Мори 毛利氏, которые позже всё же уничтожили правление сёгунов, под присмотром.

Другой практикой было укрепление верности самурая своему даймё. В течение эпохи Сэнгоку 戦国時代 было несколько случаев, когда самураи обращали оружие против их феодалов, и почти всегда с успехом. В эпоху Эдо 江戸時代 сёгунат сделал это наиболее серьезным преступлением.

Также, в течение этого мирного периода, самурай более не имел практического значении в японском обществе. Буси стали администраторами и правительственными чиновниками. В этих условиях ронин по имени Ямага Соко 山鹿素行 (1622–1685 годы) взял конфуцианские принципы, которые регулировали жизнь Японии в течение столетий, и дал самураям новые причины для существования. Заветы Соко позднее стали основой для бусидо, которое получило значительную поддержку сёгуната. Как уже говорилось ранее, сёгунат всячески пытался избежать восстания самураев против своего господина. Поскольку одним из заветов Соко была полная, искренняя преданность своему господину, это превосходно соответствовало параноидальным попыткам сёгуната подавить все возможные возмущения… и это сработало!

В целом, до периода Эдо 江戸時代 самураи не следовали никакому кодексу бусидо. На самом деле, в эпоху Сэнгоку находится столько примеров предательства, насилия и других действий, полностью противоположных бусидо, что это становится совершенно очевидным. Но эти случаи не говорят о том, что не было благородных самураев. Уэсуги Кэнсин 上杉謙信 (1530 — 1578 годы), например, был известен своей честью, проявленной в сражениях с Такэда Сингэн 武田信玄 (1521-1573 годы) —  что было бы не оценено потомками при наличии всеобъемлющего кодекса бусидо.

Самоубийство было широко распространено среди самураев и известно как «харакири»

Когда уроженцы Запада говорят или пишут о ритуальном самоубийстве самураев, они обычно называют его харакири. Это ошибка. В действительности, 切腹 («сэппуку»), «онное» прочтение, используется в официальной речи, а «харакири» японцы используют в разговорной речи. Таким образом, «харакири» — это разговорный, а «сэппуку» — письменный и официальный термин, но они обозначают одно и то же понятие. Кроме этого, многие западные жители имеют ложное представление о том, чем в действительности было сэппуку. Большинство думает, что даже самую мелкую ошибку самурай должен был искупить, разрезав себе живот.

В действительности, сэппуку стало определенной концепцией только в период Эдо (как и бусидо, о котором говорилось выше). Сэппуку имело две формы: 1) форму наказания, назначенную старшим по положению, и обычно считавшаюся более легкой, чем настоящая казнь, которая обычно включала обезглавливание, распятие или сожжение у столба, или 2) путь избежать пленения. Последнее применялось как самураями и даймё, осажденными в обречённом замке, так и простыми солдатами, потерпевшими поражение на поле боя.

Сэппуку было гораздо сложнее, чем один разрез живота, который обычно показывают в фильмах. Существовало несколько общепринятых форм сэппуку: один горизонтальный разрез, два перекрещивающихся разреза, или три горизонтальных разреза. Сразу после этого помощник, называемый кайсяку 介錯, должен был обезглавить самурая, обычно до того, как несчастный закричит или поддастся боли. Иногда, если буси не имели кайсяку, или они были достаточно сильны духом, они делали сэппуку без обезглавливания и ждали, пока не истекут кровью.

Говрят, кроме разрезания живота, самураи иногда прибегали к другим формам самоубийства – одним из известных примеров является Миура Ёсимото 三浦義元, который обезглавил себя в сражении при Араи в 1516 году, когда стало ясно, что его сторона проиграла (достоверность этой истории правда подвергается серьезному сомнению).

Самураем был любой, кто следовал кодексу бусидо

Как уже ранее обсуждалось, бусидо не обязательно был кодексом всех самураев. Сегодня многие, кто не знает об этом, находятся под неверным впечатлением, что самураем был любой, кто следовал бусидо. Некоторые даже считают, что самурай не должен был носить мечи, поскольку у него был кодекс поведения.

Это, вероятно, самое абсурдное из всех обсуждаемых заблуждений. Самураи, независимо от периода, были членами воинского сословия Японии – буси 武士. Другими тремя классами были крестьяне, ремесленники и торговцы. В период Сэнгоку 戦国時代 еще продолжали существовать определенные возможности изменить принадлежность к тому или иному сословию. Например, асигару, рожденный крестьянином, и выживший в нескольких сражениях, мог стать буси. Также, в период Эдо богатый торговец мог в буквальном смысле слова купить себе место в сословии воинов. Однако, в своей основе самурай всегда был буси 武士, то есть воином, вне зависимости от класса, в котором он был рожден.  В период Эдо 江戸時代 классы общества были закреплены навечно, то есть в каком сословии Вы были рождены, в таком Вы и должны были умереть. Неважно, следовали Вы бусидо или нет, в любом случае в период Эдо Вы были самураем, если Вы были рождены в семье самурая.

Ниндзя были трусливыми, таинственными убийцами, которые враждовали с самураями

Лучше всего начать объяснение с одной простой истины – ниндзя и самураи были двумя различными типами воинов. В действительности, ниндзя 忍者, или синоби 忍び, как их называли в течение периода Сэнгоку 戦国時代, были чем-то вроде современного спецназа. Некоторые книги и фильмы распространяют идею, что ниндзя использовались тогда, когда даймё было нужно сделать что-то, что «благородные самураи» не могли совершить вопреки своей чести. Вместо этого, если нужно было выполнить какую-то задачу, для которой обычному самураю не хватало умения (шпионаж, заказное убийство, рекогносцировка, проникновение в тыл противника и тому подобное), феодал находил другого самурая, который мог выполнить эту задачу. Существовали самураи, которые специализировались как раз в таких вещах. Два известных примера – ниндзя провинций Ига 伊賀 и Кога 甲賀, которые присоединились к Токугава Иэясу 徳川家康. Хаттори Хандзо 服部半蔵, который был известным ниндзя, имел звание хатамото 旗本 – ранг в тогдашней военной иерархии, который мог получить самурай (и только самурай) .

Образ ниндзя был настолько искажен Голливудом и поп-культурой по обе стороны Тихого океана, что не представляется почти никакой возможности его изменить. Более-менее нормальными работами, из которых можно узнать правдивую информацию о синоби, представляются две книги Стивена Тёрнбулла (Stephen Turnbul). Тем не менее, хотелось бы раскрыть самые знаменитые заблуждения о ниндзя. Одно из них касается цвета одежды, которую шпионы одевали во время своих ночных заданий.  Хотя голливудские картины показывает ниндзя в чёрных костюмах, в действительности они носили тёмно-синюю одежду и только ночью, поскольку чёрные костюмы слегка отсвечивают в темноте. Другим чудовищным измышлением является так называемый «ниндзято» 忍者刀, ниндзякэн 忍者剣 или синобигатана 忍刀 — «меч ниндзя». Обычно он показан как прямой меч, короче самурайского, и с квадратной цубой (гардой). Вэбсайты говорят нам, что это были не просто мечи, но целые наборы инструментов.

Правда в том, что «ниндзято» на самом деле не существовали. Синоби использовали то же самое оружие, что и самураи, и относились к нему с тем же уважением и почитанием. Другое известное оружие ниндзя называют «метательными звездочками». Они известны под термином сюрикэн 手裏剣, который обозначает любое метательное оружие небольшого размера, например, метательные ножи или пики, которые могли использовать и самураи. Ниндзя тоже использовали сюрикэн гораздо реже, чем можно было бы представить.  Сюрикэндзютцу 手裏剣術 – искусство метания сюрикэн 手裏剣 – действительно существовало, но оно использовалось разными людьми и в различные периоды и вовсе не было прерогативой только синоби. 

Использование ниндзя «волшебства», к счастью, все более и более подвергается критическому анализу. Исчезновение в облаке дыма, магические пассы, дающую сверхчеловеческую силу, и необыкновенные способности вроде левитации являются абсолютным вымыслом. Ниндзюцу было всего лишь искусством быть невидимым. В наши дни оно существует в виде, когда фэйковый сэнсэй в чёрной униформе учит Вас в лучшем случае каратэ и метанию дымовых бомбочек.


 

Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@trafica.ru