Кокоро 心

Кокоро () - ментальное отношение, необходимое для победы

 
Битвы выигрываются и проигрываются благодаря ментальному отношению. Оружие и количество солдат бесспорно важны, однако ошибкой будет считать их самыми важными факторами войны.
 
Решающим на поле боя является кокоро - «сердце», ментальное отношение воина. Именно это отношение составляет разницу между солдатом и гражданским человеком.
 
Обсуждение боевого духа в век электроники и ракет, когда воин редко видит своего врага, может показаться анахронизмом. Но это далеко не так. Правильный боевой дух так же важен сегодня, как и тысячу лет назад. Единственная проблема заключается в том, что его становится все труднее и труднее развить.
 
В феодальной Японии к касте самураев принадлежало менее 10 процентов населения страны. Менее десяти процентов из этой группы были по-настоящему хорошими воинами. И, наконец, в этой элите только один из сотни был настоящим мастером своего дела. Эти соотношения остаются неизменными для всех времен и культур. (Есть несколько исключений, например, Спарта, но их очень мало). Таким образом, мы говорим об одном проценте от одного процента населения. И хотя патриотически настроенным людям это может не понравиться, большинство современных людей непригодны для сражения. Благодаря своему воспитанию современные люди в общей массе не способны ни производить, ни терпеть насилие.
 
Эта проблема имеет три основных аспекта. Во-первых, современное общество с самого рождения начинает настраивать своих граждан против насилия. Затем, когда им исполняется восемнадцать лет, оно одевает молодых людей в военную форму и хочет за короткое время сделать из них воинов.
 
Во-вторых, средства массовой информации дают молодежи совершенно фальшивую картину того, что на самом деле представляет собой насилие. Современные фильмы показывают раны от пуль как красные пятна на рубашке врага. Это очень плохо готовит человека к зрелищу руки или ноги, оторванной снарядом.
 
И, наконец, машины войны превзошли людей, которые ими управляют. В прошлом сражение ограничивалось выносливостью войск – когда лошади и воины уставали, армии выходили из сражения, чтобы отдохнуть и перегруппироваться. Теперь же механизированным подразделениям иногда приходится поддерживать ближний бой в течение нескольких дней, а то и недель. Это выходит далеко за границы выносливости человеческого тела.
 
Средний солдат современной армии представляет собой физически эффективную боевую единицу в течение менее чем шести месяцев. Пик его эффективности приходится примерно на третий месяц, а затем она неуклонно падает (и это учитывая, что он проводит очень мало времени в настоящем бою). Эта физическая слабость оказывает сильное воздействие на дух воина. Однажды осознав, что он недостаточно силен, чтобы максимально использовать инструмент своей профессии, он начинает сомневаться в своих способностях вообще.
 
Как стратег, Вы должны постоянно держать в голове тот факт, что Вы - продукт современной цивилизации и что учения цивилизации проникли в вашу личность гораздо глубже, чем Вы это осознаете. Формирование Вашей личности было обусловлено общественными идеалами, а не реальностью насилия. Для того чтобы развить кокоро, Вы должны научиться видеть сквозь завесу идеализма.
 
Кокоро – это не просто устойчивое ментальное отношение; это ментальное отношение, необходимое для победы. Классический способ достичь такого отношения — это выжить в большой битве. Однако поскольку выживание представляется по большей части вопросом удачи, то этот метод не очень эффективен.
 
Для того чтобы развить кокоро без военных потерь, Вы должны понять природу человека и общества. Если Вы научитесь объективно их воспринимать, то сможете отбросить некоторые социальные концепции, идеалы и идеи, которые мешают в сражении. Социальная обусловленность проникла глубоко внутрь Вашей личности, поэтому, пытаясь освободиться от нее, приготовьтесь к некоторой ментальной инертности.
 
Когда Вы думаете о войне, Вы должны освободиться от концепции хорошего и плохого, морального и аморального. Нет таких вещей, как хорошая или плохая война; есть только война, и это всегда несчастье. Мораль существует до и после битвы. В период активного насилия все мысли подобного рода должны быть отброшены. Когда Вы начинаете сражение, у Вас должна быть лишь одна мысль: победить!
 
Большой человек с хорошей техникой может быть побежден противником маленького роста, если ему не хватает способности концентрироваться. Большой человек хочет победить, но этого недостаточно для того, чтобы сделать то, что для этого необходимо. В результате он мешкает и использует не всю свою силу, что приводит к фатальным последствиям. Человек же с кокоро не имеет такой слабости, и это делает его действительно опасным.
 
Самое простое определение опасного человека – это человек, готовый ударить. Он может ударить любого, в любое время и в любой ситуации. Четко осознавая, что сражение – это не место для рационального человека, он отключает рациональную часть своего сознания. Остаток его существа превращается в инструмент войны. Он ничего не видит, кроме цели, и ничего не чувствует, кроме желания нанести ей удар.
 
Это может прозвучать довольно безжалостно, но такова война. Мир был бы намного более приятным для жизни местом, если бы в нем не было воинов, но они по-прежнему необходимы. Времена насилия могут быть преодолены только людьми насилия; и поскольку общество отказывается воевать само, оно не должно терять способности воспитывать таких людей.
 
В дополнение к попыткам воевать только в хороших войнах, у современного человека есть еще пристрастие к войнам ограниченным. Он любит их, потому что они дают ему ложное чувство безопасности – если он участвует в маленьких сражениях, то он рискует потерпеть лишь маленькие поражения. В реальности же, противоречие заключено уже в самом термине «ограниченная война». Правильное слово для такого события – спорт. Словарь Вебстера определяет спорт как «особое развлечение, обычно заключающееся в физических упражнениях и имеющее установленную форму и совокупность правил».
 
Война – это не спортивное действо, и её никогда не выиграть, если пытаться относиться к ней как к таковому.
 
Вспомните типичную телевизионную сцену драки. Хороший парень сбивает с ног плохого парня, а затем отступает, давая плохому парню снова подняться на ноги. Это повторяется до тех пор, пока плохой парень не в состоянии больше продолжать в том же духе. Смешно! Вы никогда не должны давать врагу возможности причинить Вам боль. Когда Вы сбиваете его с ног, Вы должны действовать до тех пор, пока он не прекратит двигаться. Это - кокоро. Опасность заключается в том, что Вы можете быть настолько обусловлены обществом, что замешкаетесь с этим действием. Именно в этот момент человек, которого Вы сбили с ног, вытащит пистолет и убьет Вас.
 
Гражданские люди ненавидят подобного рода заявления. В ответ они чаще всего говорят: «Лучше славное поражение, чем позорная победа». Это чистейшей воды безумие. Если Вы только не планируете победить, то с самого начала не должны начинать драться. Войны выигрываются не лучшими из людей; они выигрываются наихудшими из них.
 
Сражение – это не славное приключение для историка победившей стороны. Для тех, кто непосредственно вовлечен в него, – это испытание, полное крови и боли. Тем не менее, время от времени возникают ситуации, когда таких ситуаций нельзя избежать. Единственное рациональное решение – вступить в бой быстро, и жестко и закончить все это как можно быстрее.
 
Насколько быстро? В индивидуальном столкновении Вы должны оперировать секундами.
 
Секрет этой скорости в кокоро. Когда оно развито, вещи происходят очень быстро. При первом же признаке опасности Вы бросаетесь в горло, оставляя все мысли о правилах на потом.
 
Более двух тысяч лет назад в книге «Сун Цзы» У Чи сказал: «Поле битвы – это земля стоячих трупов. Тот, кто хочет жить, умрет». Он имел в виду, что, если Вы думаете о самозащите, то наверняка проиграете, потому что каждая мысль о защите – это на одну мысль об атаке меньше. Поэтому Вы должны отбросить все мысли о личной безопасности и сконцентрироваться на уничтожении своего врага.
 
Как видите, правильное кокоро объединяет в себе много вещей: ки, кимэ и мусин. По существу оно состоит из уничтожения всех концепций, которые не имеют прямого и позитивного отношения к выполнению поставленной задачи. Единственная вещь, которая существует во всей Вселенной, – это Ваш противник, а Ваша единственная цель – уничтожить его.
 
Кокоро индивида создается в додзё. Вот почему додзё физически и духовно изолировано от сообщества. Школа, которая слишком открыта для общества, будет загрязнена его ценностями. То же самое относится и к школам, использующим правила поведения общества. Настоящее додзё похоже на изолированный полк. Оно не открыто для широкой общественности и имеет свои собственные правила и ценности. Это одна из причин, по которым в традиционном додзё используется японская терминология. Такие действия, как поклон вместо рукопожатия и снимание обуви перед входом, препятствуют сближению учеников.
 
Кокоро не обязательно приводит к победе. Война, по большей части, дело случая. Сражение обычно выигрывает та сторона, которая делает предпоследнюю ошибку. Все, что делает кокоро, это гарантирует, что Вы будете как можно меньше времени тратить на несущественное. И поскольку Вы не тратите времени на несущественное, то делаете меньше ошибок – и, возможно, не сделаете последней.
 
Как бы там ни было, все люди умирают, и с этим ничего нельзя поделать. Единственное, что человек может предпринять, это решить, что если уж смерть неминуема, то она будет стильной и дорогой. И это тоже кокоро.
 

Фредерик Дж. Ловрет "Путь и Сила: секреты японской стратегии"


Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@katori.ru