Обучение 相対動作
Традиционно для корю все техники школы разделены на три раздела: омотэ 表 (внешний), ура или гогё 五教 и окудэн 奥伝 (сокровенный или секретный).
За исключением иайдзюцу, обучение в школе Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю составлено как ряд парных ката - последовательных атак и защит, имитирующих реальный поединок между условным учителем (уке дачи 内弟子) и условным учеником (кири коми 切り込み или учи коми 打ち込み). За исключением ката с двумя бо и двумя нагинатами во всех парных формах учитель укэ использует один деревянный меч - боккэн 木剣 или бокто против разного, в том числе парного, оружия ученика кири коми.
Названия «учитель» и «ученик» не случайны, хотя и не совсем точны: учить новое ката в нашей школе начинают обычно в роли кири коми с более опытным учителем укэ. Работа ученика строится по принципу: нападение, уход от удара - ответный удар в открытую зону. В задачу учителя входит на начальном уровне уход от удара, обеспечение этой самой открытой зоны и нужной дистанции, редкие контратаки. С ростом уровня меняется понимание и принципиальный подход: если сначала роль учителя - это просто уклонение от ударов, то на высоком уровне движение ухода предусматривает одновременную контратаку, которую чаще всего не делают, но очень хорошо себе представляют - причем в вариантах и независимо от того, какое оружие в руках у ученика. В итоге внешне ученик владеет инициативой, учитель же держит ход поединка под контролем и мысленно проводит контратаки. Получается, что даже при очень разном уровне подготовки двух партнеров оба получают пользу и остаются довольны кэйко 稽古.
По мере роста мастерства изменяется и характер выполнения ката по формуле: МЕДЛЕННО - СИЛЬНО - БЫСТРО - ЛЕГКО. На этапе «медленно» (юккури ゆっくり) нарабатываются основные принципы выполнения движений. Внимание ученика сосредоточено на технике выполнения ключевых элементов, контрольных точках и траекториях. Мышечный аппарат запоминает верную последовательность действий. На этапе «сильно» (сиккари しっかり) на отработанный рисунок движения накладываются фазы дыхания. Мышцы нарабатывают принципы силового воздействия. На этапе «быстро» (сатто さっと) прорабатывается взаимодействие мышц разного типа, отрабатываются каналы информационного взаимодействия с мозгом. На этапе «легко» или «расслабленно» (маттари まったり) осознанность уступает место рефлекторности.
Многообразие же бункай 分解 - расшифровок ката или кудзуси 崩し - анализа ката (дословно: разрушения) исходит из следующих составляющих:
- Комбинаторики при возможности смещать решающее действие (атака - защита - контратака) в любой последовательности
- Многовариантности - в каждый момент времени у фехтовальщика есть несколько вариантов продолжения поединка
- Принципа ин 陰 - ё 陽, более известном в китайском произношении инь-ян, согласно которому можно выполнять один и тот же технический элемент в активном (ин 陽) или пассивном (ё 陰) стиле
- Использования различного тайминга от сэн но сэн (先の先 sen no sen) или сэн сэн но сэн (先々の先 sen sen no sen) – атакуя опережающим действием до го но сэн (後の先 go no sen) или тай но сэн (待の先 tai no sen) – заманивая, проваливая и контратакуя своего оппонента
- Различных ма-ай (間合い) в зависимости от видов и длины оружия
- Вариативности атакующих и защитных действий в зависимости от наличия или отсутствия доспехов, а также типов доспехов, поскольку одно и то же техническое действие может приобретать или терять свой смысл
- Ритуальных элементов ката
Короткие одиночные ката иайдзюцу 居合術 школы Тэнсин Сёден Катори Синто-рю включают быстрое вынимание меча из ножен с немедленно следующим ударом, несколько дополнительных ударов и переходных движений, завершающий удар и убирание меча в ножны с предварительным стряхиванием воображаемой крови врага тибури 血振. Эти ката позволяют сосредоточится на тренировке, поэтому обычно выполняются в начале занятий. Работают сначала с деревянным мечом, потом с учебным металлическим (он называется иайто 居合い), впоследствии, с настоящей катаной - синкэном 新刀.