Ниндзюцу 忍術

Ниндзюцу 忍術 («искусство скрытности») используется наравне с термином «нинпо» 忍法 (произносится: «нимпо») и является боевым искусством, стратегией и тактикой нетрадиционной и партизанской войны, а также шпионажа, которое  практиковали разведчики-синоби, известные за пределами Японии как «ниндзя».

Ниндзя 忍者 (скрывающийся; тот, кто прячется  忍ぶ «синобу» — скрывать(ся), прятать(ся); терпеть, переносить + の者 «моно» — суффикс людей и профессий), другое название - синоби 忍び (忍びの者 «синоби-но моно») — разведчик-диверсант, шпион, лазутчик и наёмный убийца в средневековой Японии. В этой непростой теме сегодня уже сложно отличить действительность от вымысла, растиражированного в многочисленных фильмах об убийцах в чёрных маскировочных одеждах с прямыми мечами, которых никогда не существовало. Однако, нет дыма без огня...

Считается, что тайные кланы ниндзя возникли в Японии одновременно с самурайским сословием в IX—XII веках. Прообразом ниндзя некоторые исследователи считают секты горных отшельников ямабуси VIII века, исповедовавшие буддизм школы Сингон 真言宗. Ямабуси 山伏 поощряли тяжёлые и изнурительные тренировки своих адептов, а также тщательно сохраняли собранные на протяжении веков знания по медицине, химии и астрологии. Горные аскеты были приверженцами слияния с природой.

Происхождение самого ниндзюцу связывают, как и большинство восточных боевых искусств, с китайскими источниками. Однако термин «ниндзюцу» 忍術 охватывает лишь немногие особенности искусства боя, такие как утаивание, созидание и поддержание ауры таинственности. В функции разведчиков-синоби входило проникновение к врагу, совершение кражи или убийства и возвращение после успешного завершения миссии.

Традиционная точка зрения: ниндзя выполняли роль наёмников, которые предлагали себя в качестве шпионов, убийц, диверсантов, политических провокаторов и террористов большим и маленьким правителям японской феодальной эпохи. Считается также, что синоби предлагали свои услуги лишь тем, кто готов был за них платить. Семьи ниндзя представляли собой тесно сплочённые коллективы, интегрированные в более крупные группы — кланы. Искусство скрытного проникновения и другие хитрости сохранялись в секрете и передавались в соответствии с принципом «исси содэн» 一子相伝  («только одному сыну»). Раскрытие секрета означало верную смерть от руки представителя того же клана.

Расцвет ниндзюцу произошёл в период Сэнгоку 戦国時代 (1467—1568 годы). На это время приходится пик феодальных войн и многочисленные легенды о синоби тоже относятся именно к этому периоду. Документальные свидетельства подтверждают существование в эту эпоху школ Ига 伊賀 и Кога 甲賀.

Существует также мнение, что ниндзюцу было всего лишь одной из дисциплин, которым обучали самураев. Так в нашей школе Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю такой раздел в программе обучения есть. Однако, в японской культуре ниндзя часто противопоставляются буси. Дело в том, что самураи превыше всего ставили идеалы неписанного воинского кодекса бусидо 武士道 и в соответствии с ними стремились достойно сражаться и наилучшим образом подготовиться к смерти. Синоби исповедовали прямо противоположную философию. Главное для ниндзя — выполнить поставленную задачу, а так как основная их специализация — разведка, то для успешного выполнения задания необходимо было выжить любой ценой.

Основы учения

Ниндзюцу 忍術 учит, что нельзя достичь состояния абсолютной безопасности. Всякое действие нарушает уже существующую в мире гармонию, тем самым вызывает сопротивление, порождает ответное действие, которое тем сильнее и опаснее, чем в большей степени нарушается установившийся баланс. Выход заключается в том, чтобы хорошо понимать, в чём нарушается гармония, и уметь минимизировать нежелательные последствия.

Согласно легендам, синоби были отважными, тренированными людьми, прошедшими ещё с детства подготовку в сложном искусстве ниндзюцу. Разведчик должен был прежде всего добывать нужную информацию, а также владеть практически любым предметом, как оружием (основа практики — принцип подобия использования), обороняться от любого оружия (в том числе и голыми руками), внезапно появляться и незаметно скрываться, знать местную медицину, траволечение и иглоукалывание. Синоби могли долго находиться под водой, дыша через соломинку, лазать по скалам, ориентироваться на местности, тренировать слух, зрительную память, лучше видеть в темноте, обладать тонким обонянием и многое другое.

Инициация проводилась, как и в самурайских семьях, в 15 лет. Тогда юноши и девушки переходили к изучению дзэн-буддизма и сянь-даосизма 道教.

Политически ниндзя были вне системы феодальных отношений, они имели свою структуру. Более того — они были «хинин»  非人 — вне структуры общества, не имели своего признанного места в нём, а могли занимать любое, хотя своё место было даже у торговца (низшее сословие в феодальной Японии). Древние ниндзя были разбросаны по всей стране, но основное средоточие их — лесные окрестности Киото и горные районы Ига и Кога (Кока). Считается, что иногда кланы ниндзя пополнялись самураями, потерявшими своих покровителей - так называемыми ронинами 浪人 (дословно: «люди-волны»). Само применение термина «клан» здесь неверно, поскольку он предполагает обязательное существование родственных уз, что в этом случае было далеко не всегда. К XVII веку насчитывалось около 70 кланов синоби. Самыми могущественными были школы Ига-рю 伊賀 и Кога-рю 甲賀.

Формирование ниндзя шло параллельно со становлением сословия самураев, но так как последние в силу своей власти стали господствующим классом, то ниндзя заняли место разветвлённой шпионской сети. Более того — «нин» (иное прочтение «синоби») значит «тайный», они не могли действовать явной силой. Сама природа ниндзюцу этого не позволяла. Однако, «демоны ночи», как их иногда называли, беспокоили самураев и даймё. В то же время, синоби практически никогда не убивали крестьян и ремесленников, так как те всегда могли им помочь. Кроме того, убийство не было основным профилем ниндзя. Их призвание — шпионаж и диверсии. Личины странствующего монаха, торговца, циркового акробата помогали скрытно передвигаться по стране.

Считается, что ниндзя выходят на историческую арену где-то в X веке, но их расцвет приходится на 1460—1600 годы, эпоху воюющих провинций и объединения Японии. Они широко используются Токугава Иэясу 徳川家康 при противостоянии с претендентом на пост военного правителя Тоётоми Хидэёри 豊臣秀頼 и его матерью Асаи Ёдогими 淀君 (Ёдо-доно 淀殿), которое длилось около 15 лет. В 1603 году первый сёгун Токугава, вполне логично рассудив, что организация ниндзя может быть использована против него недовольными исходом войны даймё, спровоцировал два крупнейших клана ниндзя, Ига 伊賀 и Кога 甲賀, на противостояние. В результате к 1604 году от общества ниндзя остались немногие, которые впоследствии присягнули на верность лично сёгуну. Кроме того, в связи с прекращением феодальных войн и установлением внутреннего мира с сёгунатом Токугава ниндзя пропадают с политической арены за отсутствием спроса.

Бансэнсюкай 万川集海

Бансэнсюкай — 万川集海, в старой орфографии 萬川集海 («10000 рек впадающих в море») - руководство по ниндзюцу, созданное Самудзи Фудзибаяси Ясутакэ 藤林保武 в 1676 году и вобравшее традиции и приемы школ ниндзя Ига и Кога (ныне префектуры Миэ и Сига). Включает в себя информацию о философии, военной стратегии и астрологии. Содержит множество заимствований из древнекитайского трактата Искусство войны (Сунь Цзы), посвященного военной философии и политике.

История создания

В период Эдо (1600—1868 годы) клану Токугава удалось установить в стране мир, ниндзюцу перестало быть востребованным. С целью избежать потери знаний и традиций, которые раньше передавались в тайне от поколения к поколению изустно, приверженцы ниндзюцу систематизировали его атрибуты в виде боевого искусства и сохранили в письменном виде информацию о его оружии, принципах, технических приемах и инструментах. Одним из наиболее известных руководств и стал Бансэнсюкай.

Содержание

Том I: Дзё

  • Введение
  • Руководящая философия успешного ведения войны
  • Исторические примеры
  • Содержание
  • Вопросы и ответы

Том II: Сэйсин

  • Серьезность, мотивация и моральная сила намерения
  • Правильный подход к жизни и смерти

Том III: Сёти (Мудрость военного командира)

  • Методы для управления одной группы ниндзя
  • Успешное использование ниндзя
  • Способы остановки вражеских агентов
  • Способы проникновения в тыл противника

Том IV: Ёнин (Свет)

  • Некоторые способы контролировать намерения врага

Том V—VII: Иннин (Тень)

Том VIII: Тэндзи (Стратегия неба)

Том IX: Нинки (Инструменты ниндзя)

Том X: Заключительный том

  • Каки — пожарное оборудование
  • Взрывчатка
  • Дымовые шашки
  • Медицина
  • Яды
  • Снотворное
  • Рецепты
  • Газовые гранаты

Версии

Существует две версии:

  • Версия Ига имеет двадцать две главы в двенадцати томах.
  • Версия Кога (Кока) имеет двадцать две главы в десяти томах.

Система

В основе учения всех школ ниндзюцу лежали три взаимосвязанных блока навыков и умений, которые вместе образовывали гибкую систему противостояния любой мыслимой опасности.

  • Первый блок навыков можно охарактеризовать как искусство использования окружающей обстановки и специальных приспособлений для победы над противником. Сюда входило распознавание следов и скрытное передвижение, маскировка и преодоление преград, устройство засад и обман чувств противника. Цель тренинга заключалась в слиянии с миром посредством покорения 5 основных «стихий» 五行 — в китайском варианте (У син) — Земли, Воды, Дерева, Огня и Металла; в японском варианте — Земли (дзи или ти или чи), Воды (суй), Огня (ка), Воздуха или ветра (фу) и Пустоты (ку). Воин, достигший такого слияния, становился невидимым и недосягаемым для противника, а искусство носило собирательное название тондзюцу — исчезновение путём подражания.
  • Второй блок — искусство борьбы с вооруженным и безоружным противником. В этот блок входят два основных раздела:
    • Тайдзюцу 体術 — искусство владения телом, японское искусство ближнего боя без оружия, искусство поддержания здорового тела. Система тайдзюцу включает в себя практически все известные группы техник: удары руками и ногами, болевые выкручивания, броски, удушения и т. д., воплощает в себе традиции более чем тысячелетней истории развития японского искусства воинов-теней и, по всей вероятности, одна из немногих, которые ещё считают своей главной задачей развитие сознания, духа воина через изучение реальной боевой техники и психофизической практики. При поединке мастеров тайдзюцу высокого уровня малейшее движение зачастую решает исход боя, определяя победу или поражение. Даже если движение почти совершенно, одна маленькая ошибка иногда определяет жизнь или смерть. Одно из древних названий дзюдзюцу, а в современную эпоху — техника передвижений и поворотов, входящая составной частью в большинство боевых искусств Востока.
    • Будзюцу 武術 — работа с оружием, используется как синоним «будо», однако термином «будзюцу» чаще обозначают традиционные японские боевые искусства, возникшие до Реставрации Мэйдзи. Понятие бу уже в самых ранних японских текстах использовалось для обозначения военной области. Например, оно входит в состав таких слов, как буси (военная аристократия) и букё сёйдзи (военное правление). Дзюцу примерно можно перевести как «метод», «искусство», «техника». В Японии существовало много разнообразных видов оружия и вариантов его использования, из которых составлялись отдельные специализации, а слово дзюцу являлось составной частью названия каждой специализации. Например, специализация кэндзюцу, искусство владения мечом, состоит из слов дзюцу (искусство) и кэн (меч). По принятой в современной Японии классификации, все боевые искусства делятся на традиционные воинские искусства (корю будзюцу) и так называемые современные боевые искусства (гэндай будо)
  • Третий блок умений посвящён мобилизации внутренних ресурсов организма на основе так называемых «изменённых состояний сознания», достигаемых за счёт специального психотренинга (нимпо-миккё)

Если верить адептам Будзинкан 武神館 («дворец божественного воина») - японской школе комплексного боевого искусства, претендующая на наследование учения, традиций и методов ниндзя, Ниндзя дзюхаккэй 忍身十八形 (Ninja Jūhakkei или «восемнадцать дисциплин») впервые были указаны в свитках Тогакурэ-рю 戸隠流. Они стали каноном для всех школ ниндзюцу. Ниндзя дзюхаккэй часто изучали наряду с Бугэй дзюхаппан 武芸十八 (Bugei Jūhappan или «восемнадцать навыков самурайских боевых искусств»), концепция которых была сформулирована Хироямой Гёдзо 平山行蔵.

18 дисциплин Ниндзя дзюхаккэй:

  • Сэйсинтэки коё (Seishinteki kyōyō) 精神的教養 - духовная утонченность, это методика духовного совершенствования в ниндзюцу, которая включает в себя несколько составляющих:
  • Самопознание
  • Изучение характера
  • Судьба (также можно перевести как «призыв», «зов»)
  • Гармония
  • Сердце
  • Глаз
  • Любовь

В ниндзюцу ум должен быть подготовлен прежде, чем перед ним будет поставлено то или иное задание. Согласно синто и дзэн-буддизму разум должен быть полностью поглощён тем или иным заданием и тогда человеку будет подвластна любая техника. Как говорится, «обнажённый человек в пустой комнате всё ещё может практиковать ниндзюцу». Некоторые школы ниндзюцу начинают пробуждение сознания с помощью индийской йоги. Для входа в медитативное состояние используются мантры и сутры, например, знаменитая сутра Лотоса. Синтоистское учение позволяет бойцам лучше изучить духовную энергию, понять её суть, что позволяет в свою очередь принимать и выдерживать боль от тренировок и освободиться от бренности мира – как в тех же тренировках, так и в бою.Некоторые последователи ниндзюцу могут проводить в медитациях много часов, другие – используют горные водопады зимой, доводя собственные тела практически до граничного состояния и очищая таким образом свои души. Третьи считали, что нечистая душа, душа «с примесью» - это то же самое, что дурно обработанная сталь, и такая душа может «сломаться» под гнетом обстоятельств. Для того, чтобы не утратить эту связь, нужно неустанно и регулярно тренировать тело и дух. Некоторые ниндзя обучались в определённых школах пониманию законов кармы и каст, учились взаимодействию в обществе, тому, что жизнь есть связь поступков и нужно быть разумными в принятии решений. Учились они и тому, как можно объединить в себе многие элементы, фигурально выражаясь, учились соединять небо и землю. Ниндзя понимали, что каждый элемент этого мира несёт в себе частичку ками и при правильном понимании сути элементов их можно использовать в своё усмотрение.Находясь в постоянной взаимосвязи с миром, ниндзя знали, что если душа у человека нечиста и он не понимает сути вещей, то его решения всегда будут ошибочными. Для того, чтобы оно было верным и человек совершал правильные поступки, нужно пробудить сознание, выпустить дух на свободу и стабилизировать состояние тела.

  • Тайдзюцу 体術 - рукопашный бой
  • Кэндзюцу 剣術 - приемы владения мечом
  • Бодзюцу 棒術 - приемы владения шестом или посохом
  • Содзюцу 槍術 - приемы владения копьем
  • Нагинатадзюцу 長刀術 или 薙刀術 - приемы владения нагинатой
  • Кусаригамадзюцу 鎖鎌術 или くさりがまじゅつ - приемы владения кусаригамой. Кусаригами преподаётся в качестве отдельного боевого искусства в таких школах, как Будзинкан 武神館 и Синто Мусо-рю 神道夢想流. Кусаригама состоит их трёх частей: деревянной ручки, лезвия на одном конце и противовеса-цепи на другом. Кусари – цепь – раскручивается и таким образом усыпляется бдительность противника, после чего молниеносно наносится смертельный удар лезвием.
  • Сюрикендзюцу 手裏剣術 - методы владения метательным оружием
  • Каякудзюцу 火薬術 (Kayakujutsu) - пиротехника, литературное обозначение «Искусства пороха», то есть это стрельба из ружей, использование пороха и взрывчатых веществ. История и мифология, накрученные вокруг ниндзя и каякудзюцу, сродни тем, что возводились вокруг алхимии в средневековой Европе: практикующие каякудзюцу обращались к «ти» (земля), чтобы добыть «ка» 火  (огонь), точно так же, как и алхимики в своё время использовали Воздух, Землю, Огонь и Воду. Обычно в качестве сосудов ниндзя использовали бамбук, яйца в качестве взрывснарядов, маленькие бутылочки и деревянные ящики. Яйца склеивались рисом или воском, а внутрь насыпали перечную смесь, которая при случае ударяла недругу в лицо. Также подобные вещицы использовали, чтобы создать густые облака дыма, которые нам сейчас так часто показывают в кино, чтобы сбить нападающих или преследующих с толку.Бамбук использовался в качестве мин при засаде на дорогах, а маленькие бутылочки удобно подходили для использования в городе, когда нужно было создать много шума из ничего. Деревянные коробки использовались для пробивания брешей в стенах при нападениях на замки или укрепления.
  • Хэнсёдзюцу 変装術 (Hensōjutsu), также известно как Сити хё Дэ 七方出 (Shichi Hō De или семь способов идти)  - маскировка и перевоплощение. Ниндзя мог появиться в качестве священника, самурая, купца, ремесленника, актера, кукловода или крестьянина.
  • Синоби-ири 忍び入り - скрытность и методы проникновение
  • Бадзюцу 馬術 - также известно под названием дзёбайдзюцу 乗馬術 ( じょうばじゅつ) и в общем и целом означает японское военное искусство верховой езды
  • Суирэн 水練 (Sui-Ren) - водная подготовка, часть тренировок ниндзя, которая проводится на воде. Адепты должны уметь бесшумно пересекать водные препятствия, скрываться под водой или сражаться с врагом. Водные стили искусства ниндзя делятся на пять основных категорий. Иногда ниндзя используют плоты или складные лодки для переправ через водоёмы, но именно только иногда. Часто ниндзя используют воду в своих целях, например, разрушая мосты и дамбы, загрязняя источники или лишая воды пленников. В случае с мостами и дамбами чрезвычайно эффективным было разрушение сооружения непосредственно перед проходом/проездом по нему противника. Чтобы дышать под водой в течение длительного времени ниндзя использовали длинные дыхательные трубки, похожие на тростник. В некоторых случаях эти же трубки использовались для скрытного выстрела из-под воды в ничего не подозревающего противника. В древней Японии, как уже ясно из абзаца выше, бойцы часто использовали водоёмы в качестве убежища или для подглядывания за противником. Также нападения из воды использовались для захвата заложников. Ниндзя должны были знать, как при случае найти, очистить и транспортировать воду на довольно длительные расстояния. Это умение помогало синоби выживать в не самых благоприятных местах.
  • Боряку  謀略 (Bōryaku) - тактика, наряду с ортодоксальными методами, боряку предполагает использование нетрадиционных стратегии и тактики, а также манипуляции политической обстановкой и другими текущими событиями в обществе для чрезвычайно тонкого воздействия на противника.
  • Тёхо 諜報 (Choho) - буквально означает «секретную информацию», а применительно к ниндзя является искусством шпионажа и одним из основных умений, преподаваемых в школе Тогакурэ
  • Интондзюцу 隠遁術 (Intonjutsu) - побег и сокрытие, это искусство «исчезновения» ниндзя, которое включает в себя две техники: «готонпо» (gotonpō), или Искусство сокрытия с помощью пяти элементов, а также «синоби аруки» (shinobi aruki), или Тихое движение.
  • Тэнмон 天門 (Tenmon) - метеорология, умение ниндзя понимать и прогнозировать погоду, которое используется в стратегических целях. Это умение позволяло бойцам предугадывать изменения погоды и использовать из для собственной выгоды. Зная характер погодных изменений, повадки животных и многие другие характерные признаки, ниндзя мог использовать дождливую погоду или длительный знойный период для ослабления врага и победы над ним.
  • Тимон  地門 - умение ниндзя ориентироваться на местности, то есть знание географии. Бойцы средневековой Японии проводили приличное количество времени, изучая географию родной страны, запоминая расположение её основных рек и их притоков. Кроме этого, синоби изучали ботанику, энтомологию, геологию, зоологию и могли таким образом определить своё местоположение практически в любых условиях. Также ниндзя изучали импорт и экспорт близлежащих провинций – эти знания впоследствии могли использоваться для саботажа.

Название дисциплины тайдзюцу 体術 или 体术, буквально означает «навыки тела» или «боди-арт». Исторически сложилось, что слово Тайдзюцу часто в Японии используется наравне с дзюдзюцу и означает навыки рукопашного боя. Термин также используется в боевом искусстве айкидо, чтобы отличить безоружные боевые приемы от других методов (например, использования боевого посоха).

18 дисциплин Бугэй дзюхаппан:

  • Кюдзюцу 弓術 - стрельба из лука
  • Содзюцу 槍術 - бой с копьем
  • Кэндзюцу 剣術 - фехтование
  • Иайдзюцу 居合術 - выхватывание меча
  • Тантодзюцу 短刀 - борьба ножом
  • Дзиттэдзюцу 十手- борьба с дубинкой
  • Сюрикендзюцу 手裏剣術 - метательное оружие
  • Нагинатадзюцу 長刀術 или 薙刀術 - бой с нагината
  • Ходзюцу 砲術 - стрельба (из огнестрельного оружия)
  • Бодзюцу 棒術 - бой шестом
  • Кусаригамадзюцу 鎖鎌 - борьба  цепью с серпом
  • Ходзёдзюцу 捕縄術 или Навадзюцу  縄術 - связывание противника
  • Бадзюцу  馬術 - верховая езда
  • Суэйдзюцу  水泳術  - плавания в доспехах
  • Ниндзюцу 忍術 - шпионаж

Как видим, ниндзюцу наряду с другими дисциплинами входила в программу обучения самураев. Другие виды искусств, которые часто включают в список из восемнадцати:

  • Тикудзёдзюцу 築城術 (Chikujojutsu) - фортификация, укрепление замка
  • Явара 柔ら - борьба
  • Фукумибаридзюцу 吹き針 или 含み針術 или 含針術 (Fukumibarijutsu) - плевки иглами
  • Ябусамэ 流鏑馬 -  стрельба из лука верхом
  • Модзиридзюцу 錑術 (Mojirijutsu) - борьба с колющим оружием
  • Ядомэдзюцу 矢留術 (Yadomejutsu) -  отклонение стрел
  • Сайминдзюцу 催眠術 (Saiminjutsu) - гипноз
  • Дзюдзюцу 柔術 — искусство безоружного боя
  • Айкидзюцу 合気柔術 - захваты и борьба без оружия.

Рукопашный бой ниндзя

По мнению историка-япониста А.М. Горбылева, отдельной системы рукопашного боя ниндзя не существовало. Кланы ниндзя использовали старую форму дзюдзюцу. Вместе с тем, были отличия от самурайских стилей дзюдзюцу:

  • Больше ударов, чем в самурайском дзюдзюцу
  • Упор на удушающие приемы, как более бесшумные по сравнению с бросками
  • Упор на ведения боя в малых помещениях и ограниченных пространствах (кустарники, бамбуковые чащи, узкие коридоры, традиционные японские комнаты с низким потолком). Ведение боя в малом помещении как с оружием, так и без него накладывает определенные ограничения на используемую технику: нет места для размашистых ударов и длинного оружия, поэтому им на смену приходят короткие удары, уколы в фехтовании и малогабаритные укороченные типы оружия (мечи, нагината)
  • Предпочтение внезапным ударам (из засады, сзади, в темноте)
  • Упор на приемы ошеломления противника, чтобы в случае раскрытия выиграть время для бегства.

Ни одно из нынешних школ японских будзюцу не может убедительно доказать, что ведет происхождение от средневековых ниндзя. Возможно, приемы синоби сохранились и изучаются в разведывательно-диверсионных подразделениях японских Сил самообороны дзиэйтай 日本自衛隊 .

При бегстве применялись два приема рукопашного боя. Ниндзя резко падал под ноги нагоняющего противника и заставлял его лететь кубарем через себя. Если противник приближался сбоку, ниндзя резко тормозил, пропускал его мимо себя и наносил удар мечом по спине.

По мнению историка-япониста А.М. Горбылева, ниндзя уделяли практике рукопашного боя намного меньше времени, чем об этом думают поклонники кинобоевиков. Серьёзные тренировки в рукопашном бою влекут за собой серьёзные изменения во внешнем облике и демаскируют ниндзя. Поэтому ниндзя делали акцент на приёмах внезапного нападения с близкой дистанции.

Маскировочный костюм ниндзя

По мнению историка-япониста А.М. Горбылева, ниндзя никогда не использовали чёрный обтягивающий костюм, популярный в фильмах и романах. Днём ниндзя носили повседневную одежду, позволяющую слиться с толпой. Ночные костюмы ниндзя имели красновато-коричневые, пепельные, желтовато-коричневые или тёмно-серые оттенки. По мнению Горбылева именно эти оттенки позволяли полностью слиться с ночной мглой, тогда как абсолютно чёрный костюм резко выделяется в этих условиях.

Кланы ниндзя

Всего существовало несколько десятков кланов ниндзя по всей Японии, но наибольшую известность получили кланы уезда Кога и провинции Ига. Уезд Кога контролировала коалиция кланов «53 семьи Кога». Провинция Ига была разделена между 3 крупными кланами: Момоти на юге, Хаттори в центре и Фудзибаяси на севере. В этих двух районах сформировались важнейшие школы ниндзя: Кога-рю и Ига-рю.

  • Ига — один из самых известных и влиятельных кланов. Подобное положение было достигнуто за счёт поддержки правительства Токугавы
  • Кога (Кока) — вторая наряду со школой Ига наиболее влиятельная школа, также пользовавшаяся поддержкой сёгуната
  • Кисю
  • Фума — большой клан ниндзя часть которого служила Ходзё Удзинао 北条氏直 (1562 — 1591 годы) — японский даймё конца периода Сэнгоку («воюющих провинций» 1467—1568 годы), последний (пятый) глава рода Го-Ходзё 後北条氏 и даймё Одавара 小田原
  • Сада
  • Момоти (входит в Ига)
  • Фудзибаяси (входит в Ига)
  • Нэгоро — зародилась и практиковалась в среде монахов-воинов сохэй монастыря Нэгоро-дзи, известна методами подготовки в области стрельбы из ружей
  • Сайга (Сайка) — специализировалась на стрельбе из ружей
  • Кудзикири (кудзи кири, ри кудзи рю) — школа девяти рук. Широко употребляли кобудэра — моментальный гипноз
  • Нэгиси
  • Сирай
  • Синто
  • Хакуун — основана, согласно легенде, отшельником по имени Хакуун Доси (Даос Белое облако) в горах Кумано 熊野 около 1181—1182 годов, где и практиковалась в среде ямабуси. Из неё позже выделелись школы Готон дзюхо-рю (школа пяти способов бегства и десяти методов), Гэндзицу-рю («Реалистическая школа»), Гэн-рю (Школа темноты), Кисю-рю (Школа провинции Кисю) и Рюмон-рю (Школа врат дракона). Все они известны только по названию.
  • Гэндзцу
  • Рюмон
  • Тэнтон Хаппо
  • Готон Дзюппон
  • Хаттори (входит в Ига)

Клановая структура

Любой клан синоби построен по принципу пирамиды, которую условно можно поделить на три уровня: дзёнин, тюнин и гэнин.

  • Дзёнин (Jonin) – элитные бойцы клана, которые могут уложить в битве тюнина и гэнина. Их имена и личности хранятся в строгом секрете и неизвестны рядовым бойцам клана.
  • Тюнин (Chunin) – эти бойцы возглавляют группы синоби и отвечают за проведение операций, получая задания от дзёнина.
  • Гэнин (Genin) – рядовые бойцы, которыми ученики синоби становятся после того, как старейшины сочтут их достаточно подготовленными, чтобы участвовать в операциях.

Снаряжение ниндзя

Количество приспособлений, инструментов и оружия ниндзя велико. Какие-то вещи синоби брал с собой, если ему было необходимо влезть на очень высокую стену или взломать сложный замок. Другие, если была нужда прокопать лаз или переправиться через реку. Иными словами, экипировку ниндзя отбирал для себя таким образом, чтобы не брать с собой лишнее и не нести с собой множество приспособлений, зачастую довольно громоздких, если в этом не было действительной необходимости. Однако, существовал определенный набор инструментов и приспособлений, с которым настоящий ниндзя старался никогда не расставаться. В «Сёнинки» 生忍記 в главе «Приготовления к тайной деятельности» этот набор определен и назван синоби-рокугу 忍び六具: амигаса 編み笠 (плетеная шляпа), кагинава 鉤縄 (кошка), сэкихицу 石筆 (грифель) или ядатэ (чернильца с пеналом для кисти), якухин или кусури (медикаменты), цукэдаке или утидакэ 打ち竹 (контейнер для переноски тлеющих углей), сандзяку-тэнугуи  三尺手拭い (полотенце). Чуть подробнее об этих вещах:

1. Амигаса 編笠 - широкополая японская соломенная шляпа. Её основная функция для шпиона – это конспирация. Надев амигаса и слегка наклонив её вперед, синоби добивался того, что его лицо оставалось в тени и его было практически невозможно опознать в последствии. Кроме того, сквозь нее он мог спокойно наблюдать за окружающей обстановкой, прикинувшись спящим или пьяным, сидящим у забора нищим или бродячим монахом. Также под ее широкими полями с услехом можно было скрыть оружие (например, стрелы для короткого «половинного» лука ханкю).

2. Кагинава 鉤縄. Слово «кагинава» состоит из двух иероглифов: «каги» – «крюк» и «нава» – «верёвка». Название этого незамысловатого, но очень полезного приспособления буквально указывает на то, что это – металлический крюк, с привязанной к нему верёвкой. В «Сёнинки» 生忍記 об этом предмете написано следующее: «Кагинава – [используется] для подъема на высоту или для спуска с высоты. Ещё этот [предмет] может использоваться, чтобы связать [некое] лицо, запереть  дверь, и для иных целей».

3. Сэкихицу 石筆. Слово «сэкихицу» состоит из двух иероглифов: «камень» и «кисть» и в современном японском языке означает «грифель». Иными словами, «сэкихицу» - это «каменная кисть», карандаш-мелок, которым ниндзя мог что-либо записать или сделать отметки, которые затем, в отличие от традиционной туши, можно было легко уничтожить. В «Сёнинки» 生忍記 об этом сказано кратко: «Сэкихицу – это [приспособление для] передачи [записи] мыслей». Кроме того, носил ниндзя и обычные письменные принадлежности (кисть и тушь) в пенале, зачастую скрывавшем короткий, остро отточенный клинок.

4. Кусури - общее название «набора снадобий» ниндзя: ядов, лекарств, пилюль для понижения чувства голода и жажды. Такую «дорожную аптечку» ниндзя всегда имел при себе в небольшой коробочке (инро), носимой на шнурке, привязанном к поясу.

5. Сандзяку тэнугуи 三尺手拭い, буквально переводится как «полотенце для рук длиной 3 сяку» (около 1 метра), это многоцелевое «полотенце», окрашенное, как и синоби сёдзоку, методом суходзомэ. Обычно его носили, повязав поверх пояса или в специальном кармане, или за пазухой под нижней рубахой. Использовалось это полотенце как фукумэн (маска для маскировки), маска-респиратор в едком дыму, веревка для связывания врага или подтягивания товарища на стену, как фильтр для воды, жгут при перетягивании раны и тому подобное.

6. Утидакэ 打ち竹, также называется цукэдакэ или хидакэ. Это бамбуковый контейнер в форме небольшой трубки (или двух, вставленных одна в другую) с крышечкой, применявшийся для переноски тлеющих углей. Длиной около 25 сантиметров и диаметром до 7 сантиметров, он, как и инро, имел шнурок для привязывания к поясу и массу маленьких отверстий или продольных прорезей для подачи воздуха. В принципе, это своеобразный аналог современной карманной зажигалки. В качестве «топлива» ниндзя использовали корпию из верёвки, косточки хурмы и др. Применялось ниндзя в самых разных целях, связанных с использованием огня – от банального поджога до подачи сигналов и согревания рук зимой.

Большинство из этих предметов — стандартное снаряжение лесорубов, крестьян и солдат. Японцы (как и европейцы) пользовались огнивом, но в условиях диверсионной операции всё-таки проще иметь что-то горящее, а не высекать огнивом искру. Эта же труба с углями служила ручной грелкой (по сравнению с Западной Европой климат Японии отнюдь не тёплый). Шпионам требовалось делать записки, рисовать карты и ставить метки — поэтому обязательны приспособления для письма.

Остальное снаряжение зависело от ситуации. Это лестницы и крючья для залезания на стены, отмычки для вскрывания замков, компактные, но эффективные плавсредства.

  • Маскировочный костюм — синоби-сёдзоку 忍び装束, детали синоби-сёдзоку: уваги 上着 (куртка) и додзимэ 銅締め (пояс), игабакама 伊賀袴 (штаны), фукумэн 覆面 (маска) и дзукин 頭巾 (капюшон), тэкко 手甲 (накладки на руки), кяхан или асимаки 足巻き (ножные обмотки), таби 足袋 (обувь-носки с отдельным большим пальцем), варадзи 草鞋 (сандалии) и уваппари 上っ張り (верхняя куртка) и нагабукуро 長嚢 (заплечный «вещь-мешок»).
  • Сменное одеяние ( 変わり御物 кавари-го-моно)
  • Амигаса 編み笠 (плетёная соломенная шляпа в виде низкого конуса)
  • Доспехи
    • Кусари-катабира 鎖帷子 (кольчужный доспех)
    • Татами-гусоку (типы кико и куратагину) — лёгкий доспех
  • Щиты
    • Тэцу-но камэ
    • Дзигу-итаса

Оружие ниндзя

Поскольку ниндзя часто приходилось сталкиваться с необходимостью убивать, ими был разработан целый ряд оружейных средств и способов бесшумного и незаметного убийства. Помимо обычных для средневековой Японии видов оружия, таких как меч или стрелковый лук, синоби использовали весьма специфические виды оружия.

Холодное оружие

Ниндзя, вынужденные воевать в зарослях и помещениях, предпочитали короткие мечи. Традиционный меч (ниндзято) редко превышал 50 сантиметров. Форма меча и его цуба скорее всего были абсолютно обычными, иначе меч бы сразу выдал профессию хозяина. К ножнам могли привязывать несколько метров верёвки: меч мог стать подвесной скамейкой или ступенькой, которую потом затаскивали наверх. Если нужно кого-то связать, от этой верёвки отрезали кусок. Ножны часто были длиннее меча и заодно служили футляром для мелкого снаряжения.

Носили меч обычным способом, на левом боку, иногда (для кувырков или переползаний) сдвигая за спину или на живот.

Стрелковое оружие

Японцы обзавелись огнестрельным оружием с первым же прибытием европейцев. Однако из-за политики самоизоляции и бедности металлом мушкеты были мало распространены — только не у ниндзя. Синоби были весьма искусны в снайперской стрельбе, отдельные источники говорят о стрельбе на 600 метров. Под видом ножа ниндзя мог скрыть примитивную однозарядную пищаль.

Также существовали устройства для дистанционных поджогов — к примеру, сюрикен с пороховым зарядом. Ниндзя поджигал фитиль и забрасывал оружие в соломенную крышу или в другое подходящее место. По крику «Пожар!» охранник мог переключиться с преследования врага на локализацию огня.

  • Фитильные (хинава-тэппо)
  • Кремнёвые (хиути исидзю)
  • Духовые (кукидзю) — духовое ружьё, представляет собой трубку, в которую вставляют стрелки (иголки, шипы)
  • Вакидзаси-тэппо (ружьё, замаскированное под меч вакидзаси)
  • Ядатэ-тэппо (ружьё, замаскированное под футляр для кисти)
  • Кисэру-тэппо (ружьё, замаскированное под курительную трубку)

Пушки

  • Мокухо («деревянная пушка»)
  • Харинуки-дзуцу («трубка из папье-маше»)

Зажигательные средства

  • Огненные стрелы хия
  • Бохия — огненная палка
  • Утихия — метательная зажигательная стрела
  • Хидакэ — огненный бамбук
  • Хисякэн («огненный сякэн»)

Отравляющие средства

В средние века ниндзя широко применяли яды. Наиболее известным и описанным в литературе способом убийства при помощи яда является скатывание капель ядовитого вещества в рот или ухо жертвы по свешенному сверху шнурку или нити. Ниндзя разделяли яды на три категории: медленно действующие яды, или «гёку-ро», получаемые ниндзя из особого сорта зелёного чая; яды, действующие через небольшой промежуток времени (мышьяк, ликорис); яды, убивающие мгновенно, или «дзагараси-яку».

  • Моппан
  • Фуё-но оги
  • Нэмуриби
  • Кусагамэ

Запалы и фитили

  • Хокути
  • Хинава
  • Хиноки-хинава
  • Такэ-хинава
  • Гудзин-хинава
  • Амэ-синоги-хинава
  • Амэ-хинава
  • Мидзу-хинава

Мечи, копья, секиры, ножи

  • Ниндзято, синоби-гатана — меч ниндзя
  • Танто — нож
  • Конагината — короткая нагината
  • Сибаки-яри — копьё
  • Камаяри — копьё-серп
  • Оно или маса-кари — секира или топор
  • Сикоми-дзуэ — скрытое оружие (мечи, ножи с прямым клинком, замаскированные под бытовые предметы)

Когти

  • Тэккокаги или Тэкаги-суко 手かぎ手虎
  • Нэкотэ 猫手 (кошачья лапа)
  • Сюко
  • Асико (когти для ног)

Боевые шесты и дубинки

  • Дзё
  • Сякудзё
  • Рокудзё
  • Сюмонкудзуэ
  • Бо
  • Хамбо
  • Косикирибо
  • Мимикирибо

Оружие переменной длины

Кусаригама — это серп или коса с цепью на конце рукояти. Предположительно, искусство владения этим оружием (кусаригама-дзюцу) появилась либо в XIV-м, либо в XVII-м веке. Возможно, применение серпа ниндзя было связано с необходимостью маскировки оружия под обыденный сельскохозяйственный инструмент. Является соединением кама и манрики-кусари, где цепь обычно имеет длину 2,5 метра, гирьки различны по весу и форме, а кама имеет рукоять 0,6 метра длиной и наконечник 0,3 метра. В отдельных случаях наконечник кама мог быть откидным, а в рукояти скрывался кинжал.        

  • Мусубинава — верёвка с грузиком
  • Кусари — цепь, другие названия (зависят от длины и грузиков): кусари-фундо, тама-гусари, содэ-гусари, кусари-дзюттэ, рё-бундо
  • Кусари-кама — полусерпы с верёвкой и грузом или с цепью
  • Кама — серп

Метательные бомбы и гранаты

Метательное оружие

  • Ханкю (половинный лук) и юмия (стрелы)
  • Фукия (Фукибари) — стрельба отравленными стрелами из духового «ружья»

Сюрикэны (метательные «звёзды» и «стрелки» ниндзя)

  • Сякэн («звездочка»), типы: санко, дзюдзи, роппо, хаппо, мандзи, нагарэ-мандзи, тэккан и т. д.
  • Бодзё-сюрикэн («сюрикэн-палочка»), типы: босугата, тантогата, кугигата, хэйтёгата, харигата, хасидзё, кусабигата и т. д.
  • Утинэ (хотя это не совсем сюрикэн, а укороченная стрела с более тяжёлым наконечником, напоминает дротик для дартс, но большего размера)
  • Цубутэ
  • Арарэ
  • Мэцубуси

Приспособления для преодоления стен

  • Синобикаги — посох с крюком на конце и петлями верёвками вдоль посоха для ног
  • Лестница (тобибасиго) — верёвочная лестница с железным крюком на верхних концах
  • Кагинава (кошка) — двойной, тройной и более железный крюк с верёвкой (иногда цепь)

Куноити

Куноити  くノ一  — термин, обозначающий женщин-ниндзя. Слово «куноити» — это прочтение отдельных черт иероглифа ( «женщина») как символов каны ку, но и ити (   «один»).

Куноити были обучены иначе, чем мужчины-ниндзя. Их подготовка в большей степени была ориентирована на скрытность, знание ядов, а также использование их женского обаяния. Хотя они были обучены и ближнему бою, но применяли эти навыки, только когда появлялась угроза их разоблачения и поимки. Они, как правило, выдавали себя за гейш, проституток, артисток, главное было подобраться как можно ближе к врагу. Не всегда те, кого они соблазнили, становились их жертвами, они точно так же могли быть замаскированы под домашних рабов и таким образом получать нужную информацию. Кроме того, воспитанницы Мотидзуки Тиёмэ 望月千代女 (Mochizuki Chiyome), служившей клану Такэда 武田氏, являлись монашками — мико 巫女.

Будзинкан

Будзинкан 武神館 (дворец божественного воина) — японская школа комплексного боевого искусства, претендующая на наследование учения, традиций и методов ниндзя и в настоящее время насчитывающая более 300 тысяч учеников по всему миру. Однако по мнению кандидата исторических наук япониста А. М. Горбылева будзикан не имеет никакого отношения к традиционным школам ниндзя, а является комбинированной системой рукопашного боя, соединившей в себе древние школы будзюцу (например вся работа с оружием и почти вся бросковая техника тайдзюцу Будзинкана заимствована из школ Куки синдэн-рю и Такаги Ёсин-рю) и более поздние школы каратэ, айкидо и китайского кэмпо. В любом случае отсутствуют доказательства существования Будзикана в период средневековья. Эклектичная боевая система, созданная в 1973 году японским мастером будо Масааки Хацуми в память о своем учителе Тосицугу Такамацу на основании переданных ему прав (мэнкё кайдэн) на все включенные школы. Будзинкан включает в себя 9 школ традиционного древнего будо (корю), 3 из которых — школы ниндзюцу, и 6 самурайских школ.

Будзинкан является самой популярной школой боевых искусств из числа претендующих на преемственность от средневековых ниндзя. Большая часть техник Будзинкан будо тайдзюцу, происходит из шести основных школ, входящих в Будзинкан, а именно: Кото Рю, Гёкко Рю, Синдэн Фудо Рю, Такаги Ёсин Рю, Кукисиндэн Рю, и Тогакурэ Рю. Гикан рю коппо-дзюцу, Кумогакурэ-рю нинпо и Гёкусин-рю нинпо мало известны на западе и преподаются на высшей ступени передачи.

Критика генеалогии школы со стороны ученых-японистов

Развернутый анализ официальной генеалогии Будзинкана осуществил кандидат исторических наук японист А. М. Горбылев. Хацуми Масааки не был единственным учеником Такамацу Тосицугу. Напротив, у Такамацу было много учеников. Да и сам Хацуми познакомился с Такамацу через своего учителя Уэно Ки Тэсуя. Кукисиндэн-рю хаппо-хикэн-дзюцу передавалась в семье Куки, которая принадлежала к слою мелких феодалов. Техника школы восходит к «самурайским» стилям Катори Синто-рю и Касима Синто-рю. Непричастность Кукисиндэн-рю к ниндзя подтверждается и техникой школы, где используется тяжёлый самурайский доспех ёрои. В то же время школы Кукисиндэн-рю и Такаги Ёсин-рю помимо Будзинкан преподаются в Японии десятками мастеров (не связанных с Хацуми Масааки и Тосицугу Такамацу), а остальные 7 школ существуют только внутри Будзинкан (также в Гэнбукан и Дзинэнкан, но их линия также идет от Хацуми Масааки) и неизвестны в остальной Японии.

Доктор наук в области японской истории и культуры Касем Зугари (тема докторской диссертации: «Ниндзюцу: Его форма, история и сущность), преподаватель кафедры истории в Токийском университете, также являющийся членом Будзинкан и прямым учеником Хацуми, на основании своих многолетних исследований сделал однозначный вывод о принадлежности школ ниндзюцу, входящих в Будзинкан к традиции ниндзя.

Состав школы по изучаемым будо

В программу Будзинкана входят 9 школ будо: Тогакурэ-рю нимпо, Гёкко-рю Коси-дзюцу, Куки синдэн-рю хаппо-хикэн-дзюцу, Синдэн-Фудо-рю дакэнтай-дзюцу, Кото-рю коппо-дзюцу, Гикан-рю коппо-дзюцу, Такаги Ёсин-рю дзютай-дзюцу, Кумогакурэ-рю нимпо и Гёкусин-рю нимпо.

Школы Куки синдэн-рю и Такаги Ёсин-рю помимо Будзинкан преподаются другими мастерами в Японии, не связанными с Хацуми Масааки и Тосицугу Такамацу, а остальные 7 школ существуют только внутри Будзинкан и неизвестны в остальной Японии.

Генеалогия школы по версии Масааки Хацуми

Истоки школы тянутся к Икаи, жившему на рубеже X и XI веков на территории современной Кореи. В результате междоусобной войны он оказался на проигравшей стороне и был вынужден бежать в Японию. В Японии Икаи скрывался в пещерах в провинции Ига. Непосредственным же основателем школы считается Тогакурэ Дайсукэ (урождённый Нисина Дайсукэ). Отец Дайсукэ, Нисина Юкихиро, был вассалом Кисо Ёсинаки. В 1182 году Ёсинака был убит в битве в ходе междоусобной войны. Тогакурэ Дайсукэ, как сторонник Ёсинаки, был вынужден бежать. Осел он в деревне Тогакурэ (Тогакуси) в провинции Ига. Там он и обучался боевому искусству у Когакурэ Доси. Соединив свою технику и технику Доси Дайсукэ создал школу Тогакурэ Рю. Вторым великим мастером ниндзюцу Тогакурэ Рю считается Сима Косанта Минамото-но Канэсада.

Начиная с XVII века учение передавалось внутри семьи Тода.

Школа в наши дни

В настоящее время Токагурэ-рю — самая популярная школа, претендующая на наследие ниндзя. На данный момент патриархом школы является Масааки Хацуми, который родился 2 декабря 1931 года в префектуре Тиба 千葉県 (Тиба-кэн), по прозвищу Торацуги (Преследующий Тигр), перенявший боевое искусство от сэнсэя Такамацу Хисадзи. Хацуми принял решение, как и многие другие мастера боевых искусств в XX веке, рассекретить свою школу. В начале была открыта общедоступная школа для японцев, позже, в 80-х годах, Хацуми начал обучать и иностранцев. В настоящее время обучение ведётся не только в Японии, но и в Европе и Америке, а также в России.

Список сокэ школы

По утверждению Масааки Хацуми у Тогакурэ Рю было 33 сокэ:

  1. Тогакурэ Дайсукэ 戸隠 大助 (эра Охо, 1161)
  2. Сима Косанта Минамото-но Канэсада 志摩小三太源兼定 (1180)
  3. Тогакурэ Горо 戸隠五郎 (1200)
  4. Тогакурэ Косанта 戸隠小三太
  5. Кога Кисанта 甲賀鬼三太
  6. Канэко Томохару 金子友春
  7. Тогакурэ Рюхо 戸隠龍法
  8. Тогакурэ Гакуун 戸隠岳雲
  9. Кидо Косэки 木戸小石
  10. Ига Тэнрю 伊賀天龍
  11. Уэно Рихэй 上野利平
  12. Уэно Сэнри 上野千里
  13. Уэно Мандзиро 上野万二郎
  14. Иидзука Сабуро 飯塚三郎
  15. Савада Горо 沢田五郎
  16. Одзару Иппэй 大猿一平
  17. Кимата Хатиро 十又八郎
  18. Катаока Хэйдзаэмон 片岡平座衛門
  19. Мори Угэнта 森宇源太
  20. Тода Гохэй 戸田五兵衛
  21. Кобэ Сэйун 神戸青雲
  22. Момоти Кобэй 百地幸兵衛
  23. Тобари Тэндзэн 戸張典善
  24. Тода Сэйрю Нобуцуна 戸田盛柳信綱 (эра Канэй 1624—1644 годы)
  25. Тода Фудо Нобутика 戸田不動信近 (эра Мандзи 1658—1681 годы)
  26. Тода Кангоро Нобуясу 戸田観五郎信安 (эра Тэнна 1681—1704 годы)
  27. Тода Эйсабуро Нобумаса 戸田英三郎信正 (эра Хоэй 1704—1711 годы)
  28. Тода Симбэй Масатика 戸田新兵衛正近 (эра Сётоку 1711—1736 годы)
  29. Тода Сингоро Масаёси 戸田新五郎正良 (эра Гэмбун 1736—1764 годы)
  30. Тода Дайгоро Тикахидэ 戸田大五郎近秀 (эра Мэйва 1764—1804 годы)
  31. Тода Дайсабуро Тикасигэ 戸田大三郎近繁 (эра Бунка 1804 год)
  32. Тода Синрюкэн Масамицу 戸田真竜軒正光 (родился в 1824 — умер в 1909)
  33. Такамацу Тосицугу Уо 高松寿嗣翊翁 (родился в 1888 — умер в 1972)
  34. Хацуми Масааки 初見良昭 (родился 2.12.1931 года) — действующий сокэ

Японские исследователи ниндзюцу

  • Ито Гингэцу 伊藤銀月
  • Юйноки Сюнъитиро 柚木俊一郎
  • Наканиси Ёситака 中西義孝
  • Адати Кэнъити 足立巻一
  • Нава Юмио 名和弓雄
  • Накасима Ацуми 中島篤巳
  • Исикава Масатомо 石川正知
  • Тобэ Синдзюро 戸部新十郎
  • Ямагути Масаюки 山口正之
  • Кояма Рютаро 小山龍太郎
  • Окусэ Хэйситиро  奥瀬平七郎
  • Хацуми Масааки 初見良昭
  • Фудзита Сэйко 藤田西湖
  • Фудзита Кадзутоси 藤田和敏
  • Такамацу Тосицугу 高松寿嗣
  • Каваками Дзинъити 川上仁一
  • Курои Хиромицу 黒井宏光
  • Икэда Хироси 池田裕
  • Исода Митифуми 磯田道史
  • Ямада Юдзи 山田雄司
  • Иноуэ Наоя 井上直哉

 

Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@katori.ru