Пробное разрубание

Тамэсигири 試し斬り, 試し切り, 試斬, 試切 - пробное разрезание или разрубание — испытание японских мечей. Эта практика стала популярной в период Эдо (точнее в XVII веке) для проверки качества мечей и продолжается до настоящего времени. Однако сегодня практика тамэсигири превратилось в боевое искусство, которое фокусируется на демонстрации мастерства практикующего с мечом, а не на качестве самого оружия.



«Каждый, кто имеет право носить длинный меч, должен помнить, что его меч должен рассматриваться как его душа, что он должен отделиться от него лишь тогда, когда он расстанется с жизнью».

                                         Завещание Токугава Иэясу (1615 год)

Раньше клинки испытывали перерубанием соломенных снопов, соломенных матов, бамбука, самурайских шлемов, медных и стальных пластин, при казни преступников, на трупах казненных людей. Некоторые самураи тестировали мечи на нищих и пьяных, на сей счет существовала поговорка: «Купленный утром меч должен быть использован до заката солнца».

Самым простым, распространенным и доступным было и остаётся разрубание соломенных снопов. Для этого используется рисовая солома, связанная в сноп, которая вымачивалась в воде, надевалась на шест молодого бамбука и закреплялась либо в специальном станке, либо врывалась в землю, либо подвешивалась на веревку. Считается, что перерубание рисового снопа по усилию сродни отрубанию головы: бамбук имитирует шейные позвонки, а сноп — мышцы человеческой шеи.

В период Эдо только самые опытные фехтовальщики выбирались для испытания мечей, так что мастерство фехтовальщика не являлось субъективной величиной и не влияло на качество реза. Материалы, используемые для тестирования мечей значительно варьировались. Такими материалами были вара (рисовая солома), гоза (верхний слой татами), бамбук и тонкие стальные листы.

Кроме того, было большое разнообразие тестов на трупах, а иногда и на осужденных преступниках. Сегодня ещё можно найти старые мечи, на которых есть надписи на  нагаго (хвостовиках), которые говорят об испытаниях, например, «Пять тел с рю-гурума». Такая подпись, известная как тамэси-мэй 試銘 или сайдан-мэй 裁断銘 значительно повышала ценность меча. В стоимость оружия владелец закладывал некоторую сумму денег как плату за тест. Краткие сокращения звучали как: Рё гурума - тест бедра, Таби-гата 足袋形 - тест голеностопа, О-кэса 袈裟 - диагональный срез от плеча до противоположного бедра. И хоть данная услуга была достаточно дорогой, самураи охотно платили специально обученным и особо опытным фехтовальщикам за возможность испытать свое новое оружие.

Существует апокриф осужденного преступника, который, после того, как ему сказали, что он будет использован для теста разреза Кэса-гири, спокойно пошутил, что если бы он знал это зарнее, то проглотил бы большие камни, способные повредить лезвие.

По легенде сёгуны клана Минамото владели двумя мечами мастера Мондзю: «Хигэгири» («сбриватель бороды») и «Хидзамару» («повелитель коленей»). Мечи отличались невероятной остротой и износостойкостью лезвий. Если первым мечом случалось отрубить врагу голову то клинок успевал вдобавок срезать и бороду несчастного. Вторым мечом при казни преступника через отрубание головы (это делалось в положении осужденного стоя на коленях вперед согнувшись) палач настолько легко отделял голову от тела, что по инерции постоянно разрубал и колени.

В наше время, практика тамэсигири сосредоточена на тестировании способностей фехтовальщика, а не меча. Сами мечи, используемые в этой практике, как правило, недороги.

Древняя синтоистская религия наделила меч разумом и собственной волей. Это дар богов, который несет созидание и гармонию. Самурайкатаги 侍気質 говорят Японцы - «Душа самурая» это его меч.

И сколько существует меч, столько и существует практика его испытания. Филигранная технология создания японского меча не уберегала мастера от ошибки, которая могла оказаться роковой на поле боя и именно поэтому, покупая меч, его новый хозяин желал убедиться в его надежности и боевых качествах.

В период Эдо тамэсигири превращается в отдельное боевое искусство и разделяется на два направления: Сидзан - дисциплина проверяющая мастерство мечника и Сито - тестирование непосредственно самого меча. Обе школы отличаются как техникой проведения рубки, так и материалами целей.

Сидзан 試斬 - практика направленная на проверку навыков и эффективности мастера в рубке макивар, в качестве которых принято использовать молодой бамбук или скрученные циновки Вара. Данная дисциплина регламентируется правилами Сидзан Кокороэ дзюккадзэ, где главным приоритетом является безопасность, не причинение вреда себе, окружающим и мечу.

Одним из первых шагов в сидзан является изучение томэ - остановке меча после совершения удара. Далее идет изучение более сложных техник: макури, каэси, нагаси (беспрерывная рубка, быстрая рубка нескольких целей, рубка подвижных целей.

Сито 試刀 - испытание меча, а точнее двух его характеристик: остроты и прочности. В связи с высокой опасностью проведения теста, проводится только ситокой (испытателем мечей). В качестве материалов для испытания использовались как тела людей и животных, так и отдельные элементы доспехов, шлемы, закрепленные на специальных подставках металлические пластины. Для теста, клинок насаживался на специальную рукоять Киридзуку 切り柄. В первую очередь мастер оценивал вес и баланс клинка, а после проведения испытаний давал оценку всему клинку и назначал его цену. Как часто бывало, его вердикт мог как прославить кузнеца, так и покрыть его имя позором, посему ситока должен был быть не только искусным мечником, но и хорошо разбираться во всех тонкостях качества меча.

Сегодня мишени для тестовой рубки зачастую выполняются из Вара (циновки из рисовой соломы), Татами – омотэ (верхнее покрытие татами похожего на пляжный коврик), или бамбука (но только зелёного), а также комбинации этих элементов. Для придания макиваре баллистических свойств, схожих с плотностью человеческого тела, скрученные в рулон циновки вымачиваются в воде. Размещаться сноп может как на вертикальной подставке Доттон, так и горизонтальной Дотан.

Техника рубки

1. Кэса-гири 袈裟切り - сверху вниз по диагонали под углом 30-50 градусов

2. Кири-агэ
切り上げ - снизу-вверх по диагонали, с сохранением угла атаки 30-50 градусов

3. Суихэ - горизонтальный рез (наиболее сложный) где вектор приложения силы приходится поперек волокон макивары.

4. Сёмэн 正面 или Сёмэн-гири 正面斬り – вертикальный удар сверху вниз при горизонтальном размещении мишени

В некоторых школах Баттодзюцу и иайдзюцу рассматривается также показатель глубины реза

· Моноути 物打 – последней третью меча

· Кисаки 切先 – на глубину кисаки

· Рез кончиком кисаки

Накаяма Хакудо, кэнсэй, который регулярно занимался Тамэсигири, замечал, что само по себе разрубание не является самоцелью, Тамэсигири следует практиковать как средство совершенствования своих способностей в фехтовании и принципов будо сэйсин - духа боевого пути.

В современном мире интерес к тамэсигири не утрачен и с каждым годом только развивается. В многих странах (в том числе России) регулярно проводятся чемпионаты по данной дисциплине которые собирают тысячи участников и сотни тысяч поклонников этого древнего боевого искусства, искусства совершенствования и познания себя через применение принципов бусидо.

Известными семьями испытателей мечей были дом Ямано 山野 и дом Ямада 山田. Дом Ямада (山田), многие представители которого служили государственными испытателями мечей, пользовался восемнадцатью основными траекториями рубки тела, большинство из которых совпадают с направлениями стандартных боевых ударов (второе название — устаревшее):



  1. Ко-кэса 袈裟 (Ko-kesa)
  2. Кэса 袈裟 (Kesa) или О-кэса 袈裟 (O-kesa)
  3. Содэсури (Sodesuri)
  4. Хидзи-тати 断ち (Hiji Tachi)
  5. Тати-вари 太ち割 или 断ち割 (Tachiwari) или Ками-тативари (Kami Tachiwari)
  6. Таи-таи 太々 (Tai Tai) или Сурицукэ 摺附 (Suritsuke)
  7. Кариганэ 雁金 (Karigane) или Вакигэ 脇毛 (Wakige)
  8. Tи-вapи 乳割 (Chiwari) или Ити-но до (Ichi-no Do)
  9. Вакигэ 脇毛 (Wakige) или Ни-но до (Ni-no Do)
  10. Сурицукэ 摺附 (Suritsuke) или Сан-но до () (San-no Do)
  11. Ити-но до (Ichi-no Do) или Хон-до (Hondo)
  12. Ни-но до (Ni-no Do) или Xaти-май мэ 八枚目 (Hachimaime)
  13. Сан-но до (San-no Do) или Курумасаки 車先 (Kurumasaki)
  14. Курумасаки 車先 (Kurumasaki) или Аи-но курума (Ai-no Kuruma) или магурума 間車
  15. Рё-курума (Rio Kuruma) или морогурума 諸車
  16. Симотатэ-вapи 下立割り (Shimotatewari)
  17. Хиза-тати 断ち (Hiza Tachi)
  18. Таби-гата 足袋形 (Tabigata)

 

Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@katori.ru