Гармоничная дистанция 間合い

Ма-ай 間合い - термин в японских боевых искусствах, обозначающий в общем случае дистанцию между двумя оппонентами в битве или дистанцию боя. Ma-ai (ma: дистанция; ai: гармония) -  то есть надлежащее расстояние .... ..

Однако, ма-ай - это и сложная концепция, включающая не только дистанцию между противниками, но также время, которое потребуется для преодоления этой дистанции, угол и ритм атаки. В частности ма-ай означает точную позицию, с которой оппонент может ударить другого, оценив перечисленные элементы. Например, ма-ай более быстрого противника дальше, чем у более медленного. Ма-ай зависит от того, нападает вооружённый или безоружный противник, в случае с оружием дистанция должна быть больше. В идеале нужно поддерживать ма-ай, одновременно не давая оппоненту сохранять свой ма-ай, чтобы иметь преимущество. На тренировках необходимо выработать в себе способность чувствовать дистанцию, и способность быстро её  изменять: если ты слишком далеко от противника - ты не можешь нанести удар или контратаковать; если слишком близко - тебя победили.

Гармоничная дистанция ма-ай - один из важнейших принципов будо. Это сфера вокруг воина, в пределах которой он в безопасности.  Ма-ай не всегда означает именно дистанцию, этот термин также подразумевает безопасное место в пространстве, которое открывается на время атаки: большинство «входов» тесно связаны с этим понятием и ведут именно в эту безопасную область.   В классических воинских искусствах, в том числе, в нашей школе  сначала всегда защищается учитель или старший ученик, так как начинающий ученик не в состоянии моментально изменять свой ма-ай в зависимости от ситуации. В более широком смысле ма-ай означает способность оценивать пространство другого человека, учиться приспосабливаться к различным условиям и развивать хорошее чувство тайминга в людских делах.

Понятие Ма является одной из черт азиатской культуры и может означать, в зависимости от обстоятельств, «место», «пространство», «промежуток времени» или «ритм». В живописи ма широко используется как негативное пространство. Это означает, что большие куски полотна оставляются пустыми или едва закрашенными, чтобы вызвать ощущение облаков, далеких гор, широких водных просторов и тому подобного. В каллиграфии расположение в пространстве имеет еще более важное значение, и признаком настоящего мастера является способность естественно расположить иероглиф в правильном месте.

Ма также проявляется в японской музыке, танце, драме, комедии и литературе. Это ма принадлежит царству интуиции и представляет собой своего рода трехмерное кокю. Возьмем, к примеру, драму Но. Музыканты, аккомпанирующие актерам, нередко издают энергичные выкрики точно в нужный момент в интервалах между часто меняющимися репликами актеров. Такие выкрики, конечно, нельзя вписать в партитуру — их нужно издавать спонтанно. Ма имеет такое же решающее значение для успеха театральных видов искусств, как и кокю, — один современный японский комик даже покончил с собой, потому что потерял «чувство ма». Одна из причин немногословности японской поэзии — всего лишь восемнадцать слогов в случае хайку — заключается в том, что читатель сам должен войти в пространство ма между каждым словом и фразой и разглядеть замысел поэта.


 

 

 

 

 

Россия ロシア Москва モスクワ, Октябрьский переулок, дом 11 (зал на первом этаже). Занятия проводятся в понедельник и среду с 19.15 до 21.30.

Телефоны: +7 965 108 88 66 или +7 985 784 27 17. E-mail: andrienkov@katori.ru