Осмысление пройденного 稽古
Кэйко 稽古 - это метод обучения или практика, где 稽 означает обдумывание, размышление, осмысление, а 古 означает старое - то есть обдумывание изученного, осмысление, которое должно привести к качественной трансформации - от количества повторений ката 形(方) к пониманию как эти техники работают и что позволяют сделать.
Чтобы учить не приёмы, а принципы ученику необходимо размышлять о своих действиях, сравнивать их с техниками инструкторов и других учеников, анализировать и даже чувствовать. И не только на тренировке, в кэйко очень важно усердие и постоянное повторение. Практикующий боевое искусство многократно повторяет какую-либо технику в определенный момент времени, прилагая все усилия к ее улучшению, поскольку правильность выполнения приемов означает их силу. Кэйко - это занятия через повторение, однако это не просто копирование движений, но физическое действие, сопровождаемое истинным Духом и Самосовершенствованием. Старинная японская пословица гласит: «Услышишь – забудь. Увидишь – запомни. Делай и поймешь».
Традиционная система обучения и воспитания в японских боевых искусствах невозможна без ритуальной стороны. И, если содержательная составляющая процесса различна для разных видов будо и будзюцу, то в «формальной», ритуальной составляющей можно найти много общего, что позволяет говорить о существовании неписаного стандарта в практике обучения воинским искусствам в Японии.
В основе этого стандарта ритуальных и воспитательных форм лежит традиционная система организации обучения - система иэмото 家元 (дословно: «основа семьи«), иэмото сэйдо 家元制度, распространяющаяся не только на боевые искусства, но и на традиционные искусства вообще: икэбану 生花(活け花), чайную церемонию тядо 茶道, каллиграфию сёдо 書道, театры Но 能 и Кабуки 歌舞伎. Следует отметить, что первым, кто употребил этот термин в отношении практики обучения искусствам, по мнению японских ученых был известный мастер театра Мотокиё Дзэами 世阿弥元清.
Традиционно ритуал пронизывает жизнь занимающихся и представляет собой результат длительного сосуществования по крайней мере трех религий: буддизма 仏教, конфуцианства 儒學 и синтоизма 神道.
Ритуал регулирует отношения между старшими и младшими (сэнсэй 先生 (sensei - учитель) - дэси 弟子 (deshi - последователи, ученики); сэмпай 先輩 (senpai - старшие) - кохай 後輩 (kohai - младшие), в чем чувствуется влияние конфуцианства. Ритуальный поклон при входе в Додзё 道場 (dojo - зал для занятий) - восходит к поклону камидана (神棚 kamidana буквально полка или ниша для ками) - синтоистскому алтарю. Различные ритуалы молчаливого сосредоточения «мокусо» 黙想 (mokuso) пришли из дзэн-буддизма 禅.
Кэйко 稽古 - это процесс, главным содержанием которого является изучение «ката» 形. Не всегда то, что изучают во время кэйко называется ката, но принцип, выражаемый этим понятием, распространяется на все традиционные искусства Японии. Японские словари определяют ката применительно к искусствам как способ выполнения действия или группы действий, использующийся в качестве образца и характерный для определенной школы или мастера. В близком значении употребляется и слово «ваза» или «вадза» 技 (waza - техника, прием, мастерство), причем исторически многие ката современных искусств восходят к ваза различных мастеров и школ древности.
Ката в традиционных искусствах - это прежде всего учебное упражнение, выполняя которое ученик шлифует мигаку 磨く определенное движение или последовательность движений, стремясь достичь совершенной, образцовой формы. С этим связаны следующие особенности, присущие всем традиционным искусствам:
• Постижение смысла движения возможно только путем совершенствования его формы. В ката форма - это и есть смысл. Ката - это и форма передачи традиции, и содержание этой традиции. В частности, именно определение различий в ката является главным, а иногда и единственным способом различения школ и направлений внутри традиции.
• Принцип постоянного совершенствования формы вытекает из первой особенности: стремясь к постижению смысла, сути повторения одного движения, выполнение ката во время занятий традиционными искусствами часто называют механическими. Это не так, или, по крайней мере, не должно быть так: каждое следующее исполнение ката должно быть лучше, совершеннее предыдущего.
• Главная функция ката - сохранение традиции мастера и школы. Консервативность - естественное следствие этой функции. Творчество, творческий подход проявляется в создании новой ката или - новой системы ката, в случае выделения самостоятельного направления в традиционных искусствах.
Принципы постоянного совершенствования формы и относительной консервативности в кэйко принимает вид непрерывной передачи и развития традиции, свойственной определенной школе или отдельному мастеру. В повседневной практике эти принципы проявляется в многочисленных обсуждениях предстоящих или прошедших кэйко и других событий в жизни учеников. Практика кэйко делится на простые (общие) тренировки - иппангэйко 一般稽古 или футсугэйко 普通稽古, гокакугэйко 互角稽古 - тренировка, практикуемая между людьми равных технических и физических возможностей, хикитатэгэйко 引き立て稽古 - «тренировка под покровительством», во время которой ученики высокого уровня помогают ученикам более низкого уровня, утикомигэйко 打ち込み稽古 - непрерывная, тяжёлая тренировка, непрерывная тренировка с более продвинутым партнёром или с инструктором, дзиюгэйко 自由稽古 - тренировка подразумевающая свободную практику.
Есть тренировки на свежем воздухе ягаигэйко 野外稽古, тренировки в холодную погоду - кангэйко 寒稽古 (в некоторых школах Японии проходит с 6-го января по 5-е февраля при распахнутых настежь окнах), и наоборот, сётюгэйко 暑中稽古 - тренировки в жаркую погоду (в некоторых школах проходит с 6-го июля по 5-е августа при закрытых в зале окнах), и даже этсунэгэйко 越年稽古 - тренировки в период наступления Нового Года. Существует также хиторигэйко 一人稽古 - тренировка в одиночестве, гассюкугэйко 合宿稽古 - «тренировка в период жизни группой» и миторигэйко 見取り稽古. Глагол миру 見 здесь означает смотреть, глагол тору 取 - брать, получать, приобретать. Мидори (митори) гэйко это такой тип кэйко, при котором мы сами не работаем физически, но наблюдаем за тренировкой других учеников или преподавателей. Этот вид тренировки не менее важен: когда мы смотрим на формы со стороны, мы мысленно проецируем происходящее на себя, отыскивая и исправляя свои и чужие ошибки.