Кудзуси 崩し - разрушение
Термин 崩し «кудзуси» дословно обозначает «разрушение» (или - «разрушение замысла»), но в рамках нашей школы он описывает сложные процессы, происходящие при выполнении формальных упражнений - ката. Согласно старейшему живущему ныне последователю Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, Ямамото Ясумаса 山本泰正, гений О-сэнсэя Иидзаса Тёисай Иэнао 飯篠長威斎家直 (1387-1488 годы) проявился в особой тренировочной методике, которая является характерной и узнаваемой чертой школы, а не в том, что он создал ката, тренируемые в определённой последовательности. Эта методика основывается на кудзуси.
Непосвященным наблюдателям ката кажутся нанесением ударов и их блокированием, но это только иллюзия происходящего. Во многих точках, удары и выпады в жизненно важные области намеренно «перенаправляются» на учебное оружие оппонента. Обязательным для правильной тренировки в Тэнсинсё Дэн Катори Синто-рю является то, что маай - дистанция всегда подходит для нанесения мгновенного смертельного удара.
Перенаправленные резы позволяют практикующим продолжать ката, тем самым способствуя ударам «в полную силу» без выработки «рефлекса безопасности» - необходимости выполнять резы более короткими (урезанными), что безусловно требуется, если бы они были нацелены в жизненно важные области. Такая методика была позже включена в бесчисленное множество боевых систем и школ японских искусств. Отакэ Рисукэ-сэнсэй неоднократно показывал как с помощью небольшого доворота бедер и ухода с линии атаки, можно одновременно избежать удара оппонента и выполнить укол в его жизненно важные органы без изменения баланса и ритмического рисунка.
Длинные ката были созданы для того, чтобы не позволить последователям быть ограниченным в коротких, одношаговых техниках, что типично для многих, если не для большинства, боевых традиций. В Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю ученики сначала изучают раздел омотэ 表之 (внешний или базовый) - ката с формальными действиями и соударяющимся оружием. А затем, на более высоком уровне, рассматриваются внутренние значения и применения каждой техники.
Длинные, часто утомительные, ката предлагают так много переменных, что последователи рю становятся гораздо ближе к реальности боя. Короткие формы, типичные для многих боевых традиций мирного периода Эдо, которые в действительности были сосредоточены на одиночном поединке с мечом, не готовят своих учеников к тяготам реальной войны с длинными маршами и бегу в тяжелых доспехах в течение нескольких часов, а то и дней, одновременно с переноской громоздкого оружия. И последующим за этим боям без отдыха, боевым действиям настолько изнурительным, что многие воины привязывали свою правую руку к мечу, чтобы после нескольких часов битвы их вооружение не выпадало из рук.
Существуют и более глубокие уровени кудзуси. Здесь принципы разрушения замысла существует не только в течение выполнения техник, но и в интервалах между ними. Первый важный принцип называется кураидори кэн но кото 位取劔之事. Он относится к психологической стратегии и методам расположения тела, которые возникают до и в течение боя, подобно всеобщему, взаимному сопоставлению игры мастерского уровня в шахматах. Это своего рода «псевдо-инстинкт» - продукт тренировки, где практикующий в каждый момент помещает себя в наиболее выгодную физическую и ментальную позицию по отношению к ближайшему врагу. В обстановку, внутри которой он сражается в окружении других бойцов, как друзей, так и врагов, которые также могут оказаться рядом. Возможно даже непозволительно близко.
Второй принцип - суратигаи сабаки-кэн но кото 擦違御捌歸劔之事, является термином, который в значительной мере совпадает с общим пониманием дзансин 残心. Здесь речь идет о позиционировании на каждом уровне бытия после победы в поединке, где необходимо сохранять лучшую боевую позицию для того, чтобы быть подготовленным к возможным атакам других врагов. Воин обязан осознавать опасности окружающей обстановки, которые следует устранять для сохранения преимущества в каждый момент времени. Также необходимо избегать крови и других внутренних жидкостей противника и сиюминутных опасностей, которые могут обрушиться на человека или его оружие. Наконец, воин не должен считать себя победителем просто вследствие того, что ему кажется, что он одержал верх. Даже смертельно раненый враг всё ещё может наброситься и убить или покалечить в ответ.
Практикующий, воплощающий эти принципы, никогда не заканчивает ката, располагаясь открыто вблизи от своего партнера по кэйко. Напротив, он выполняет действия и перемещения так, что они обеспечивают ему безопасную позицию, за пределами возможной следующей атаки оппонента, вовлекая практикующего в следующую тренировочную последовательность, как если бы он должен был сражаться с другим противником.
По матералам книги Эллиса Амдура «Старая школа»